Решение б/н Решение по делу №05-06-1/2016 от 31 мая 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение по делу №05-06-1/2016

резолютивная часть решения оглашена «26» мая 2016 года

решение в полном объеме изготовлено «27» мая 2016 года                                                 г. Ханты-Мансийск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России) в составе:

Председатель Комиссии:

<--->;

Члены комиссии:

<--->;

<--->,

рассмотрев дело №05-06-1/2016 по признакам нарушения Департаментом по управлению государственным имуществом Ханты-Мансийского автономного округа-Югры  (ул.Ленина, 54/1, г. Ханты-Мансийск, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Тюменская область, 628012) и Администрацией города Югорска  (ул. 40 лет Победы, 11,  г.Югорск, ХМАО-Югра, 628260) статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в заключении соглашения путем безвозмездной передачи имущества, находящегося в собственности муниципального образования городского округа города Югорска  в собственность автономного округа, с целью дальнейшей передачи его без проведения торгов АО «ЮРЭСК»,

в присутствие на заседании представителя заявителя ООО ««Русская Инвестиционная Компания» <--->, действующего на основании доверенности от 01.10.2015г.;

в присутствие на заседании представителя ответчика от Департамента по управлению государственным имуществом Ханты-Мансийского автономного округа – Югры <--->, действующего на основании доверенности №13-Д-76 от 11.03.2015г.;

в присутствие на заседании представителя ответчика от Администрации города Югорска <--->, действующей по доверенности от 21.01.2016 №01-02-215 ,

в присутствие на заседании представителя заинтересованного лица от АО «ЮРЭСК» <--->, действующего на основании доверенности №34 от 10.02.2016г.,

УСТАНОВИЛА:

        В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре поступило обращение ООО «Русская Инвестиционная Компания», содержащее признаки нарушения антимонопольного законодательства при передаче муниципального электросетевого имущества из казаны муниципального образования г.Югорск в собственность автономного округа.

В результате поступившего обращения, Ханты-Мансийским УФАС России была проведена внеплановая выездная проверка в отношении Департамента по управлению государственным имуществом Ханты-Мансийского автономного округа-Югры (далее – Депимущества Югры), по результатам которой был составлен акт проверки, содержащий выводы о наличии в действиях Депимущества Югры и Администрации города Югорска (далее – Администрация г.Югорска) нарушения статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), что выразилось в заключение соглашения путем безвозмездной передачи имущества, находящегося в собственности муниципального образования городского округа города Югорска (объекты электросетевого хозяйства, земельные участки под объектами, акции ОАО «ЮТЭК-Югорск») в собственность автономного округа, с целью дальнейшей передачи его без проведения торгов АО «ЮРЭСК».

В связи с установлением признаков нарушения антимонопольного законодательства, Приказом Ханты-Мансийского УФАС России от 13.01.2016 №3 возбуждено дело №05-06-1/2016 по признакам нарушения Депимуществом Югры и Администрацией г. Югорска статьи 16 Закона о защите конкуренции.

Определением о назначении дела №05-06-1/2016 к рассмотрению (исх. №05-06/ТВ-413 от 27.01.2016г.), рассмотрение дела назначено на 29.02.2016г., у лиц, участвующих в деле истребованы необходимые документы и информация.

Определением об отложении рассмотрения дела №05-06-1/2016 (исх. №05-06/ТВ-1031 от 29.02.2016г.), рассмотрение дела назначено на 22.03.2016г.

Определением об отложении рассмотрения дела №05-06-1/2016 (исх. №05-06/ТВ-1574 от 25.03.2016г.), рассмотрение дела назначено на 26.05.2016г., у лиц, участвующих в деле истребованы необходимые документы и информация.

В соответствии с частью 1 статьи 45 Закона о защите конкуренции, Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России вынесено Определение о продлении срока рассмотрения дела №05-06-1/2015 (№05-06/ТВ-1626 от 28.03.2016г.), согласно которому срок рассмотрения дела продлен до 27.10.2016 года.

Приказом от 26.05.2016 №44 изменен состав Комиссии Ханты-Мансийского УФАС России по рассмотрению дела №05-06-1/2016.

Согласно письменным возражениям на акт проверки, представленным Депимуществом Югры, а также письменным объяснениям, представленным при рассмотрении настоящего дела, передача имущества, находящегося в собственности муниципального образования города Югорска в собственность автономного округа, осуществлялась в соответствии с требованиями действующего законодательства, а именно Указом Президента Российской Федерации от 22.12.1993 №2265 абзацем 2 пункта 1 которого предусмотрена передача объектов (имущества) относящихся к муниципальной собственности, в государственную собственность субъектов Российской Федерации с согласия органов местного самоуправления либо по решению суда.

Также, Депимущество Югры указал, что передача вышеуказанного имущества осуществлялась в порядке, предусмотренном статьей 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ. При этом указал, что цели и полномочия органов власти субъектов РФ в области энергоснабжения определены Федеральным законом 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №184-ФЗ), а также Федеральным законом от 23.11.2009 №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации.

В дальнейшем указанное имущество, в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.12.2001 №178 ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» было включено в прогнозный план приватизации на 2015 год, после чего было принято решение о приватизации путем внесения в качестве вклада в уставный капитал АО «Югорская региональная электросетевая компания».

  Депиуществом Югры дополнительно отмечено, что в его действиях и действиях Администрации г.Югорска отсутствуют признаки соглашения, запрещенные статьей 16 Закона о защите конкуренции, поскольку Администрация г.Югорска не располагала сведениями о намерении департамента в последующем приватизировать имущество.

В представленных пояснениях Администрация г.Югорска также указала на законность своих действий при передаче имущества в собственность автономного округа указав, что имущество передавалось в собственность автономного округа в соответствии с Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ, а также нормативными актами Администрации г.Югорска. Передача объектов электросетевого хозяйства осуществлена в интересах жителей города Югорска, в целях повышения эффективности работы электросетевого комплекса, для чего необходимо модернизировать и реконструировать объекты электросетевого комплекса, отметив при этом, что возможность бюджетного финансирования инвестиций в модернизацию и реконструкцию объектов электросетевого хозяйства у автономного округа выше, чем у муниципального образования. Администрация г.Югорска также дополнительно указала на то, что в ее действиях и действиях Депиущества Югры отсутствуют признаки нарушения статьи 16 Закона о защите конкуренции, поскольку Администрация г.Югорска не располагала сведениями о приватизации данного имущества Депиущества Югры путем внесения в качестве вклада в уставный капитал АО «Югорская региональная электросетевая компания».

Кроме того, Администрация г.Югорска указала, что  в материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие согласованность действий, договоренность между Администрацией г.Югорска и Депиущества Югры при передаче имущества с целью в дальнейшей его приватизации способом внесения в качестве вклада в уставный капитал АО «Югорская региональная электросетевая компания».

Представитель АО «Югорская региональная электросетевая компания» поддержал доводы ответчиков по делу, пояснив, что действия Депимущества Югры и Администрации г.Югорска не могут рассматриваться как нарушающие требования статьи 16 Закона о защите конкуренции, поскольку приведенные в пункте 17 статьи 4 настоящего Федерального закона признаки ограничения конкуренции отсутствуют в действиях указанных лиц. Более того, материалами дела подтверждается, что передача объектов электросетевого хозяйства города Югорска, земельных участков под объектами, акций ОАО «ЮТЭК-Югорск» в собственность автономного округа осуществлялась с соблюдением требований федерального законодательства в рамках компетенции органа местного самоуправления и исполнительного органа государственной власти РФ.   

Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России, изучив материалы дела, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в совокупности представленные документы, установила следующее.

Как следует из материалов дела в соответствии с подпунктом 2.1 пункта 2 Протокола №9 заседания Совета при Губернаторе Ханты-Мансийского автономного округа-Югры по развитию местного самоуправления в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре от 14.12.2012 года руководителям исполнительно-распорядительных органов городских округов и муниципальных районов автономного округа совместно с Депимущества Югры и Департаментом строительства, энергетики и жилищно-коммунального комплекса ХМАО-Югры рекомендовано рассмотреть возможность осуществления мероприятий по консолидации электросетевых активов муниципальных образований автономного округа, направленные на обеспечение надежности электроснабжения населенных пунктов автономного округа.

Материалами дела подтверждается, что в период с 2013 по 2014 г. между Депимуществом Югры и Администрацией г. Югорска велась многочисленная переписка по вопросу передачи объектов электросетевого имущества, земельных участков под объектами, а также акций ОАО «Югорская территориальная энергетическая компания – Югорск» из собственности муниципального образования городской округ город Югорск в собственность автономного округа.

В этот же период Администрацией г. Югорска в собственность автономного округа были переданы объекты электросетевого хозяйства, земельные участки под объектами, а также акции ОАО «Югорская территориальная энергетическая компания – Югорск» в количестве 500 000 штук.

Как подтверждается материалами дела все вышеперечисленное имущество передавалось Администрацией г.Югорска в собственность автономного округа в порядке, предусмотренном частью 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее по тексту - Федеральный закон № 122-ФЗ), а также в соответствии порядком управления и распоряжения имуществом, утвержденным Решением Думы города Югорска от 30.08.2011 №88.

При этом принимая имущество в собственность автономного округа, Депимущество Югры как уполномоченный орган Правительства автономного округа в сфере распоряжения государственным имуществом, также руководствовался требованиями Федерального закона № 122-ФЗ, указанное подтверждается материалами дела. 

Согласно абзацу 14 пункта 11 статьи 154 Федерального закона № 122-ФЗ находящееся в муниципальной собственности имущество, которое может находиться в федеральной собственности или собственности субъектов Российской Федерации, подлежит безвозмездной передаче в федеральную собственность или собственность субъектов Российской Федерации в случае если указанное имущество используется федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, государственными унитарными предприятиями и государственными учреждениями, созданными Российской Федерацией или субъектами Российской Федерации, для целей, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом и со статьей 26.11 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №184-ФЗ).

Согласно пункту 1 статьи 26.11 Федерального закона №184-ФЗ в собственности субъекта Российской Федерации может находиться, в том числе имущество, необходимое для осуществления полномочий, указанное в статье 26.3 настоящего Федерального закона.

В соответствии с подпунктом 65 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона №184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов: утверждения и реализации региональных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, организации проведения энергетического обследования жилых домов, многоквартирных домов, помещения в которых составляют жилищный фонд субъектов Российской Федерации, организации и проведения иных мероприятий, предусмотренных законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.

Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности закреплены в главе 2 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон 261-ФЗ).

В соответствии со статьей 6 Федерального закона 261-ФЗ к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в том числе относятся: формирование и осуществление государственной политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности; разработка и реализация федеральных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности; определение товаров, которые должны содержать информацию об энергетической эффективности, и правил нанесения такой информации; установление правил определения классов энергетической эффективности товаров, многоквартирных домов; установление принципов определения перечня обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; установление требований к проведению энергетического обследования, результатам энергетического обследования. Перечень данных полномочий не является исчерпывающим.

Как следует из вышеприведенного, федеральным законодательством предусмотрена возможность передачи имущества, находящегося в муниципальной собственности в собственность субъектов Российской Федерации, в том числе для осуществления полномочий в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

       Материалами дела подтверждается, что при передаче муниципального имущества в собственность автономного округа Администрация г.Югорска руководствовалась Федеральным законом № 122-ФЗ.

        В тоже время, Депимущество Югры, принимая указанное имущество в собственность автономного округа, ссылался, в том числе на нормы Федерального закона № 122-ФЗ, что также подтверждается материалами дела.   

Далее, как следует из материалов дела, распоряжением Правительства автономного округа от 10.10.2014 №563-рп утвержден перечень государственного имущества автономного округа, предназначенного к приватизации в 2015 году (далее – Перечень), в том числе в пункте 4 раздела II Перечня указано имущество автономного округа, планируемого к приватизации в 2015 году путем внесения имущества в уставный капитал. 

В соответствии со статьей 217 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.

