Решение б/н решение по жалобе № 2485-ж от 22 декабря 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе № 086/07/3-2235/2020

по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика

при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

 

Резолютивная часть решения оглашена 17.12.2020                                                   г. Ханты-Мансийск

Решение в полном объеме изготовлено 22.12.2020

       

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее - Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), в составе:

Председатель комиссии:

«_______» – «_______»;

Члены комиссии:

«_______» — «_______»;

«_______» — «_______»;

в присутствии представителя Заявителя по ВКС – «_______», действующей по доверенности от 01.11.2020 № 26;

в присутствии представителя Заказчика по ВКС — «_______», действующей по доверенности от 16.12.2020 № ДАС-153/20;

рассмотрев жалобу «_______» (вх. от 10.12.2020 № 2485-ж) (далее — Жалоба) на действия Заказчика АО «Аэропорт Сургут» при проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на оказание транспортных услуг для нужд АО «Аэропорт Сургут», извещение № 32009655579, в соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции,

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу — Югре (далее – Ханты-Мансийское УФАС России), в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, поступила жалоба «_______» (далее - Заявитель) на действия АО «Аэропорт Сургут» (далее – Заказчик) при проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на оказание транспортных услуг для нужд АО «Аэропорт Сургут», извещение № 32009655579

Заявитель обжалует положения закупочной документации и действия Заказчика при проведении указанной закупки по следующим основаниям:

1. Извещение о закупке не содержит сведения об определении участника, выигравшего торги, что нарушает положения пункта 2 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ).

2. В документации о закупке (подпункт 1 пункта 4.2. раздела 4 документации) указано, что баллы присуждаются по усмотрению комиссии. При этом не указаны критерии оценки и сопоставления заявок, а также порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, что нарушает принципы информационной открытости закупки и отсутствия необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.

При рассмотрении жалобы по существу в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.

В соответствии с частью 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Ханты-Мансийским УФАС России в адрес Заявителя и Заказчика направлено Уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу.

В своих письменных возражениях Заказчик сообщил, что не согласен с доводами, изложенными в жалобе, а также в дополнениях к жалобе, в удовлетворении требований Заявителя просит отказать.

В силу части 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

3) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

4) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе, Закон № 44-ФЗ), предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

5) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Указанная норма Закона о закупках носит императивный характер и приведенный в ней перечень оснований для обжалования действий (бездействия) заказчика в антимонопольный орган является исчерпывающим, соответственно положения статьи 18.1 Закона о защите конкуренции должны применяться с учетом данной нормы.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах. В случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

С учетом, доводов, содержащихся в Жалобе, Комиссия полномочна рассматривать данную жалобу.

Изучив имеющиеся материалы, заслушав Заявителя и представителя Заказчика, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России установила следующее.

  В соответствии п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

  Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

  Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о порядке проведения закупок товаров, работ, услуг для нужд ОАО «Аэропорт Сургут», утвержденным Советом директоров ОАО «Аэропорт Сургут», протоколом от 25.12.2018 № 137 (далее – Положение о закупках).

 07.11.2020 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru Заказчиком опубликовано извещение № 32009655579 о проведении конкурса в электронной форме. Указанное извещение о проведении запроса предложений, документация о закупке размещены также на Единой электронной торговой площадке РТС-тендер.

В соответствии с извещением установлены следующие сроки:

- дата начала срока подачи заявок – 13.11.2020 (мск+2);

- дата и время окончания подачи заявок – 27.11.2020 в 08:00 (мск+2);

- дата и время подачи ценовых предложений – 30.11.2020 с 14.10 до 17.10 (мск+2);

- дата подведения итогов – 03.12.2020 (мск+2).

Начальная (максимальная) цена договора (цена лота) составляет 116 520 099 рублей, без учета НДС.

Вместе с извещением размещена документация о проведении закупки № 45/2020К.

        Как следует из протокола подведения итогов от 03.12.2020, к участию в закупке допущены три заявки. По результатам рассмотрения заявок закупочной комиссией Заказчика принято решение заключить договор с «_______», набравшим 90,13 баллов.

Рассмотрев довод № 1 Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России установила следующее.

Согласно части 9 статьи 4 Закона о закупках в извещении об осуществлении конкурентной закупки должны быть указаны следующие сведения:

1) способ осуществления закупки;

2) наименование, место нахождения, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона заказчика;

3) предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги, а также краткое описание предмета закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 настоящего Федерального закона (при необходимости);

4) место поставки товара, выполнения работы, оказания услуги;

5) сведения о начальной (максимальной) цене договора (цена лота), либо формула цены, устанавливающая правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора, и максимальное значение цены договора, либо цена единицы товара, работы, услуги и максимальное значение цены договора;

6) срок, место и порядок предоставления документации о закупке, размер, порядок и сроки внесения платы, взимаемой заказчиком за предоставление данной документации, если такая плата установлена заказчиком, за исключением случаев предоставления документации о закупке в форме электронного документа;

7) порядок, дата начала, дата и время окончания срока подачи заявок на участие в закупке (этапах конкурентной закупки) и порядок подведения итогов конкурентной закупки (этапов конкурентной закупки);

8) адрес электронной площадки в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (при осуществлении конкурентной закупки);

9) иные сведения, определенные положением о закупке.

