Решение б/н Решение по делу №05-06-3/2015 от 25 мая 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Подпись:  

ФЕДЕРАЛЬНАЯ
АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

УПРАВЛЕНИЕ
Федеральной антимонопольной
службы
по Ханты-Мансийскому
автономному округу - Югре

ул. Чехова, д. 12-А, г. Ханты-Мансийск, 628011
тел. (3467) 33-00-31, факс (3467) 33-24-74
e-mail: to86@fas.gov.ru

______2015г. №05-06/ТВ-_______  
	



Заявитель:
ООО «Бастион»
Зеленая ул., д.10, г.Тарко-Сале, Пуровский района, ЯНАО, 629850

Ответчик:
ООО «Юганскнефтепромбурсервис»
Промзона, с.п. Сингапай, Нефтеюганский район, ХМАО-Югра, 628320

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу №05-06-3/2015

 

резолютивная часть решения оглашена «21» апреля 2015 года

решение в полном объеме изготовлено «06» мая 2015 года                                                  г. Ханты-Мансийск

 

        Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее – Ханты-Мансийское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

        Председатель комиссии:

        Демкин А.В. – руководитель Управления.

        Члены комиссии:

          Точиев Б. Б. – заместитель руководителя Управления;

         Тимиргалиев В.А. – начальник отдела правовой экспертизы и контроля органов власти Управления;

        Першина И.А. – ведущий специалист-эксперт отдела правовой экспертизы и контроля органов власти Управления,

        в отсутствии представителя заявителя ООО «Бастион», надлежащим образом уведомленного о месте и времени рассмотрения дела;

          в отсутствии представителя ответчика по делу ООО «Юганскнефтепромбурсервис», надлежащим образом уведомленного о месте и времени рассмотрения дела,

        рассмотрев материалы дела №05-06-3/2015 по признакам нарушения Обществом с ограниченной ответственностью «Юганскнефтепромбурсервис» (Промзона, с.п. Сингапай, Нефтеюганский район, ХМАО-Югра, 628320) части 1 статьи 17 Федерального Закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

        В Ханты-Мансийское УФАС России из ФАС России перенаправлена жалоба  Общества с ограниченной ответственностью «БАСТИОН» (далее – ООО «БАСТИОН) на действия (бездействие) заказчика Общества с ограниченной ответственностью «Юганскнефтепромбурсервис» (далее – ООО «Юганскнефтепромбурсервис», заказчик, общество) при проведении запроса предложений на оказание услуг по проведению независимой экспертизы пожарного риска (аудита пожарной безопасности) на объектах ООО «Юганскнефтепромбурсервис» в 2015 году №НФ-15-513 (далее – запрос предложений, закупка).

В жалобе ООО «БАСТИОН» указывает, что при проведении запроса предложений ООО «Юганскнефтепромбурсервис» неправомерно установила требования к участникам закупки о территориальном нахождении и осуществлении деятельности (финансовой и хозяйственной) в Нефтеюганском районе Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, а также требование о наличии производственной базы, расположенной в районе производства работ.

По мнению ООО «БАСТИОН», указанные требования противоречат Федеральному закону от 18.07.2011г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) и ограничивают его права на участие в данной закупке.

В ходе рассмотрения дела ООО «Юганскнефтепромбурсервис» представило пояснения по жалобе,  в которых выражает несогласие доводам, приведенным в жалобе ООО «БАСТИОН» указывает, что является управляемым обществом ООО «РН-Сервис» и действие Закона о закупках на нее не распространяется, в связи с чем, считает, что общество не может нести ответственность в соответствии с Законом о закупках.

Кроме того ООО «Юганскнефтепромбурсервис» считает, что в связи с отсутствием у общества обязанности по исполнению требований Закона о закупках, в части не предъявления к участникам закупки требований к территориальному расположению участников закупки, установленного ст. 3 Закона о закупках, факт нарушения ООО «Юганскнефтепромбурсервис» антимонопольного законодательства отсутствует, как и отсутствуют основания к возбуждению Ханты-Мансийским УФАС России в отношении ООО «Юганскнефтепромбурсервис» дела по части 1 статьи 17 Федерального Закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

Определением об отложении рассмотрения дела №05-06-3/2015 от 23.03.2015г. рассмотрение назначено на 14.04.2015г., у ООО «Юганскнефтепромбурсервис» запрошены необходимые документы, для рассмотрения дела.

14.04.2015г. Комиссией объявлен перерыв до 21.04.2015 года.

        После объявленного перерыва Комиссия, оценив в совокупности материалы дела, письменные пояснения лиц, участвующих в деле установила следующее.

ООО «Юганскнефтепромбурсервис» является управляемым обществом ООО «РН-Сервис», на основании договора о передаче полномочий единоличного исполнительного органа №75 от 01.07.2013г.

Согласно структуре владения (перечень лиц, входящих в одну группу лиц), ООО «РН-Сервис» является дочерним обществом ОАО «НК «Роснефть» с долей владения более 50%, и подпадает под действие Закона о закупках. При этом ООО «Юганскнефтепромбурсервис» под действие Закона о закупках не подпадает.

Приказом ООО «РН-Сервис» от 18.07.2013г. №269/13 утверждено Положение ООО «РН-Сервис» о закупке товаров, работ, услуг ООО «РН-Сервис» (далее – Положение), определяющее порядок осуществления закупочной деятельности  в ООО «РН-Сервис».

Согласно Положению, область его действия  обязательна для исполнения в том числе структурными подразделениями, участвующими в процессе организации и осуществления закупочной деятельности Управляемыми обществами ООО «РН-Сервис», на которые не распространяется действие Закона о закупках.

В целях повышения эффективной закупочной деятельности приказом ООО «Юганскнефтепромбурсервис» от 08.08.2013г. №478 введено в действие Положение ООО «РН-Сервис» о закупке товаров, работ, услуг ООО «РН-Сервис».   

Таким образом, все проводимые закупки ООО «Юганскнефтепромбурсервис» проводятся в порядке, установленном Положением.

        Как следует из материалов дела ООО «Юганскнефтепромбурсервис» на официальном сайте www.zakupki.rosneft.ru разместило извещение о проведении запроса предложений. Одновременно с извещением размещена документация о запросе предложений.

        Согласно материалам дела в запросе предложений участие приняли ООО «АКБ», ООО «БАСТИОН», ООО «Защита Югры», ООО «ПожЭксперт». По результатам заключения Службы экономической безопасности ООО «ПожЭксперт» не допущено к участию в запросе.

        По результатам проведения запроса предложений, победителем признано ООО «Защита Югры», в связи с чем, между ООО «Юганскнефтепромбурсервис» и обществом заключен договор №156 на оказание услуг по проведению независимой оценки пожарного риска от 16.02.2015г.

        Таким образом, из вышеприведенного следует, что ООО «БАСТИОН» подавало заявку на участие в запросе предложений и было признано его участником. Следовательно, требования документации запроса предложений, на которые указывало общество, в качестве нарушения ее прав, впоследствии не были применены к ней заказчиком.    

        На основании изложенного, права общества прямо не были нарушены, поскольку ООО «БАСТИОН» было признано участником запроса предложений и предлагало свои предложения наравне с другими участниками с целью стать победителем и заключить договор по результатам проведения закупки. 

        Однако, в ходе рассмотрения материалов дела Комиссией установлено следующее.

        Согласно пунктам 5.4, 5.5 Приложения №1 «Общая информация о предмете закупки» Технического задания, являющегося неотъемлемой частью документации о запросе предложений исполнитель должен территориально находиться и осуществлять свою деятельность (финансовую и хозяйственную) в Нефтеюганском районе Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, иметь опыт работы (не менее 2 (двух) лет) по обследованию объектов топливно-энергетического комплекса, проведению расчетов по оценке пожарного риска, подготовке заключений о соответствии данных объектов защиты требованиям пожарной безопасности и разработке мер по обеспечению выполнения условий.

        Подпунктом 1 раздела 1 и подпунктом «А» раздела 2 пункта 3.1.38 Информационной карты, являющейся неотъемлемой частью документации о запросе предложений заказчиком установлено требование о наличии опыта работы выполнения работ, оказания услуг, аналогичных предмету закупки, не менее 2 лет, а также наличие базы (собственной или арендованной).

        При этом несоблюдение указанных требований участниками закупки в силу пункта 2.8.2 документации запроса предложений, будет являться основанием для отклонения заявки от участия в запросе предложений.

        Пунктом 8.5 Положения установлены основные требования к участникам закупки, в соответствии с которыми участники закупки должен:

        -  быть зарегистрированным в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя в установленном в Российской Федерации порядке (для российских участников);

        - обладать необходимыми разрешениями (лицензиями или свидетельствами о допуске на поставку товаров, выполнение работ или оказание услуг) в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и если такие товары, работы, услуги являются предметом закупки;

        - не находиться в процессе ликвидации (для юридического лица) или не быть признанным по решению арбитражного суда несостоятельным (банкротом);

        - не являться организацией, у которой на имущество, используемое для выполнения договора, наложен арест по решению суда, административного органа и (или) деятельность которой приостановлена;

        - соответствовать иным требованиям, установленным в документации о закупке в соответствии с ЛНД или на основании поручений Правительства Российской Федерации либо нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.

        Пунктом 8.5.5 Положения заказчику предоставлено право устанавливать требование о наличии системы управления охраной труда, в отношении опыта работы, наличия оборудования и других материальных возможностей, также трудовых, финансовых и иных ресурсов, необходимых для исполнения договора на поставку продукции.

        Однако, по мнению Комиссии, требования к территориальному расположению, наличию производственной базы, а также опыту работы к участникам, установленным в документации запроса предложений, способны привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

        Статьей 2 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что целями настоящего закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

В статье 3 Закона о защите конкуренции установлено, что Закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

        В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:

1) координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников;

2) создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;

3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений;

4) участие организаторов торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиков и (или) работников организаторов или работников заказчиков в торгах, запросе котировок, запросе предложений.

        Данные требования распространяются на все торги, проводимые в Российской Федерации, как обязательные в силу закона, так и необязательные.

        Антимонопольные требования к торгам охраняют общественные отношения, связанные с определением победителя торгов, запроса котировок, запроса предложений.

        Учитывая то, что проводимый ООО «Юганскнефтепромбурсервис» запрос предложений направлен на привлечение наибольшего количества потенциальных участников (заинтересованных лиц) с целью выявления наилучшего из них предложения, то требования, выставляемые к участникам, не должны ограничивать участие в закупке таких участников, а также предоставлять определенным участникам преимущественные условия участия в закупке.

        Однако, такие требования были установлены ООО «Юганскнефтепромбурсервис» в документации о запросе предложений.

        Как было указано выше, одним из таких требований являлось территориальное расположение участника закупки в Нефтеюганском районе Ханты-Мансийского автономного округа-Югры и осуществление им своей деятельности (финансовую и хозяйственную).

        По мнению Комиссии, данное требование способно ограничить круг участников закупки, поскольку предусматривает участие  в запросе предложений тех хозяйствующих субъектов, которые осуществляют свою деятельность непосредственно в Нефтеюганском районе Ханты-Мансийского автономного округа-Югры.

        Таким образом, заказчик, установив такое требование, намеренно сужает круг потенциальных участников (заинтересованных лиц).     

        Требование о наличии базы (собственной или арендованной) также способно привести к ограничению участия в закупке, поскольку подразумевает под собой расположение указанной базы на территории выполнения работ, оказания услуг (РФ, ХМАО-Югра, Нефтеюганский район).

Согласно пояснениям представителей ООО «Юганскнефтепромбурсервис», представленным в ходе рассмотрения дела, после проведения запроса предложений победителю закупки представлялась возможность заключить договор на аренду базы, принадлежащей ООО «Юганскнефтепромбурсервис».

Однако, Комиссией данный довод не может быть принят во внимание, поскольку документация запроса предложений не содержала таких условий, и более того, согласно требованию пункта 2.8.2 документации, отсутствие документов, подтверждающих наличие базы, является основанием для отклонения заявки от участия в запросе предложений.

        Требование о наличии опыта работы выполнения работ, оказания услуг, аналогичных предмету закупки, не менее 2 лет также способен ограничить участие в запросе предложений, поскольку вновь созданные хозяйствующие субъекты, а также хозяйствующие субъекты имеющие опыт аналогичных работ менее 2-х лет, не смогут принять участие в закупке и сделать свои  предложения.

Данное требование влечет необоснованное ограничение свободного доступа участников, создает неравные условия для хозяйствующих субъектов - конкурентов.

        Таким образом, установив такие требования в документации запроса предложений, ООО «Юганскнефтепромбурсервис» нарушает требования, предусмотренные частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

        На основании изложенного,  руководствуясь статьей 23, частью 1, пунктом 3 части 2 статьи 39,  статьями  40, частями 1 - 3 статьи 41, статьей 48, статьей 49  Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,    

РЕШИЛА:

        1. Признать действия ООО «Юганскнефтепромбурсервис», выразившиеся в установлении документации о запросе предложений требований ограничивающих конкуренцию,  нарушением части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

        2.   Основания для прекращения дела отсутствуют.

        3. Обязательное для исполнения предписание ООО «Юганскнефтепромбурсервис» не выдавать, в связи с заключением договора по результатам проведенного запроса предложений.

       

Председатель Комиссии                                                                        А.В. Демкин

        

Члены Комиссии:                                                                                   Б.Б. Точиев                                                                                  

 

                                                                                                              В.А.Тимиргалиев                                                                                                                                                                        

                                                                                                              И.А. Першина

                                                                                                                          

                                                        

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного  органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.                                                                                                        

Связанные организации

Связанные организации не указаны