Определение б/н ОПРЕДЕЛЕНИЕ О НАЗНАЧЕНИИ ДЕЛА №05-06-13/2017 от 19 октября 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

О НАЗНАЧЕНИИ ДЕЛА №05-06-13/2017 О НАРУШЕНИИ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА  К РАССМОТРЕНИЮ

 

16 октября 2017 года                                                                                          г.Ханты-Мансийск

 

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства

 

УСТАНОВИЛ:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) поступила жалоба от ДО АНО «Антошка»  (вх.№990-ж от 16.05.2017) содержащая сведения о признаках нарушения Закона о защите конкуренции Департаментом муниципальной собственности Администрации города Ханты-Мансийска при предоставлении муниципального имущества в аренду социально ориентированным некоммерческим организациям, адрес (место нахождения, расположения) имущества – 628002, Российская Федерация, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, г.Ханты-Мансийск, ул.Анны Коньковой, д.6, пом. 001, 002, 003, 004, 005, 006, 007, 008.

По результатам рассмотрения, жалоба ДО АНО «Антошка» признана необоснованной. В действиях Администрации города Ханты-Мансийска выявлены признаки нарушения части 1 статьи 15 Закон о защите конкуренции, которые выразились в следующем.

Постановлением Администрации г.Ханты-Мансийска от 10.04.2017 №303 утвержден Порядок и условия предоставления в аренду муниципального имущества города Ханты-Мансийска социально ориентированным некоммерческим организациям на долгосрочной основе.

Разделами 2, 3, 4 Порядка регламентирована процедура передачи в аренду муниципального имущества социально ориентированным некоммерческим организациям, которая состоит из размещения на портале органа местного самоуправления извещения о предоставлении муниципального имущества в аренду, приеме и рассмотрения заявлений, определения на соответствие требованиям таких заявлений требованиям, указанным в извещении и определении получателя имущественной поддержки.

При этом из раздела 4 Порядка следует, что получателем имущественной поддержки определяется Организация, по заявлению которой присвоен первый номер <...> С получателем имущественной поддержки заключается договор аренды муниципального имущества.

Таким образом, указанный Порядок направлен на выявление социально ориентированных некоммерческий организаций г.Ханты-Мансийска, заинтересованных в получении муниципального имущества в свое пользование и заключении с такой организацией договора аренды в отношении муниципального имущества.

В соответствии с частью 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением случаев прямо указанных в данной статье.

Cогласно части 5 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции порядок проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров, указанных в частях 1 и 3 настоящей статьи, устанавливается федеральным антимонопольным органом.

Приказом ФАС России от 10.02.2010 № 67 утверждены Правила проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества (далее - Правила).

В пункте 1 Правил предусмотрено, что ими устанавливаются порядок организации и проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации, расширения возможностей для получения физическими и юридическими лицами прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, обеспечения гласности и прозрачности при передаче прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, предотвращения коррупции и других злоупотреблений.

Таким образом, на федеральном уровне действуют специальные нормы, регламентирующие порядок передачи в пользование государственное и муниципальное имущество на торгах.

При этом иного другого способа передачи муниципального имущества в аренду конкурентным способом (на торгах) кроме как в порядке, предусмотренном Правилами, действующее законодательство не содержит.

Частью 6 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что с 01.01.2011 информация о проведении конкурсов или аукционов на право заключения договоров, указанных в частях 1 и 3 данной статьи, размещается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2012 №909 «Об определении официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» утвержден исчерпывающий перечень видов торгов, которые обязательны для публикации на сайте www.torgi.gov.ru., в состав который входит такой вид торгов как проведение конкурсов и аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:

1) координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников, а также заключение соглашений между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такие соглашения имеют своей целью либо приводят или могут привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации;

2) создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;

3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений;

4) участие организаторов торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиков и (или) работников организаторов или работников заказчиков в торгах, запросе котировок, запросе предложений.

В силу положений статей 447-448 Гражданского кодекса Российской Федерации договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов и заключается с лицом, выигравшим торги.  Торги (в том числе электронные) проводятся в форме аукциона, конкурса или в иной форме, предусмотренной законом. Выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену, а по конкурсу - лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия. Аукционы и конкурсы могут быть открытыми и закрытыми. В открытом аукционе и открытом конкурсе может участвовать любое лицо.

Процедура проведения торгов основана на состязательности хозяйствующих субъектов.

В тех случаях, когда требуется проведение торгов, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, их не проведение, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.

Непроведение торгов лишает потенциальных желающих возможности принять участие в конкурентной борьбе за право доступа к муниципальному имуществу, что приводит к ограничению конкуренции.

Следовательно, не соблюдение требований статей 17, 17.1 Закона о защите конкуренции, а также Правил при передаче муниципального имущества в аренду, в том числе неразмещение извещения о проведении торгов на официальном сайте www.torgi.gov.ru. приводит к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

По смыслу статьи 15 Закона о защите конкуренции, нормативно установленный запрет адресован органам, осуществляющим властные функции, и распространяется, прежде всего, на их акты и действия в сфере публично-правовых отношений в целях предупреждения негативного вмешательства в конкурентную среду посредством использования административных инструментов.

При анализе разделов 2, 3, 4 Порядка и условия предоставления в аренду муниципального имущества города Ханты-Мансийска социально ориентированным некоммерческим организациям на долгосрочной основе, утвержденного постановлением Администрации города Ханты-Мансийска от 10.04.2017 №303, а также Правил проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, утвержденных Приказом ФАС России от 10.02.2010 № 67 выявлены следующие принципиальные отличия:

1. Информация о предоставлении муниципального имущества в аренду доносится до ограниченного круга лиц, поскольку размещается только на официальном сайте органа местного самоуправления (на территории г.Ханты-Мансийска), тогда как положения пункта 27 Правил предусматривают размещение информации о проведении конкурсов или аукционов на официальном сайте Российской Федерации в сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов, т.е. на сайте www.torgi.gov.ru., что направлено на привлечение как можно большего круга лиц (потенциальных участников), заинтересованных в получении муниципального имущества в пользование. Следовательно, не размещение информации о предоставлении муниципального имущества в аренду на сайте www.torgi.gov.ru приводит к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

2. Короткий срок приема заявлений, а именно пункт 2.3 раздела 2 Порядка предусматривает десятидневный срок приема заявок, тогда как согласно пункту 29 Правил, извещение о проведении конкурса размещается на официальном сайте торгов не менее чем за тридцать дней до дня окончания подачи заявок на участие в конкурсе, при проведении аукциона извещение размещается на официальном сайте торгов не менее чем за двадцать дней до дня окончания подачи заявок на участие в аукционе. Уменьшение сроков подачи заявок влечет к необоснованному сокращению числа участников.

3. Требование к объему и составу документов, установленных в пункте 2.7 раздела 2 Порядка, чрезмерно завышено и велико по сравнению с объемом и составом документов, установленных пунктами 52 и 121 Правил. Следовательно, чрезмерно завышенное требование к составу предоставляемых документов социально ориентированными некоммерческими организациями при получении в аренду муниципального имущества, создает для таких организаций необоснованные административные барьеры.

4. Критерии оценки отбора кандидатов, установленных департаментом образования Администрации г.Ханты-Мансийска (приказ от 11.04.2017 №290), а именно наименование критериев их значимость, кардинально отличаются от критериев установленных пунктом 77 Правил. Кроме того в соответствии с положением пункта 142 Правил, победителем аукциона признается лицо, предложившее наиболее высокую цену договора. Следовательно, проведение торгов в форме аукциона и заключение договора с победителем который предложил максимальную цену договора, благоприятно скажется на поступление доходов в местный бюджет от распоряжения муниципальным имуществом.

С учетом изложенного, все вышеперечисленное свидетельствует о том, что проведение торгов в соответствии с требованиями Правил, утвержденных Приказом ФАС России от 10.02.2010 № 67,  будет способствовать не только развитию конкуренции и расширению возможностей для получения физическими и юридическими лицами прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, но и положительно отразится на  поступлениях в местный бюджет.

Таким образом, установление в разделах 2, 3, 4 Порядка и условия предоставления в аренду муниципального имущества города Ханты-Мансийска социально ориентированным некоммерческим организациям на долгосрочной основе, утвержденного постановлением Администрации города Ханты-Мансийска от 10.04.2017 №303 порядка передачи муниципального имущества в аренду, отличающегося от порядка передачи муниципального имущества, утвержденного Правилами, приводит, а также может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

В соответствии со статьей 39.1 Закона о защите конкуренции в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, федеральному органу исполнительной власти, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органу или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственному внебюджетному фонду предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения.

В связи с наличием в рассматриваемых действиях Администрации города Ханты-Мансийска признаков нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, Ханты-Мансийским УФАС России на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции выдано предупреждение №27, согласно которому Администрации города Ханты-Мансийска необходимо совершить действия, направленные на устранение причин и условий, способствовавших возникновению нарушения антимонопольного законодательства, и принять меры по устранению последствий такого нарушения, а именно: внести изменений в Порядок и условия предоставления в аренду муниципального имущества города Ханты-Мансийска социально ориентированным некоммерческим организациям на долгосрочной основе, утвержденного постановлением Администрации города Ханты-Мансийска от 10.04.2017 №303

Администрацией города Ханты-Мансийска указанное предупреждение в установленный срок не исполнено.

Вместе с тем, Администрация города Ханты-Мансийска в своем письме
(от 28.09.2017 №01-Исх-1979/17) сообщила о невозможности выполнения предупреждения №27, в связи с отсутствием признаков нарушения антимонопольного законодательства.

В соответствии с частью 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

На основании изложенного издан приказ Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре от 12.10.2017 № 55 о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения Администрацией города Ханты-Мансийска (Дзержинского ул., 6, г.Ханты-Мансийск,  628012) части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, руководствуясь частью 13 статьи 44 Закона о защите конкуренции,

 

ОПРЕДЕЛИЛ:

 

1. Назначить дело №05-06-13/2017 к рассмотрению на «30» ноября 2017 года в «11» час. «30» мин. по адресу: г. Ханты-Мансийск, ул. Мира, 27, кабинет 245 (зал заседаний).

2. Привлечь к участию в рассмотрении дела в качестве ответчика: Администрацию города Ханты-Мансийска.

3. В соответствии со статьей 25 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Администрации города Ханты-Мансийска, представить в срок до «17» ноября 2017 года следующие документы (информацию):

  •  письменные, нормативные объяснения по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Непредставление или несвоевременное представление сведений (информации) в антимонопольный орган влечет за собой административную ответственность, предусмотренной частью 5 статьи 19.8 КоАП РФ.

Явка лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации, и (или) их представителей с надлежаще оформленной доверенностью для участия в рассмотрении дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации обязательна. В случае неявки указанных лиц, дело по признакам нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации будет рассмотрено в их отсутствие.

В целях обеспечения прохода на территорию Ханты-Мансийского УФАС России, а равно допуска к рассмотрению дела, представителям лиц, участвующих в деле, при себе необходимо иметь документ, удостоверяющий личность, документ, подтверждающий полномочия лица на представление интересов органа власти, хозяйствующего субъекта либо физического лица, а также копию настоящего определения (уведомления) по делу.

 

 

Председатель Комиссии                                                                                                   «…»

Связанные организации

Связанные организации не указаны