Решение №05-06-15/2017 ЗАКЛЮЧЕНИЕ ОБ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ ДЕЛА №05-06-15/2017 от 2 марта 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ОБ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ ДЕЛА

 №05-06-15/2017

 

27 февраля 2018 года                                                                         г.Ханты-Мансийск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее – Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председателя Комиссии:

Членов Комиссии:

рассмотрев дело №05-06-15/2017 по признакам нарушения Администрацией города Сургута (ул.Энгельса, д.8, г.Сургут, ХМАО-Югра, 628400) части 1, 3 статьи 15  Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

руководствуясь статьей 48.1 Закона о защите конкуренции,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее – Ханты-Мансийское УФАС России) поступила жалоба ООО «Реквием» на действия Администрации города Сургута (далее – Администрация г.Сургута) при принятии Постановления от 08.09.2014 №6176 «Об утверждении Положения об организации похоронного дела, порядка деятельности специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории города Сургута» которым, в том числе, определена специализированная служба по вопросам похоронного дела на территории г.Сургута.

В ходе рассмотрения указанного обращения в действиях (бездействии) Администрации г.Сургута, выразившихся:

- в установлении в Положении об организации похоронного дела на территории города Сургута утвержденном Постановлением Администрации города Сургута от 08.09.2014 №6176 (далее – Положение), пункта 2.3 Положения, согласно которому специализированной службе предоставлено право по заключению договоров (контрактов) с юридическими и физическими лицами на проведение работ по погребению умерших; пункта 2.2.4 Положения в соответствии с которым специализированная служба по вопросам похоронного дела осуществляет  оказание услуг сверх гарантированного перечня услуг по погребению; пункта 3.5 Положения в соответствии с которым предусмотрена  оплата стоимости услуг, предоставляемых сверх гарантированного перечня услуг по погребению, которая производится за счет средств супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего;

- в установлении в Порядке деятельности специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории города Сургута, утвержденном Постановлением Администрации города Сургута от 08.09.2014 №6176 (далее – Порядок),  абзацев 3, 4 пункта 2.2 Порядка согласно которыми на специализированную службу по вопросам похоронного дела возложена обязанность по содержанию зданий сооружений, крематория, инженерного оборудования, машин, механизмов, благоустройству территории общественных кладбищ и крематория и уход за зелеными насаждениями; абзацев 6, 8, 9, 10, 11, 13-15 пункта 3.1 Порядка, согласно которым на специализированную службу по вопросам похоронного дела возложены полномочия по выявлению случаев недобросовестного исполнения физическими и юридическими лицами погребения и сообщению об этом в Администрацию г.Сургута и другие органы, по содержанию здания, инженерного оборудования, машин, механизмов, ремонта сооружений кладбища, дорог и проездов, обеспечению бесперебойной работы поливочного водопровода, общественных туалетов, освещению, предоставлению гражданам «напрокат» инвентаря для ухода за могилами за плату, обеспечению вывоза мусора, проведению мероприятий по благоустройству карт захоронений и озеленению кладбищ, крематория, охраны объектов; подпунктов 4.1, 4.2 пункта 4 Порядка, в соответствии с которыми определены права СГМУ КП, в том числе по заключению договоров на проведение работ по погребению, устройству и содержанию мест погребения, оказанию иных ритуальных услуг, продажи похоронных принадлежностей в салонах-магазинах; абзацев 4, 6, 7 пункта 5 Порядка, согласно которым установлена ответственность СГМУ КП за уборку дорог общего пользования, проездов и других участков хозяйственного назначения (кроме мест погребения), содержание в исправном состоянии зданий, инженерного оборудования, машин механизмов, принятых по договору надмогильных сооружений, выявлены признаки нарушения частей 1, 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

В связи с наличием в рассматриваемых действиях Администрации г.Сургута признаков нарушения частей 1, 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции, Ханты-Мансийским УФАС России на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции выдано предупреждение от 19.09.2017 №29, согласно которому Администрации г.Сургута необходимо совершить действия, направленные на устранение причин и условий, способствовавших возникновению нарушения антимонопольного законодательства, и принять меры по устранению последствий такого нарушения, а именно: внести изменения в Постановление Администрации города Сургута от 08.09.2014 №6176 «Об утверждении Положения об организации похоронного дела, порядка деятельности специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории города Сургута».

Администрацией г.Сургута указанное предупреждение в установленный срок в полном объеме не исполнено.

Вместе с тем, Администрация г.Сургута в своем письме от 01.11.2017 №01-11-10345/17-0 сообщила о невозможности выполнения предупреждения №29 в полном объеме, в связи с отсутствием признаков нарушения антимонопольного законодательства.

В соответствии с частью 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

На основании изложенного издан приказ Ханты-Мансийского УФАС России от 17.11.2017 №67 о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения Администрацией г.Сургута (ул.Энгельса, д.8, г.Сургут, ХМАО-Югра, 628400) частей 1, 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Определением о назначении дела к рассмотрению (исх.№05-06/ИТ-6997 от 17.11.2017), рассмотрение дела назначено на 13.12.2017, у лиц, участвующих в деле запрошены необходимые документы (информация).

При рассмотрении дела, в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств, Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России выносились определения об отложении рассмотрения дела от 13.12.2017 (исх.№05-06/ИТ-8400 от 15.12.2017), от 24.01.2018 (исх.№05-06/ИТ-343 от 24.01.2018), от 29.01.2018 (исх.№05-06/ИТ-467 от 31.01.2018).

Изучив материалы дела, письменные пояснения сторон по делу, исследовав и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России пришла к следующим выводам.

Общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации регламентированы Федеральным законом от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон №131-ФЗ).

Согласно пункту 23 части 1 статьи 16 Закона №131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

В статье 1 Федерального закона от 12.01.1996 №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее – Закон о погребении и похоронном деле) определено, что указанный закон регулирует отношения, связанные с погребением умерших, устанавливает гарантии погребения умершего с учетом волеизъявления, выраженного лицом при жизни и пожелания родственников.

Статьей 3 Закона о погребении и похоронном деле, установлено, что погребение определяется как обрядовые действия по захоронению тела (останков) человека после его смерти в соответствии с обычаями и традициями, не противоречащими санитарным и иным требованиям. Погребение может осуществляться путем предания тела (останков) умершего земле (захоронение в могилу, склеп), огню (кремация с последующим захоронением урны с прахом), воде (захоронение в воду в порядке, определенном нормативными правовыми актами Российской Федерации).

В статье 1 Закона о погребении и похоронном деле указаны гарантии погребения умершего с учетом волеизъявления, выраженного лицом при жизни, и пожелания родственников; гарантии предоставления материальной и иной помощи для погребения умершего; санитарные и экологические требования к выбору и содержанию мест погребения; основы организации похоронного дела в Российской Федерации как самостоятельного вида деятельности.

Согласно части 1, 2 статьи 25 Закона о погребении и похоронном деле гарантии осуществления погребения умершего в соответствии с Законом о погребении реализуются путем организации в Российской Федерации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности. Организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.

Статьей 6 Закона о погребении и похоронном деле установлено, что в случае отсутствия в волеизъявлении умершего указания на исполнителей волеизъявления либо в случае их отказа от исполнения волеизъявления умершего оно осуществляется супругом, близкими родственниками, иными родственниками либо законным представителем умершего. В случае мотивированного отказа кого-либо из указанных лиц от исполнения волеизъявления умершего оно может быть исполнено иным лицом, взявшим на себя обязанность осуществить погребение умершего, либо осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела.

На основании статьи 9 Закона о погребении и похоронном деле специализированные службы на безвозмездной основе оказывают супругам, близким родственникам и другим лицам гарантированный перечень услуг по погребению. При этом расходы специализированной службе возмещаются за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации, средств Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации.

В силу статьи 10 Закона о погребении и похоронном деле родственники умершего, осуществившие погребение за счет собственных средств, вправе получить социальное пособие на погребение. Гражданам, пользовавшимся услугами на безвозмездной основе, социальное пособие на погребение не выплачивается.

Таким образом, Закон о погребении и похоронном деле предусматривает как безвозмездное оказание ритуальных услуг специализированной службой органа местного самоуправления, так и осуществление погребения родственниками умершего за свой счет, с последующим получением социального пособия. В последнем случае родственники могут получить ритуальные услуги (в том числе и погребение) у любого лица, осуществляющего оказание таких услуг.

Следовательно, лицам, взявшим на себя обязанности по погребению, законом предоставлено право выбора организации, осуществляющей услуги по погребению. Кроме того, статья 25 Закона о погребении и похоронном деле не предусматривает, что субъектный состав участников товарных рынков ритуальных услуг ограничивается специализированными службами по вопросам похоронного дела.

На основании приказа председателя Комитета по управлению имуществом города Сургута от 02.06.1993 №80 создано муниципальное коммунальное предприятие.

Распоряжением Администрации города Сургута от 23.03.2010 №776 «О переименовании и утверждении устава муниципального коммунального предприятия в новой редакции» (далее – Распоряжение от 23.03.2010 №776) утвержден новый устав СГМУ КП, где целью создания предприятия является, в том числе организация похоронного обслуживания, оказание ритуальных услуг, содержание мест захоронения и другое.

Согласно пункту 1.3 Устава СГМУ КП, утвержденного Распоряжением от 23.03.2010 №776, СГМУ КП является специализированной службой по вопросам похоронного дела в муниципальном образовании городской округ город Сургут.

Пунктом 2.1 Устава СГМУ КП определено, что предприятие является коммерческой организацией, юридическим лицом.

В соответствии с пунктом 3.1 Устава СГМУ КП целью создания предприятия является организация похоронного обслуживания, оказания ритуальных услуг, содержание мест захоронения, организации мероприятий по освобождению муниципальных жилых, предназначенных для повторного заселения, от выморочного движимого имущества нанимателей, а также удаления твердых бытовых отходов в муниципальном образовании городской округ город Сургут и получения прибыли.

1. Постановлением Администрации города Сургута от 08.09.2014 №6176 утверждено Положение об организации похоронного дела на территории города Сургута (далее – Положение).

Положением определен порядок организации похоронного обслуживания, оказания ритуальных услуг на территории города, содержания и работы общественных кладбищ и крематория.

Пунктами 1.2.1, 1.2.2 Положения определено, что основными принципами организации ритуальных услуг на территории муниципального образования город Сургут являются осуществление государственных гарантий достойного отношения к умершим (погибшим), установленных законодательством Российской Федерации, обеспечение гуманности обслуживания населения.

Согласно пункту 2.1, 2.2.3 Положения, специализированная служба по вопросам похоронного дела создается Администрацией города, указанная служба осуществляет оказание гарантированного перечня услуг по погребению.

В соответствии с пунктом 2.2.4 Положения специализированная служба по вопросам похоронного дела осуществляет оказание услуг сверх гарантированного перечня услуг по погребению. Стоимость услуг, предоставляемых специализированной службой, утверждается в установленном порядке.

Пунктом 2.3 Положения предусмотрено право специализированной службы по вопросам похоронного дела заключать договоры (контракты) с юридическими и физическими лицами на проведение отдельных работ по погребению умерших в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 3.5 Положения оплата стоимости услуг, предоставляемых сверх гарантированного перечня услуг по погребению, производится за счет средств супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего.

Из указанных пунктов Положения, следует, что Администрация г.Сургута наделила специализированную службу как полномочиями, вытекающими из Закона о погребении и похоронном деле, так и полномочиями по оказанию услуг сверх гарантированного перечня услуг по погребению.

На основании изложенного, поскольку дополнительные услуги оказываются на возмездной основе (за счет средств лица, осуществляющего погребение), то оказывая такие услуги, специализированная служба становится хозяйствующим субъектомучастником рынка ритуальных услуг.

2. Постановлением Администрации города Сургута от 08.09.2014 №6176 утвержден Порядок деятельности специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории города Сургута (далее – Порядок).

Порядком определены цели, задачи, обязанности, права и ответственность специализированной службы по вопросам похоронного дела.

В соответствии с абзацем 2 пункта 1 Порядка, специализированной службой по вопросам похоронного дела в городе Сургуте является СГМУ КП.

Абзацем 3, 4 пункта 1 Порядка определено, что СГМУ КП является унитарным предприятием, коммерческой организацией, действующей на основании устава.

Согласно абзацу 4 пункта 2.2 Порядка задачами специализированной службы являются, в том числе – содержание, благоустройство территорий общественных кладбищ и крематория и уход за зелеными насаждениями.

Пунктом 3.1 Порядка определено, что в обязанности специализированной службы входит, в том числе: выявление случаев недобросовестного исполнения физическими и юридическими лицами погребения и сообщения о них в Администрацию города и другие заинтересованные органы (абзац 6); содержание в исправном состоянии зданий, инженерного оборудования, машин и механизмов и осуществление своевременного ремонта сооружений кладбища, дорог, проездов (абзац 8); обеспечение бесперебойной работы поливочного водопровода, общественных туалетов, освещения (при их наличии) (абзац 9); проведения мероприятий по благоустройству карт захоронений и озеленению территорий кладбищ и крематория (абзац 13).

Деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления (статья 17 Закона о погребении и похоронном деле).

В соответствии с частью 1 статьи 18 Закона о погребении и похоронном деле общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления. Порядок деятельности общественных кладбищ определяется органами местного самоуправления.

В силу статьи 7 Закона о погребении и похоронном деле на территории Российской Федерации каждому человеку после его смерти гарантируются погребение с учетом его волеизъявления, предоставление бесплатного участка земли для погребения тела (останков) или праха в соответствии с данным законом.

Статус специализированной службы по вопросам похоронного дела, создаваемой с целью оказания гарантированного перечня услуг по погребению, не может служить основанием предоставления хозяйствующему субъекту, имеющему такой статус, исключительного права на оказание всего комплекса ритуальных услуг, а также передачи ему полномочий органа местного самоуправления, в том числе по содержанию кладбищ.

Содержание мест захоронения отнесено к вопросам местного значения (функциям) органов местного самоуправления городского округа, специализированные службы по вопросам похоронного дела, являющиеся хозяйствующими субъектами, не вправе осуществлять содержание мест захоронения, а также не вправе осуществлять организацию ритуальных услуг, контролировать оказание ритуальных услуг и выполнять иные функции контрольно-распорядительного характера в соответствующей сфере деятельности.

Таким образом, Администрация г.Сургута отнесла к ведению специализированной службы содержание общественных кладбищ, а также контроль оказания услуг в соответствующей сфере.

При этом из содержания указанных пунктов не следует, что иные хозяйствующие субъекты, не имеющие статуса специализированной службы по похоронному делу, вправе заниматься деятельностью по содержанию и эксплуатации кладбищ.

В связи с этим, указанными пунктами специализированной службе предоставлены преимущества по осуществлению деятельности по содержанию мест захоронения, эксплуатации кладбищ и оказанию услуг по погребению по отношению к иным хозяйствующим субъектам, не имеющим статуса специализированной службы по похоронному делу.

Специализированные службы создаются органами местного самоуправления с целью реализации предусмотренных статьей 9 Закона о погребении и похоронном деле гарантий, которые заключаются в возможности бесплатного получения лицом, взявшим на себя обязанности по погребению, определенного указанной статьей перечня услуг, с последующим возмещением специализированной службе их стоимости в порядке, предусмотренном в пункте 3 названной статьи.

Закон о погребении и похоронном деле предусматривает как безвозмездное оказание ритуальных услуг специализированной службой органа местного самоуправления, так и осуществление погребения за свой счет, с последующим получением социального пособия. В последнем случае, родственники могут получить ритуальные услуги (в том числе и погребение) у любого лица, осуществляющего оказание таких услуг.

В случае невозможности организовать содержание кладбища собственными силами, орган местного самоуправления должен разместить муниципальный заказ в порядке, предусмотренном действующим законодательством.

В соответствии с Санитарными правилами и нормами «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения» СанПиН 2.1.2882-11», утвержденными Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 28.06.2011 №84, которые предназначены для организаций, занимающихся, в том числе эксплуатацией кладбищ, установлено, что требования настоящих Санитарных правил обязательны для исполнения организациями независимо от их подчиненности и форм собственности, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, имеющими право на занятие данными видами деятельности.

Общероссийский классификатор видов экономической деятельности ОК 029-2014, утвержденный приказом Росстандарта от 31.01.2014 №14-ст, содержит код 96.03 «Организация похорон и предоставление связанных с ними услуг», включает захоронение и кремацию трупов людей и животных и связанную с этим деятельность: подготовку к захоронению или кремации, бальзамирование и услуги, предоставляемые похоронными бюро, предоставление услуг, связанных с захоронением или кремацией, сдачу в аренду оборудованных ритуальных залов, сдачу в аренду или продажу мест для захоронения и тому подобное.

Общероссийский классификатор видов экономической деятельности ОК 029-2014, утвержденный приказом Росстандарта от 31.01.2014 №14-ст, содержит код 81.30 «Деятельность по благоустройству ландшафта», который включает такие виды деятельности, как предоставление услуг по закладке, обработке и обслуживанию садов и парков отдыха, зеленых насаждений на спортивных площадках, кладбищах и т.п.

Из содержания вышеуказанных положений не следует, что субъектный состав участников рынка ритуальных услуг ограничен созданием специализированных служб, и другие хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели) лишены права заниматься деятельностью по содержанию и эксплуатации кладбищ.

На основании изложенного, деятельность по эксплуатации, содержанию муниципальных кладбищ является конкурентным видом деятельности. Действующее законодательство каких-либо специальных требований к субъектам, которые должны осуществлять содержание кладбищ, не устанавливает.

3. Согласно абзацу 3 пункта 2.2 Порядка задачей специализированной службы является содержание в исправном состоянии зданий и сооружений, крематория, инженерного оборудования, машин и механизмов.

Пунктом 3.1 Порядка определено, что в обязанности специализированной службы входит в том числе: обеспечивать содержание в исправном состоянии зданий, инженерного оборудования, машин и механизмов (абзац 8); обеспечивать своевременный вывоз мусора (абзац 11); обеспечивать содержание в исправном состоянии зданий, инженерного оборудования, машин и механизмов (абзац 14); обеспечивать охрану объектов (абзац 15).

Согласно пункту 5 Порядка специализированная служба несет ответственность в том числе: за систематическую уборку дорог общего пользования, проездов и других участков хозяйственного назначения (кроме мест погребения) (абзац 4); за содержание в исправном состоянии зданий, инженерного оборудования, машин и механизмов (абзац 6).

Общероссийский классификатор видов экономической деятельности ОК 029-2014, утвержденный приказом Росстандарта от 31.01.2014 №14-ст, содержит код 81.10 «Деятельность по комплексному обслуживанию помещений», который включает такие виды деятельности, как услуги в части обслуживания помещений, уборка, ремонт, охрана, удаление отходов.

При таких обстоятельствах, абзац 3, 4 пункта 2.2, абзац 8, 9, 11, 13, 14, 15 пункта 3.1 Порядка приводят, а также способны привести к ограничению конкуренции в сфере организации похоронного дела, противоречат требованиям Закона о защите конкуренции, тем самым нарушают права иных (кроме специализированной организации) хозяйствующих субъектов на территории г.Сургута в сфере предпринимательской деятельности по оказанию названных услуг.

4. Абзацем 10 пункта 3.1 Порядка определено, что в обязанности специализированной службы входит предоставление гражданам напрокат инвентаря для ухода за могилой, при этом полученные средства Служба вправе расходовать на восстановление данного инвентаря.

Пунктом 4.1 Порядка установлено, что СГМУ КП вправе заключать договоры с юридическими и физическими лицами на проведение работ по погребению умершего, устройству и содержанию мест погребений, организации поминальных трапез и т.д.

Пунктом 4.2 Порядка определено, что СГМУ КП вправе предоставлять гражданам и юридическим лицам ритуальные услуги и производить продажу похоронных принадлежностей в салонах-магазинах СГМУ КП.

Оказывая дополнительные услуги на возмездной основе, специализированная служба становится хозяйствующим субъектом – участником рынка ритуальных услуг.

Указанными пунктами Администрацией г.Сургута предусмотрено совмещение специализированной службой функций органа местного самоуправления и функциями хозяйствующего субъекта, а именно осуществления контроля (выявление случаев недобросовестного исполнения физическими и юридическими лицами погребения и сообщение о них в Администрацию города и другие заинтересованные органы и оказание услуг на возмездной основе, торговая деятельность), что также не предусмотрено действующим законодательством.

5. Согласно представленным Администрацией г.Сургута и СГМУ КП документам, СГМУ КП – коммерческое предприятие, определена и закреплена нормативно-правовыми актами Администрации г.Сургута как специализированная служба по вопросам похоронного дела в городе Сургуте.

Как было указано выше, пунктами 2.1, 2.2.3 Положения специализированная служба по вопросам похоронного дела создается Администрацией города, указанная служба осуществляет оказание гарантированного перечня услуг по погребению.

В части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Согласно части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции запрещается совмещение функций  органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора, если иное не установлено Федеральным законом от 30 октября 2007 года № 238-ФЗ «О Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта», Федеральным законом от 1 декабря 2007 года № 317-ФЗ «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» и Федеральным законом «О Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос».

Закрепленные приведенной нормой запреты распространяются, прежде всего, на акты и действия органов власти в сфере публично-правовых отношений в целях предупреждения их негативного вмешательства в конкурентную среду посредством использования административных (волевых) инструментов.

В силу пункта 8 статьи 4 Закона о защите конкуренции условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами, являются дискриминационными.

Признаки ограничения конкуренции приведены в пункте 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции, к числу которых помимо прямо поименованных относятся любые обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.

Согласно пункту 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции хозяйствующий субъект - коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

Следовательно, СГМУ КП является хозяйствующим субъектом в понимании статьи 4 Закона о защите конкуренции.

Таким образом, создание Администрацией г.Сургута специализированной  службы по вопросам похоронного дела – СГМУ КП в качестве субъекта, осуществляющего предпринимательскую деятельность на рынке ритуальных услуг, наделение его функциями и полномочиями как хозяйствующего субъекта, так и органа местного самоуправления по организации похоронного дела, содержат признаки нарушения частей 1, 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

В ходе рассмотрения настоящего дела Администрацией г.Сургута представлены Постановление Администрации г.Сургута от 20.09.2017 №8148 «О внесении изменений в постановление Администрации города от 08.09.2014 №6176 «Об утверждении положения об организации похоронного дела, порядка деятельности специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории города Сургута», а также Постановление Администрации г.Сургута от 27.11.2017 №10274 «О внесении изменений в постановление Администрации города от 08.09.2014 №6176 «Об утверждении положения об организации похоронного дела, порядка деятельности специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории города Сургута».

Вышеуказанными актами Администрация г.Сургута исключила следующие пункты Положения и Порядка:

- пункт 2.3 Положения, согласно которому специализированной службе предоставлено право по заключению договоров (контрактов) с юридическими и физическими лицами на проведение работ по погребению умерших;

- пункт 2.2.4 Положения, согласно которому специализированная служба по вопросам похоронного дела осуществляет оказание услуг сверх гарантированного перечня услуг по погребению;

- абзацы 3, 4 пункта 2.2 Порядка, согласно которыми на специализированную службу по вопросам похоронного дела возложена обязанность по содержанию зданий сооружений, крематория, инженерного оборудования, машин, механизмов, благоустройству территории общественных кладбищ и крематория и уход за зелеными насаждениями;

- абзацы 6, 8, 9, 10, 11, 13-15 пункта 3.1 Порядка, согласно которым на специализированную службу по вопросам похоронного дела возложены полномочия по выявлению случаев недобросовестного исполнения физическими и юридическими лицами погребения и сообщению об этом в Администрацию г.Сургута и другие органы, по содержанию здания, инженерного оборудования, машин, механизмов, ремонта сооружений кладбища, дорог и проездов, обеспечению бесперебойной работы поливочного водопровода, общественных туалетов, освещению, предоставлению гражданам «напрокат» инвентаря для ухода за могилами за плату, обеспечению вывоза мусора, проведению мероприятий по благоустройству карт захоронений и озеленению кладбищ, крематория, охраны объектов;

- подпункты 4.1, 4.2 пункта 4 Порядка, в соответствии с которыми определены права СГМУ КП, в том числе по заключению договоров на проведение работ по погребению, устройству и содержанию мест погребения, оказанию иных ритуальных услуг, продажи похоронных принадлежностей в салонах-магазинах;

- абзацев 4, 6, 7 пункта 5 Порядка, согласно которым установлена ответственность СГМУ КП за уборку дорог общего пользования, проездов и других участков хозяйственного назначения (кроме мест погребения), содержание в исправном состоянии зданий, инженерного оборудования, машин механизмов, принятых по договору надмогильных сооружений.

Однако, Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России установлено, что пункт 3.5 Положения, согласно которому предусмотрена оплата стоимости услуг, предоставляемых сверх гарантированного перечня услуг по погребению, которая производится за счет средств супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего, из Положения не исключен.

Согласно письменным пояснениям Администрации г.Сургута (от 14.02.2018 исх.№б/н), пункт 3.5 Положения применяется к СГМУ КП, как к юридическому лицу, осуществляющему хозяйственную деятельность.

В ходе рассмотрения дела представитель Администрации г.Сургута также пояснила, что пункт 3.5 Положения не исключен, так как по мнению Администрации установление данного пункта не приводит к нарушению антимонопольного законодательства.

При рассмотрении настоящего дела антимонопольным органом проведен анализ состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения, в порядке, предусмотренном частью 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции и Приказом ФАС России от 28.04.2010 №220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке».

Рассматриваемые действия Администрации г.Сургута привели к нарушению законодательства на рынке деятельности по организации похорон и предоставлению связанных с ними услуг (ОКВЭД2 – 96.03), «ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2). Общероссийский классификатор видов экономической деятельности», утвержденный Приказом Росстандарта от 31.01.2014 №14-ст.

Как установлено материалами дела Постановление Администрации г.Сургута №6176 «Об утверждении Положения об организации похоронного дела, порядка деятельности специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории города Сургута» которым, в том числе, определена специализированная служба по вопросам похоронного дела на территории г.Сургута принято 08.09.2014.

Таким образом, временной интервал исследования товарного рынка определен с 08.09.2014г. – дата принятия Постановления Администрации г.Сургута №6176 по 2017г.

Постановление Администрации г.Сургута №6176 распространяет свое действие на территории города Сургута.

На рынке оказания услуг деятельности по организации похорон и предоставлению связанных с ними услуг имеет место конкуренция, поскольку данный рынок является открытым для вхождения любого хозяйствующего субъекта, как г.Сургута, так и хозяйствующих субъектов других городов, то есть имеет неограниченный круг хозяйствующих субъектов.

На территории г.Сургута действуют и осуществляют деятельность по организации похорон и предоставлению связанных с ними услуг 6 хозяйствующих субъектов, на территории Сургутского района - 1 хозяйствующий субъект (письмо Управления Федеральной службы государственной статистики по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу от 12.12.2017 №АМ-74-03/699-ТС).

Кроме того, в материалах дела помимо обращения ООО «Реквием», имеется письмо ООО «Северный похоронный дом», согласно которому Общество осуществляет деятельность по организации похорон и предоставлению связанных с ними услуг с 11.03.2004, которое также заинтересовано в получении права оказания гарантированного перечня услуг по погребению.

Анализ состояния конкуренции показывает, что рынок услуг по организации похорон и предоставлению связанных с ними услуг на территории г.Сургута является конкурентным.

Следовательно, потенциально имеется большое число желающих приобрести товар (право на оказание услуг) на анализируемом рынке.

Создание Администрацией г.Сургута специализированной  службы по вопросам похоронного дела – СГМУ КП в качестве субъекта, осуществляющего предпринимательскую деятельность на рынке ритуальных услуг, наделение его функциями и полномочиями как хозяйствующего субъекта, так и органа местного самоуправления по организации похоронного дела недопустимо, так как указанные действия не соответствуют требованиям Закона о погребении и похоронном деле и приводит к нарушению Закона о защите конкуренции.

Основанием для вывода о нарушении статьи 15 Закона о защите конкуренции  является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции. В данном случае Постановление Администрации г.Сургута №6176 не соответствует требованиям Закона о погребении и похоронном деле, Закона о защите конкуренции данный факт не может не влиять на конкуренцию.                                                                                                                          

Таким образом, действия Администрации г.Сургута, выразившиеся в создании специализированной  службы по вопросам похоронного дела – Сургутского городского муниципального унитарного коммунального предприятия в качестве субъекта, осуществляющего предпринимательскую деятельность на рынке ритуальных услуг, наделение его функциями и полномочиями как хозяйствующего субъекта, так и органа местного самоуправления по организации похоронного дела, нарушают требования частей 1, 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Учитывая совокупность имеющихся доказательств, письменные объяснения лиц, участвующих в деле, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России приходит к выводу о необходимости квалифицировать действия Администрации г.Сургута по части 1, 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

 

 

Председатель Комиссии                                                                  -

 

Члены Комиссии                                                                   -

 

                                                                                                                  -

Связанные организации

Связанные организации не указаны