Решение №086/07/3-1676/2022 Решение по жалобе №12030-эп/22 от 9 декабря 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ №086/07/3-1676/2022 по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видам юридических лиц»

Резолютивная часть решения оглашена 06.12.2022                                           г. Ханты-Мансийск

Решение в полном объеме изготовлено 09.12.2022

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты- Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) в составе:

Председатель комиссии:

  • <....> - <....>;
  • Члены комиссии:
  • <....> - <....>;
  • <....> - <....>,

в присутствии на заседании представителя Заявителя ООО «КЛЕН» посредством видеконференцсвязи, <....>

в присутствии на заседании представителя Заказчика НГМУП «Школьное питание» посредством видеконференцсвязи, <....>,

рассмотрев материалы, собранные в ходе рассмотрения жалобы ООО «КЛЕН» (вх. от 22.11.2022 № 12030- эп/22) (далее - Жалоба) на действия НГМУП «Школьное питание» при проведении открытого конкурса в электронной форме по поставке хлеба и хлебобулочных изделий для организации питания, извещение №32211817802,

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре поступила жалобы ООО «КЛЕН» (вх. от 22.11.2022 № 12030- эп/22)(далее - Жалоба) на действия НГМУП «Школьное питание» при проведении открытого конкурса в электронной форме по поставке хлеба и хлебобулочных изделий для организации питания, извещение №32211817802.

В соответствии с уведомлением о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу от 25.11.2022 исх. №ВТ/8844/22 рассмотрение Жалобы назначено на 30.11.2022. В назначенную дату, в ходе рассмотрения жалобы Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России установлено, что для рассмотрения Жалобы по существу необходимо получение дополнительной информации, сведений.

В связи и необходимостью получения дополнительной информации, сведений, в соответствии с частями 14, 14.1 статьи 18.1 Закон о защите конкуренции, Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России была назначена новая дата рассмотрения Жалобы. 06.12.202 рассмотрение Жалобы состоялось.

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках, Закон № 223-Ф3) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.

В силу части 10 статьи 3 Закона о закупках участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в случаях:

    1. осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;
    2. неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;
    3. предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;
    4. осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

5) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Указанная норма Закона о закупках носит императивный характер и приведенный в ней перечень оснований для обжалования действий (бездействия) заказчика в антимонопольный орган является исчерпывающим, соответственно положения статьи 18.1 Закона о защите конкуренции должны применяться с учетом данной нормы.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Заказчик осуществляет закупочную деятельность в рамках Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», руководствуясь положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд Нефтеюганского городского муниципального унитарного предприятия «Школьное питание» (далее-Положение о закупках).

Рассмотрев материалы Жалобы, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России установила следующее.

Как следует из представленных документов, 03.11.2022 в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) на официальном сайте www.zakupki.gov.ru Заказчиком опубликовано извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме по поставке хлеба и хлебобулочных изделий для организации питания, извещение №32211817802. 09.11.2022 размещено извещение с внесением изменений в связи с технической ошибкой.

Начальная (максимальная) цена договора составляет 3 150 676,00 (три миллиона сто пятьдесят тысяч шестьсот семьдесят шесть) рублей 00 копеек.

В соответствии с извещением установлены следующие сроки:

  • дата и время окончания срока подачи заявок - 18.11.2022 в 08:00 (мск+2);
  • дата подведения итогов - 21.11.2022.

Жалоба поступила в Ханты-Мансийское УФАС России 22.11.2022, после даты и времени окончания срока подачи заявок.

Заявитель обжалует неправомерное отклонение заявки заказчиком.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Заявитель указывает на нарушение Заказчиком пункта 4 части 10 статьи 3

Федерального закона от 18.07.2011 №223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными юридическими лицами» - предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке.

В п. 5.2. раздела 5 «Участники закупки» конкурсной документации, были установлены следующие требования к участникам закупки:

  1. Соответствие требованиям, устанавливаемым законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг, являющихся предметом закупок.
  2. Непроведение ликвидации участника закупки юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки - юридического лица, индивидуального предпринимателя банкротом и об открытии конкурсного производства.
  3. Неприостановление деятельности участника закупки в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на день подачи заявки на участие в закупке.
  4. Отсутствие в реестре недобросовестных поставщиков сведений об участнике закупки.
  5. Отсутствие непогашенной задолженности участника закупки перед Заказчиком, в случае если такая задолженность имеется и не оспаривается участником закупки в соответствии с законодательством РФ.
  6. Наличии сертификата ХАССП в соответствии с ГОСТ Р 51705.1-2001 Системы качества. Управление качеством пищевых продуктов на основе принципов ХАССП. Общие требования, либо ГОСТ Р ИСО 22000-2019 Системы менеджмента безопасности пищевой продукции. Требования к организациям, участвующим в цепи создания пищевой продукции.

Пунктом 12.1.10 конкурсной документации установлены требования о соответствии по п. 5.2.1.2, 5.2.1.3, 5.2.1.4 в части подтверждающих документов. Пунктом 12.1.11 указано, что участник в заявке должен предоставить документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям к участникам конкурса, установленным Заказчиком в соответствии с подпунктом 5.2.2.2 пункта 5.2. раздела 5 Конкурсной документации.

Вместе с тем, Заявитель указывает на то, что в документации отсутствуют пункты, на которые идет ссылка в разделе 12. Требования к конкурсным заявкам.

Также в разделе 12. Требования к конкурсным заявкам, отсутствует требование о предоставлении в составе заявки на участие в конкурсе такого документа, как сертификата ХАССП.

Заявитель дополнительно сообщает, что ООО «Клен» имеет данный сертификат.

Также, Заявитель сообщает следующее.

По информации, полученной от Заказчика, стало известно, что если даже ООО «Клен» предоставил бы в составе заявки сертификат ХАССП, то был бы на 2 месте. При этом Заявитель указывает, что оценка заявок не была проведена. В протоколе вскрытия имеется таблица, в которой указаны критерии заявок и перечень предоставленных документов. Из информации, размещенной в протоколе вскрытия видно, что все условия по критериям оценки участниками закупки предоставлены одинаковые, за исключением предлагаемой цены. В таблице не отражена информация о количестве договоров, предоставленных участниками в подтверждение опыта исполнения аналогичных поставок. В документации установлены критерии, которым должны соответствовать

предоставленные договоры/контракты, а именно,

  • по сроку исполнения (за последние 2 года с приложением копий документов подтверждающих исполнение обязательств, с указанием суммы исполнения каждого приложенного договора (акт сверки, спецификация, при наличии соглашения о расторжении с указанием исполненного объема в денежном эквиваленте)
  • по сумме (сумма исполнения каждого такого договора/контракта должна составлять не менее 20% от начальной (максимальной) цены закупки), Заявитель делает вывод, что цена каждого предоставленного договора/контракта должна составлять не менее 630 135, 20 (шестьсот тридцать тысяч сто тридцать пять) рублей 20 копеек.

Заявитель уточняет, что для того, чтобы по критерию оценки «Опыт» получить 100 балов ООО «Клен» предоставил 10 таких контрактов/договоров.

Заказчик с доводами жалобы не согласен, просит признать Жалобу необоснованной согласно следующим возражениям.

В пункте 12 конкурсной документации была допущена опечатка, и не были исключены подпункты пункта 5.2.

При составлении конкурсной заявки участниками конкурса пс возникло вопросов по данному критерию, что подтверждается отсутствием Запросов разъяснений. Если бы данный запрос направился участником, было бы разъяснено, что имеется ввиду подача всех документов, указанных в пункте 5.2 раздела 5.

После размещения протоколов участниками не подавались запросы разъяснений либо требований о пересмотре заявок и допуске к участию.

Дополнительно, согласно уведомлению от 30.11.2022 №ВТ/8954/22, Заказчик представил письменные пояснения следующего содержания.

Согласно конкурсной документации, участники конкурса должны предоставить документы, подтверждающие квалификацию участника процедуры закупки. Участник предоставляет копии исполненных договоров/контрактов по аналогичным поставкам (т.е. предметом договора является товар, указанный в Техническом задании), указанных в - техническом задании, за последние 2 года с приложением копий документов подтверждающих исполнение обязательств, с указанием суммы исполнения каждого приложенного договора (акт сверки, спецификация, при наличии соглашение о расторжении с указанием исполненного объема в денежном эквиваленте).

ООО «Клён» приложили договора в количестве 10 штук.

    1. Договор №126 соответствует критериям и был допущен.
    2. Договоры №168, 293, 038700001519000245, 03872000254200002990001 не были допущены, так как сумма договора и акта сверки не совпадают, а значит данные договоры не были полностью исполнены либо с нарушениями.
    3. Договоры 03870000196, 038720000260001 не были допущены, так как отсутствует подпись заказчика, подтверждение о подписание договора в электронном виде так же отсутствует.
    4. Договор №205 не был допущен, так как отсутствует спецификация, а, следовательно, невозможно установить предмет и цену договора.

Помимо этого, Заказчик сообщает, что у НГМУП «Школьное питание» возник негативный опыт в работе с ООО «Клён», а именно в процессе исполнения договора №293 от 10.01.2022г., ООО «Клён» предложил повысить цену ссылаясь на сложившеюся ситуацию на территории РФ, отказ от данного условия приведет к невозможности исполнения заключенного договора. Данное обоснование повышение цены не было подкреплено официальной документацией, а также данные обстоятельства не были признаны форс-мажорными. При срыве поставок НГМУП «Школьное питание» не может оказывать услуги по организации питании учащихся.

Согласно п. 14.7.6. конкурсной документации, если имеется информация о наличии документально подтвержденного негативного опыта сотрудничества Заказчика с участником закупки или аффилированными с ним юридическими и физическими лицами (ненадлежащее исполнение договора, неисполнение договора, неисполнение обязательств, связанных с исполнением договора) и таким участником закупки не оспорено ненадлежащее исполнение договора, неисполнение договора, неисполнение обязательств, связанных с исполнением договора заключенного с Заказчиком, то при рассмотрении заявок па участие в конкурсе участник закупки пе допускается закупочной комиссией к участию в конкурсе.

По предмету закупки, согласно требованиям Технического регламента Таможенного союза TP ТС 021/2011, обязательно наличие сертификата ХАССП в соответствии с ГОСТ Р 51705.1-2001 Системы качества. Управление качеством пищевых продуктов на основе принципов ХЛСС11. Общие требования, либо ГОСТ Р ИСО 22000-2019 Системы менеджмента безопасности пищевой продукции. Требования к организациям, участвующим в цепи создания пищевой продукции.

Также, Заказчик указывает, что согласно п.12 Конкурсная заявка должна содержать:

12.1.13. Документы, подтверждающие соответствие -товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации (при наличии в соответствии с законодательством Российской Федерации данных требований к указанным товару, работе или услуге). Данные документы участником предоставлены не были.

При рассмотрении заявок па участие в конкурсе участник закупки не допускается закупочной комиссией к участию в конкурсе в случаях, если заявка не содержит документа(-ов) и/или информации, установленных требованиями Конкурсной документацией, либо представленные документы не отвечают требованиям Конкурсной документации.

Дополнительно Заказчик сообщает, что в ходе рассмотрения заявок на участие в конкурсе Заказчик по решению Закупочной комиссии вправе, в случае если такая возможность была предусмотрена Конкурсной документацией, направить запросы участникам закупки (при этом Заказчиком не должны создаваться преимущественные условия участнику или нескольким участникам закупки) о разъяснении положений заявок на участие в конкурсе.

Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России, заслушав доводы Заявителя, возражения и дополнения Заказчика, согласно уведомлению от 30.11.2022 №ВТ/8954/22 , установила следующее.

Согласно Протоколу №2 «Рассмотрение заявок на участие в открытом конкурсе №32211817802» от 21.11.2022 пункту 10 подпункту 10.1 принято решение закупочной комиссии:

10.1 ООО «Клен» не допустить до участия в конкурсе (отсутствие сертификата ХАССП).

При этом, в принятом решении закупочной комиссии отсутствует прямое указание Заказчиком на соответствующий пункт Положения документации, который бы устанавливал условие отклонения заявки связанного с отсутствием сертификата ХАССП.

Согласно части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики должны руководствоваться следующими принципами:

      1. информационная открытость закупки;
      2. равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
      3. целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
      4. отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В соответствии со частью 10 статьи 4 Закона о закупках, в документации о конкурентной закупке должны быть указаны:

        1. требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика;
        2. требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке;
        3. требования к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками такой закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурентной закупки, их количественных и качественных характеристик;
        4. место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги;
        5. сведения о начальной (максимальной) цене договора, либо формула цены и максимальное значение цены договора, либо цена единицы товара, работы, услуги и максимальное значение цены договора;
        6. форма, сроки и порядок оплаты товара, работы, услуги;
        7. обоснование начальной (максимальной) цены договора либо цены единицы товара, работы, услуги, включая информацию о расходах на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей;
        8. порядок, дата начала, дата и время окончания срока подачи заявок на участие в закупке (этапах конкурентной закупки) и порядок подведения итогов такой закупки (этапов такой закупки);
        9. требования к участникам такой закупки;
        10. требования к участникам такой закупки и привлекаемым ими субподрядчикам, соисполнителям и (или) изготовителям товара, являющегося предметом закупки, и перечень документов, представляемых участниками такой закупки для подтверждения их соответствия указанным требованиям, в случае закупки работ по проектированию, строительству, модернизации и ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства и закупки товаров, работ, услуг, связанных с использованием атомной энергии;
        11. формы, порядок, дата и время окончания срока предоставления участникам такой закупки разъяснений положений документации о закупке;
        12. дата рассмотрения предложений участников такой закупки и подведения итогов такой закупки;
        13. критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке;
        14. порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке;
        15. описание предмета такой закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 настоящего Федерального закона;

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Согласно пункту 3.5.2 Положения о закупках участник закупки должен соответствовать требованиям, установленным в документации о закупке. В соответствии с пунктом 5.4.4 Положения о закупках участник закупки должен предоставить документы, подтверждающие соответствие товаров (работ, услуг) требованиям, установленным в документации о закупке.

Так, Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России было установлен, что извещением о закупке в пункте 7 установлен следующий перечень документов, представляемых участниками закупки в составе Конкурсной заявки:

1. Конкурсная заявка по форме, приложенной Конкурсной документации

включающая:

а)   Безусловное согласие участника закупки в случае признания его победителем Конкурса заключить договор на условиях Конкурсной документации по цене, предложенной участником закупки, но не превышающей начальную (максимальную) цену, указанную в Конкурсной документации, в том числе согласие на обработку персональных данных физических лиц, персональные данные о которых содержатся в Конкурсной заявке;

б) Анкета участника закупки.

          1. Копии учредительных документов участника процедуры закупки (для юридических лиц).
          2. Полученная не ранее чем за 6 месяцев до дня размещения в ЕИС извещения о проведении процедуры закупки выписка из Единого государственного реестра юридических лиц или нотариально заверенная копия такой выписки (для юридических лиц) либо выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или нотариально заверенная копия такой выписки (для индивидуальных предпринимателей), копии документов, удостоверяющих личность (для физических лиц), надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранных лиц), полученные не ранее чем за 6 месяцев до дня размещения в ЕИС извещения о проведении процедуры закупки. В случае проведения закупки в электронной форме выписка предоставляется в форме электронного документа.
          3. Документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени участника (копия решения о назначении или об избрании либо копия приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которыми такое физическое лицо обладает правом действовать от имени участника конкурса без доверенности в соответствии с учредительными документами участника закупки); документ, подтверждающий регистрацию физического лица в качестве индивидуального предпринимателя - для участника закупки - индивидуального предпринимателя.