Таким образом, законодательно не установлена обязанность Заказчика указывать в извещении порядок определения победителя закупки в части указания критериев, баллов, порядка оценки заявок участников закупки. Нарушений порядка и сроков публикации извещения в действиях Заказчика также не выявлено.

На основании изложенного, довод № 1 Заявителя не обоснован.

По доводу № 2 Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России установила следующее.

Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Как указано в п. 2.17 Приложения №1 к Положению о закупках, Комиссия по закупкам осуществляет оценку и сопоставление заявок на участие в открытом конкурсе, в целях выявления лучших условий исполнения договора в соответствии с критериями и в порядке, которые установлены Документацией о закупке на основании Положения о закупках.

Критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке, а также порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке содержатся в разделе 4 документации о закупке.

Так, сумма значимостей критериев оценки заявок на участие в конкурсе составляет 100 %, из них:

1. стоимостной критерий «Цена договора» - 50 %,

2. нестоимостной критерий «Качество товара (работ, услуг) и (или) квалификация участника закупки» - 50 %.

Для оценки заявок по критерию «качество услуг и (или) квалификация участника закупки» Заказчиком установлены три подкритерия. Каждой заявке выставляется значение по 100-балльной шкале, распределяется в следующем порядке:

 

п/п

 

 

Наименование показателя, предмет оценки

Максимальное

значение показателя

в баллах

1.

Наличие персонала, технических средств для оказания услуг у Участника закупки и полноты исполнения требований, предъявляемых Заказчиком, указанных в документации о закупке.

Баллы присуждаются на усмотрение членов комиссии.

60

2.

Наличие у Участника закупки официальных положительных отзывов, благодарственных писем по оказанным услугам, аналогичным предмету закупки:

- Не представлено копий официальных положительных отзывов, благодарственных писем - 0 баллов;

- Представлены копии официальных положительных отзывов, благодарственных писем от 1 до 10 шт. включительно - 5 баллов;

- Представлены копии официальных положительных отзывов, благодарственных писем от 11 шт. и более -10 баллов.

10

3.

Опыт работы по оказанию транспортных услуг, подтверждается заключенными договорами/контрактами на оказанные услуги, аналогичные предмету закупки, за последние 36 месяцев.

Максимальное количество баллов присваивается участнику, имеющему максимальную общую сумму контрактов за последние 36 месяцев. Остальным участникам баллы присваиваются в зависимости от суммы контрактов.

Б = сумма контрактов каждого участника / сумма контрактов максимальная * 30 (максимальное количество баллов по данному критерию).

30

 

Сумма максимальных значений всех показателей:

100

 

Таким образом, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе был указан Заказчиком только для подкритериев № 2 и № 3.

В ходе рассмотрения жалобы представитель Заказчика подтвердил, что в Документации отсутствовал порядок оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе по подкритерию №1 «Наличие персонала, технических средств для оказания услуг у Участника закупки и полноты исполнения требований, предъявляемых Заказчиком, указанных в документации о закупке». Вместе с тем, представитель Заказчика пояснила, что все заявки, допущенные к участию в конкурсе, Закупочная комиссия Заказчика по данному подкритерию оценила одинаково, присвоив каждому участнику 50 баллов.

Указанный факт подтверждается пп. 1 п. 2 Конкурентного листа, являющегося приложением к Протоколу подведения итогов от 03.12.2020.

Таким образом, в данном случае отсутствие в документации о закупке порядка оценки заявок участников Закупки по критерию «Наличие персонала, технических средств для оказания услуг у Участника закупки и полноты исполнения требований, предъявляемых Заказчиком, указанных в документации о закупке» не повлияло на результаты закупки.

Отсутствие критериев и порядка расчета баллов в документации о закупке может привести к злоупотреблениям со стороны организаторов торгов, поскольку определение победителя может быть основано на субъективном усмотрении членов закупочной комиссии Заказчика.

В нарушение положений пункта 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках Заказчиком в документации о Закупке ненадлежащим образом установлен порядок оценки заявок участников Закупки по критерию «Наличие персонала, технических средств для оказания услуг у Участника закупки и полноты исполнения требований, предъявляемых Заказчиком, указанных в документации о закупке». При этом в документации о закупке не установлено, сколько баллов будет присвоено участникам Закупки за наличие в составе заявки таких документов.

Согласно части 7 статьи 7.32.3 КоАП за несоблюдение предусмотренных законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц требований к содержанию извещений о закупке товаров, работ, услуг и (или) документации о закупке товаров, работ, услуг предусмотрена административная ответственность.

Учитывая изложенное, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России приходит к выводу о необходимости выдачи предписания, направленного на устранение выявленных нарушений.

На основании вышеизложенного Комиссия Ханты-Мансийского УФАС, руководствуясь частями 17, 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу «_______» (вх. от 10.12.2020 № 2485-ж) на действия Заказчика АО «Аэропорт Сургут» при проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на оказание транспортных услуг для нужд АО «Аэропорт Сургут», извещение № 32009655579, частично обоснованной.

2.  Выдать Заказчику АО «Аэропорт Сургут» обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.

3. Передать материалы жалобы № 086/07/3-2235/2020 уполномоченному должностному лицу Ханты-Мансийского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

 

Примечание: Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

Председатель Комиссии                                                                       «_______»

Члены Комиссии:                                                                          «_______»                                                                                                                                                                    «_______»

Связанные организации

Связанные организации не указаны