Решение б/н Решение и предписание по делу №05-06-13/2017 от 31 января 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу №05-06-13/2017

 

резолютивная часть решения оглашена 17 января 2019 года

решение в полном объеме изготовлено 31 января 2019 года                                                                           г. Ханты-Мансийск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее – Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председателя Комиссии:

– «…»;

Членов Комиссии:

«…»,

«…»,

«…»,

«…»,

рассмотрев дело №05-06-13/2017 по признакам нарушения Администрацией города Ханты-Мансийска (ул.Дзержинского, д.6, г.Ханты-Мансийск, 628012) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

в присутствии представителя ответчика по делу от Администрации города Ханты-Мансийска «…», действующего по доверенности от 04.12.2018 №01-Исх-2348/18, «…», действующего по доверенности от 03.12.2018 №01-Исх-2333/18,

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее – Ханты-Мансийское УФАС России) в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции поступила жалоба от ДО АНО «Антошка»  (вх.№990-ж от 16.05.2017) на действия Департамента муниципальной собственности администрации города Ханты-Мансийска (далее – Департамент) при проведении конкурентной процедуры по предоставлению муниципального имущества в аренду социально ориентированным некоммерческим организациям, адрес (место нахождения, расположения) имущества – 628002, Российская Федерация, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, г.Ханты-Мансийск, ул.Анны Коньковой, д.6, пом. 001, 002, 003, 004, 005, 006, 007, 008.

По результатам рассмотрения жалобы ДО АНО «Антошка», решением Комиссии Ханты-Мансийского УФАС России (далее – решение комиссии от 06.07.2017г. №05/ОТ-4289) жалоба признана необоснованной (п.1 решения), в действиях Департамента признано нарушение Приказа Федеральной антимонопольной службы от 10 февраля 2010 года № 67 «О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса», статьи 17, частей 1, 6 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, что выразилось в не размещении на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» www.torgi.gov.ru извещения о предоставлении муниципального имущества в аренду социально ориентированным некоммерческим организациям, адрес (место нахождения, расположения) имущества – 628002, Российская Федерация, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, г.Ханты-Мансийск, ул.Анны Коньковой, д.6, пом. 001, 002, 003, 004, 005, 006, 007, 008 (п.2 решения), принято решение о выдаче Департаменту обязательное для исполнения предписание (п.3 решения), принято решение о передаче материалов должностному лицу Ханты-Мансийского УФАС России  для возбуждения административного производства по части 1 статьи 7.32.4 КоАП РФ (п.4 решения).

Кроме того, в ходе рассмотрения жалобы Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России в действиях Администрации города Ханты-Мансийска (далее – Администрация г.Ханты-Мансийска) выявлены признаки нарушения части 1 статьи 15 Закон о защите конкуренции, что выразилось в принятии постановления Администрации города Ханты-Мансийска от 10.04.2017 №303 «Об имущественной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций», которым утвержден Порядок и условия предоставления в аренду муниципального имущества города Ханты-Мансийска социально ориентированным некоммерческим организациям на долгосрочной основе, не отвечающего требованиям Правил проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, утвержденных Приказом ФАС России от 10.02.2010 №67.

В связи с выявленными признаками нарушения антимонопольного законодательства, Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России принято решение о передаче материалов дела должностному лицу Ханты-Мансийского УФАС России для рассмотрения вопроса о вынесении предупреждения в адрес Администрации г. Ханты-Мансийска о прекращении нарушения антимонопольного законодательства (п.5 решения).

В соответствии со статьей 39.1 Закона о защите конкуренции в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, федеральному органу исполнительной власти, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органу или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственному внебюджетному фонду предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения.

В связи с наличием в рассматриваемых действиях Администрации г.Ханты-Мансийска признаков нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, Ханты-Мансийским УФАС России на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции Администрации г.Ханты-Мансийска выдано предупреждение от 29.08.2017 №27 (исх.№05-11/ТВ-5210), согласно которому необходимо было в срок до 02.10.2017г. совершить действия, направленные на устранение причин и условий, способствовавших возникновению нарушения антимонопольного законодательства, и принять меры по устранению последствий такого нарушения, а именно внести изменения в Порядок и условия предоставления в аренду муниципального имущества города Ханты-Мансийска социально ориентированным некоммерческим организациям на долгосрочной основе, утвержденного постановлением Администрации города Ханты-Мансийска от 10.04.2017 №303, путем приведения его в соответствии с требованиями вышеуказанных Правил, утвержденных Приказом ФАС России от 10.02.2010 №67.

Администрацией города Ханты-Мансийска указанное предупреждение в установленный срок не исполнено.

Кроме того, Администрация города Ханты-Мансийска в своем письме (от 28.09.2017 №01-Исх-1979/17) сообщила о невозможности выполнения предупреждения №27, в связи с отсутствием в ее действиях признаков нарушения антимонопольного законодательства.

В соответствии с частью 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

На основании изложенного издан приказ Ханты-Мансийского УФАС России №55 от 12.10.2017 о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения Администрацией г.Ханты-Мансийска части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Определением о назначении дела №05-06-13/2017 (№05-06/ОТ-6248 от 16.10.2017) рассмотрение дела назначено на 30.11.2017 года, у Администрации города Ханты-Мансийска запрошены необходимые для рассмотрения дела объяснения.

Определением об отложении рассмотрения дела №05-06-13/2017 (№05-06/ОТ-8025 от 01.12.2017) рассмотрение дела назначено на 31.01.2018.

Определением о продлении срока рассмотрения дела №05-06-13/2017
(№05-06/ОТ-8278 от 08.12.2017) срок рассмотрения дела продлен до 16.07.2018.

31.01.2018г. Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России вынесла определение о приостановлении рассмотрения дела №05-06-13/2017 (№05-06/ОТ-487), в связи с обжалованием Департаментом решения комиссии от 06.07.2017г. №05/ОТ-4289, в судебном порядке (дело №А75-11591/2017).

Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 06.09.2017г. по делу №А75-11591/2017, оставленного без изменения определением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 07.12.2017г. по тому же делу, решение комиссии от 06.07.2017г. №05/ОТ-4289 в части пунктов 2, 3 и 4, а также предписание  признаны незаконными и отменены.

В соответствии с постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 05.04.2018г. по делу №А75-11591/2017  решение суда первой инстанции и определение суда апелляционной инстанции оставлены без изменения.

Определением Верховного Суда Российской Федерации от 24.07.2018г. по делу №304-КГ18-10359 Ханты-Мансийскому УФАС России отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

При этом суды указали на то, что Департамент в соответствии с полномочиями, предоставленными органам местного самоуправления статьей 31.1 Закона о некоммерческих организациях осуществил процедуру отбора некоммерческой социально ориентированной организации для предоставления в аренду муниципального имущества, расположенного по адресу: г.Ханты-Мансийск, ул.Анны Коньковой, д.6, пом. 001, 002, 003, 004, 005, 006, 007, 008 на основании муниципальных нормативных правовых актов, не признанных незаконными.

Таким образом, в данном случае, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России проводит поверку Порядка и условия предоставления в аренду муниципального имущества города Ханты-Мансийска социально ориентированным некоммерческим организациям на долгосрочной основе, утвержденного постановлением Администрации г.Ханты-Мансийска от 10.04.2017 №303 на соответствие его требованиям норм федерального законодательства, в том числе антимонопольного законодательства.

Определением о возобновлении рассмотрения дела №05-06-13/2017 (№05-06/ОТ-6487 от 26.11.2018) рассмотрение дела возобновлено и назначено на 06.12.2018, у Администрации г.Ханты-Мансийска запрошены необходимые для рассмотрения дела документы.

В связи с принятием заключения об обстоятельствах дела, Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России вынесено определение об отложении рассмотрения дела (исх.№05-06/ОТ-6863 от 10.12.2018), в соответствии с которым рассмотрение дела назначено на 17.01.2019.

Кроме того, в соответствии со статьей 48.1 Закона о защите конкуренции в адрес Администрации г.Ханты-Мансийска направлено заключение об обстоятельствах дела (исх.№05-06/ОТ-6988 от 13.12.2018).

Администрацией г.Ханты-Мансийска не представлены Комиссии Ханты-Мансийского УФАС России пояснения, доказательства в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела.

Изучив материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России пришла к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 1 статьи 31.1 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Закон о некоммерческих организациях) органы государственной власти и органы местного самоуправления в соответствии с предоставленными им полномочиями могут оказывать поддержку социально ориентированным некоммерческим организациям при условии осуществления ими в соответствии с учредительными документами определенных видов деятельности, в частности в области образования (подпункт 9).

В силу пунктов 3 и 6 статьи 31.1 Закона о некоммерческих организациях оказание поддержки осуществляется, в том числе путем передачи во владение и (или) в пользование таким некоммерческим организациям государственного или муниципального имущества.

Согласно пункту 7 статьи 31.1 Закона о некоммерческих организациях Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местные администрации вправе утверждать перечни государственного и муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав некоммерческих организаций). Государственное и муниципальное имущество, включенное в указанные перечни, может быть использовано только в целях предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) социально ориентированным некоммерческим организациям. Эти перечни подлежат обязательному опубликованию в средствах массовой информации, а также размещению в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальных сайтах утвердивших их федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций.

Пунктом 8 статьи 31.1 Закона о некоммерческих организациях предусмотрено, что порядок формирования, ведения, обязательного опубликования перечней, предусмотренных пунктом 7 настоящей статьи, а также порядок и условия предоставления во владение и (или) в пользование включенного в них государственного и муниципального имущества устанавливаются соответственно нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами.

Постановлением Администрации г. Ханты-Мансийска от 10.04.2017 №303 утвержден Порядок и условия предоставления в аренду муниципального имущества города Ханты-Мансийска социально ориентированным некоммерческим организациям на долгосрочной основе (далее – Порядок).

Согласно пункту 1.1. раздела 1 Порядка, настоящий Порядок устанавливает правила и условия предоставления социально ориентированным некоммерческим организациям в пользование на долгосрочной основе муниципального имущества города Ханты-Мансийска, включенного в перечень муниципального имущества, необходимого для реализации мер по имущественной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций.

В силу пункта 2.1. раздела 2 Порядка, в целях предоставления имущества в аренду уполномоченный орган размещает на официальном информационном портале органов местного самоуправления города Ханты-Мансийска в сети Интернет (далее – официальный сайт) извещение не позднее чем через 10 дней со дня освобождения организацией имущества, включенного в перечень.

В соответствии с пунктом 2.2. раздела 2 Порядка, извещение должно содержать следующие сведения:

1) наименование, местонахождение, почтовый адрес, адрес электронной почты и номер телефона уполномоченного органа;

2) наименование имущества,

3) кадастровый номер имущества;

4) общая площадь имущества;

5) адрес (место нахождения, расположения) имущества;

6) размер годовой стоимости арендной платы за имущество в соответствии с постановлением Администрации города Ханты-Мансийска от 01.10.2009 №844 «Об утверждении Порядка расчета арендной платы за использование нежилых помещений, находящихся в муниципальной собственности города Ханты-Мансийска»;

7) проект договора аренды имущества;

8) сроки (день и время начала и окончания) приема заявлений о предоставлении имущества в аренду;

9) место, день и время вскрытия конвертов с заявлениями;

10) условия предоставления имущества в аренду, предусмотренные пунктом 1.4 настоящего Порядка.

Пунктом 2.3. раздела 2 Порядка установлено, что днем начала приема заявлений устанавливается первый рабочий день после дня размещения извещения на официальном сайте. Днем окончания приема заявлений устанавливается десятый день после даты размещения извещения на официальном сайте.

Днем вскрытия конвертов с заявлениями определяется первый рабочий день после окончания срока приема заявлений (пункт 2.4. раздела 2 Порядка).

В течение срока приема заявлений организация, отвечающая требованиям, предусмотренным пунктом 1.2 настоящего Порядка, может подать в уполномоченный орган заявление о предоставлении имущества в аренду (пункт 2.5. раздела 2 Порядка).

Согласно пункту 2.6. раздела 2 Порядка, заявления подаются в письменной форме и подписываются лицом, имеющим право действовать от имени организации без доверенности, или ее представителем, действующим на основании доверенности.

Пунктом 2.7. раздела 2 Порядка установлено, что заявление о предоставлении имущества в аренду должно содержать:

1) полное и сокращенное наименование организации, дату ее государственной регистрации (при создании), основной государственный регистрационный номер <...> идентификационный номер налогоплательщика, местонахождение постоянно действующего органа;

2) почтовый адрес, номер телефона, адрес электронной почты организации, адрес ее сайта в сети Интернет;

3) наименование должности, Фамилия, Имя, Отчество руководителя организации;

4) сведения об имуществе, указанные в пункте 2.3 настоящего Порядка;

5) сведения о видах деятельности, которые организация осуществляла в соответствии с учредительными документами в течение пяти лет, предшествующих подаче заявления, а также о содержании и результатах такой деятельности (краткое описание содержания и конкретных результатов программ, проектов, мероприятий);

6) сведения о размере денежных средств, использованных организацией по целевому назначению на осуществление в соответствии с учредительными документами видов деятельности в течение пяти лет, предшествующих подаче заявления;

7) сведения о грантах, выделенных организации по результатам конкурсов за счет всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, с момента регистрации организации (наименования указанных организаций, размеры грантов, даты их получения, краткое описание проектов (мероприятий), на реализацию которых они выделены);

8) сведения о субсидиях, полученных организацией из всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, с момента регистрации организации (наименования органов, принявших решения о предоставлении субсидий, размеры субсидий, даты их получения, краткое описание мероприятий (программ, проектов), на реализацию которых они предоставлены);

9) сведения о членстве организации в ассоциациях, союзах, некоммерческих партнерствах и иных основанных на членстве некоммерческих организациях, в том числе в иностранных организациях (наименования таких организаций и сроки членства в них);

10) сведения о средней численности работников организации за пять лет, предшествующих подаче заявления (средняя численность работников за каждый год указанного периода);

11) сведения о средней численности добровольцев организации за пять лет, предшествующих подаче заявления (средняя численность добровольцев за каждый год указанного периода);

12) сведения об объектах недвижимого имущества, принадлежащих организации на праве собственности (объекты, их площадь, кадастровые номера, адреса, даты государственной регистрации права собственности);

13) сведения об объектах недвижимого имущества, находящихся и находившихся во владении и (или) в пользовании организации в течение последних пяти лет, за исключением объектов недвижимого имущества, использовавшихся исключительно для проведения отдельных мероприятий (объекты, их площадь, адреса, сроки владения и (или) пользования, вид права, размеры арендной платы (при аренде), указание на принадлежность объектов к государственной и муниципальной собственности);

14) сведения об отсутствии у организации задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня и (или) государственные внебюджетные фонды, а также по арендной плате по договорам аренды находящегося в федеральной собственности государственного имущества или муниципального имущества на момент подачи заявления;

15) сведения об отсутствии у организации задолженности по коммунальным платежам на момент подачи заявления;

16) сведения о видах деятельности, для осуществления которых организация обязуется использовать имущество;

17) сведения о потребности организации в предоставлении имущества в аренду;

18) согласие на заключение договора аренды имущества, а в случае потребности организации в имуществе для осуществления деятельности в области образования также согласие на заключение соглашения о сотрудничестве, указанного в подпункте 9 пункта 1.4 настоящего Порядка;

19) перечень прилагаемых документов.

Согласно пункту 2.8. раздела 2 Порядка, при подаче заявления организация предоставляет:

1)   копии учредительных документов организации;

2) документ, подтверждающий полномочия руководителя организации (копия решения о назначении или об избрании);

3) доверенность на осуществление соответствующих действий, подписанная руководителем и заверенная печатью указанной организации, или нотариально удостоверенная копия такой доверенности (в случае подписания заявлений представителем организации);

4) решение об одобрении или о совершении сделки на условиях, указанных в заявлении, в случае, если принятие такого решения предусмотрено учредительными документами организации.

Согласно пункту 2.10. раздела 2 Порядка, конверт с заявлением, поступивший в течение срока приема заявлений, указанного в извещении, размещенном на официальном сайте, регистрируется уполномоченным органом с указанием даты и точного времени приема документов.

Пунктом 2.11. раздела 2 Порядка установлено, что уполномоченный орган обязан обеспечить конфиденциальность сведений, содержащихся в заявлениях, до вскрытия конвертов с заявлениями. Лица, осуществляющие хранение конвертов с заявлениями, не вправе допускать повреждение таких конвертов и заявлений до момента вскрытия конвертов.

Согласно пункту 3.1. раздела 3 Порядка, вскрытие конвертов с заявлениями, рассмотрение поданных в уполномоченный орган заявлений и определение организаций, которым предоставляется имущество в аренду, осуществляются комиссией по имущественной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций, создаваемой уполномоченным органом.

Пунктом 3.9. раздела 3 Порядка установлено, что решения комиссии принимаются открытым голосованием простым большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии. Каждый член комиссии обладает одним голосом. В случае равенства голосов голос председательствующего на заседании комиссии является решающим. Решения комиссии оформляются протоколом, который подписывают члены комиссии, присутствовавшие на заседании комиссии. В протоколе заседания комиссии указывается особое мнение членов комиссии (при его наличии).

Согласно пункту 3.12. раздела 3 Порядка, комиссией в месте, день и время, указанные в размещенном на официальном сайте извещении, вскрываются конверты с заявлениями.

Согласно пункту 3.15. раздела 3 Порядка, при вскрытии конвертов с заявлениями объявляются и заносятся в протокол вскрытия конвертов с заявлениями наименование организации, конверт с заявлением которой вскрывается, наличие сведений и документов, предусмотренных пунктами 2.7 - 2.9 настоящего Порядка.

В соответствии с пунктом 3.16. раздела 3 Порядка, протокол вскрытия конвертов с заявлениями (протокол заседания комиссии) ведется ответственным секретарем комиссии и подписывается всеми присутствующими членами комиссии. Указанный протокол размещается уполномоченным органом на официальном сайте не позднее одного рабочего дня, следующего за днем подписания протокола.

Согласно пункту 4.1. раздела 4 Порядка, комиссия проверяет заявления, поступившие в уполномоченный орган в течение срока приема заявлений, и прилагаемые к ним документы на соответствие требованиям, установленным настоящим Порядком, а также следит, чтобы подавшие их лица отвечали условиям, предусмотренным настоящим Порядком. Срок указанной проверки не может превышать 10 дней со дня вскрытия конвертов с заявлениями.

Пунктом 4.2. раздела 4 Порядка установлено, что заявления, поступившие в уполномоченный орган в течение срока приема заявлений, не допускаются к дальнейшему рассмотрению в следующих случаях:

1) заявление не содержит сведений и (или) согласий на заключение договора аренды имущества, соглашения о сотрудничестве, предусмотренных пунктом 2.7 настоящего Порядка;

2) в заявлении содержатся заведомо ложные сведения;

3) заявление не подписано или подписано неуполномоченным лицом;

4) не представлены документы, предусмотренные пунктом 2.8 настоящего Порядка;

5) организация не отвечает условиям, указанным в пункте 1.2 настоящего Порядка.

На основании результатов проверки в соответствии с пунктами 4.1 и 4.2 настоящего Порядка комиссия принимает решение о допуске к дальнейшему рассмотрению заявлений или об отказе в таком допуске, которое оформляется протоколом. Указанный протокол подписывается в день окончания проверки и размещается уполномоченным органом на официальном сайте не позднее одного рабочего дня, следующего за днем подписания протокола (пункт 4.3. раздела 4 Порядка).

В случае если комиссией принято решение о допуске к дальнейшему рассмотрению только одного из заявлений, поступивших в уполномоченный орган в течение срока приема заявлений, комиссия в тот же день принимает решение об определении подавшей его организации получателем имущественной поддержки. Указанное решение оформляется протоколом комиссии, который подписывается в день окончания проверки и размещается уполномоченным органом на официальном сайте не позднее одного рабочего дня, следующего за днем подписания протокола (пункт 4.5. раздела 4 Порядка).

Пунктом 4.6. раздела 4 Порядка установлено, что в случае если комиссией принято решение о допуске к дальнейшему рассмотрению двух и более Заявлений, поступивших в уполномоченный орган в течение срока приема заявлений, комиссия в срок, не превышающий пяти дней со дня подписания протокола, которым оформлено такое решение, осуществляет оценку и сопоставление указанных заявлений, в том числе определяет итоговые значения их рейтинга. Определение итоговых значений рейтинга заявлений организаций осуществляется на основании критериев, устанавливаемых органами Администрации города Ханты-Мансийска, в ведении которых находятся виды деятельности организаций.

На основании результатов оценки и сопоставления заявлений каждому из них присваивается порядковый номер по мере уменьшения итогового значения рейтинга. заявлению с наибольшим итоговым значением рейтинга присваивается первый номер <...> В случае если несколько заявлений получили одинаковое итоговое значение рейтинга, меньший порядковый номер присваивается заявлению, зарегистрированному уполномоченным органом раньше других.

Получателем имущественной поддержки определяется организация, по заявлению которой присвоен первый номер.

Таким образом, разделами 2, 3, 4 Порядка регламентирована конкурентная процедура передачи в аренду муниципального имущества социально ориентированным некоммерческим организациям, которая состоит из размещения на портале органа местного самоуправления извещения о предоставлении муниципального имущества в аренду, приеме и рассмотрения заявлений, определения на соответствие требованиям таких заявлений требованиям, указанным в извещении и определении получателя имущественной поддержки, оценки и сопоставления заявлений по критериям и заключение договора аренды.

При этом из раздела 4 Порядка следует, что получателем имущественной поддержки определяется организация, по заявлению которой присвоен первый номер <...> С получателем имущественной поддержки заключается договор аренды муниципального имущества.

Таким образом, указанный Порядок направлен на выявление конкурентным способом социально ориентированных некоммерческий организаций города Ханты-Мансийска, заинтересованных в получении муниципального имущества в свое пользование и заключении с такой организацией договора аренды в отношении муниципального имущества.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 51 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон о местном самоуправлении) при осуществлении органами местного самоуправления от имени муниципального образования прав владения, пользования, распоряжения муниципальным имуществом указанные органы должны руководствоваться Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, при этом нормативные правовые акты органов местного самоуправления должны соответствовать федеральным законам.

В соответствии с частью 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением случаев прямо указанных в данной статье.

Согласно части 5 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции порядок проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров, указанных в частях 1 и 3 настоящей статьи, устанавливается федеральным антимонопольным органом.

Приказом ФАС России от 10.02.2010 №67 (Зарегистрировано в Минюсте России 11 февраля 2010 г. № 16386) утверждены Правила проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества (далее – Правила проведения конкурсов или аукционов).

В пункте 1 Правил проведения конкурсов или аукционов предусмотрено, что ими устанавливаются порядок организации и проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации, расширения возможностей для получения физическими и юридическими лицами прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, обеспечения гласности и прозрачности при передаче прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, предотвращения коррупции и других злоупотреблений.

Таким образом, на федеральном уровне действуют специальные нормы, регламентирующие порядок передачи в пользование государственного и муниципального имущества на конкурентной основе, путем проведения конкурсов и аукционв.

При этом иного другого способа передачи муниципального имущества в аренду конкурентным способом (на торгах) кроме как в порядке, предусмотренном Правилами проведения конкурсов или аукционов, действующее законодательство не содержит.

Частью 6 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что с 01.01.2011г. информация о проведении конкурсов или аукционов на право заключения договоров, указанных в частях 1 и 3 данной статьи, размещается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2012 №909 «Об определении официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» утвержден исчерпывающий перечень видов торгов, которые обязательны для публикации на сайте www.torgi.gov.ru., в состав который входит такой вид торгов как проведение конкурсов и аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее – запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:

1) координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников, а также заключение соглашений между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такие соглашения имеют своей целью либо приводят или могут привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации;

2) создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;

3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений;

4) участие организаторов торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиков и (или) работников организаторов или работников заказчиков в торгах, запросе котировок, запросе предложений.

В силу положений статей 447-448 Гражданского кодекса Российской Федерации договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов и заключается с лицом, выигравшим торги.  Торги (в том числе электронные) проводятся в форме аукциона, конкурса или в иной форме, предусмотренной законом. Выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену, а по конкурсу - лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия. Аукционы и конкурсы могут быть открытыми и закрытыми. В открытом аукционе и открытом конкурсе может участвовать любое лицо.

Процедура проведения торгов основана на состязательности хозяйствующих субъектов.

В тех случаях, когда требуется проведение торгов, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, их не проведение, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.

Непроведение торгов лишает потенциальных желающих возможности принять участие в конкурентной борьбе за право доступа к муниципальному имуществу, что приводит к ограничению конкуренции.

Следовательно, не соблюдение требований статей 17, 17.1 Закона о защите конкуренции, а также Правил проведения конкурсов или аукционов при передаче муниципального имущества в аренду, в том числе неразмещение извещения о проведении торгов на официальном сайте www.torgi.gov.ru. приводит к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

По смыслу статьи 15 Закона о защите конкуренции, нормативно установленный запрет адресован органам, осуществляющим властные функции, и распространяется, прежде всего, на их акты и действия в сфере публично-правовых отношений в целях предупреждения негативного вмешательства в конкурентную среду посредством использования административных инструментов.

При анализе разделов 2, 3, 4 Порядка и условия предоставления в аренду муниципального имущества города Ханты-Мансийска социально ориентированным некоммерческим организациям на долгосрочной основе, утвержденного постановлением Администрации города Ханты-Мансийска от 10.04.2017 №303, а также Правил проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, утвержденных Приказом ФАС России от 10.02.2010 №67 Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России выявлены следующие принципиальные отличия:

1. Информация о предоставлении муниципального имущества в аренду доносится до ограниченного круга лиц, поскольку такая информация размещается только на официальном сайте органа местного самоуправления (на территории г.Ханты-Мансийска), тогда как положения пункта 27 Правил проведения конкурсов или аукционов предусматривают размещение информации о проведении конкурсов или аукционов на официальном сайте Российской Федерации в сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов, т.е. на сайте www.torgi.gov.ru., что направлено на привлечение как можно большего круга лиц (потенциальных участников), заинтересованных в получении муниципального имущества в пользование.

Следовательно, не размещение информации о предоставлении муниципального имущества в аренду на сайте www.torgi.gov.ru приводит, а также способно привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

2. Короткий срок приема заявлений, а именно пункт 2.3 раздела 2 Порядка предусматривает десятидневный срок приема заявок, тогда как согласно пункту 29 Правил проведения конкурсов или аукционов, извещение о проведении конкурса размещается на официальном сайте торгов не менее чем за тридцать дней до дня окончания подачи заявок на участие в конкурсе, при проведении аукциона извещение размещается на официальном сайте торгов не менее чем за двадцать дней до дня окончания подачи заявок на участие в аукционе.

Уменьшение сроков подачи заявок влечет к необоснованному сокращению числа участников и, как следствие к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

3. Требование к объему и составу документов, установленных в пункте 2.7 раздела 2 Порядка, чрезмерно завышено и велико по сравнению с объемом и составом документов, установленных пунктами 52 и 121 Правил проведения конкурсов или аукционов.

Следовательно, чрезмерно завышенное требование к составу предоставляемых документов социально ориентированными некоммерческими организациями при получении в аренду муниципального имущества, создает для таких организаций необоснованные административные барьеры.

4. Критерии оценки отбора кандидатов, установленных Департаментом образования администрации города Ханты-Мансийска (приказ от 11.04.2017 №290), а именно наименование критериев их значимость, кардинально отличаются от критериев установленных пунктом 77 Правил проведения конкурсов или аукционов. Кроме того в соответствии с положением пункта 142 Правил, победителем аукциона признается лицо, предложившее наиболее высокую цену договора. Следовательно, проведение торгов в форме аукциона и заключение договора с победителем, который предложил максимальную цену договора, благоприятно скажется на поступление доходов в местный бюджет от распоряжения муниципальным имуществом.

С учетом изложенного, все вышеперечисленное свидетельствует о том, что проведение торгов в соответствии с требованиями Правилами проведения конкурсов или аукционов будет способствовать не только развитию конкуренции и расширению возможностей для получения физическими и юридическими лицами прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, но и положительно отразится на поступлениях в местный бюджет.

Таким образом, установление в разделах 2, 3, 4 Порядка и условия предоставления в аренду муниципального имущества города Ханты-Мансийска социально ориентированным некоммерческим организациям на долгосрочной основе, утвержденного постановлением Администрации г.Ханты-Мансийска от 10.04.2017 №303 порядка передачи муниципального имущества в аренду, отличающегося от порядка передачи муниципального имущества, утвержденного Правилами проведения конкурсов или аукционов, приводит, а также может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Часть 3 статьи 6 Закона о местном самоуправлении устанавливает, что в случае противоречия конституции (устава), закона, иного нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, регулирующих вопросы организации местного самоуправления и устанавливающих права, обязанности и ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону и другим федеральным законам применяются Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы.

В соответствии с частью 1 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации). Соответственно действие статьи 17.1 Закона о защите конкуренции распространяется на случаи заключения данных договоров с некоммерческими организациями, в том числе, осуществляющими деятельность, приносящую доход. 

Не приведение Администрацией города Ханты-Мансийска Порядка предоставления в аренду муниципального имущества, утвержденного постановлением Администрации города Ханты-Мансийска от 10.04.2017 №303 в соответствии с Правилами, утвержденными Приказом ФАС России от 10.02.2010 №67, а также его реализация в редакции, действующей на момент рассмотрения настоящего дела приводит, а также может привести к ограничению, устранению конкуренции при предоставлении муниципального имущества в аренду.

Таким образом, в действиях Администрации города Ханты-Мансийска усматриваются признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившихся в принятии разделов 2, 3, 4 Порядка предоставления в аренду муниципального имущества, утвержденного постановлением Администрации города Ханты-Мансийска от 10.04.2017 №303 в соответствии с Правилами, утвержденными Приказом ФАС России от 10.02.2010 №67.

Как следует из письменных пояснений Администрации города Ханты-Мансийска (вх.№02-6868 от 29.09.2017), постановление от 10.04.2017 №303 принято во исполнение положений частей 6, 7, 8 статьи 31.1. Закона о некоммерческих организациях, а также Положения о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, утвержденного решением Думы города Ханты-Мансийска от 29.06.2012 №255.

Также, Администрацией г.Ханты-Мансийска представлены письменные объяснения (письмо от 16.11.2017г. вх.№02-8099) по признакам нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, из которых следует, что пунктом 4 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что  предоставление муниципального имущества возможно без проведения торгов в случае предоставления указанных прав на такое имущество социально ориентированным некоммерческим организациям при условии осуществления ими деятельности, направленной на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также других видов деятельности, предусмотренных статьей 31.1 Федерального закона о некоммерческих организациях.

Администрация г.Ханты-Мансийска в соответствии с частью 8 статьи 31.1 Закона о некоммерческих организациях постановлением от 10.04.2017 №303 утвердила порядок подачи заявлений некоммерческими организациями, порядок их рассмотрения и порядок заключения договоров на владение и (или) пользование муниципальным имуществом.

При этом Администрация г.Ханты-Мансийска считает ошибочным утверждение антимонопольного органа о том, что для предоставления муниципального имущества некоммерческим организациям, являющимся конкурентами на рынке, необходимо проводить торги в соответствии с Правилами, утвержденными Приказом ФАС России от 10.02.2010 №67. Указанные Правила разработаны во исполнение статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, в которой прямо определены исключительные случаи, при которых государственное и муниципальное имущество может предоставляться в пользование и (или) владение без торгов, и порядок предоставления такого муниципального имущества социально ориентированным некоммерческим организациям, соответствующим критериям, определенным статьей 31.1 Закона о некоммерческих организациях, является исключением и регулируется нормами муниципальных нормативных правовых актов, а не Правилами проведения конкурсов или аукционов.

В рамках рассмотрения настоящего дела Ханты-Мансийским УФАС России в адрес ФАС России направлено письмо о даче разъяснений применения антимонопольного законодательства (от 24.10.2018 №05/ОТ-353), в котором управление просило дать разъяснения по следующим вопросам:

- обязаны ли органы государственной власти и органы местного самоуправления руководствоваться Правилами, утвержденными Приказом ФАС России от 10.02.2010 №67 при разработке актов, определяющих порядок и условия предоставления во владение и (или) в пользование государственного и муниципального имущества на конкурентной основе некоммерческим организациям, в том числе осуществляющим деятельность приносящую доход;

- обязаны ли органы государственной власти и органы местного самоуправления руководствоваться Правилами, утвержденными Приказом ФАС России от 10.02.2010 №67 и проводить торги в случае, если на государственное или муниципальное имущество одновременно претендуют несколько некоммерческих организаций, в том числе осуществляющих деятельность приносящую доход.

ФАС России в своем письме от 09.11.2018г. №РП/90816/18 (вх.№01-687 от 12.11.2018г.) указало на следующее.

Условие осуществления деятельности, направленной на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также других видов деятельности, предусмотренных статьей 31.1 Закона о некоммерческих организациях, следует относить к социально ориентированным некоммерческим организациям.

Передача государственного или муниципального имущества на основании пункта 4 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции может осуществляться вне зависимости от того, осуществляет ли указанные в данном пункте некоммерческие организации деятельность, приносящую доход, или нет.

Вместе с тем перечисленные в статье 17.1 Закона о защите конкуренции исключения являются не обязанностью, а правом собственника по предоставлению государственного или муниципального имущества во владение и (или) пользование без проведения торгов.

Собственник имущества должен самостоятельно принимать решение о передаче, (даче согласия на передачу) имущества с соблюдением требований статьи 15 Закона о защите конкуренции.

При наличии нескольких претендентов на заключение договора в отношении одних и тех же объектов муниципального имущества без проведения торгов на основании исключений, предусмотренных частью 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, отказ таким заявителям в заключении договоров без конкурентных процедур и последующая передача указанного имущества на торгах не будет являться нарушением антимонопольного законодательства.

Согласно части 5 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции порядок проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров, указанных в частях 1 и 3 настоящей статьи установлен Правилами, утвержденными Приказом ФАС России от 10.02.2010 №67.

Таким образом, органы государственной власти и органы местного самоуправления при разработке нормативных актов, определяющих порядок и условия предоставления во владение и (или) пользование государственного и муниципального имущества на конкурентной основе, должны руководствоваться положениями Правил, утвержденными Приказом ФАС России от 10.02.2010 №67.

С учетом изложенного, при наличии нескольких заинтересованных социально-ориентированных некоммерческих организаций и принятия арендодателем решения о проведении конкурентных процедур в целях недопущения ограничения конкуренции проведение торгов осуществляется в соответствии с Правилами, утвержденными Приказом ФАС России от 10.02.2010 №67.

Также, согласно писем ФАС России от 04.09.2013 № АЦ/34611/13, от 24.04.2014 №ЦА/16309/14, а также разъяснений от 05.06.2012 при наличии двух и более претендентов на заключение договора в отношении одних и тех же объектов государственного или муниципального имущества без проведения торгов на основании исключений, предусмотренных частью 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, отказ таким заявителям в заключении договоров без конкурентных процедур и последующая передача указанного имущества на торгах не будет являться нарушением законных прав и интересов таких заявителей.

Кроме того, в соответствии с письмом Минэкономразвития России от 12.12.2017 № 35706-ОФ/Д01и «О Методических рекомендациях субъектам Российской Федерации по содействию органам местного самоуправления в организации поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций на муниципальном уровне» предоставление социально ориентированным некоммерческим организациям муниципального имущества в аренду на льготных условиях и в безвозмездное пользование должно осуществляться только по результатам конкурсов на право заключения соответствующих договоров и в соответствии с приказом Федеральной антимонопольной службы России от 10 февраля 2010 г. № 67 «О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса».

Ранее, Минэкономразвития России в своих Методических рекомендациями органам государственной власти и органам местного самоуправления по вопросам реализации механизмов поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, разработанных в 2012 году также указывало, что оказание имущественной поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям необходимо осуществлять на основе открытых конкурсных процедур.

Следовательно, приведенные выше доводы Администрации г.Ханты-Мансийска о законности ее действий при разработке Порядка и условий предоставления в аренду муниципального имущества города Ханты-Мансийска социально ориентированным некоммерческим организациям на долгосрочной основе, утвержденного Постановлением Администрации г. Ханты-Мансийска от 10.04.2017 №303 являются не состоятельными.

В соответствии с частью 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции с целью полного, объективного, всестороннего исследования состояния конкуренции на товарном рынке в связи с рассмотрением настоящего дела о нарушении антимонопольного законодательства Ханты-Мансийским УФАС России проведен анализ состояния конкуренции в объеме, установленном пунктом 10.7 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного приказом ФАС России от 28.04.2010 №220.

Согласно пункту 10.7 указанного Порядка, по делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 15 Закона о защите конкуренции, анализ состояния конкуренции на товарном рынке включает следующие этапы: а) определение временного интервала исследования товарного рынка; б) определение продуктовых границ товарного рынка; в) определение географических границ товарного рынка; г) оценка изменения (возможного изменения) состояния конкуренции на товарном рынке вследствие принятия акта и (или) осуществления действий (бездействия).

Временной интервал исследования товарного рынка определен с 10.04.2017 - даты утверждения постановления Администрации города Ханты-Мансийска от 10.04.2017 №303  - по настоящее время.

Поскольку предметом рассмотрения дела №05-06-13/2017 является постановление Администрации города Ханты-Мансийска от 10.04.2017 №303, то продуктовые границы рассматриваемого товарного рынка определены как рынок предоставления в аренду муниципального имущества социально ориентированным некоммерческим организациям.

С учетом границы территории, на которой осуществляет свои полномочия Администрация города Ханты-Мансийска и размещены объекты, необходимые для реализации мер по имущественной поддержке социально ориентированным некоммерческим организациям, географическими границами товарного рынка следует признать – границы муниципального образования город Ханты-Мансийск, ХМАО-Югры.

В рамках рассмотрения настоящего дела, письмом Администрации города Ханты-Мансийска (вх.№02-7370 от 29.11.2018) представлен реестр социально ориентированных некоммерческих организаций, реализующих на территории города Ханты-Мансийска социально значимые общественно полезные проекты (программы) либо мероприятия, с указанием наименования и адреса регистрации (местонахождения) таких субъектов.

Согласно вышеуказанному реестру, на территории города Ханты-Мансийска находятся 29 (двадцать девять) социально ориентированных некоммерческих организаций.

Кроме того, по данным Статистики (письмо Управления Федеральной службы государственной статистики по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу от 04.12.2018 вх.№02-7565) на территории города Ханты-Мансийска зарегистрировано 70 хозяйствующих субъектов.

С учетом вышеизложенного, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России пришла к выводу, что рынок предоставления в аренду муниципального имущества социально ориентированным некоммерческим организациям, является конкурентным.

Оценка изменения (возможного изменения) состояния конкуренции на товарном рынке: действия Администрации города Ханты-Мансийска привели/могли привести к сокращению количества хозяйствующих субъектов, заинтересованных в получении муниципального имущества в аренду, а, следовательно, ограничили/могли ограничить доступ хозяйствующих субъектов на рассматриваемый товарный рынок.

Проведение торгов в соответствии с Порядком предоставления в аренду муниципального имущества, утвержденного постановлением Администрации города Ханты-Мансийска от 10.04.2017 №303 недопустимо, так как указанный акт не соответствует требованиям Правил, утвержденных Приказом ФАС России от 10.02.2010 №67, что приводит к нарушению процедуры (порядка) отбора хозяйствующих субъектов на данном рынке.

Основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции является создание условий, возможности для наступления последствий  в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции. В данном случае Порядок предоставления в аренду муниципального имущества, утвержденного постановлением Администрации города Ханты-Мансийска от 10.04.2017 №303 не соответствует требованиям Правил, утвержденных Приказом ФАС России от 10.02.2010 №67, данный факт не может не влиять на  конкуренцию.

Таким образом, действия Администрации города Ханты-Мансийска, выразившиеся в принятии разделов 2, 3, 4 Порядка, утвержденного постановлением Администрации города Ханты-Мансийска от 10.04.2017 №303, не отвечающих требованиям Правил, утвержденных Приказом ФАС России от 10.02.2010 №67,  нарушают часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России при принятии решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства разрешает вопрос о выдаче предписаний и об их содержании, а также о необходимости осуществления других действий, направленных на устранение и (или) предотвращение нарушения антимонопольного законодательства.

В рамках рассмотрения настоящего дела, Администрацией города Ханты-Мансийска представлено постановление от 10.04.2017 №303 «Об имущественной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций».

При этом каких-либо документов, подтверждающих, что Порядок предоставления в аренду муниципального имущества, утвержденного постановлением Администрации города Ханты-Мансийска от 10.04.2017 №303 приведен Администрацией города Ханты-Мансийска в соответствии с Правилами, утвержденными Приказом ФАС России от 10.02.2010 №67, не представлено, также как не представлено документов, подтверждающих внесение изменений в указанное постановление.

  Таким образом, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России пришла к выводу о необходимости выдачи обязательного для исполнения предписания Администрации города Ханты-Мансийска о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, путем внесения изменений в Порядок и условия предоставления в аренду муниципального имущества города Ханты-Мансийска социально ориентированным некоммерческим организациям на долгосрочной основе, утвержденного постановлением Администрации города Ханты-Мансийска от 10.04.2017 №303, а именно:

а) исключить из Порядка разделы 3, 4;

б) внести изменения в раздел 2 Порядка изложив его следующим образом: «Предоставление имущества в аренду осуществляется в порядке, установленном статьей 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», а также Приказом ФАС России от 10.02.2010 № 67 «О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса».

Согласно части 1 статьи 37 Закона о защите конкуренции за нарушение антимонопольного законодательства должностные лица органов местного самоуправления, должностные лица иных осуществляющих функции указанных органов или организаций несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Нарушение требований статьи 15 Закона о защите конкуренции содержит в себе признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьи 45,  статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России

РЕШИЛА:

1. Основания для прекращения рассмотрения дела, в соответствии со статьей 48 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» отсутствуют.

2. Признать в действиях Администрации города Ханты-Мансийска, выразившихся в  принятии разделов 2, 3, 4 Порядка и условий предоставления в аренду муниципального имущества города Ханты-Мансийска социально ориентированным некоммерческим организациям на долгосрочной основе, утвержденного постановлением Администрации города Ханты-Мансийска от 10.04.2017 №303, не отвечающих требованиям Правил проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, утвержденных Приказом ФАС России от 10.02.2010 №67, нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

3. Выдать Администрации города Ханты-Мансийска обязательное для исполнения предписание.

4. Передать уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре материалы настоящего дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по части 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

 

Председатель Комиссии                                                                                    «…»

 

 

Члены Комиссии                                                                                                  «…»

 

                                                                                                                                 «…»

 

                                                                                                                                 «…»

 

                                                                                                                                 «…»

 

 

 

 

 

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ №14

 

31 января 2019 года                                                                                            г.Ханты-Мансийск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: 

Председателя Комиссии:

– «…»;

Членов Комиссии:

– «…»,

– «…»,

– «…»,

– «…»,

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения по делу №05-06-13/2017 о нарушении Администрацией города Ханты-Мансийска (ул.Дзержинского, д.6, г.Ханты-Мансийск, 628012) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. Администрации города Ханты-Мансийска в срок до 01 апреля 2019 года прекратить нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», путем внесения изменений в Порядок и условия предоставления в аренду муниципального имущества города Ханты-Мансийска социально ориентированным некоммерческим организациям на долгосрочной основе, утвержденного постановлением Администрации города Ханты-Мансийска от 10.04.2017 №303
(далее – Порядок), а именно:

- исключить из Порядка разделы 3, 4;

- внести изменения в раздел 2 Порядка, изложив его следующим образом: «Предоставление имущества в аренду осуществляется в порядке, установленном статьей 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», а также Приказом ФАС России от 10.02.2010 №67 «О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса».

2. Администрации города Ханты-Мансийска представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре информацию об исполнении пункта 1 настоящего предписания в срок до 06 апреля 2019 года с приложением, подтверждающих документов.

3. Контроль за исполнением настоящего предписания возложить на «…»

 

 

Председатель Комиссии                                                                                    «…»

 

 

Члены Комиссии                                                                                                  «…»

 

                                                                                                                                 «…»

 

                                                                                                                                 «…»

 

                                                                                                                                 «…»

 

 

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны