Решение №02/АП-1002 Решение по жалобе № 02/АП-1002 от 24 февраля 2015 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
Резолютивная часть решения объявлена 19.02.2015 г.Ханты-Мансийск
Решение изготовлено в полном объеме 20.02.2015
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее – Комиссия) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, действующая на основании Приказа № 1230 от 16.10.2014 в составе:
Председатель комиссии:
<...>
Члены комиссии:
<...>
<...>
<...>
в отсутствие представителя Заказчика ООО «РН-Информ», представителя Участника закупки – ООО «Ресурс», надлежащим образом уведомленных о месте и времени рассмотрения жалобы;
рассмотрев сведения, представленные ООО «РН-Информ» (вх. от 09.02.2015 вх.№ 283-о),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее - Ханты-Мансийское УФАС России) поступило обращение ООО «РН-Информ» (далее – Заказчик), содержащее сведения об отказе ООО «Ресурс» (далее – Участник закупки), признанного победителем закупки услуг по выполнению внерегламентных работ систем автоматизации производственных процессов на объектах ОАО «Самотлорнефтегаз», извещение № 31401760838, от заключения предусмотренного условиями закупки договора и ходатайство Заказчика о включении сведений об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков.
В адрес Заказчика и участника закупки направлено уведомление о поступлении обращения и о приостановлении закупки до рассмотрения обращения по существу (исх. от 12.02.2015 № 02/АП-837).
Рассмотрение Комиссией обращения состоялось 19 февраля 2015 года в 10 часов 30 минут, по адресу: г.Ханты-Мансийск, ул. Чехова, 12 «а».
О месте и времени рассмотрения обращения ООО «РН-Информ» заинтересованные лица уведомлены надлежащим образом, явку представителей не обеспечили.
Изучив материалы обращения, представленные доказательства, пояснения представителей Заказчика, Участника закупки, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России пришла к следующим выводам.
Закупочная деятельность Заказчика регламентирована Положением о закупке товаров, работ, услуг ООО «РН-Информ» (далее также – Положение), утвержденным решением единственного участника от 28.12.2012 и размещенным на сайтах www.zakupki.gov.ru (далее также – Официальный сайт) и http://zakupki.ros№eft.ru/ (далее также – сайт Заказчика).
Способ осуществления закупки – запрос ценовых предложений (запрос цен).
ООО «РН-Информ» (Нефтяников ул., стр. 5, Пионерная зона, г. Нефтеюганск, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Тюменская область, 628309) намеревалось заключить с участником закупки, представившим наилучшую заявку на участие в запросе цен договор, предметом которого являлось «Оказание услуг по техническому обслуживанию, ремонту и подготовке к поверке средств и систем измерения количества и параметров качества нефти на объектах ОАО «Корпорация Югранефть», ОАО «РН-Нижневартовск», ОАО «Самотлорнефтегаз».
Настоящий запрос цен объявлен извещением от 01.12.2014 № 31401760838, размещенным на Официальном сайте и сайте Заказчика.
В соответствии с протоколом заседания закупочной комиссии от 25.12.2014 № В-ВП-577 по итогам проведения запроса цен в отношении лота «Оказание услуг по выполнению внерегламентных работ систем автоматизации производственных процессов на объектах ОАО «Самотлорнефтегаз» победителем признано ООО «Ресурс» (Индустриальная ул., д. 16, стр. 12, г. Нижневартовск, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Тюменская область, 628000).
Письмом от 26.12.2014 № 2014-365 ООО «Ресурс» сообщило ООО «РН-Информ» о невозможности выполнения работ по лоту № И-ВП-577 «Оказание услуг по выполнению внерегламентных работ систем автоматизации производственных процессов на объектах ОАО «Самотлорнефтегаз» на 2015 год, в связи с нерентабельностью.
На основании вышеуказанного, Заказчик считает победителя закупки уклонившимся от заключения договора, просит включить его в реестр недобросовестных поставщиков.
Согласно представленным ООО «Ресурс» в антимонопольный орган письменным и устным пояснениям, основной статьей затрат при оказании услуг (выполнении работ) по лоту № И-ВП-577 «Оказание услуг по выполнению внерегламентных работ систем автоматизации производственных процессов на объектах ОАО «Самотлорнефтегаз» является приобретение кабельной продукции.
В результате увеличения стоимости кабельной продукции к моменту определения победителя запроса цен по лоту № И-ВП-577 на 40-50%, при твердой цене договора, рассчитанной при стабильном курсе национальной валюты по предыдущим ценам, заключение договора оказалось нерентабельно для ООО «Ресурс».
ООО «Ресурс» обращает внимание Комиссии, что с 2005 года является добросовестным и стабильным партнером таких заказчиков, как ОАО «НК «Роснефть», ОАО «ТНК-ВР», а также их структурных подразделений и дочерних предприятий. В качестве доказательства представлены отзывы предприятий и организаций, по исполненным ООО «Ресурс» контрактам.
Кроме того, ООО «Ресурс» сообщает, что является добросовестным налогоплательщиком, не имеющим задолженностей по налогам, сборам, иным обязательным платежам. В качестве доказательства представлена Справка от 11.11.2014 № 39616 «О состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам организаций и индивидуальных предпринимателей», заверенная межрайонной ИФНС России № 6 по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре.
Согласно части 2 статьи 5 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» в реестр недобросовестных поставщиков включаются сведения об участниках закупки, уклонившихся от заключения договоров, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми договоры по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением ими договоров.
Частью 3 статьи 5 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» перечень сведений, включаемых в реестр недобросовестных поставщиков, порядок направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки, поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков, порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков, требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения реестра недобросовестных поставщиков устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 № 1211 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» утверждены Правила направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков (далее - Правила направления сведений), Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (далее - Правила ведения реестра), Требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения реестра недобросовестных поставщиков».
Согласно пункту 2 Правил направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков», «Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков», «Требованиями к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения реестра недобросовестных поставщиков» (утв. Постановлением Правительства РФ от 22.11.2012 N 1211) заказчик направляет в уполномоченный орган документы (при их наличии), свидетельствующие об отказе победителя закупки или участника закупки, с которым в соответствии с документацией о закупке заключается договор при уклонении победителя закупки от заключения договора.
Сведения, представленные ООО «РН-Информ» направлены в антимонопольный орган в соответствии с Правилами направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 № 1211.
В соответствии с протоколом заседания закупочной комиссии от 25.12.2014 № В-ВП-577 по итогам проведения запроса цен ООО «Ресурс» признано победителем закупки.
ООО «Ресурс» сообщило ООО «РН-Информ» о невозможности выполнения работ по лоту № И-ВП-577 письмом от 26.12.2014 № 2014-365.
Согласно пункту 2.2.3 Документации о запросе цен № И-ВП-577 на право заключения договора на оказание услуг по выполнению внерегламентных работ систем автоматизации производственных процессов на объектах ОАО «Самотлорнефтегаз» на 2015 год (далее – Документация), участник, подавший заявку, вправе изменить или отозвать ее в любое время до момента окончания подачи заявок на участие в запросе цен.
В соответствии с пунктом 2.9.3 Документации, в случае уклонения победителя закупки от заключения/исполнения договора, Заказчик вправе по собственному выбору применить одно или несколько следующих действий:
заключить договор с другим участником, занявшим следующее место, а также провести переговоры с ним по уменьшению цены его заявки;
провести повторную процедуру закупки;
отказаться от заключения договора и прекратить процедуру закупки;
обратиться в суд с иском о понуждении такого лица заключить договор и (или) о возмещении убытков, причиненных уклонением от заключения договора;
направить предложение о включении сведений о таком лице в реестр недобросовестных поставщиков.
Согласно пункту 2.9.4 Документации, под уклонением Участника, выбранного в качестве победителя закупки, от заключения договора понимаются:
прямой письменный отказ от подписания договора;
не подписание Участником проекта договора в предусмотренный для этого в Документации о закупке срок;
предъявление при подписании договора встречных требований по условиям договора в противоречие ранее установленным в Документации о закупке и (или) в заявке такого Участника, а также достигнутым в ходе преддоговорных переговоров условиям.
Запрос цен объявлен извещением от 01.12.2014 № 31401760838, размещенным на Официальном сайте и сайте Заказчика. Срок подачи заявок: с 02.12.2014 по 08.12.2014.
Таким образом, ООО «Ресурс» имело возможность отозвать свою заявку в любое время до момента окончания подачи заявок – 08.12.2014.
Довод ООО «Ресурс» об увеличения стоимости кабельной продукции к моменту определения победителя запроса цен по лоту № И-ВП-577 на 40-50%, Комиссией не принимается, так как существенные изменение курса валюты в сторону увеличения происходили уже в ноябре 2014 года, что подтверждается информацией, опубликованной на официальном сайте Центрального банка России, и ООО «Ресурс», осуществляющее предпринимательскую деятельность, должно прогнозировать возможную экономическую ситуацию.
В соответствии со статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации, гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Наступление у такого лица убытков является риском предпринимательской деятельности.
Сами по себе неблагоприятная экономическая конъюнктура, изменение цен или резкий рост курса иностранной валюты не могут являться безусловным основанием для отказа от заключения (расторжения) договора, поскольку иное понимание данного явления противоречило бы существу гражданского (предпринимательского) оборота, закрепленного в гражданском законодательстве
При подготовке заявки на участие в запросе цен ООО «Ресурс» знало или должно было знать об изменении курса валют, могло отслеживать увеличение стоимости кабельной продукции, могло и должно было оценить последствия своих действий в случае уклонения от подписания договора с ООО «РН-Информ».
Таким образом, вина ООО «Ресурс», признанного победителем закупки, выражается в осознанном отказе от заключения договора.
В соответствии с вышеизложенным, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров считает, что при данных обстоятельствах, факт уклонения ООО «Ресурс» от заключения договора (контракта) установлен.
В соответствии с пунктом 10 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков, реестровая запись, содержащая сведения о недобросовестных участниках закупки, поставщиках (исполнителях, подрядчиках), исключается из реестра уполномоченным органом по истечении 2 лет со дня включения сведений в реестр.
На основании вышеизложенного, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, руководствуясь статьей 5 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 № 1211 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»,
РЕШИЛА:
Сведения, направленные Заказчиком - ООО «РН-Информ» в отношении Участника закупки - ООО «Ресурс», включить в Реестр недобросовестных поставщиков, в связи с уклонением ООО «Ресурс» от заключения договора.
Примечание: Сведения, содержащиеся в реестре недобросовестных поставщиков, по истечении двух лет со дня их внесения в реестр недобросовестных поставщиков исключаются из этого реестра.
Включение сведений об участнике закупки, уклонившемся от заключения договора, о поставщике (исполнителе, подрядчике), с которым договор расторгнут в связи с существенным нарушением им договора, в реестр недобросовестных поставщиков или содержание таких сведений в реестре недобросовестных поставщиков может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке.