Решение б/н решение по жалобе № 2485-ж от 22 декабря 2020 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по жалобе № 086/07/3-2235/2020
по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика
при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»
Резолютивная часть решения оглашена 17.12.2020 г. Ханты-Мансийск
Решение в полном объеме изготовлено 22.12.2020
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее - Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), в составе:
Председатель комиссии:
«_______» – «_______»;
Члены комиссии:
«_______» — «_______»;
«_______» — «_______»;
в присутствии представителя Заявителя по ВКС – «_______», действующей по доверенности от 01.11.2020 № 26;
в присутствии представителя Заказчика по ВКС — «_______», действующей по доверенности от 16.12.2020 № ДАС-153/20;
рассмотрев жалобу «_______» (вх. от 10.12.2020 № 2485-ж) (далее — Жалоба) на действия Заказчика АО «Аэропорт Сургут» при проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на оказание транспортных услуг для нужд АО «Аэропорт Сургут», извещение № 32009655579, в соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу — Югре (далее – Ханты-Мансийское УФАС России), в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, поступила жалоба «_______» (далее - Заявитель) на действия АО «Аэропорт Сургут» (далее – Заказчик) при проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на оказание транспортных услуг для нужд АО «Аэропорт Сургут», извещение № 32009655579.
Заявитель обжалует положения закупочной документации и действия Заказчика при проведении указанной закупки по следующим основаниям:
1. Извещение о закупке не содержит сведения об определении участника, выигравшего торги, что нарушает положения пункта 2 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ).
2. В документации о закупке (подпункт 1 пункта 4.2. раздела 4 документации) указано, что баллы присуждаются по усмотрению комиссии. При этом не указаны критерии оценки и сопоставления заявок, а также порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, что нарушает принципы информационной открытости закупки и отсутствия необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.
При рассмотрении жалобы по существу в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.
В соответствии с частью 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Ханты-Мансийским УФАС России в адрес Заявителя и Заказчика направлено Уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу.
В своих письменных возражениях Заказчик сообщил, что не согласен с доводами, изложенными в жалобе, а также в дополнениях к жалобе, в удовлетворении требований Заявителя просит отказать.
В силу части 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в случаях:
1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;
2) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;
3) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;
4) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе, Закон № 44-ФЗ), предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;
5) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.
Указанная норма Закона о закупках носит императивный характер и приведенный в ней перечень оснований для обжалования действий (бездействия) заказчика в антимонопольный орган является исчерпывающим, соответственно положения статьи 18.1 Закона о защите конкуренции должны применяться с учетом данной нормы.
Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах. В случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
С учетом, доводов, содержащихся в Жалобе, Комиссия полномочна рассматривать данную жалобу.
Изучив имеющиеся материалы, заслушав Заявителя и представителя Заказчика, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России установила следующее.
В соответствии п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о порядке проведения закупок товаров, работ, услуг для нужд ОАО «Аэропорт Сургут», утвержденным Советом директоров ОАО «Аэропорт Сургут», протоколом от 25.12.2018 № 137 (далее – Положение о закупках).
07.11.2020 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru Заказчиком опубликовано извещение № 32009655579 о проведении конкурса в электронной форме. Указанное извещение о проведении запроса предложений, документация о закупке размещены также на Единой электронной торговой площадке РТС-тендер.
В соответствии с извещением установлены следующие сроки:
- дата начала срока подачи заявок – 13.11.2020 (мск+2);
- дата и время окончания подачи заявок – 27.11.2020 в 08:00 (мск+2);
- дата и время подачи ценовых предложений – 30.11.2020 с 14.10 до 17.10 (мск+2);
- дата подведения итогов – 03.12.2020 (мск+2).
Начальная (максимальная) цена договора (цена лота) составляет 116 520 099 рублей, без учета НДС.
Вместе с извещением размещена документация о проведении закупки № 45/2020К.
Как следует из протокола подведения итогов от 03.12.2020, к участию в закупке допущены три заявки. По результатам рассмотрения заявок закупочной комиссией Заказчика принято решение заключить договор с «_______», набравшим 90,13 баллов.
Рассмотрев довод № 1 Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России установила следующее.
Согласно части 9 статьи 4 Закона о закупках в извещении об осуществлении конкурентной закупки должны быть указаны следующие сведения:
1) способ осуществления закупки;
2) наименование, место нахождения, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона заказчика;
3) предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги, а также краткое описание предмета закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 настоящего Федерального закона (при необходимости);
4) место поставки товара, выполнения работы, оказания услуги;
5) сведения о начальной (максимальной) цене договора (цена лота), либо формула цены, устанавливающая правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора, и максимальное значение цены договора, либо цена единицы товара, работы, услуги и максимальное значение цены договора;
6) срок, место и порядок предоставления документации о закупке, размер, порядок и сроки внесения платы, взимаемой заказчиком за предоставление данной документации, если такая плата установлена заказчиком, за исключением случаев предоставления документации о закупке в форме электронного документа;
7) порядок, дата начала, дата и время окончания срока подачи заявок на участие в закупке (этапах конкурентной закупки) и порядок подведения итогов конкурентной закупки (этапов конкурентной закупки);
8) адрес электронной площадки в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (при осуществлении конкурентной закупки);
9) иные сведения, определенные положением о закупке.
Таким образом, законодательно не установлена обязанность Заказчика указывать в извещении порядок определения победителя закупки в части указания критериев, баллов, порядка оценки заявок участников закупки. Нарушений порядка и сроков публикации извещения в действиях Заказчика также не выявлено.
На основании изложенного, довод № 1 Заявителя не обоснован.
По доводу № 2 Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России установила следующее.
Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Как указано в п. 2.17 Приложения №1 к Положению о закупках, Комиссия по закупкам осуществляет оценку и сопоставление заявок на участие в открытом конкурсе, в целях выявления лучших условий исполнения договора в соответствии с критериями и в порядке, которые установлены Документацией о закупке на основании Положения о закупках.
Критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке, а также порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке содержатся в разделе 4 документации о закупке.
Так, сумма значимостей критериев оценки заявок на участие в конкурсе составляет 100 %, из них:
1. стоимостной критерий «Цена договора» - 50 %,
2. нестоимостной критерий «Качество товара (работ, услуг) и (или) квалификация участника закупки» - 50 %.
Для оценки заявок по критерию «качество услуг и (или) квалификация участника закупки» Заказчиком установлены три подкритерия. Каждой заявке выставляется значение по 100-балльной шкале, распределяется в следующем порядке:
№ п/п |
Наименование показателя, предмет оценки |
Максимальное значение показателя в баллах |
1. |
Наличие персонала, технических средств для оказания услуг у Участника закупки и полноты исполнения требований, предъявляемых Заказчиком, указанных в документации о закупке. Баллы присуждаются на усмотрение членов комиссии. |
60 |
2. |
Наличие у Участника закупки официальных положительных отзывов, благодарственных писем по оказанным услугам, аналогичным предмету закупки: - Не представлено копий официальных положительных отзывов, благодарственных писем - 0 баллов; - Представлены копии официальных положительных отзывов, благодарственных писем от 1 до 10 шт. включительно - 5 баллов; - Представлены копии официальных положительных отзывов, благодарственных писем от 11 шт. и более -10 баллов. |
10 |
3. |
Опыт работы по оказанию транспортных услуг, подтверждается заключенными договорами/контрактами на оказанные услуги, аналогичные предмету закупки, за последние 36 месяцев. Максимальное количество баллов присваивается участнику, имеющему максимальную общую сумму контрактов за последние 36 месяцев. Остальным участникам баллы присваиваются в зависимости от суммы контрактов. Б = сумма контрактов каждого участника / сумма контрактов максимальная * 30 (максимальное количество баллов по данному критерию). |
30 |
|
Сумма максимальных значений всех показателей: |
100 |
Таким образом, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе был указан Заказчиком только для подкритериев № 2 и № 3.
В ходе рассмотрения жалобы представитель Заказчика подтвердил, что в Документации отсутствовал порядок оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе по подкритерию №1 «Наличие персонала, технических средств для оказания услуг у Участника закупки и полноты исполнения требований, предъявляемых Заказчиком, указанных в документации о закупке». Вместе с тем, представитель Заказчика пояснила, что все заявки, допущенные к участию в конкурсе, Закупочная комиссия Заказчика по данному подкритерию оценила одинаково, присвоив каждому участнику 50 баллов.
Указанный факт подтверждается пп. 1 п. 2 Конкурентного листа, являющегося приложением к Протоколу подведения итогов от 03.12.2020.
Таким образом, в данном случае отсутствие в документации о закупке порядка оценки заявок участников Закупки по критерию «Наличие персонала, технических средств для оказания услуг у Участника закупки и полноты исполнения требований, предъявляемых Заказчиком, указанных в документации о закупке» не повлияло на результаты закупки.
Отсутствие критериев и порядка расчета баллов в документации о закупке может привести к злоупотреблениям со стороны организаторов торгов, поскольку определение победителя может быть основано на субъективном усмотрении членов закупочной комиссии Заказчика.
В нарушение положений пункта 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках Заказчиком в документации о Закупке ненадлежащим образом установлен порядок оценки заявок участников Закупки по критерию «Наличие персонала, технических средств для оказания услуг у Участника закупки и полноты исполнения требований, предъявляемых Заказчиком, указанных в документации о закупке». При этом в документации о закупке не установлено, сколько баллов будет присвоено участникам Закупки за наличие в составе заявки таких документов.
Согласно части 7 статьи 7.32.3 КоАП за несоблюдение предусмотренных законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц требований к содержанию извещений о закупке товаров, работ, услуг и (или) документации о закупке товаров, работ, услуг предусмотрена административная ответственность.
Учитывая изложенное, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России приходит к выводу о необходимости выдачи предписания, направленного на устранение выявленных нарушений.
На основании вышеизложенного Комиссия Ханты-Мансийского УФАС, руководствуясь частями 17, 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу «_______» (вх. от 10.12.2020 № 2485-ж) на действия Заказчика АО «Аэропорт Сургут» при проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на оказание транспортных услуг для нужд АО «Аэропорт Сургут», извещение № 32009655579, частично обоснованной.
2. Выдать Заказчику АО «Аэропорт Сургут» обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
3. Передать материалы жалобы № 086/07/3-2235/2020 уполномоченному должностному лицу Ханты-Мансийского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Примечание: Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии «_______»
Члены Комиссии: «_______» «_______»