Решение б/н Решение и предписание по делу № 02-27-004/2017 от 29 июня 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

28 июня 2017 года                                                                                           г. Ханты-Мансийск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Председатель комиссии:

<...>;

Члены комиссии:

<...>;

<...>;

рассмотрев дело № 02-27-004/2017, возбужденное в отношении ООО «Руками» и ОАО «Информационно – расчетный центр» по признакам нарушения части 11 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», выразившегося в распространении платежных документов (счетов) для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения, и предоставления коммунальных услуг, изготовляемых ОАО «Информационно-расчетный центр», на оборотной стороне которых содержится реклама ООО «Руками» («Бесплатная доставка Додо-пиццы в Ханты-Мансийске от 385р»),

в присутствии представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе - ОАО «Информационно – расчетный центр», по доверенности от 19.06.2017 года – <...>;

в присутствии представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе - ООО «Руками», генерального директора – <...>,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В ходе осуществления мероприятий по контролю за соблюдением требований рекламного законодательства 06.03.2017 установлены признаки нарушения законодательства о рекламе.

В городе Ханты-Мансийске выявлены платежные документы (счета) для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения, и предоставления коммунальных услуг, изготовляемые и распространяемые ОАО «Информационно-расчетный центр» (далее – ОАО «ИРЦ»), на оборотной стороне которых содержится реклама ООО «Руками» («Бесплатная доставка «Додо-пиццы» в Ханты-Мансийске от 385р»).

В соответствии с частью 11 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) при производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации, в том числе требования гражданского законодательства, законодательства о государственном языке Российской Федерации.

Указанные платежные документы распространялись по почтовым ящикам многоквартирных домов в городе Ханты-Мансийске.

Согласно Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354), в пункте 69 закрепляют исчерпывающий перечень информации, содержащейся в платежных документах, а именно:

а) почтовый адрес жилого (нежилого) помещения, сведения о собственнике (собственниках) помещения (с указанием наименования юридического лица или фамилии, имени и отчества физического лица), а для жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов - сведения о нанимателе жилого помещения (с указанием фамилии, имени и отчества нанимателя);

б) наименование исполнителя (с указанием наименования юридического лица или фамилии, имени и отчества индивидуального предпринимателя), номер его банковского счета и банковские реквизиты, адрес (место нахождения), номера контактных телефонов, номера факсов и (при наличии) адреса электронной почты, адрес сайта исполнителя в сети Интернет;

в) указание на оплачиваемый месяц, наименование каждого вида оплачиваемой коммунальной услуги, размер тарифов (цен) на каждый вид соответствующего коммунального ресурса, единицы измерения объемов (количества) коммунальных ресурсов (при применении в расчетах за коммунальные услуги по горячему водоснабжению тарифов на горячую воду, состоящих из компонента на холодную воду, используемую в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, - величина каждого из компонентов, единицы измерения объема (количества) горячей воды и тепловой энергии в натуральных величинах);

г) объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных потребителю за расчетный период в жилом (нежилом) помещении, и размер платы за каждый вид предоставленных коммунальных услуг, определенные в соответствии с настоящими Правилами;

д) объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных за расчетный период на общедомовые нужды в расчете на каждого потребителя, и размер платы за каждый вид таких коммунальных услуг, определенные в соответствии с настоящими Правилами;

е) общий объем каждого вида коммунальных услуг на общедомовые нужды, предоставленный в многоквартирном доме за расчетный период, показания коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса, суммарный объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных во всех жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, объем каждого вида коммунального ресурса, использованного исполнителем за расчетный период при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения);

ж) сведения о размере перерасчета (доначисления или уменьшения) платы за коммунальные услуги с указанием оснований, в том числе в связи с:

- пользованием жилым помещением временно проживающими потребителями;

- предоставлением коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность;

- временным отсутствием потребителя в занимаемом жилом помещении, не оборудованном индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета;

- уплатой исполнителем потребителю неустоек (штрафов, пеней), установленных федеральными законами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг;

- иными основаниями, установленными в настоящих Правилах;

з) сведения о размере задолженности потребителя перед исполнителем за предыдущие расчетные периоды;

и) сведения о предоставлении субсидий и льгот на оплату коммунальных услуг в виде скидок (до перехода к предоставлению субсидий и компенсаций или иных мер социальной поддержки граждан в денежной форме);

к) сведения о рассрочке и (или) отсрочке внесения платы за коммунальные услуги, предоставленной потребителю в соответствии с пунктами 72 и 75 настоящих Правил;

л) другие сведения, подлежащие в соответствии с настоящими Правилами, нормативными актами, регулирующими порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, включению в платежные документы.

Правила № 354 являются составной частью Российского Законодательства.

В связи с тем, что пунктом 69 Правил № 354 не предусмотрено размещение рекламы на платежных документах, и такое размещение, с учетом требований части 3 статьи 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации», возможно лишь при наличии соответствующего условия в договоре о предоставлении коммунальных услуг, заключенном между исполнителем коммунальных услуг и потребителем, то указание рекламы без соблюдения указанных норм на оборотной стороне квитанций на оплату коммунальных услуг является нарушением требований части 11 статьи 5 Закона о рекламе.

Антимонопольным органом произведен запрос сведений в адрес МП «ЖКУ», АО «УТС», МП «Водоканал» (исх. от 06.06.2017 года № 02/РШ-3572), находящихся и осуществляющих свою деятельность по ресурсоснабжению в городе Ханты-Мансийске, о наличии в заключенных с потребителями договорах ресурсоснабжения пунктов, предусматривающих получение информации (рекламы) потребителями.

В ответ на указанный запрос антимонопольного органа, МП «ЖКУ», АО «УТС», МП «Водоканал» представили информацию об отсутствии в договорах ресурсоснабжения, заключенных с потребителями, пунктов, предусматривающих получение информации (рекламы) потребителями.

Вместе с тем, Приказом Минстроя России от 29.12.2014 № 924/пр утверждена примерная форма платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг, и рекомендации по ее заполнению.

Приказ Минстроя России от 29.12.2014 № 924/пр также не содержит возможности размещения иной информации (рекламы) на платежном документе для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг.

Из материалов дела № 02-27-004/2017 о нарушении рекламного законодательства следует, что между ОАО «ИРЦ» и ООО «Руками» был заключен договор от 01.02.2017 года № 23 на оказание услуг по информированию населения (далее – Договор).

Согласно указанному договору, ОАО «ИРЦ» обязуется «ежемесячно с 1 по 10 число информировать население из представленных материалов Заказчика» (ООО «Руками»).

Вместе с тем, в правой нижней части листа рекламы указан рекламопроизводитель – ООО «Типография «Югра Принт».

Согласно представленным по запросу антимонопольного органа документам ООО «Типография «Югра Принт», ООО «Руками» заказало изготовление 30 тысяч листовок, на одной стороне которых содержится реклама «Додо-пиццы» (односторонняя печать).

Представитель ООО «Руками», на заседании комиссии по рассмотрению дела о нарушении законодательства о рекламе, состоявшегося 01.06.2017 года, пояснил порядок взаимодействия ООО «Руками» и ОАО «ИРЦ» в рамках распространения рекламы: ООО «Руками» на чистых листах печатало в ООО «Типография «Югра Принт» спорную рекламу. Далее ООО «Руками» передавало листы, на одной стороне которых содержалась указанная реклама, в адрес ОАО «ИРЦ», которое размещало на чистой стороне листов информацию, согласно пункту 69 Правил № 354. Указанные листы, содержащие с одной стороны рекламу «Додо-пиццы», с другой – платежную информацию, распространялись по почтовым ящикам многоквартирных домов.

Таким образом, рекламодателем является ООО «Руками», рекламораспространителем – ОАО «ИРЦ».

Антимонопольным органом не выявлено нарушений при оценке содержания спорной рекламы.

Кроме того, ООО «Руками» размещало рекламу на чистых листах, которые затем передавало в ОАО «ИРЦ», которое и осуществляло печать платежных документов на чистой стороне листа.

Согласно пункту 2.1.2. Договора, Исполнитель (ОАО «ИРЦ») обязуется ежемесячно с 1 (первого) по 10 (десятое) число информировать население из представленных материалов Заказчика (ООО «Руками»).

В соответствии с пунктом 2.3.2.2. Договора, на одной стороне бумаги должна быть размещена информация, которую нужно предоставить населению.

Условий о том, что реклама будет распространяться на платежных документах, договор не содержит.

Таким образом, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России приходит к выводу об отсутствии нарушений законодательства о рекламе в действиях рекламодателя – ООО «Руками».

Согласно пункту 1 статьи 3 Закона о рекламе, реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона о рекламе, объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама;

Согласно пункту 3 статьи 3 Закона о рекламе, товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот

Из содержания распространенной рекламной информации, указанной на оборотной стороне платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг, следует, что таковая является рекламой, поскольку адресована неопределенному кругу лиц (в частности, не только конкретному потребителю, но и членам его семьи, работникам почты, обслуживающих организаций и т.д., поскольку квитанция доставляется в неконвертируемом виде по почтовым ящикам) и, соответственно, направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование поддержания интереса к нему и его продвижению на рынке.

Таким образом, информация, размещаемая ОАО «ИРЦ» на оборотной стороне платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг, распространяемая ОАО «ИРЦ» является рекламой.

На основании вышеизложенного, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России, рассмотрев материалы дела, доводы лиц участвующих в деле, пришла к выводу, что ОАО «Информационно-расчетный центр» нарушило требования части 11 статьи 5 Закона о рекламе, размещая рекламу «Додо-пиццы» на оборотной стороне платежных документов для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг, и распространяя их по почтовым ящикам абонентам ресурсоснабжающих организаций города Ханты-Мансийска.

Руководствуясь статьей 33, частью 1 статьи 36, частями 4, 6, 7, 8 статьи 38 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» и в соответствии с п.п. 37-43, 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать рекламу «Додо-пиццы», содержащуюся на оборотной стороне платежных документов для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг, распространяемую ОАО «Информационно-расчетный центр» по почтовым ящикам абонентам ресурсоснабжающих организаций города Ханты-Мансийска, ненадлежащей.

2. Признать в действиях ОАО «Информационно-расчетный центр», выразившихся в размещении рекламы «Додо-пиццы» на оборотной стороне платежных документов для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг, их распространении по почтовым ящикам абонентам ресурсоснабжающих организаций города Ханты-Мансийска, нарушение требований части 11 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

4. Выдать ОАО «Информационно-расчетный центр» обязательное для исполнения предписание.

5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Ханты-Мансийского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

6. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на ведущего специалиста - эксперта отдела Управления – <...>

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                                            <...>

 

Члены Комиссии                                                                                                             <...>

 

<...>

 

Примечание: Решение антимонопольного органа может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня вынесения.

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 46

О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ

 

28 июня 2017 года                                                         г. Ханты-Мансийск
 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе, в составе:

Председатель комиссии:

<...>;

Члены комиссии:

<...>;

<...>;

На основании своего решения от 28.06.2017 года по делу № 02-27-004/2017 о признаний ненадлежащей рекламы «Додо-пиццы», размещенной ОАО «Информационно-расчетный центр» на платежных документах для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг, распространенной по почтовым ящикам абонентам ресурсоснабжающих организаций города Ханты-Мансийска,

в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. ОАО «Информационно-расчетный центр» (628012, г. Ханты-Мансийск, ул. Чехова, 19, ИНН 8601036743) прекратить распространение рекламы на платежных документах для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг (в том числе на оборотной стороне).

2. ОАО «Информационно-расчетный центр» (628012, г. Ханты-Мансийск, ул. Чехова, 19, ИНН 8601036743) представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до 10 июля 2017 года.

В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Ханты-Мансийский УФАС России вправе в соответствии с пунктом 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                          <...>

 

 

Члены комиссии:                                                                                      <...>

                                                                                                    

                                                                                                                  <...>

 

 

Примечание: Предписание антимонопольного органа может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны