Решение №02/ВТ-22 Решение 02/ВТ-22 от 3 февраля 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена «25» декабря  2014 года  

Решение в полном объеме изготовлено «19» января  2015 года.         

 

         Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

         председатель комиссии:

         <...>

         члены комиссии:

       <...>

         <...>

         <...>

         в присутствии:

от ответчика по делу ОАО «Управление теплоснабжения и инженерных сетей» - <...>

от заявителя по делу ООО «Трейд Инжиниринг -М» исполнительный директор <...>

от заинтересованного лица ФГБО УВПО «Югорский государственный университет» — извещен надлежащим образом, явку представителя не обеспечило;

рассмотрев в рамках главы 9 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) материалы дела №02-06-311/2014, возбужденного по признакам нарушения ОАО «Управление теплоснабжения и инженерных сетей» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

         В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре поступило обращение ООО «Трейд Инжиниринг -М» (вх.№2418-ж от 22.10.2014г.) на действия ОАО «Управление теплоснабжения и инженерных сете» (ОАО «УТС»), в части навязывания невыгодных условий договора, путем включения в технические условия на коммерческий узел учета тепловой энергии указание на установки конкретного типа прибора учета.

         В подтверждение своих доводов ООО «Трейд Инжиниринг — М» представил утвержденные ОАО «УТС» технические условия на коммерческие узлы учета потребления энергии.

         Согласно пункта 3 «требования к проекту на установку приборов коммерческого учета» технических условий в качестве спецификации руководства по эксплуатации и паспорта указано наименование теплосчетчика — Модель ИМ2300Т, теплоэнергоконтроллера — ИМ2300.

         Пунктом 4 «основные требования к оборудованию входящему в состав узлов коммерческого учета» технических условий указаны основные технические характеристики теплосчетчика, а именно: «в узлах учета применить комплектный теплосчетчик для водяных систем отопления ИМ2300-Т. Тепловычислитель: ИМ2300ЩМ1-щитовое исполнение; ИМ2300Н1 — настенное исполнение; ИМ2300DIN — исполнение с установкой на DIN-рейку...

         Узел учета тепловой энергии оснастить GSM модемом ИМ2318-GSM...». 

         Поставлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013г. №1034 «О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя» утверждены Правила коммерческого учета тепловой энергии (далее по тексту — Правила).

         Согласно пункта 8 Правил, теплоснабжающие организации или иные лица не вправе требовать от потребителя тепловой энергии установки на узле учета приборов или дополнительных устройств, не предусмотренных настоящими Правилами.

         Из подпункта «е» пункта 40 Правил следует, что технические условия могут содержать рекомендации, касающиеся средств измерений, устанавливаемых на узле учета, при этом указано что теплоснабжающая организация не вправе навязывать потребителю конкретные типы приборов учета, но в целях унификации и возможности организации дистанционного сбора информации с узла учета она вправе давать рекомендации.

         Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» деятельность по передаче тепловой энергии относится к субъектам естественной монополии.      

         Согласно части 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта — субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

         В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, путем навязывания контрагенту условий договора невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования.

         Согласно частям 2, 3 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, занимающему доминирующее положение, предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения (далее - предупреждение).

         Предупреждение выдается хозяйствующему субъекту, занимающему доминирующее положение, в случае выявления признаков нарушения пунктов 3 и 5 части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона. Принятие антимонопольным органом решения о возбуждении дела о нарушении пунктов 3 и 5 части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения не допускается.

Так как, в действиях ОАО «УТС» установлены признаки нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренные пунктом 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся в злоупотреблении доминирующим положением, в части навязывания невыгодных условий  ООО «Трейд-Инжиниринг - М» при выдаче технических условий на коммерческий узел учета тепловой энергии, путем включения в технические условия требования об использовании приборов учета определенных марок (фирм), ОАО «УТС» было выдано предупреждение о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Срок выполнения предупреждения установлен до 06.11.2014.

ОАО «УТС» надлежало в трехдневный срок со истечения срока выполнения предупреждения представить информацию о его исполнении.

Информация о выполнении (невыполнении) предупреждения в установленный срок в Управление не поступила.

         В соответствии с частью 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган принимает решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.

         Приказом от 18.11.2014г. в отношении ОАО «Управление теплоснабжения  инженерных сетей» возбуждено дело №02-06-331/2014 о нарушении антимонопольного законодательства.

         Определением от 18.11.2014г. рассмотрение дела №02-06-331/2014 назначено к рассмотрению на 28 ноября 2014 года.

28 ноября 2014 Комиссия, рассмотрев материалы №02-06-331/2014, пришла к выводу о необходимости получения дополнительных доказательств и привлечению к участию в деле в качестве заинтересованного лица ФГБО УВПО «Югорский государственный университет». Рассмотрение дела отложено на 03.12.2014г

Определением от 03.12.2014г. рассмотрение дела №02-06-331/2014 о нарушении антимонопольного законодательства отложено на 15.12.2014, у лиц участвующих в деле затребованы дополнительные документы.

Определением от 15.12.2014г. рассмотрение дела №02-06-331/2014 о нарушении антимонопольного законодательства отложено на 25.12.2014, лицам участвующим в деле предложено представить дополнительные документы, которые по их мнению необходимы для рассмотрения дела по существу.

Рассмотрение дела состоялось 25.12.2014 г.

В ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства заявитель поддержал доводы изложенные в заявлении, просил обязать ОАО «Управление теплоснабжения и инженерных сетей» исключить из выданных технический условий на коммерческий узел учета тепловой энергии, приборы учета конкретного типа (марки) и согласовать проектную документацию в соответствии с действующими «Правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя». 

ФГБО УВПО «Югорский государственный университет» доводы заявителя поддержал, также, в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства 15.12.2014г. представитель ФГБО УВПО «Югорский государственный университет» Шавырин А.А. заявил, что ОАО «Управление теплоснабжения и инженерных сетей» злоупотребляет доминирующим положением, в части навязывания невыгодных условий договора, путем включения в технические условия на коммерческий узел учета тепловой энергии указание на установку конкретного типа прибора учета (технические условия на коммерческие узлы учета потребления тепловой энергии к контракту №К-223/14 — ЮГУ-123, утвержденные Генеральным директором ОАО «УТС» Ю.И. Горбачевым), просит принять соответствующие меры. Данное заявление, в соответствии с частью 2 статьи 45 Закона о защите конкуренции, отражено в протоколе заседания комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства №02-06-331/2014 от 15.12.2014г.

Также на рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства №02-06-331/2014 представитель ФГБО УВПО «Югорский государственный университет» пояснил, что в результате действий ОАО «УТС» по навязыванию невыгодных условий, а именно об использовании приборов учета конкретной модели (марки), указанной в технических условия, нарушаются права ФГБО УВПО «Югорский государственный университет» при произведении расчетов за тепловую энергию (при отсутствии введенных в эксплуатацию узлов учета тепловой энергии, расчеты производятся с применением нормативов, что ведет  увеличению затрат потребителя - ФГБО УВПО «Югорский государственный университет»).

ОАО «Управление теплоснабжения и инженерных сетей» на заседании комиссии 25.12.2014 представило дополнительные пояснения и доказательства (вх.№02-8324 от 25.12.2014г.).

В своих пояснениях ОАО «Управление теплоснабжения и инженерных сетей» указывает, что устранило допущенные нарушения антимонопольного законодательства, направило в адрес ФГБО УВПО «ЮГУ» новые технические условия на коммерческий узел учета потребления тепловой энергии №17 от 15.12.2014г., которые не содержат требований о конкретных марках (типов) приборов учета. Ссылаясь на пункт 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции, просит прекратить рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства, в связи с добровольным устранением нарушения.

Как следует из представленных технических условий на коммерческий узел учета потребления тепловой энергии №17 от 15.12.2014г., ОАО «УТС» исключило требования, указанные  в ранее выданных технических условиях, а именно были исключены пункт 3, 4 технических условий: «требования к проекту на установку приборов коммерческого учета» технических условий в качестве спецификации руководства по эксплуатации и паспорта указано наименование теплосчетчика — Модель ИМ2300Т, теплоэнергоконтроллера — ИМ2300. «Основные требования к оборудованию входящему в состав узлов коммерческого учета» технических условий указаны основные технические характеристики теплосчетчика, а именно: «в узлах учета применить комплектный теплосчетчик для водяных систем отопления ИМ2300-Т. Тепловычислитель: ИМ2300ЩМ1-щитовое исполнение; ИМ2300Н1 — настенное исполнение; ИМ2300DIN — исполнение с установкой на DIN-рейку...Узел учета тепловой энергии оснастить GSM модемом ИМ2318-GSM...». 

Комиссия рассмотрев материалы, доводы лиц участвующих в деле, приходит к выводу о наличии в действиях ОАО «Управление теплоснабжения и инженерных сетей» нарушения пунктов 3, 9 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, по следующим основаниям.

27.12.2013 между МП «УТС» (после реорганизации ОАО «УТС») и ФГБО УВПО «ЮГУ» был заключен государственный контракт №482, согласно условиям которого, энергоснабжающая организация обязалась подавать абоненту (ФГБО УВПО «ЮГУ») через присоединенную сеть тепловую энергию на объект расположенный по адресу: г.Ханты-Мансийск, ул.Студенческая, 15.

         28.07.2014г. ФГБО УВПО «ЮГУ» обратилось в ОАО «УТС» с заявлением о выдаче технических условий на установку коммерческого узла учета горячего водоснабжения и отопления, на объект ЖК «Студенческий городок» по ул.Студенческая, 15.

Выданные ОАО «УТС» технические условия на коммерческие узлы учета потребления энергии содержали в себе требования об установке приборов учета конкретного типа (марки).

         29.08.2014г. ФГБО УВПО «ЮГУ» опубликовано извещение о проведении закупки — запрос котировок на право заключения контракта на выполнение работ по подготовке проектно-сметной документации и монтажу узла учета отопления и горячего водоснабжения для федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Югорский государственный университет».

         Согласно приложения №1 «Техническое задание» Документации о закупке путем проведения запроса котировок, проект установки приборов учета должен быть разработан в соответствии с «Правилами учета тепловой энергии и теплоносителя» и «Правилами эксплуатации тепловых энергоустановок», сводом правил СП 41-101-95, другими нормами и правилами регулирующих деятельность в данной сфере.

         Проект должен быть составлен в соответствии с техническими условиями на коммерческие узлы учета тепловой энергии (приложение №2 к государственному контракту №К223-14-ЮГУ), которые выданы и утверждены ОАО «УТС».

         В соответствии с протоколом рассмотрения и оценки котировочных заявок от 08.09.2014г. закупочной комиссией принято решение о признании запроса котировок не состоявшимся и заключении контракта с единственным поставщиком ООО «Трейд Инжиниринг — М».

         ООО «Трейд Инжиниринг — М» согласно подписанного контракта выполнило работы по подготовке проектно-сметной документации и монтажу узла учета отопления и горячего водоснабжения для ФГБУ ВПО «ЮГУ» по адресу: г.Ханты-Мансийск, ул.Студенческая, 15.

         ООО «Трейд Инжиниринг — М» указывает, что в полном объеме выполнило работы по проектированию, монтажу и пуско-наладке узла учета отопления и горячего водоснабжения  в соответствии с «Правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя», утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 №1034 «О коммерческом узле учета тепловой энергии, теплоносителя».

         Однако, ООО «Трейд Инжиниринг — М» не может согласовать проектную документацию с третьей стороной — ОАО «УТС», в связи с неправомерным требованием использования типа приборов учета определенной марки.

         Согласно пункту 2.3 контракта №223/14-ЮГУ-123 заказчик — ФГБУ ВПО «ЮГУ», производит оплату за выполненные работы по факту полного выполнения работ, при наличии подписанного акта выполненных работ.

         ООО «Трейд Инжиниринг — М» в соответствии с выданными свидетельствами СРО, выпиской из ЕГРЮЛ и других материалов дела осуществляет деятельность на рынке выполнения работ по подготовке проектно-сметной документации и монтажу узла учета отопления и горячего водоснабжения.

         При таких обстоятельствах комиссия Ханты-Мансийского УФАС России приходит к выводу, что действия ОАО «УТС», в части включения в технические условия на коммерческий узел учета тепловой энергии указания на установку конкретного типа прибора учета создают препятствия доступу ООО «Трейд Инжиниринг — М» на товарный рынок.

Пленум Высшего Арбитражного суда Российской Федерации в пункте 4 Постановления от 30.06.2008 №30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» разъяснил, что суд или антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействия), кроме установленных частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим. При этом, оценивая такие действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Закона о защите конкуренции, и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.

При принятии решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства Комиссия согласно пункту 5 части 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции разрешает вопрос о выдаче предписаний и об их содержании, а также о необходимости осуществления других действий, направленных на устранение и (или) предотвращение нарушения антимонопольного законодательства, в том числе вопрос о направлении материалов в правоохранительные органы, об обращении в суд, о направлении предложений и рекомендаций в государственные органы или органы местного самоуправления.

При принятия решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства, комиссия учитывает, что ОАО «УТС» приняты меры по прекращению нарушения антимонопольного законодательства.

Имеющиеся в материалах дела доказательства позволяют принять Комиссии антимонопольного органа решение по делу.

На основании вышеизложенного,  руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать ОАО «Управление теплоснабжения и инженерных сетей» нарушившим пункты 3, 9 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, в части злоупотребления доминирующим положением, путем навязывания невыгодных условий, а также создания препятствий доступа на товарный рынок.
  2. Прекратит рассмотрение дела №02-06-331/2014  о нарушении антимонопольного законодательства, в связи с добровольным устранением нарушения.
  3. Рассмотреть вопрос о возбуждении дела об административном правонарушении  по статье 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ОАО «Управление теплоснабжения и инженерных сетей».

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

 

Примечание.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

<...>                                                                          <...>

 

                 

<...>                                                                                                  <...>

 

 

                                                                                                                      <...>  

 

                                                                                                              <...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны