Решение б/н Решение по делу № 03-01-820/2012 от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть объявлена 14.06.2012 г.                                                 г.Ханты-Мансийск

Изготовлено в полном объеме 19.06.2012г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее – Комиссия Управления) по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд в составе:

 

Председатель комиссии:

-ХХХХ– заместитель руководителя Управления.

Членов комиссии:

-ХХХХ– начальник отдела Управления,

-ХХХХ– государственный инспектор Управления.

 

В присутствии:

От Заявителя – Смеркис А.И., по доверенности б/н от 14.03.2012г., Колосовская Е.В., по доверенности б/н от 14.02.2012г.

От Заказчика – Шевцов И.П., на основании № 4-к от 12.01.2012г., Толкушкин А.Л., пор доверенности № 4 от 16.04.2012г.

От Уполномоченного органа – Козырева И.В., по доверенности № 3 от 10.01.2012г.

 

рассмотрев жалобу НОУ «Курганский АСК ДОСААФ России» от 06.06.2012г. № 820-ж на действия Заказчика – БУ ХМАО - Югры «База авиационной и наземной охраны лесов», Уполномоченного органа – Департамент государственного заказа ХМАО - Югры при проведении открытого аукциона в электронной форме на выполнение авиационных работ (на самолете Ан-2) для нужд Сургутского и других филиалов Ханты-Мансийской базы авиационной и наземной охраны лесов с целью обеспечения пожарной безопасности лесов и тушения лесных пожаров в 2012 году (извещение № 0187200001712000619),

 

установила:

 

В Ханты-Мансийское УФАС России поступила жалоба НОУ «Курганский АСК ДОСААФ России» от 06.06.2012г. № 820-ж на действия Заказчика – БУ ХМАО - Югры «База авиационной и наземной охраны лесов», Уполномоченного органа – Департамент государственного заказа ХМАО - Югры при проведении открытого аукциона в электронной форме на выполнение авиационных работ (на самолете Ан-2) для нужд Сургутского и других филиалов Ханты-Мансийской базы авиационной и наземной охраны лесов с целью обеспечения пожарной безопасности лесов и тушения лесных пожаров в 2012 году (извещение № 0187200001712000619).

В ходе предварительного рассмотрения материалов по жалобе Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа и аукционной комиссии, установлено следующее.

Жалоба Заявителя соответствует положениям статьи 57, 58 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о размещении заказов).

Заказчиком является БУ ХМАО - Югры «База авиационной и наземной охраны лесов».

Уполномоченный орган – Департамент государственного заказа Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Предмет контракта – выполнение авиационных работ (на самолете Ан-2) для нужд Сургутского и других филиалов Ханты-Мансийской базы авиационной и наземной охраны лесов с целью обеспечения пожарной безопасности лесов и тушения лесных пожаров в 2012 году.

Заявитель ссылается на нарушение его прав, в части установления в составе документации об открытом аукционе в электронной форме требования о предоставлении в составе заявки на участие в торгах действующий сертификат эксплуатанта, согласно Федерального закона № 60-ФЗ от 19.03.1997г, либо, наличие соответствующего договора с авиакомпаниями (договор фрахта), имеющими действующий сертификат эксплуатанта.

Согласно части 4 статьи 11 Закона о размещении заказов, кроме указанных в частях 1 - 3 настоящей статьи требований и установленных в соответствии со статьей 55.3 настоящего Федерального закона требований, Правительство Российской Федерации, заказчик, уполномоченный орган не вправе устанавливать иные требования к участникам размещения заказа.

Таким образом, в действиях Заказчика и Уполномоченного органа усматриваются признаки нарушения положений части 4 статьи 11 Закона о размещении заказов, в части установления к участникам размещения заказа не предусмотренных законом требований.

Также Заявитель ссылается на нарушение его прав, в части установления в составе документации об открытом аукционе в электронной форме требований, которые влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.

Согласно части 3.1 статьи 34 Закона о размещении заказов, документация об аукционе не может содержать требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.

Таким образом, в действиях Заказчика усматриваются признаки нарушения положений части 3.1 статьи 34 Закона о размещении заказов, в части установления требований к работам, которые влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.