Согласно пункту 4 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее - Закон от 21.12.2001 № 178-ФЗ) органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления самостоятельно определяют порядок принятия решений об условиях приватизации соответственно государственного и муниципального имущества.

В силу пункта 2 статьи 6 Закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ компетенция органов государственной власти субъектов Российской Федерации определяется законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации соответственно.

В соответствии с пунктом 4 статьи 12 Закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления самостоятельно определяют порядок принятия решений об условиях приватизации государственного и муниципального имущества.

Согласно пункту 1 статьи 25 Закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ по решению соответственно органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления государственное или муниципальное имущество, а также исключительные права могут быть внесены в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ.

Как подтверждается материалами дела, в соответствии с Законом от 21.12.2001 № 178-ФЗ, Законом ХМАО-Югры от 23.12.2004 №92-оз «О порядке приватизации имущества, находящегося в государственной собственности Ханты-Мансийского автономного округа-Югры», распоряжением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 10.10.2014 №563-рп «О Перечне государственного имущества Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, предназначенного к приватизации в 2015 году и в плановый период 2016 и 2017 годов», 31.07.2015 Правительством ХМАО-Югры принято распоряжение №435-рп «О приобретении акций дополнительного выпуска акционерного общества  «Югорская региональная электросетевая компания» было принято решение о приватизации путем внесения в качестве вклада в уставной капитал акционерного общества имущества, находящегося в государственной собственности автономного округа имущества, а именно объектов электросетевого хозяйства, земельных участок под объектами, а также акций ОАО «Югорская территориальная энергетическая компания – Югорск».   

Таким образом, из совокупности вышеприведенного следует, что передача муниципального имущества в собственность автономного округа осуществлялась в порядке, предусмотренном Федеральным законом № 122-ФЗ, а дальнейшая приватизация государственной собственности осуществлялась в порядке, предусмотренном Законом от 21.12.2001 № 178-ФЗ.

В соответствии с пунктом 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции, соглашение – это договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме, то есть обязательным является наличие и доказанность волеизъявления двух сторон соглашения, как органа власти, так и хозяйствующего субъекта.

Согласно статье 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

В соответствии с пунктом 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции соглашение - договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

Признаки ограничения конкуренции - сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации (пункт 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

Совершение действий, связанных с передачей имущества, находящегося в муниципальной собственности в собственность субъектов РФ, предусмотрено действующим законодательством. Приватизация государственного имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ также предусмотрена действующим законодательством.

Передача имущества, находящегося в собственности муниципального образования городского округа города Югорска, а именно объекты электросетевого хозяйства, земельные участки под объектами, акции ОАО «ЮТЭК-Югорск» в собственность автономного округа осуществлялось в порядке, предусмотренном Федеральным законом № 122-ФЗ по собственной инициативе Администрации г.Югорска, т.е. в отсутствие каких-либо договоренностей, соглашений  с Депимуществом Югры. Дальнейшая приватизация указанного имущества, осуществлялась в рамках возложенных Законом от 21.12.2001 № 178-ФЗ полномочий на орган власти субъекта РФ.

Следовательно, факт передачи имущества, находящегося в собственности муниципального образования городского округа города Югорска в собственность автономного округа, а также дальнейшая его приватизация путем внесения в качестве вклада в уставной капитал акционерного общества, по мнению Комиссии Ханты-Мансийского УФАС России не может свидетельствовать о нарушении сторонами (ответчиками) по делу статьи 16 Закона о защите конкуренции при отсутствии каких-либо доказательств наличия соглашения либо согласованных действий, запрещенной этой нормой.

        Руководствуясь  статьей  23, частью  1  статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей  48,  частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России

РЕШИЛА:

        Рассмотрение дела № 05-06-1/2016  о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденное по признакам нарушения Департаментом по управлению государственным имуществом Ханты-Мансийского автономного округа-Югры и Администрацией города Югорска статьи 16 Закона о защите конкуренции, прекратить в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях.          

Председатель Комиссии                                                                     <--->

Члены Комиссии:                                                                                        <--->                                                                                                                                                                        

                                                                                                                       <--->

       

        Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд. 

Связанные организации

Связанные организации не указаны