В случае, если от имени участника закупки действует иное лицо, конкурсная заявка должна содержать также доверенность на осуществление действий от имени участника закупки, заверенную печатью участника закупки и подписанную руководителем участника закупки (для юридического лица) или уполномоченным руководителем участника закупки лицом, либо засвидетельствованную в нотариальном порядке копию указанной доверенности. В случае, если указанная доверенность подписана лицом, уполномоченным руководителем юридического лица - участника закупки, конкурсная заявка должна содержать также документ, подтверждающий полномочия такого лица;

          1. Решение об одобрении крупной сделки либо копия такого решения в случае, если требование о необходимости наличия такого решения для совершения крупной сделки установлено законодательством Российской Федерации и если для участника процедуры закупки поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом договора, или внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в процедуре закупки, обеспечения исполнения договора являются крупной сделкой. Решение об одобрении крупной сделки должно содержать указание на предмет закупки и начальную (максимальную) цену договора.

В случае если для данного участника поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющиеся предметом договора, или внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в процедуре закупки, обеспечения исполнения договора не являются крупной сделкой, участник процедуры закупки в заявке указывает о том, что данная сделка не является для него крупной.

В случае если получение указанного решения до истечения срока подачи заявок на участие для участника процедуры закупки невозможно в силу необходимости соблюдения установленного порядка созыва заседания органа, к компетенции которого относится вопрос об одобрении крупных сделок, участник процедуры закупки обязан представить письмо, содержащее обязательство в случае признания его победителем процедуры закупки представить вышеуказанное решение до момента заключения договора.

          1. Предложения об условиях исполнения договора, в том числе предложение о цене договора, в том числе с указанием стоимости единицы товара, описание функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, технических характеристик товара, его количественных и качественных характеристик с указанием на зарегистрированные товарные знаки (торговые наименования) или знаки обслуживания товара, патенты, полезные модели или промышленные образцов, модели товара, артикул товара (каталожный номер), иные сведения, позволяющие идентифицировать товар от аналогичных других товаров и присущие только предлагаемому товару и указанием фирменного наименования производителя; указанием наименования официального дилера (оптовой базы) и его местонахождение (если поставщик закупает товар у официального дилера (на оптовой базе);

Наименование страны происхождения товара указывается в случае предоставления приоритета товарам российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами в соответствии с Постановлением №925).

          1. Документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям к участникам конкурса, установленным Заказчиком в соответствии с подпунктом пункта 5.2.1. раздела 5 Конкурсной документации (декларация о соответствии).
          2. Документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям к участникам конкурса, установленным Заказчиком в соответствии с подпунктом 5.2.2.2 пункта 5.2.2. раздела 5 Конкурсной документации.
          3. Документы, подтверждающие внесение обеспечения заявки на участие в конкурсе (платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе с отметкой банка, или заверенная банком копия этого платежного поручения либо банковская гарантия, оформленная в соответствии с требованиями конкурсной документации, если конкурсной документацией установлено требование об обеспечении заявки.
          4. Документы, подтверждающие соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации (при наличии в соответствии с законодательством Российской Федерации данных требований к указанным товару, работе или услуге). При этом не допускается требовать представление таких документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации такие документы передаются вместе с товаром.
          5. Соглашение между лицами, выступающими на стороне одного участника закупки, которым регулируются отношения указанных лиц по участию в конкурсе на стороне одного участника закупки, в том числе устанавливается: кто действует от имени указанных лиц в отношениях по участию в конкурсе, распределение обязанностей и ответственности за исполнение обязанностей указанных лиц в отношениях по участию в конкурсе (для случаев, когда на стороне одного участника закупки выступает несколько лиц);

Конкурсная заявка может содержать иные документы, подтверждающие сведения об участнике закупки и товарах, работах, услугах, являющихся предметом закупки, принимаемые согласно условиям конкурсной документации членами Закупочной комиссии при оценке и сопоставлении конкурсных заявок.

В то же время Положением о закупке в пункте 12 Требования к конкурсным заявкам установлено:

12.1.11. Документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям к участникам конкурса, установленным Заказчиком в соответствии с подпунктом 5.2.2.2 пункта 5.2. раздела 5 Конкурсной документации.

Подпункт 5.2.2.2 отсутствует в Положении о закупке.

В указанном пункте 7 Извещения, устанавливающего перечень документов, представляемых участниками закупки в составе Конкурсной заявки, отсутствует указание на наличие в перечне документов заявки сертификата ХАССП.

