Решение №05-06-1/2018 ЗАКЛЮЧЕНИЕ ОБ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ ДЕЛА №05-06-1/2018 от 13 апреля 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ОБ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ ДЕЛА

 №05-06-1/2018

 

09 апреля 2018 года                                                                            г.Ханты-Мансийск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее – Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председателя Комиссии:

Членов Комиссии:

рассмотрев дело №05-06-1/2018 по признакам нарушения Департаментом жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Нефтеюганска (Строителей ул., д.4, г. Нефтеюганск, ХМАО-Югра, 628309) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

руководствуясь статьей 48.1 Закона о защите конкуренции,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее – Ханты-Мансийское УФАС России) поступила жалоба ТООО «ДОРОГИ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ» на действия Департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации г.Нефтеюганска (далее – Департамент) при проведении конкурсов на право осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования.

По результатам рассмотрения жалобы ТООО «ДОРОГИ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ» и представленных документов, Ханты-Мансийским УФАС России в действиях Департамента, выразившихся в не приведении Приказа Департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации города Нефтеюганска от 20.08.2013 №79-нп «Об организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом общего пользования территории города Нефтеюганска» (далее – Приказ №79-нп) в соответствие с положениями Федерального закона от 13.07.2015 №220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (часть 10 статьи 39 Федерального закона от 13.07.2015 №220-ФЗ), а именно – требований к порядку организации и проведения конкурса, порядку внесения изменений в извещение, порядку отказа от проведения конкурса, требований к участникам конкурса, критериев оценки и сопоставления заявок (статьи 21-24 Федерального закона от 13.07.2015 №220-ФЗ) установлены признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

В целях пресечения нарушений антимонопольного законодательства Ханты-Мансийским УФАС России в адрес Департамента выдано предупреждение №34 от 07.11.2017 о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, которым антимонопольный орган предупреждал Департамент о необходимости прекращения вышеуказанных действий, путем внесения изменений в Приказ №79-нп.

Департаментом предупреждение не исполнено.

Согласно части 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции, в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

19.01.2018 ввиду неисполнения Департаментом предупреждения №34 от 07.11.2017 Ханты-Мансийским УФАС России приказом № 3 возбуждено дело № 05-06-1/2018 о нарушении антимонопольного законодательства.

Определением о назначении дела к рассмотрению (исх.№05-06/ИТ-273 от 19.01.2018), Департамент привлечен к участию в деле в качестве ответчика по части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции. Рассмотрение дела назначено на 26.02.2018, у Департамента запрошены необходимые документы (информация).

Определением об отложении рассмотрения дела (исх.№05-06/ИТ-1029 от 01.03.2018) рассмотрение назначено на 10.04.2018, у Департамента запрошены необходимые документы (информация).

Изучив материалы дела, письменные пояснения ответчика по делу, исследовав и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России пришла к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее — Закон о местном самоуправлении) под вопросами местного значения понимаются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и названным Законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

В силу пункта 7 части 1 статьи 14 и пункта 7 части 1 статьи 16 Закона о местном самоуправлении создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа, в границах городского поселения относится к вопросам местного значения городского округа и городского поселения.

В соответствии с частями 1 и 4 статьи 7 указанного Федерального закона по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, данному Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

По смыслу статьи 15 Закона о защите конкуренции, нормативно установленный запрет адресован органам, осуществляющим властные функции, и распространяется, прежде всего, на их акты и действия в сфере публично-правовых отношений в целях предупреждения негативного вмешательства в конкурентную среду посредством использования административных инструментов.

На основании постановления Администрации г.Нефтеюганска от 30.11.2009 №2616 «Об утверждении регулярной городской маршрутной сети автомобильного транспорта общего пользования на территории города Нефтеюганска» на Департамент возложены полномочия по организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом общего пользования на территории города Нефтеюганска по маршрутной сети города.

В соответствии с Положением о Департаменте жилищно-коммунального хозяйства администрации г.Нефтеюганска, утвержденного решением Думы города Нефтеюганска от 26.04.2017 №151-VI (далее – Положение) Департамент является органом администрации г.Нефтеюганска, обеспечивающим решение вопросов местного значения в области дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечения безопасности дорожного движения на них, создания условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения в границах городского округа, организации мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, организации благоустройства территории городского округа, организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения, участие в организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территории городского округа, в соответствии с действующим законодательством (пункт 1.1 Положения).

Согласно пункту 2.1.6 Положения Департамент создает условия для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения в границах г.Нефтеюганска:

- разрабатывает маршрутную сеть транспорта общего пользования на территории г.Нефтеюганска;

- доводит до сведения жителей города реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок муниципальной маршрутной сети г.Нефтеюганска, расписание движения автобусов сезонных маршрутов;

- организует контроль за качеством предоставления транспортных услуг населению на регулярной маршрутной сети в границах г.Нефтеюганска;

- организует проведение обследования пассажиропотоков на городской маршрутной сети с целью удовлетворения потребностей населения в пассажирских автомобильных перевозках;

- организует проведение открытого конкурса на право заключения муниципального контракта на осуществление перевозок по одному или нескольким муниципальным маршрутам регулярных перевозок по регулярным тарифам;

- выполняет функции ответственного структурного подразделения по подготовке конкурсной документации, оформлению разъяснений к конкурсной документации, проведению открытого конкурса на право осуществления перевозок по маршруту регулярных перевозок;

- оформляет и осуществляет выдачу свидетельств об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам и карт маршрута регулярных перевозок.

На федеральном уровне отношения в сфере организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, в том числе связанные с допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, урегулированы Федеральным законом от 13.07.2015 №220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации» (далее – Закон №220-ФЗ), вступившим в силу со дня официального опубликования 14.07.2015 (за исключением статей 4 - 32, 36 - 38, вступивших в силу с 11.01.2016, и статей 33 - 35, 40, вступивших в силу по истечении одного года после дня официального опубликования закона).

Отношения по организации регулярных перевозок, не урегулированные Гражданским кодексом Российской Федерации, названным Федеральным законом, другими федеральными законами, регламентирующими отношения по организации регулярных перевозок, и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и (или) иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, регулируются муниципальными нормативными правовыми актами (часть 3 статьи 2 Закона №220-ФЗ).

Законом №220-ФЗ предусмотрено осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам и регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам.

Главой 3 Закона №220-ФЗ установлены правила организации регулярных перевозок по регулируемым тарифам (статьи 14 - 15) и нерегулируемым тарифам (статьи 17 - 20), в том числе общие условия и порядок проведения конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам (статьи 21 - 24).

Частью 4 статьи 17 Закона №220-ФЗ предусмотрено, что установление требований к осуществлению перевозок по нерегулируемым тарифам допускается муниципальным нормативным правовым актом, при этом в силу части 2 статьи 24 данного Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме и составу заявки на участие в открытом конкурсе устанавливаются организатором открытого конкурса.

Требования, предъявляемые к участникам открытого конкурса на право осуществления перевозок по маршруту регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам, перечислены в статье 23 Закона №220-ФЗ.

Так к участию в открытом конкурсе допускаются юридические лица, индивидуальные предприниматели, участники договора простого товарищества, соответствующие следующим требованиям:

1) наличие лицензии на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров в случае, если наличие указанной лицензии предусмотрено законодательством Российской Федерации;

2) наличие на праве собственности или на ином законном основании транспортных средств, соответствующих требованиям, указанным в реестре маршрута регулярных перевозок, в отношении которого выдается свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, либо принятие на себя обязательства по приобретению таких транспортных средств в сроки, определенные конкурсной документацией;

3) непроведение ликвидации участника открытого конкурса - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании банкротом участника открытого конкурса - юридического лица или индивидуального предпринимателя и об открытии конкурсного производства;

4) отсутствие у участника конкурса задолженности по обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации за последний завершенный отчетный период;

5) наличие договора простого товарищества в письменной форме (для участников договора простого товарищества).

Кроме того, частью 3 статьи 24 Закона №220-ФЗ, вступившей в силу с 11 января 2016 года, предусмотрено, что оценка и сопоставление заявок на участие в открытом конкурсе осуществляются по следующим критериям:

1) количество дорожно-транспортных происшествий, повлекших за собой человеческие жертвы или причинение вреда здоровью граждан и произошедших по вине юридического лица, индивидуального предпринимателя, участников договора простого товарищества или их работников в течение года, предшествующего дате проведения открытого конкурса, в расчете на среднее количество транспортных средств, имевшихся в распоряжении юридического лица, индивидуального предпринимателя или участников договора простого товарищества в течение года, предшествующего дате проведения открытого конкурса;

2) опыт осуществления регулярных перевозок юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или участниками договора простого товарищества, который подтвержден исполнением государственных или муниципальных контрактов либо свидетельствами об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок или иными документами, выданными в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами;

3) влияющие на качество перевозок характеристики транспортных средств, предлагаемых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или участниками договора простого товарищества для осуществления регулярных перевозок (наличие кондиционера, низкого пола, оборудования для перевозок пассажиров с ограниченными возможностями передвижения, пассажиров с детскими колясками и иные характеристики);

4) максимальный срок эксплуатации транспортных средств, предлагаемых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или участниками договора простого товарищества для осуществления регулярных перевозок в течение срока действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок.

В соответствии с частью 4 указанной статьи шкала для оценки критериев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, устанавливается законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, муниципальным нормативным правовым актом в зависимости от местных условий.

Пункт 10 статьи 39 поименованного Федерального закона обязывает в течение 180 дней со дня его официального опубликования органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления привести законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные нормативные правовые акты в соответствие с положениями Закона №220-ФЗ.

Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России установлено, что Департаментом издан Приказ от 20.08.2013 №79-нп «Об организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом общего пользования территории города Нефтеюганска» (далее – Приказ №79-нп).

Приказом №79-нп утверждено положение об организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом общего пользования на территории г.Нефтеюганска, а также порядок проведения открытого конкурса на право осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования по регулярной маршрутной сети г.Нефтеюганска.

В ходе анализа Приказа №79-нп Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России установлено, что он содержат иные требования к участникам открытого конкурса, чем это предусмотрено частью 1 статьи 23 Закона №220-ФЗ, а именно Приложением 3 к Приказу №79-нп установлены следующие требования к претендентам на конкурс и представляемым ими документам:

 

п/п

Характеристика

перевозчика

Содержание

требования

Представляемые

документы

1.

Статус

перевозчика

Юридическое

лицо

Нотариально заверенная копия учредительных документов с отметками о государственной регистрации юридического лица Выписка из Единого государственного реестра юридических лиц (выданная не позднее 6 месяцев)

Индивидуальный предприниматель

Нотариально заверенная копия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя

Выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (выданная не позднее 6 месяцев)

Общее

требование

Справка, подписанная руководителем и главным бухгалтером, об отсутствии процедуры банкротства, ликвидации и реорганизации юридического лица, прекращения деятельности индивидуального предпринимателя, отсутствии ареста на имущество, необходимого для обеспечения организации перевозок пассажиров в соответствии с поданной заявкой на участие в конкурсе

2.

Постановка на учёт в ИФНС

России

Обязательная

постановка

на учёт

Нотариально заверенная копия свидетельства о постановке на учёт в налоговом органе юридического или физического лица

3.

Прохождение квалификационной подготовки по организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом

Соответствие

профессиональной компетентности

специалистов

утверждённым

квалификационным требованиям

    Для юридических лиц:

-данные о составе и квалификации специалистов предприятия по лицензируемому виду деятельности;

-копию удостоверения, подтверждающего прохождение квалификационной подготовки по организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом в пределах РФ, либо копию диплома о высшем или средним специальном образовании соответствующей специальности;

-копию удостоверения об аттестации должностных лиц, ответственных за обеспечение безопасности дорожного движения.

     Для  индивидуальных предпринимателей:

-копию удостоверения, подтверждающего прохождение квалификационной подготовки по организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом в пределах РФ, либо копию диплома о высшем или среднем специальном образовании соответствующей специальности;

-копию удостоверения об аттестации должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения

4.

Соответствие характеристик водительского состава установленным требованиям

Категория управления автотранспортным средством «D».

Соответствие состояния здоровья условиям работы

-копию водительского удостоверения на право управления транспортным средством категории «D»;

-копия медицинской справки;

-копия трудового договора

5.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наличие

автотранспорных средств, для

обслуживания

на заявленных

маршрутах

 

 

Соответствие технических характеристик автотранспортных средств

государственным стандартам

 

 

 

 

-данные об имеющихся собственных автотранспортных средствах с указанием марки, государственного номера, серии, номера, даты выдачи лицензионных карт (при их наличии);

-данные об имеющихся во владении на ином законном основании автотранспортных средствах с приложением документов, подтверждающих законность владения, с указанием серии, номера, даты выдачи  лицензионных карт;

-копия диагностической карты технического осмотра или талон государственного технического осмотра (при наличии)

 6.

Обеспечение условий ежедневного контроля технического

состояния транспортных средств

Оборудованный пункт ежедневного контроля технического состояния ТС или наличие договора на оказание этих услуг со специализированным предприятием

Данные о средствах и формах контроля, обеспечивающих выполнение требований по безопасности дорожного движения, или копия договора на оказание услуг со специализированным (базовым) предприятием

 

 

7.

 

Проведение

ежедневного

предрейсового медицинского

осмотра

водителей

 

Наличие лицензии и оборудованного пункта предрейсового и послерейсового  медосмотра водителей или наличие договора на оказание этих услуг с учреждением, имеющим соответствующую

лицензию

Для юридических лиц:

 -нотариально заверенная копия лицензии на право проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра во дителей или копия договора на проведение медицинских осмотров с учреждением, имеющим соответствующую лицензию.

Для индивидуальных предпринимателей:

 -нотариально заверенная копия  договора на проведение предрейсового и послерейсового медицинского осмотра с учреждением, имеющим соответствующую лицензии

 

8.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обеспечение

надёжности автотранспортных средств за счёт проведения

технического

обслуживания

Наличие производственной базы и специалистов по техническому обслуживанию ТС или договор на оказание услуг  сторонней организацией, имеющей сертификат на выполнение технического обслуживания ТС

    Для юридических лиц:

-нотариально заверенная копия сертификата соответствия на выполнение технического обслуживания транспортных средств или договора с организацией, имеющей такой сертификат

    Для индивидуальных предпринимателей:

-нотариально заверенная копия договора с организацией на услуги по техническому обслуживанию транспортных средств, имеющей сертификат на выполнение данного вида работ

 9.

Лицензия на право предоставления услуг по пассажирским перевозкам

 

 

Наличие лицензии на право предоставления услуг по пассажирским перевозкам

 

Нотариально заверенная копия лицензии на право предоставления услуг по пассажирским перевозкам, выданная или зарегистрированная Управлением государственного автодорожного надзора по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (филиал по городу  Нефтеюганску).

Нотариально заверенная копия сертификата соответствия услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом (при наличии)

10.

Страховой полис

ОСАГО

Наличие страхового полиса ОСАГО

Заверенная перевозчиком копия страхового полиса ОСАГО

 11.

Состояние дорожно-транспортной дисциплины

Наличие или

отсутствие ДТП, совершённых по вине водителей, а также нарушений правил дорожного движения

 Справки отдела ГИБДД ОМВД России  по городу Нефтеюганску о наличии либо отсутствии дорожно-транспортных происшествий по вине водителей и о нарушениях правил дорожного движения (по видам и количеству) не менее чем за последние 6 месяцев

 12.

Соблюдение условий лицензирования

Наличие или отсутствие нарушений правил лицензирования

Справка Управления государственного автодорожного надзора по ХМАО - Югре (филиал по городу Нефтеюганску) о наличии либо отсутствии в течение последних 6 месяцев нарушений правил лицензирования

13.

Соблюдение

налоговой

дисциплины

 

Наличие или отсутствие нарушений налоговой дисциплины

Справка налоговой инспекции об отсутствии у претендента задолженности по уплате налогов в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды, полученной не позднее, чем за один месяц до момента подачи заявки

 14.

 

Осуществление наличных денежных расчётов при оказании услуг населению

Наличие контрольно-кассовой техники или бланков строгой отчётности установленной формы

Копия документа, подтверждающего регистрацию контрольно-кассовой техники в налоговых органах по месту учёта организации или индивидуального предпринимателя;

-копия договора на техническое обслуживание контрольно-кассовой техники;

-образцы бланков строгой отчётности установленной формы

15.

Обеспечение качественного обслуживания пассажиров

Наличие обоснованных жалоб пассажиров на качество работы перевозчика

Справка департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации города Нефтеюганска о наличии либо отсутствии в течение последних 6 месяцев жалоб пассажиров на качество работы перевозчика

16.

Соблюдение условий договора на право осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом по маршрутной сети г.Нефтеюганска

Наличие или отсутствие нарушений условий договора

 

 

Справка департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации города Нефтеюганска о наличии либо отсутствии нарушений условий договора не менее чем за 6 месяцев

 17.

Безопасность и эффективность перевозок автомобильным транспортом

Наличие установленной на ТС и функциони рующей системы спутниковой навигации ГЛОНАСС/GPS

Нотариально заверенная копия договора на обслуживание установленной системы, указать марку и модель системы

 

 

 

      Не соответствие указанным требованиям в силу пункта 8.4 Приложения 3 к  Приказу №79-нп является основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе претенденту.

Проанализировав вышеуказанные требования, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России приходит к выводу, что указанные положения Приказа №79-нп устанавливают дополнительные, не предусмотренные федеральным законодательством требования к участникам конкурса, перечню и оформлению документов (нотариальное заверение), подаваемых в составе заявки на участие в конкурсе, вводят не предусмотренную федеральным законодательством процедуру отклонения поданных на участие в конкурсе заявок, тем самым нарушая права потенциальных участников конкурса, ставя их в заведомо неравное положение, в том числе ввиду значительных финансовых затрат из-за необходимости предоставления большого количества нотариально заверенных копий документов, и тем самым создавая условия для недопущения, ограничения, устранения конкуренции. 

Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России установлено, что Приложением №4 к Приказу Департамента №79-нп определены критерии оценки для определения победителей конкурса на право заключения договора на осуществление пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования по регулярной маршрутной сети г.Нефтеюганска, которые выглядят следующим образом:

 

Критерии

Показатели

Количество

баллов

1

2

3

 1.Транспортное средство

 

 

1.1.Соответствие количества транспортных средств и их пассажиро-вместимости техническому заданию на заявленном маршруте с учётом коэффициента использования парка (КИП)

соответствие количества транспорта  требуемому  количеству

 

20

при  отсутствии  необходимого количества транспорта наличие письменного подтверждения о намерении приобретения (аренды, лизинга) необходимых ТС

к моменту начала выполнения пассажирских перевозок

 

10

несоответствие количества транспорта требуемому количеству на заявленном маршруте

0

1.2.Внешнее состояние транспортных средств (оценивается на основании визуального осмотра ТС)

хорошее

5

удовлетворительное

3

неудовлетворительное

0

1.3.Внутреннее состояние салона транспортного средства (оценивается на основании визуального осмотра ТС)

хорошее

5

удовлетворительное

3

неудовлетворительное

0

1.4.Срок эксплуатации подвижного состава

 

до 3 лет

5

от 3 до 6 лет

3

6 лет и более

0

1.5.Потребительские качества транспортных средств, заявленных на маршрут:

 

сумма баллов за каждый

автобус/А*

 

наличие оборудования для перевозок лиц с ограниченными возможностями передвижения (оборудование для заезда и крепления инвалидной коляски)

20

наличие оборудования для поддержания в салоне комфортного температурного режима (дополнительные независимые отопители салона, утепление салона, двухкамерный стеклопакет)

10

наличие кондиционера

3

1.6.Соответствие технического  состояния  автобусов требованиям безопасности  дорожного движения

соответствие

5

несоответствие

0

2.Опыт работы

в  пассажирских перевозках

свыше 5 лет

5

от 1 года до 5 лет

3

до 1 года

0

3.Стаж работы водителей на регулярных автобусных маршрутах, заявленных на маршрут

 

сумма баллов за каждого водителя

от 3 до 7 лет

5

свыше 7 лет

10

4.Соблюдение условий ранее заключенного договора на право осуществления  пассажирских перевозок по маршрутной  сети города Нефтеюганска

нет нарушений

5

от 1 до 3 нарушений

-3

более 3 нарушений

-5

ранее договор не заключался

0

5.Соблюдение условий лицензирования

нет нарушений

5

наличие нарушений

0

6.Соблюдение требований налоговой дисциплины

нет нарушений

5

уклонение от уплаты налогов

0

7.Наличие зарегистрированных      дорожно-транспортных  происшествий, возникших по вине участника (К)**

нет

0

При К = от 0,1 до 0,3

-10

При К = более 0,3

-20

8.Наличие зарегистрированных нарушений правил дорожного движения

нет нарушений

0

от 1 до 3 нарушений

-3

более 3 нарушений

-5

9.Культура и качество обслуживания  пассажиров

отсутствие жалоб

5

наличие жалоб

0

9.1.Возможность замены или увеличения количества автобусов на линии

наличие

10

отсутствие

0

10.Средний стаж работы водителей претендента в качестве водителя автобуса

свыше 5 лет

20

от 2 лет до 5 лет

10

менее 2 лет

0

11.Экологический класс автобусов

 

Евро-3

5

Евро-2

3

Евро-0, Евро-1

0

12.Наличие диспетчерского контроля за выполнением автобусами регулярных перевозок с использованием спутниковой системы ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS

наличие

5

отсутствие

0

13.Наличие сертификата соответствия на проведение технического обслуживания, ремонта автобусов

наличие

20

отсутствие

0

14.Снижение тарифа на регулярные перевозки пассажиров и багажа по отношению к предельному максимальному тарифу на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом, установленному Региональной службой по тарифам ХМАО-Югры***

снижение тарифа более 20 %

10

снижение тарифа от 10 % до 20 % включительно

5

снижение тарифа более до 10 %

3

15.Наличие в салонах автобусов системы видеонаблюдения

за каждое оборудованное ТС

5

отсутствие

0

16.Дополнительные предложения перевозчика,  значительно повышающие качество оказания услуг по перевозке пассажиров на заявленном маршруте

наличие

5

отсутствие

0

 

Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России установлено, что Приложением №4 к Приказу №79-нп установлены критерии оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе, не предусмотренные частью 3 статьи 24 Закона №220-ФЗ.

Проанализировав установленные в Приложении №4 к Приказу Департамента №79-нп критерии оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России пришла к выводу, что указанные критерии оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе могут повлиять на результаты конкурса, привести к нарушению порядка определения победителя.

Кроме того, установление таких критериев как «соответствие количества транспортных средств и их пассажиро-вместимости техническому заданию на заявленном маршруте с учётом коэффициента использования парка (КИП)», «стаж работы водителей», «возможность замены или увеличения количества автобусов на линии», «экологический класс автобуса», «наличие диспетчерского контроля за выполнением автобусами регулярных перевозок с использованием спутниковой системы ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS», «наличие в салонах автобусов системы видеонаблюдения» способно привести к созданию дискриминационных (неравных) условий участникам конкурса.

Владельцы транспортных средств с большей пассажиро-вместимостью, наличием водителей с большим стажем работы на регулярных автобусных маршрутах, имеющие возможность замены или увеличения количества автобусов на линии, владельцы автобусов более высокого класса, оборудованных системой ГЛОНАСС ил ГЛОНАСС/GPS, системой видеонаблюдения в салонах автобусов при прочих равных условиях будут получать большее число баллов по результатам конкурса.

Кроме того, такие критерии как «внешнее состояние транспортных средств», «внутреннее состояние салона транспортного средства», «соответствие технического  состояния  автобусов требованиям безопасности дорожного движения» не содержат положений, определяющих, на каком основании происходит присвоение максимального и минимального количества баллов, а также баллов в установленных диапазонах.

Соответственно, отсутствие порядка оценки и сопоставления заявок по критериям как «внешнее состояние транспортных средств», «внутреннее состояние салона транспортного средства», «соответствие технического  состояния  автобусов требованиям безопасности дорожного движения» допускает возможность произвольного присвоения членами комиссии одинаковых баллов за разные предложения участников конкурса.

Размытость, а также отсутствие порядка, положений, определяющих, на каком основании происходит присвоение максимального и минимального количества баллов внутри критериев «внешнее состояние транспортных средств», «внутреннее состояние салона транспортного средства», «соответствие технического  состояния  автобусов требованиям безопасности дорожного движения» может привести к злоупотреблению со стороны организатора торгов, поскольку определение победителя может быть основано на субъективном усмотрении организатора торгов (его конкурсной комиссии).

Таким образом, установление данных критериев способно влиять на определение победителя конкурса, может привести к созданию дискриминационных (неравных) условий участникам конкурса, недопущению, ограничению, устранению конкуренции

Кроме того, предусмотренные статьей 24 Закона №220-ФЗ критерии оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе являются исчерпывающими и не подлежат расширенному толкованию.

Согласно части 4 статьи 21 Закона №220-ФЗ решение о внесении изменений в извещение о проведении открытого конкурса принимается его организатором не позднее, чем за пять дней до даты окончания подачи заявок на участие в открытом конкурсе. Изменение предмета открытого конкурса не допускается. Изменения, внесенные в извещение о проведении открытого конкурса, размещаются на официальном сайте организатора открытого конкурса в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в порядке, установленном организатором открытого конкурса. При этом срок подачи заявок на участие в открытом конкурсе должен быть продлен таким образом, чтобы со дня опубликования и (или) размещения изменений, внесенных в извещение о проведении открытого конкурса, до даты окончания подачи заявок на участие в открытом конкурсе этот срок составлял не менее чем двадцать дней.

Однако, в пункте 5.3. Приложения №2 к Приказу Департамента №79-нп определено, что конкурсная комиссия вправе принять решение о внесении изменений в конкурсную документацию не позднее, чем за 10 (десять) дней до даты окончания подачи заявок на участие в конкурсе. Изменение предмета конкурса не допускается.

Пунктом 5.4. Приложения №2 к Приказу Департамента №79-нп определено, что в течение 7 (семи) рабочих дней со дня принятия решения о внесении изменений в конкурсную документацию такие изменения подлежат опубликованию в газете «Здравствуйте, нефтеюганцы!» и размещению на официальном сайте органов местного самоуправления города Нефтеюганска в сети Интернет.

При этом срок подачи заявок на участие в конкурсе должен быть продлён так, чтобы со дня опубликования в газете «Здравствуйте, нефтеюганцы!» и размещения на официальном сайте органов местного самоуправления города Нефтеюганска в сети Интернетвнесенных изменений в документацию о конкурсе до даты окончания подачи заявок на участие в конкурсе такой срок составлял не менее десяти дней.

Таким образом, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России пришла к выводу, что Приказ №79-нп не соответствует статье 21 Закона №220-ФЗ.

Более сжатые сроки для предоставления заявок на участия в открытом конкурсе, создают препятствия для потенциальных участников конкурса сформировать в установленный срок необходимый пакет документов, что способно привести к сокращению числа участников.

В ходе рассмотрения дела, Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России установлено, что в период с 2016 года по 2017 год Департаментом проведено три конкурса на право осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования на территории г.Нефтеюганска.

По результатам проведенных конкурсов в нарушение статьи 21 Закона №220-ФЗ с победителями заключались договоры на право осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования.

Указанные конкурсы проводились Департаментом в порядке и на условиях, установленных Приказом Департамента №79-нп.

Не приведение Департаментом Приказа №79-нп в соответствии с положениями Закона №220-ФЗ, а также его реализация в редакции, действующей на момент рассмотрения настоящего дела приводит, а также может привести к ограничению, устранению конкуренции при организации и проведении конкурсов на право осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом.

Таким образом, в действиях Департамента усматриваются признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившиеся в не приведении Департаментом Приказа №79-нп в соответствии с положениями Закона об организации перевозок пассажиров.

Кроме того, в ходе анализа Приказа №79-нп также установлено, что данный приказ не соответствует требованиям части 1 статьи 21 Закона №220-ФЗ.

Согласно части 1 статьи 21 Закона №220-ФЗ предметом открытого конкурса является право на получение свидетельств об осуществлении перевозок по одному или нескольким муниципальным маршрутам регулярных перевозок, межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок или смежным межрегиональным маршрутам регулярных перевозок.

Пунктом 19 части 1 статьи 3 Закона №220-ФЗ определено, что свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок – документ, подтверждающий право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по маршруту регулярных перевозок.

Следовательно, итогом проведения конкурса является получение свидетельства об осуществлении перевозок.

При этом, Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России установлено, что в соответствии с Приказом Департамента №79-нп по итогам конкурса с победителем конкурса заключается договор на право осуществления пассажирских перевозок, что противоречит Закону №220-ФЗ.

Кроме того, Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России в ходе анализа Приказа Департамента №79-нп установлено, что пунктом 5.6 Приложения №2 к Приказу Департамента №79-нп определен порядок отказа от проведения конкурса.

Однако, Законом №220-ФЗ не предусмотрен отказ от проведения конкурса.

В письменных пояснениях от 09.02.2018 (исх.№001206/18) Департамент указывает на то, что в соответствии с пунктом 9 статьи 39 Закона об организации пассажирских перевозок регулярные перевозки, частично или полностью оплачиваемые за счет средств местных бюджетов, осуществляются в порядке, действовавшем до дня официального опубликования настоящего Федерального закона, в течение срока, по окончании которого в соответствии с графиком, предусмотренным документом планирования регулярных перевозок, в отношении денных перевозок должен быть заключен государственный или муниципальный контракт. Указанный срок не может превышать пять лет со дня официального опубликования Закона об организации пассажирских перевозок.

Также Департамент указывает на то, что Приказом №79-нп определен порядок осуществления регулярных перевозок. Документом планирования, указанным в Законе об организации пассажирских перевозок и действовавшим на территории г.Нефтеюганска до принятия Закона об организации пассажирских перевозок, является «Регулярная маршрутная сеть города Нефтеюганска», утвержденная постановлением Администрации г.Нефтеюганска от 30.11.2009 №2616 «Об утверждении регулярной городской маршрутной сети автомобильного транспорта общего пользования на территории города Нефтеюганска».

На основании изложенного, Департамент считает, что срок данных переходных положений, согласно пункту 9 статьи 39 Закона об организации пассажирских перевозок для Администрации г.Нефтеюганска, составляет 5 лет.

Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России не может согласиться с указанными доводами ввиду того, что положения пункта 9 статьи 39 Закона об организации пассажирских перевозок определяет сроки осуществления регулярных перевозок, частично или полностью оплачиваемых за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов, которые были установлены до 14 июля 2015г.

При этом регулярные перевозки, частично или полностью оплачиваемых за счет средств бюджетов не являются предметом рассмотрения в настоящем деле.

При рассмотрении настоящего дела антимонопольным органом проведен анализ состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения, в порядке, предусмотренном частью 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции и Приказом ФАС России от 28.04.2010 №220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» (далее – Приказ ФАС №220).

Как установлено материалами дела, Законом №220-ФЗ предусмотрены основные положения и этапы реализации переходного периода вступления в силу настоящего закона. Законодательно установлены продолжительные этапы переходного периода: 180 дней и 270 дней (в указанный период органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления приводят законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные нормативные правовые акты в соответствие с положениями настоящего Федерального закона).

Следовательно, временной интервал исследования товарного рынка (с учетом принятия Федерального закона №220-ФЗ и «переходного периода») – 2016г. – 2017г.

Продуктовые границы товарного рынка определены как рынок услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом.

В соответствии с пунктом 4.1 Приказ ФАС №220 географические границы товарного рынка представляют собой границы территории, на которой приобретатель (приобретатели) приобретает или имеет экономическую, техническую или иную возможность приобрести товар и не имеет такой возможности за ее пределами.

Услуги по перевозке пассажиров автомобильным транспортом на городских маршрутах регулярной маршрутной сети осуществляются в городе Нефтеюганске.

Следовательно, границы территорий, на которых поставляется услуга (товар) и с которых поставляется услуга (товар) определены как город Нефтеюганск.

На рынке оказания услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом на городских маршрутах регулярной маршрутной сети имеет место конкуренция, поскольку данный рынок является открытым для вхождения любого хозяйствующего субъекта, как города Нефтеюганска, так и хозяйствующих субъектов других городов (районов, субъектов), то есть имеет неограниченный круг хозяйствующих субъектов.

Следовательно, потенциально имеется большое число желающих приобрести товар (право на оказание услуг) на анализируемом рынке.

Кроме того, по данным Статистики (письмо Управления Федеральной службы государственной статистики по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу от 23.03.2018 вх.№02-1737) на территории г.Нефтеюганска зарегистрирован 1 хозяйствующий субъект осуществляющий деятельность на рынке услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, на территории Нефтеюганского района зарегистрировано 3 хозяйствующих субъекта осуществляющих деятельность на рынке услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом.

С учетом вышеизложенного, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России пришла к выводу, что рынок оказания услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом на городских маршрутах регулярной маршрутной сети, является конкурентным.

Основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции  является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции. В данном случае, как это следует из материалов дела, положения Приказа Департамента №79-нп не соответствующие требованиям Закона №220-ФЗ приводят, а также способны привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.                                                                                                                         

Учитывая совокупность имеющихся доказательств, письменные объяснения лиц, участвующих в деле, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России приходит к выводу о необходимости квалифицировать действия Департамента по части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

 

 

Председатель Комиссии                                                                      -

 

Члены Комиссии                                                                       -

 

                                                                                                             -

 

                                                                                                          -

Связанные организации

Связанные организации не указаны