Решение б/н Решение по делу №05-06-25/2015 от 30 сентября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу №05-06-25/2015

резолютивная часть решения оглашена «24» августа 2015 года

решение в полном объеме изготовлено «07» сентября 2015 года                                                      г. Ханты-Мансийск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее – Ханты-Мансийское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Председатель комиссии:

<---->;

Члены комиссии:

<---->;

<---->,

в присутствии представителя Администрации города Урая <---->, действующей на основании доверенности от 19.08.2015г.,

рассмотрев материалы дела №05-06-25/2015 по признакам нарушения Администрацией города Урая (2 мкр-н, 60,  г.Урай, ХМАО-Югра, 628285) части 1 статьи 15 Федерального Закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

Приказом руководителя Ханты-Мансийского УФАС России от 15.07.2015 №130 «О возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства» возбуждено дело №05-06-25/2015 по признакам нарушения Администрацией города Урая части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.  

Основанием для возбуждения дела №05-06-25/2015, в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 39 Закона о защите конкуренции, послужило непосредственное обнаружение антимонопольным органом признаков нарушения антимонопольного законодательства.

Согласно определению о назначении дела к рассмотрению (исх.№05-06/ОТ-3700 от 15.07.2015), дело возбуждено в связи с не установлением в муниципальной программе по развитию субъектов малого и среднего предпринимательства, утвержденной Постановлением Администрации города Урай от 02.09.2010 №2408 «Об утверждении муниципальной программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в городе Урай на 2011-2015 годы» условий и порядка оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства; условий, обеспечивающих равный доступ субъектов малого и среднего предпринимательства к участию в целевой программе; требований, обеспечивающих открытость процедур оказания поддержки.

Вышеуказанным Определением о назначении дела, в порядке статьи 25 Закона о защите конкуренции, у Администрации города Урай истребованы документы и материалы, необходимые для полного, объективного и всестороннего рассмотрения дела.

Изучив материалы дела №05-06-25/2015, заслушав пояснения представителя Администрации города Урай,  исследовав и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия установила следующее.

Согласно пункту 33 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон о местном самоуправлении) к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе, содействие развитию малого и среднего предпринимательства.

Отношения, возникающие между юридическими лицами, физическими лицами, органами местного самоуправления в сфере развития малого и среднего предпринимательства, регулируются Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее – Закон о развитии предпринимательства), который также определяет понятия субъектов малого и среднего предпринимательства, инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, виды и формы такой поддержки.

        Пунктом 5 статьи 3 Закона о развитии предпринимательства установлено, что поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства это - деятельность органов местного самоуправления и функционирование инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, направленные на реализацию мероприятий, предусмотренных муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.

Формами поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства являются финансовая, имущественная, информационная, консультационная поддержка, поддержка в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации их работников, поддержка в области инноваций и промышленного производства, ремесленничества, поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих внешнеэкономическую и сельскохозяйственную деятельность (часть 1 статьи 16 Закона о развитии предпринимательства)

        Пунктом 1 статьи 11 Закона о развитии предпринимательства к полномочиям органов местного самоуправления по вопросам развития малого и среднего предпринимательства отнесено создание условий для развития малого и среднего предпринимательства, в том числе: формирование и осуществление муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства с учетом национальных и местных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей.

        Статьей 14 Закона о развитии предпринимательства определен ряд принципов поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства: заявительный порядок обращения субъектов малого и среднего предпринимательства за оказанием поддержки; доступность инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства для всех субъектов малого и среднего предпринимательства; равный доступ субъектов малого и среднего предпринимательства, соответствующих критериям, предусмотренным федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, к участию в соответствующих программах; оказание поддержки с соблюдением требований, установленных Законом о защите конкуренции.

        Частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции установлено, что федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

        Согласно части 2 статьи 7 Закона о местном самоуправлении по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, могут приниматься муниципальные правовые акты на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации.

        Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 7 Закона о местном самоуправлении).

        Из совокупности вышеприведенных норм законодательства следует, что издаваемые органами местного самоуправления акты не должны противоречить Закону о развитии предпринимательства, так как в случае несоответствия законодательству их реализация способна привести к ограничению конкуренции, что будет являться нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Как следует из материалов дела, постановлением Администрации города Урая от 02.09.2010 №2408 утверждена муниципальная программа «Об утверждении муниципальной программы «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в городе Урай на 2011 -2015 годы» (далее – Программа).

Разделом 3 Программы предусмотрены следующие виды поддержки:

- имущественная поддержка, включающая в себя формирование перечня муниципального имущества, предназначенного для поддержки Субъектов, применение понижающего коэффициента при аренде муниципального имущества Субъектами, осуществляющими деятельность в социально значимых (приоритетных) направлениях, и Субъектов, относящихся к особой категории;

- информационная поддержка, включающая в себя размещение на официальном сайте администрации города Урай в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", средствах массовой информации информацию о видах и формах поддержки Субъектов, о проводимых мероприятиях, а также издания буклетов, статей о Субъектах и для Субъектов, содействие в организации проведения выставок, ярмарок, конкурсов с привлечением Субъектов к участию в подобных мероприятиях, проводимых на территории города и за его пределами.

- консультационная поддержка, включающая в себя предоставление консультаций по вопросам ведения предпринимательской деятельности.

- образовательная поддержка, включающая в себя семинары, тренинги, ролевые игры, курсы повышения квалификации, конференции.

- финансовая поддержка включает в себя предоставление Субъектам субсидий, с объемом финансирования, предусмотренным разделом 4 настоящей Программы.

Согласно пункту 3.9. Программы, имущественная и финансовая поддержка предоставляются в соответствии с принятыми муниципальными правовыми актами города Урай.

Как следует из материалов дела, предоставление финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства осуществляется в соответствии с порядком, установленным постановлением Администрации города Урай от 12.05.2012 №1389 «О предоставлении субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства». Комиссия, проведя анализ указанного постановления, приходит к выводу о соответствии его требованиям Закона о развитии предпринимательства.

Далее, согласно материалам дела, имущественная поддержка субъектам малого и среднего предпринимательства осуществляется в соответствии с порядком, установленным постановлением Администрации города Урай от 01.10.2009 №2854 «Об утверждении Положения о порядке и условиях предоставления в аренду муниципального имущества, включенного в перечень муниципального имущества для поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства» (далее – Положение).    

Пунктом 4 Положения предусмотрены случаи предоставления муниципального имущества субъектам малого и среднего предпринимательства: по результатам проведения торгов (конкурса или аукциона) на право заключения договора аренды; без проведения торгов в случаях, предусмотренных статьей 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»; без проведения торгов в случае предоставления муниципальных преференций в соответствии с Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»; без проведения торгов в случае, предусмотренном частью 4 статьи 53 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Вместе с тем, Комиссия обращает внимание, что в соответствии с пунктом 2 статьи 1, пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 02.07.2013 № 144-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием порядка отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства», часть 4 статьи 53 Закона о защите конкуренции признана утратившей силу с 01 июля 2013 года, в связи с чем, передача муниципального имущества в соответствии с указанной нормой закона невозможна.

Согласно пункту 17 Положения заявителю будет отказано в предоставлении испрашиваемого муниципального имущества в аренду в случае если:

1) на момент подачи обращения уже рассмотрено обращение другого заявителя и по нему принято решение о предоставлении имущества без торгов;

2) имущество ранее предоставлено другому арендатору.

По мнению Комиссии, пункт 17 Положения противоречит принципам, указанным в статье 14 Закона о развитии предпринимательства, что способно привести к нарушению прав и законных интересов хозяйствующих субъектов при предоставлении муниципального имущества. 

Как было указано выше, Положением предусмотрено предоставление муниципального имущества субъектам малого и среднего предпринимательства в порядке, предусмотренном статье 17.1 Закона о защите конкуренции. При этом, в силу статьи 17.1 Закона о защите конкуренции предоставление муниципального имущество возможно как на торгах так и без проведения торгов.

Вместе с тем Положением также предусмотрен порядок рассмотрения заявлений хозяйствующих субъектов о предоставлении муниципального имущества, по результатам рассмотрения которого координационный совет по развитию малого и среднего предпринимательства при администрации города Урай дает заключение о возможности предоставления испрашиваемого муниципального имущества в аренду без проведения торгов:

- в случаях, предусмотренных статьей 17.1 Закона о защите конкуренции;

- в случае, предусмотренном частью 4 статьи 53 Закона о защите конкуренции;

- о направлении документов на согласование в антимонопольный орган в случаях, предусмотренных главой V Закона о защите конкуренции.

По мнению Комиссии, такой подход рассмотрения заявлений исключает возможность выявления потенциальных получателей муниципального имущества, которые также могли бы получить право на получение муниципального имущества в неконкурентных условиях (без проведения торгов).

Рассмотрев заявление одного хозяйствующего субъекта, и приняв решение о предоставлении муниципального имущества без проведения торгов в случаях, предусмотренных статьей 17.1 Закона о защите конкуренции, Администрация города Урая тем самым ограничивает права других потенциальных участников рынка (субъектов малого и среднего предпринимательства), которые также бы могли и имели бы намерение получить муниципальное имущество в неконкурентных условиях.

Такой порядок рассмотрения заявлений субъектов малого и среднего предпринимательства и принятие по ним решений, установленный в Положении, противоречит принципам, установленным Законом о развитии предпринимательства и Законом о защите конкуренции, что в свою очередь способно привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.    

Таким образом, Положение противоречит требованиям Закона о развитии предпринимательства и Закона о защите конкуренции.

В ходе рассмотрения дела Комиссией установлено, что постановлением Администрации города Урая от 13.05.2015 №1596 «О внесении изменений в муниципальную программу «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в городе Урай на 2011-2015 годы» Программа дополнена разделом 5. В частности разделом 5 Программы, Администрация города Урая установила новый порядок предоставления субъектам малого и среднего предпринимательства муниципального имущества в аренду.

Рассмотрев указанные изменения, Комиссия приходит к выводу, что новый порядок предоставления субъектам малого и среднего предпринимательства муниципального имущества в аренду, отвечает требованиям Закона о развитии предпринимательства и Закона о защите конкуренции.    

        Таким образом, данные документы подтверждают, что Администрацией города Урая были приняты необходимые меры по устранению нарушения антимонопольного законодательства.

        В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции, комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение.

        В силу части 2 статьи 48 Закона о защите конкуренции решение о прекращении рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства принимается комиссией в соответствии с требованиями, установленными статьей 41 настоящего Федерального закона. В случае, если рассмотрение дела прекращается в соответствии с пунктами 1 и 6 части 1 настоящей статьи, резолютивная часть решения о прекращении рассмотрения дела должна содержать сведения об установлении факта нарушения ответчиком или ответчиками антимонопольного законодательства.

        На основании вышеизложенного,  руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьи 45,  статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

        1. Признать действия Администрации города Урай, выразившиеся в принятии постановления Администрации города Урай от 01.10.2009 №2854 «Об утверждении Положения о порядке и условиях предоставления в аренду муниципального имущества, включенного в перечень муниципального имущества для поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства», не отвечающего требованиям статьи 14 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», нарушением части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

        2. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции, рассмотрение дела №05-06-25/2015 прекратить,  в связи с добровольным устранением Администрацией города Урая нарушения антимонопольного законодательства, путем внесения изменений в муниципальную программу «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в городе Урай на 2011-2015 годы» и дополнением ее разделом 5.

Председатель Комиссии                                                                     <---->

Члены Комиссии:                                                                                        <---->                                                                                                                                                                        

                                                                                                                      <---->

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

Связанные организации

Связанные организации не указаны