Решение б/н решение по жалобе 483-ж от 29 марта 2021 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по жалобе № 086/07/3-409/2021
по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика
при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом
от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»
Резолютивная часть решения оглашена 25.03.2021 г. Ханты-Мансийск
Решение в полном объеме изготовлено 29.03.2021
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее - Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), в составе:
Председатель комиссии:
«_______» — «_______»;
Члены комиссии:
«_______» — «_______»;
«_______» — «_______»;
в присутствии представителей Заявителя по ВКС - «_______» по доверенности;
в присутствии представителя Заказчика АО «ЮТЭК – Региональные сети» по ВКС – «_______» по доверенности;
рассмотрев жалобу «_______» (вх. от 16.03.2021 № 483-ж) (далее — Жалоба) на действия Заказчика на действия Заказчика ООО «Нижневартовские коммунальные системы» при проведении запроса котировок в электронной форме, на поставку мотопомпы с комплектами самовсасывающих рукавов и БРС участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, извещение № 32110046377, в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре (далее - Ханты-Мансийское УФАС России) в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, поступила жалоба (вх. от 16.03.2021 № 483-ж) «_______» (далее – Заявитель) на действия ООО «Нижневартовские коммунальные системы» (далее – Заказчик, ООО «НКС») при проведении запроса котировок в электронной форме, на поставку мотопомпы с комплектами самовсасывающих рукавов и БРС, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, извещение № 32110046377.
Заявитель обжалует необоснованное отклонение его заявки от участия в закупке.
Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
В силу части 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках, Закон № 223-ФЗ) участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в следующих случаях:
1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;
2) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;
3) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;
4) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;
5) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.
Указанная норма Закона о закупках носит императивный характер и приведенный в ней перечень оснований для обжалования действий (бездействия) заказчика в антимонопольный орган является исчерпывающим, соответственно положения статьи 18.1 Закона о защите конкуренции должны применяться с учетом данной нормы.
Согласно части 13 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции организатор торгов, оператор электронной площадки, конкурсная или аукционная комиссия, уполномоченный орган и (или) организация, осуществляющая эксплуатацию сетей, заявитель, а также лица, подавшие заявки на участие в торгах, вправе направить в антимонопольный орган возражение на жалобу или дополнение к ней и участвовать в рассмотрении жалобы лично или через своих представителей.
Изучив имеющиеся материалы дела, представленные доказательства, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России установила следующее.
Закон о закупках устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ООО «Нижневартовские коммунальные системы» (далее - Положение о закупках). Положение о закупках утверждено Общим собранием участников (протокол от 14.10.2020 № 15/20).
03.03.2021 в Единой информационной системе в сфере закупок (далее – ЕИС) на официальном сайте www.zakupki.gov.ru Заказчиком опубликовано извещение № 32110046377 о проведении запроса котировок в электронной форме.
Согласно извещению о закупке установлены следующие сроки:
- дата начала срока подачи заявок: 03.03.2021 (мск+2);
- дата и время окончания подачи заявок: 11.03.2021 в 10:00 (мск+2);
- дата рассмотрения заявок: 12.03.2021 (мск+2);
- дата подведения итогов: 15.03.2021 (мск+2).
Начальная (максимальная) цена договора - 2 452 690,76 рублей без НДС.
Пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Согласно документации о закупке участником конкурса могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства.
Технические, функциональные, качественные и эксплуатационные характеристики Товара (значения показателей Товара) указаны в Техническом задании (приложение 1.2 к документации о закупке).
Согласно техническому заданию предметом закупки является Мотопомпа с комплектами самовсасывающих рукавов и БРС, предназначенная для перекачки хозяйственно-бытовых и промышленных сточных вод.
В разделе «функциональные параметры» установлено:
«Напор в рабочей точке - в диапазоне не менее 23 м, но не более 37 м».
Из протокола рассмотрения первых частей заявок от 03.03.2021 следует, что до окончания срока подачи заявок на участие в запросе котировок поступило три заявки. Вместе с тем, две заявки были отклонены от участия в закупке как несоответствующие требованиям технического задания.
В протоколе подведения итогов от 03.03.2021 содержатся сведения о заявке участника ООО «_______», допущенной к участию в закупке. Сведения о заявках, не допущенных к участию в закупке, отсутствуют.
Рассмотрев заявки участников закупки, представленные Заказчиком, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России установила следующее.
Заявка «_______» зарегистрирована 11.03.2021 под номером 3. Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок от 03.03.2021 заявка Заявителя была отклонена по следующим основаниям:
Несоответствие продукции, указанной в заявке на участие в закупке, требованиям документации, п.1 Технического задания Функциональные параметры, а именно
1) Напор в рабочей точке, в диапазоне 23 м, данные сведения являются недостоверными, характеристики с сайта (указанные в заявке участника) https://motorcon.ru/catalog/dns-sv/sv-450-19/ составляет: 19 м, а надо не менее 23 м, но не более 37 м.
Заявитель считает, что отказ в допуске к участию в запросе предложений в электронном виде является формальным и немотивированным, не соответствующим действительным данным, указанным в техническом предложении Заявителя, не содержит указания на положения заявки, противоречащие закупочной документации, не указана нарушенная норма закупочной документации, законодательное обоснование отказа не прописано.
Заказчик с доводами Жалобы не согласен, считает отклонение заявки Заявителя обоснованным в связи с выявленным несоответствием сведений, указанных в техническом предложении и на сайте Заявителя в сети «интернет».
Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России установлено, что в техническом предложении Заявителя, представленном вместе с заявкой, указано: Напор в рабочей точке - 23 м.
Данный показатель соответствует параметрам, установленным Заказчиком в диапазоне «не менее 23 м, но не более 37 м».
Вместе с тем, при рассмотрении заявки Заказчик использовал сведения из сети интернет, а не сведения, указанные в заявке.
В соответствии с пп. 4 п. 28 Документации о закупке рассмотрение заявок проводится на основании представленных в таких частях документов и сведений. Согласно пп. 2 п. 28 документации Организатор закупки вправе, при необходимости, направлять Участникам дополнительные запросы разъяснений заявок.
Согласно пункту 6.5 Положения о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки товарам, работам, услугам, условиям исполнения договора требования, не предусмотренные документацией о закупке, а также оценивать и сопоставлять заявки на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
Таким образом, Заказчик не воспользовался своим правом направить Заявителю дополнительный запрос о разъяснении сведений, указанных в заявке, рассмотрел заявку на основании сведений, указанных не в заявке участника, а в сети «интернет».
Пунктом 6.7 Положения о закупках предусмотрено, что Комиссия по закупкам отклоняет заявку участника закупочной процедуры в следующих случаях:
1) выявлено несоответствие участника хотя бы одному из требований, перечисленных в п. 6.2, 6.3.настоящего Положения;
2) участник закупки и (или) его заявка не соответствуют иным требованиям документации о закупке или настоящего Положения;
3) участник закупки в составе заявки на закупку не представил документы, необходимые для подтверждения соответствия требованиям;
4) в представленных документах или в заявке указаны недостоверные сведения об участнике закупки и (или) о товарах, работах, услугах;
5) участник закупки не предоставил обеспечение заявки на участие в закупке, если такое обеспечение предусмотрено документацией о закупке.
В ходе рассмотрения Жалобы Заказчиком не доказано, что сведения, указанные Заявителем в техническом предложении (напор в рабочей точке - 23 м) являются недостоверными.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика, выразившиеся в необоснованном отклонении заявки Заявителя от участия в закупке, противоречат части 1 статьи 2, пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушают часть 6 статьи 3 Закона о закупках.
Вместе с тем, Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России выявлены также иные нарушения, не указанные в Жалобе Заявителя.
В соответствии с частью 14 статьи 3.2 Закона о закупках протокол, составленный по итогам конкурентной закупки (далее - итоговый протокол), должен содержать следующие сведения:
1) дата подписания протокола;
2) количество поданных заявок на участие в закупке, а также дата и время регистрации каждой такой заявки;
4) порядковые номера заявок на участие в закупке, окончательных предложений участников закупки в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения договора, включая информацию о ценовых предложениях и (или) дополнительных ценовых предложениях участников закупки. Заявке на участие в закупке, окончательному предложению, в которых содержатся лучшие условия исполнения договора, присваивается первый номер <...> В случае, если в нескольких заявках на участие в закупке, окончательных предложениях содержатся одинаковые условия исполнения договора, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в закупке, окончательному предложению, которые поступили ранее других заявок на участие в закупке, окончательных предложений, содержащих такие же условия;
5) результаты рассмотрения заявок на участие в закупке, окончательных предложений (если документацией о закупке, извещением об осуществлении закупки на последнем этапе проведения закупки предусмотрены рассмотрение таких заявок, окончательных предложений и возможность их отклонения) с указанием в том числе:
а) количества заявок на участие в закупке, окончательных предложений, которые отклонены;
б) оснований отклонения каждой заявки на участие в закупке, каждого окончательного предложения с указанием положений документации о закупке, извещения о проведении запроса котировок, которым не соответствуют такие заявка, окончательное предложение;
6) результаты оценки заявок на участие в закупке, окончательных предложений (если документацией о закупке на последнем этапе ее проведения предусмотрена оценка заявок, окончательных предложений) с указанием решения комиссии по осуществлению закупок о присвоении каждой такой заявке, каждому окончательному предложению значения по каждому из предусмотренных критериев оценки таких заявок (в случае, если этапом закупки предусмотрена оценка таких заявок);
7) причины, по которым закупка признана несостоявшейся, в случае признания ее таковой;
8) иные сведения в случае, если необходимость их указания в протоколе предусмотрена положением о закупке.
Согласно п. 7 ч. 14 ст. 3.2 Закона о закупках, итоговый протокол должен также содержать причины, по которым закупка признана несостоявшейся, в случае признания ее таковой.
В протоколе подведения итогов от 03.03.2021 не содержатся все необходимые сведения, предусмотренные ч. 14 ст. 3.2 Закона о закупках. В том числе, в итоговом протоколе отсутствуют сведения о заявках, не допущенных к участию в закупке, сведения о причинах признания закупки несостоявшейся.
В соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.
На основании вышеизложенного руководствуясь частями 17, 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу «_______» (вх. от 16.03.2021 № 483-ж) на действия Заказчика ООО «Нижневартовские коммунальные системы» при проведении запроса котировок в электронной форме, на поставку мотопомпы с комплектами самовсасывающих рукавов и БРС участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, извещение № 32110046377, обоснованной.
2. Выдать Заказчику ООО «Нижневартовские коммунальные системы» обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
3. Передать материалы уполномоченному должностному лицу Ханты-Мансийского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства в связи с выявлением нарушений Закона о закупках.
Примечание: Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель комиссии «_______»
Члены комиссии: «_______»
«_______»