При это, Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России было установлено, что в соответствии с пунктом 14 Извещения, установлены следующие основания для отказа в рассмотрении заявок:

14.7. При рассмотрении заявок на участие в конкурсе участник закупки не допускается закупочной комиссией к участию в конкурсе в случаях, предусмотренных Положением о закупке НГМУП «Школьное питание» и настоящей Конкурсной документации:

  1. если участник закупки, представивший заявку, не соответствует требованиям, установленным в Конкурсной документации;
  2. если заявка не соответствует требованиям Конкурсной документации, в том

числе:

  • содержит недостоверные сведения о предмете закупки и/или об участнике закупки;
  • не содержит документа(-ов) и/или информации, установленных требованиями Конкурсной документацией, либо представленные документы не отвечают требованиям Конкурсной документации;
  1. если отсутствует документально подтвержденное обеспечение заявки (в случае если в Конкурсной документации установлено требование об обеспечении заявки);
  2. если ценовое предложение участника закупки превышает начальную (максимальную) цену договора, установленную в Конкурной документации, в том числе, предложение об единичных ценах на товар превышает установленную начальную (максимальную) цену товара, установленную в расчете НМЦД Заказчика;
  3. если участником закупки не представлены разъяснения по запросу заказчика о даче разъяснений положений заявки такого участника в течение 2 (двух) рабочих дней со дня получения участником закупки запроса о даче разъяснений положений конкурсной заявки;
  4. если имеется информация о наличии документально подтвержденного негативного опыта сотрудничества Заказчика с участником закупки или аффилированными с ним юридическими и физическими лицами (ненадлежащее исполнение договора, неисполнение договора, неисполнение обязательств, связанных с исполнением договора) и таким участником закупки не оспорено ненадлежащее исполнение договора, неисполнение договора, неисполнение обязательств, связанных с исполнением договора, заключенного с Заказчиком;

При этом в силу пункта 14.8 Извещения отказ в допуске к участию в конкурсе по иным основаниям не допускается.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика.

Однако при наличии реальной заинтересованности в участии в Закупке и условий для конкуренции, при наличии нескольких ценовых предложений, предъявление Заказчиком требований к Заявителю, а именно к наличию документа, обязательность предоставления в составе заявке которого не было предусмотрено закупочной документацией, не позволило Заявителю, подавшему заявку на участие в закупке, принять в ней участие.

Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России также отмечает, что отсутствие конкретных требований к составу документов, не гарантирует соблюдение принципов равноправия и справедливости при рассмотрении поступивших заявок, поскольку при установлении соответствия представленных участником документов Документации о закупке (их полноты) определяющим будет являться субъективное мнение Закупочной комиссии.

Данное обстоятельство может создавать предпосылки для недобросовестного использования своего права Закупочной комиссией Заказчика.

Таким образом, отказав Заявителю в допуске к участию в закупке за отсутствие в составе заявки документов, обязательность предоставления которых прямо не предусмотрено в извещении и положений конкурсной документации, Заказчик тем самым нарушил требования части 1 статьи 2, пункта 2 части 1 статьи 3, части 6 статьи 3, части 10 статьи 4 Закона о закупках, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 8 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При этом Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России обращает внимание, что обязанность по исполнению договора на условиях указанных в извещении о закупке, участники декларируют в заявке, форма которой утверждена Заказчиком.

Следовательно, довод Заявителя о том, что Заказчиком необоснованно принято решение об отказе в допуске к участию в закупке является обоснованным.

Согласно части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

С учетом изложенных обстоятельств, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России пришла к выводу о необходимости выдачи предписания НГМУП «Школьное питание».

На основании вышеизложенного Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России, руководствуясь положениями статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,

РЕШИЛА:

    1. Признать жалобу ООО «КЛЕН» (вх. №12030-эп/22 от 22.11.2022) на действия НГМУП «Школьное питание» при проведении открытого конкурса в электронной форме по поставке хлеба и хлебобулочных изделий для организации питания, извещение №32211817802, обоснованной.
    2. Выдать НГМУП «Школьное питание» обязательное для исполнения предписание.
    3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Ханты- Мансийского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Связанные организации

Связанные организации не указаны