 

В целях рассмотрения жалобы Заявителя, на основании части 5 статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 ФЗ № 94, Приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре и Приказа ФАС от 14.11.2007г. № 379 «Об административном регламенте» была проведена внеплановая камеральная проверка размещения муниципального заказа, и запрошена информация, материалы, документы (заверенные копии) необходимые для проведения проверки размещения государственного заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме.

 

В результате проведения внеплановой камеральной проверки установлено следующие:

Извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме на выполнение авиационных работ (на самолете Ан-2) для нужд Сургутского и других филиалов Ханты-Мансийской базы авиационной и наземной охраны лесов с целью обеспечения пожарной безопасности лесов и тушения лесных пожаров в 2012 году (извещение № 0187200001712000619) и аукционная документация размещены на официальном сайте РФ www.zakupki.gov.ru и на электронной площадке ОАО «Единая электронная торговая площадка» 25.05.2012 года 

Документация об аукционе в электронной форме утверждена директором департамента государственных заказов автономного округа – А.А. Чепкасовым.

В соответствии с требованием антимонопольного органа данный заказ приостановлен до рассмотрения жалобы по существу.

 

В ходе проверки доводов Заявителя Комиссией Управления установлено следующее:

Согласно части 5 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме наряду с предусмотренными частями 3 и 4 настоящей статьи сведениями должна содержать требования к участникам размещения заказа, установленные в соответствии со статьей 11 настоящего Федерального закона

Пунктом 1 части 1 статьи 11 Закона о размещении заказов установлено, что при размещении заказа путем проведения торгов устанавливаются следующие обязательные требования к участникам размещения заказа, а именно соответствие участников размещения заказа требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов.

Предметом торгов (аукциона) в электронной форме является право заключения договора на выполнение авиационных работ для нужд бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «База авиационной и наземной охраны лесов», с целью охраны и защиты лесов на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

В соответствии со статьёй 57 Лесного кодекса Российской Федерации авиационные работы по охране и защите лесов включают в себя: авиационное патрулирование, тушение лесных пожаров, доставку воздушными суднами лесопожарных формирований, пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря к месту тушения лесного пожара и обратно.

Организация и выполнение авиационных работ по охране и защите лесов регулируется Порядком, утвержденным Приказом Рослесхоза от 03.11.2011 №470 и Инструкцией по авиационной охране лесов, утвержденной приказом Федеральной службы лесного хозяйства России от 22 сентября 1997 года №122.

Порядок организации и выполнения авиационных работ по охране и защите лесов (далее по тесту Порядка организации и выполнения авиационных работ по охране лесов – лесоавиационные работы) разработан в соответствии с частью 2 статьи 57 Лесного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 вышеуказанного Порядка лесоавиационные работы являются составной частью комплекса мероприятий по охране лесов от пожаров, защите их от вредных организмов и иных негативных воздействий природного и антропогенного характера, а также по обеспечению санитарной безопасности в лесах.

На основании приказа Федеральной службы лесного хозяйства России от 22 сентября 1997 года №122 «Инструкция по авиационной охране лесов», в целях совершенствования организации, планирования и проведения работ по авиационной охране лесов, работ по лесозащите и обслуживанию лесного хозяйства, выполнение авиационных работ осуществляется на воздушных судах гражданской авиации.

Согласно статьи 114 Воздушного Кодекса Российской Федерации под авиационными работами понимаются работы, выполняемые с использованием полетов гражданских воздушных судов в сельском хозяйстве, строительстве, для охраны окружающей среды, оказания медицинской помощи и других целей, перечень которых устанавливается уполномоченным органом в области гражданской авиации.

Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации регулируется Приказом Минтранса от 31.07.2009 №128 (редакция от 16.11.2011) «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации» (далее – Приказ №128).

Согласно пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации №360 от 27.03.1998 года федеральные правила использования воздушного пространства и федеральные авиационные правила являются частью воздушного законодательства Российской Федерации  и обязательны для исполнения гражданами и юридическими лицами.

В соответствии с пунктом 6.2 Приказа №128 авиационные работы в зависимости от их цели, правил выполнения и технологии их выполнения подразделяются на следующие виды: авиационно-химические работы, воздушные съёмки, лесоавиационные работы, строительно-монтажные и погрузочно-разгрузочные работы, работы с целью оказания медицинской помощи, летные проверки наземных средств радиотехнического обеспечения полетов, авиационной электросвязи и систем светосигнального оборудования аэродромов гражданской авиации.

Согласно пункта 7.21 Приказа №128 полеты на лесоавиационных работах производятся в целях авиационной охраны лесов, обследования и учета лесов и обслуживания организаций лесоохраны и лесопользования.

Авиационные работы, связанные с исполнением предмета контракта, регулируется требованиями, распространяющими свое действие на правоотношения, возникающие в области использования воздушных судов гражданской авиации.

В соответствии с частью 1 статьи 8 Воздушного кодекса Российской Федерации обязательной сертификации подлежат физические лица, юридические лица, осуществляющие и (или) обеспечивающие выполнение авиационных работ.

Согласно частям 1 и 3 статьи 61 Воздушного кодекса Российской Федерации под авиационным предприятием понимается юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы и формы собственности, имеющее основными целями своей деятельности осуществление за плату выполнение авиационных работ. Под эксплуатантом понимается - гражданин или юридическое лицо, имеющие воздушное судно на праве собственности, на условиях аренды или на ином законном основании, использующие указанное судно для полетов и имеющие сертификат (свидетельство) эксплуатанта. Требования к эксплуатанту определяются федеральными авиационными правилами.

В соответствии с подпунктом «з» пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 28.11.2009 № 973 «Об общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» (ДОСААФ России) выполняет государственные задачи, в том числе: участие в ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий, катастроф и других чрезвычайных ситуаций.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона №68-ФЗ от 21.12.1994 года «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» чрезвычайная ситуация – это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей; ликвидация чрезвычайной ситуации – это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.

Предмет аукциона не предполагает производство авиационных работ в режимах чрезвычайных ситуаций, ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф.

Порядок введения режимов чрезвычайных ситуаций, возникших  вследствие лесных пожаров, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 мая 2011 г. № 376 "О чрезвычайных ситуациях в лесах, возникших вследствие лесных пожаров».

 

Таким образом, в соответствии с нормами действующего законодательства, к участникам размещения заказов правомерно определены требования о наличии действующего сертификата эксплуатанта, либо, наличие соответствующего договора с авиакомпаниями (договора фрахта), имеющими действующий сертификат эксплуатанта воздушного судна. 

 

На основании вышеизложенного, действия Заказчика и Уполномоченного органа  не нарушают положения части 4 статьи 11 Закона о размещении заказов, в части установления к участникам размещения заказа не предусмотренных законом требований.

 

Статьей 34 Бюджетного кодекса РФ установлен принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств, который означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

 

Частью 2 статьи 34 Закона о размещении заказов установлено, что документация об аукционе должна содержать требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.

Выполнение авиационных работ на самолете Ан-2 является потребностью Заказчика, так как личный состав задействованный в выполнении работ прошел специальное обучение (воздушную тренировку) по выполнению производственных прыжков для тушения и ликвидации лесных пожаров на парашютах типа «Лесник», «ПТЛ-72» с самолета АН-2.

Кроме того, дополнительное обучение личного состава потребует производство дополнительных денежных затрат и противоречит принципу результативности и эффективности использования бюджетных средств, установленных статьей 34 Бюджетного кодекса РФ.

 

На основании вышеизложенного, действия Заказчика и Уполномоченного органа  не нарушают положения части 3.1 статьи 34 Закона о размещении заказов, в части установления требований к работам, которые влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.

 

Рассмотрев материалы дела, изучив представленные документы представителей сторон, руководствуясь статьей 17, пунктом 6 статьи 60 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ и Приказом ФАС России от 14.11.2007г. № 379 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд ", Комиссия Управления,

 

решила:

 

Признать жалобу НОУ «Курганский АСК ДОСААФ России» от 06.06.2012г. № 820-ж на действия Заказчика – БУ ХМАО - Югры «База авиационной и наземной охраны лесов», Уполномоченного органа – Департамент государственного заказа ХМАО - Югры при проведении открытого аукциона в электронной форме на выполнение авиационных работ (на самолете Ан-2) для нужд Сургутского и других филиалов Ханты-Мансийской базы авиационной и наземной охраны лесов с целью обеспечения пожарной безопасности лесов и тушения лесных пожаров в 2012 году (извещение № 0187200001712000619) необоснованной.

 

Примечание: Решение может быть обжаловано в судебном порядке.

Связанные организации

Связанные организации не указаны