Решение б/н решение по жалобе № 2462-ж от 21 декабря 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе № 086/07/3-2232/2020

по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика

при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

 

Резолютивная часть решения оглашена 16.12.2020                                           г. Ханты-Мансийск

Решение в полном объеме изготовлено 21.12.2020

       

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее - Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), в составе:

Председатель комиссии:

«______» – заместитель руководителя Управления;

Члены комиссии:

«______» — главный специалист-эксперт отдела защиты конкуренции и соблюдения рекламного законодательства Управления;

«______» — эксперт отдела защиты конкуренции и соблюдения рекламного законодательства Управления;

в отсутствии Заявителя, уведомленного надлежащим образом;

в присутствии представителя Заказчика АО «Югра-Экология» по ВКС — «______», действующего по доверенности;

рассмотрев жалобу «______» (вх. от 09.12.2020 № 2462-ж) (далее — Жалоба) на действия Заказчика АО «Югра-Экология» при проведении аукциона в электронной форме № 119/2020 на право оказания услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов на территории Муниципального образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры город Когалым (лот № 3), извещение 32009766459, в соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу — Югре (далее – Ханты-Мансийское УФАС России), в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, поступила жалоба «______» (далее - Заявитель) на действия АО «Югра-Экология» (далее – Заказчик) при проведении аукциона в электронной форме № 119/2020 на право заключения договора на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в пределах зоны деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, определенной границами Муниципального образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры г. Когалым Лот №3, извещение № 32009766459

Заявитель обжалует положения закупочной документации и действия Заказчика при проведении указанной закупки.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.

При рассмотрении жалобы по существу в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.

Заявитель обратился в антимонопольный орган с жалобой на осуществление Заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках до окончания срока подачи заявок.

В силу части 10 статьи 3 Закона о закупках участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

3) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

4) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе, Закон № 44-ФЗ), предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

5) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Указанная норма Закона о закупках носит императивный характер и приведенный в ней перечень оснований для обжалования действий (бездействия) заказчика в антимонопольный орган является исчерпывающим, соответственно положения статьи 18.1 Закона о защите конкуренции должны применяться с учетом данной нормы.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах. В случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В соответствии с частью 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Ханты-Мансийским УФАС России в адрес Заявителя и Заказчика направлено Уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу, рассмотрение жалобы назначено на 16.12.2020.

В назначенную дату состоялось рассмотрение жалобы посредством видео-конференц-связи.

Обжалуя действия Заказчика, Заявитель приводит следующие доводы.

  1. Региональный оператор АО «Югра-Экология» не согласовал условия проведения торгов с уполномоченным органом в нарушение Правил № 1133.
  2. Начальная (максимальная) цена договора в Документации о закупке указана неверно, обоснование НМЦ произведено затратным методом, а не методом сопоставимых цен в соответствии c Законом № 44-ФЗ и Правилами № 1133.
  3. Положения документации о закупке не соответствуют законодательству в сфере обращения с отходами.

В своих письменных возражениях Заказчик сообщил, что не согласен с доводами, изложенными в жалобе.

С учетом, доводов, содержащихся в Жалобе, Комиссия полномочна рассматривать данную жалобу.

Изучив имеющиеся материалы, заслушав Заявителя и представителя Заказчика, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России установила следующее.

  Закупочная деятельность Заказчика АО «Югра-Экология» регламентируется Положением о порядке проведения закупок товаров, работ, услуг АО «ЮТЭК – Региональные сети» (далее - Положение о закупках). Положение о закупках утверждено решением Совета Директоров АО «ЮТЭК – Региональные сети» от 18.03.2020.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ АО «ЮТЭК – Региональные сети» является организацией, управляющей АО «Югра-Экология». Советом директоров АО «Югра-Экология» было принято решение о передаче функции управления региональным оператором компании АО «ЮТЭК-Региональные сети» с 01.08.2019. Договор о передаче АО «ЮТЭК – Региональные сети» полномочий единоличного исполнительного органа утвержден протоколом от 26.07.2019 № 04/19 Совета Директоров АО «Югра-Экология».

АО «Югра-Экология» является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории ХМАО-Югры на основании соглашений, заключенных с Департаментом промышленности Ханты-Мансийского автономного округа – Югры:

в соответствии с соглашением от 02.04.2018 № 25 – по Южной зоне деятельности (городской округ город Пыть-Ях, Нефтеюганский муниципальный район, городской округ город Нефтеюганск, Кондинский муниципальный район, городской округ город Урай, городской округ город Нягань, Ханты-Мансийский муниципальный район, городской округ город Ханты-Мансийск, Советский муниципальный район, городской округ город Югорск, Октябрьский муниципальный район);

в соответствии с соглашением от 24.07.2019 № 35 – по Северной зоне деятельности (Березовский муниципальный район, Белоярский муниципальный район, Сургутский муниципальный район, городской округ город Когалым, городской округ город Сургут, городской округ город Радужный, городской округ город Покачи, городской округ город Мегион, городской округ город Нижневартовск, Нижневартовский муниципальный район, городской округ город Лангепас).

Таким образом Заказчик имеет статус регионального оператора по обращению с ТКО на всей территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

В соответствии с Распоряжением от 10.11.2020 № 01-07-ЮЭ/014 О выборе способа закупки на транспортирование ТКО, Заказчиком определены для Южной и Северной зоны деятельности:

- территории, на которых образуется не менее 50 процентов ТКО (по массе отходов) для проведения аукционов в порядке, предусмотренном Правилами № 1133;

- территории, на которых образуется менее 50 процентов ТКО (по массе отходов) для проведения запросов предложений в порядке, предусмотренном Законом № 223-ФЗ.

Согласно пункту 2 указанного Распоряжения город Когалым отнесен к территориям Северной зоны, на которых образуется менее 50 процентов ТКО.

При этом, Заказчик имеет статус регионального оператора по обращению с ТКО на всей территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, а значит, в зоне деятельности регионального оператора АО «Югра-Экология» образуется 100 процентов твердых коммунальных отходов, образующихся на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 1 Закона № 44-ФЗ закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в том числе в части, касающейся:

- заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением, государственным, муниципальным унитарными предприятиями либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 2.1, 4 и 5 статьи 15 Федерального закона №44-ФЗ.

Согласно пункта 2.1.5 Соглашения от 24.07.2019 № 35 региональный оператор обязан согласовать с Департаментом промышленности ХМАО-Югры, в сроки не позднее чем за 3 рабочих дня до объявления торгов, следующие сведения, являющиеся условиями проведения торгов, по результатам которых формируются цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора:

- сведения о предмете аукциона (лота), в том числе описание границы территории в пределах зоны деятельности регионального оператора, на которой оказываются услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов.

В соответствии с частью 3 статьи 24.8 Федерального закона «Об отходах производства и  потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ (далее - Закон  № 89-ФЗ) Правительство Российской Федерации определяет случаи, при которых цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отводов для регионального оператора должны формироваться по результатам торгов, и устанавливает порядок проведения таких торгов, в том числе определяет случаи, когда условия проведения таких торгов подлежат предварительному согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, и устанавливает порядок этого согласования.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.11.2016 № 1133 утверждены Правила проведения торгов, по результатам которых формируются цены на услуги по транспортированию ТКО для регионального оператора (далее - Правила проведения торгов, Правила № 1133).

В соответствии с пунктом 2 Правил № 1133 торги, по результатам которых формируются цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора, с 01.01.2018 проходят в электронной форме.

Согласно пункта 1 Правил проведения торгов, настоящие Правила устанавливают порядок проведения торгов, по результатам которых формируются цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее соответственно - торги, региональный оператор), случаи, при которых цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора формируются по результатам торгов, в том числе определяют случаи, когда условия проведения торгов подлежат предварительному согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также порядок такого согласования.

Из документов, представленных Заказчиком, установлено следующее.

29.09.2020 Заказчик обратился в уполномоченный орган - Департамент промышленности ХМАО-Югры с письмом № 01-04-ЮЭ/12344 о согласовании условий проведения торгов, по результатам которых формируются цены на услуги по транспортировке ТКО регионального оператора.

Письмом от 01.10.2020 № 38-исх-5788 Департамент промышленности ХМАО-Югры согласовал региональному оператору АО «Югра-Экология» представленные сведения в части предмета аукциона и описания границ территории, в пределах которой оказываются услуги по транспортированию ТКО.

Таким образом, довод Заявителя о проведении Заказчиком закупки без согласования с уполномоченным органом, не нашел подтверждения.

04.12.2020 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru Заказчиком опубликовано извещение 32009766459 о проведении аукциона в электронной форме. В соответствии с извещением установлены следующие сроки:

- дата начала срока подачи заявок – 04.12.2020 (мск+2);

- дата и время окончания подачи заявок – 20.12.2020 в 12:00 (мск+2);

- дата подведения итогов – 21.12.2020 (мск+2).

12.12.2020 в документацию о закупке внесены изменения в части обоснования начальной (максимальной) цены. Так, в ЕИС размещено обоснование начальной (максимальной) цены, основанное на сопоставлении рыночных цен трех поставщиков на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

Таким образом, Заказчик самостоятельно внес изменения в документацию о закупке в части обоснования начальную (максимальную) цену договора не затратным методом, а методом сопоставления цен на товарном рынке.

Вместе с тем, 14.12.2020 Заказчик опубликовал в ЕИС извещение об отмене проведения закупки № 32009766459.

Согласно части 5 статьи 3.2 Закона № 223-ФЗ Заказчик вправе отменить конкурентную закупку по одному и более предмету закупки (лоту) до наступления даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в конкурентной закупке. При этом решение об отмене конкурентной закупки размещается в единой информационной системе в день принятия этого решения.

Заказчик отменил закупку № 32009766459 14.12.2020, то есть до наступления даты и времени окончания срока подачи заявок, с соблюдением требований частей 5, 6 Закона № 223-ФЗ. 

На дату рассмотрения Жалобы 16.12.2020 у Комиссии Ханты-Мансийского УФАС России отсутствуют основания для проверки довода Заявителя о несоответствии документации о закупке положениям законодательства в сфере обращения с отходами в связи с отменой конкурентной закупки.

Таким образом, у Ханты-Мансийского УФАС России отсутствуют правовые основания для рассмотрения остальных доводов жалобы в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

На основании вышеизложенного Комиссия Ханты-Мансийского УФАС, руководствуясь частями 17, 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

 

Рассмотрение жалобы «______» (вх. от 09.12.2020 № 2462-ж)  на действия АО «Югра-Экология» при проведении аукциона в электронной форме на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в пределах зоны деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, определенной границами Муниципального образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры г. Когалым (лот № 3), извещение 32009766459, прекратить в связи с отменой закупки.

          

Примечание: Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

Председатель Комиссии                                                                                       «______»

 

Члены Комиссии:                                                                                                  «______»

                                                                                                                                                                                                                                                                                «______»

Связанные организации

Связанные организации не указаны