Решение б/н Решение по делу №05-06-30/2015 от 2 ноября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу №05-06-30/2015

резолютивная часть решения оглашена «07» октября 2015 года

решение в полном объеме изготовлено «21» октября 2015 года                                    г. Ханты-Мансийск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее – Ханты-Мансийское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Председатель комиссии:

«…»

Члены комиссии:

«…»

«…»

в отсутствии представителя Администрации города Мегиона,

рассмотрев материалы дела №05-06-30/2015 по признакам нарушения Администрацией города Мегиона (ул. Нефтяников, 8,  г.Мегиона, ХМАО-Югра, 628680) части 1 статьи 15 Федерального Закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

Приказом руководителя Ханты-Мансийского УФАС России от 15.07.2015 №125 «О возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства» возбуждено дело №05-06-30/2015 по признакам нарушения Администрацией города Мегиона части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.  

Основанием для возбуждения дела №05-06-30/2015, в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 39 Закона о защите конкуренции, послужило непосредственное обнаружение антимонопольным органом признаков нарушения антимонопольного законодательства.

Согласно определению о назначении дела к рассмотрению (исх.№05-06/ОТ-3695 от 15.07.2015), дело возбуждено в связи с не установлением в муниципальной программе по развитию субъектов малого и среднего предпринимательства, утвержденной Постановлением администрации города Мегиона от 15.10.2013 №2370 «Об утверждении муниципальной программы «Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства на территории городского округа город Мегион на 2014-2016 годы» условий и порядка оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства; условий, обеспечивающих равный доступ субъектов малого и среднего предпринимательства к участию в целевой программе; требований, обеспечивающих открытость процедур оказания поддержки.

Вышеуказанным Определением о назначении дела, в порядке статьи 25 Закона о защите конкуренции, у Администрации города Мегиона истребованы документы и материалы, необходимые для полного, объективного и всестороннего рассмотрения дела.

Определением об отложении рассмотрения дела №05-06-30/2015 от 31.08.2015 рассмотрение назначено на 07.10.2015г., у Администрации города Мегиона запрошены необходимые документы, для рассмотрения дела.

Изучив материалы дела №05-06-30/2015, исследовав и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия установила следующее.

Согласно пункту 33 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон о местном самоуправлении) к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе, содействие развитию малого и среднего предпринимательства.

Отношения, возникающие между юридическими лицами, физическими лицами, органами местного самоуправления в сфере развития малого и среднего предпринимательства, регулируются Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее – Закон о развитии предпринимательства), который также определяет понятия субъектов малого и среднего предпринимательства, инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, виды и формы такой поддержки.

Пунктом 5 статьи 3 Закона о развитии предпринимательства установлено, что поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства это - деятельность органов местного самоуправления и функционирование инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, направленные на реализацию мероприятий, предусмотренных муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.

Формами поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства являются финансовая, имущественная, информационная, консультационная поддержка, поддержка в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации их работников, поддержка в области инноваций и промышленного производства, ремесленничества, поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих внешнеэкономическую и сельскохозяйственную деятельность (часть 1 статьи 16 Закона о развитии предпринимательства)

Пунктом 1 статьи 11 Закона о развитии предпринимательства к полномочиям органов местного самоуправления по вопросам развития малого и среднего предпринимательства отнесено создание условий для развития малого и среднего предпринимательства, в том числе: формирование и осуществление муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства с учетом национальных и местных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей.

Статьей 14 Закона о развитии предпринимательства определен ряд принципов поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства включающих в себя: заявительный порядок обращения субъектов малого и среднего предпринимательства за оказанием поддержки; доступность инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства для всех субъектов малого и среднего предпринимательства; равный доступ субъектов малого и среднего предпринимательства, соответствующих критериям, предусмотренным федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, к участию в соответствующих программах; оказание поддержки с соблюдением требований, установленных Законом о защите конкуренции.

В соответствии с пунктом 2 статьи 16 Закона о развитии предпринимательства условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, устанавливаются нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, принимаемыми в целях реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, муниципальных программ (подпрограмм).

Частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции установлено, что федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Согласно части 2 статьи 7 Закона о местном самоуправлении по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, могут приниматься муниципальные правовые акты на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации.

Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 7 Закона о местном самоуправлении).

Из совокупности вышеприведенных норм законодательства следует, что издаваемые органами местного самоуправления акты не должны противоречить Закону о развитии предпринимательства, так как в случае несоответствия законодательству их реализация способна привести к ограничению конкуренции, что будет являться нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Как следует из материалов дела, постановлением Администрации города Мегиона от 15.10.2013 №2370 утверждена муниципальная программа «Об утверждении муниципальной программы «Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства на территории городского округа город Мегион на 2014-2016 годы» (далее – Программа).

Разделом 6 Программы предусмотрены следующие виды поддержки:

- имущественная поддержка, включающая в себя формирование перечня муниципального имущества, предназначенного для поддержки Субъектов;

- информационно – консультационная поддержка, включающая в себя размещение на официальном сайте администрации города Мегион в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", средствах массовой информации информацию о видах и формах поддержки Субъектов, о проводимых мероприятиях;

- образовательная поддержка, включающая в себя тренинги, семинары, мастер-классы;

- финансовая поддержка включает в себя предоставление Субъектам субсидий.

В ходе рассмотрения дела Комиссией установлено, что постановлением Администрации города Мегиона от 18.06.2015 №1577 «О внесении дополнений в постановление Администрации города от 15.10.2013 №2370 «Об утверждении муниципальной программы «Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства на территории городского округа город Мегион на 2014-2016 годы» Программа дополнена приложением 4, которым установлен порядок оказания имущественной поддержки (преференции) Субъектам, Организациям, в виде муниципальной преференции.

Приложением 4 к Программе предусмотрены случаи предоставления муниципального имущества субъектам малого и среднего предпринимательства: без проведения торгов на основании пункта 4 части 3 статьи 19 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Согласно пункту 2.5 Приложения 4 к Программе в случае подачи двух и более заявлений с полным пакетом документов на одно имущество, включенное в перечень, приоритет имеет субъект, организация которые раньше подали заявление о предоставлении имущества в аренду.

По мнению Комиссии, пункт 2.5 Приложения 4 к Программе противоречит принципам, указанным в статье 14 Закона о развитии предпринимательства, и способно привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, поскольку предоставление имущественной поддержки определенному хозяйствующему субъекту, при наличии других хозяйствующих субъектов, также заинтересованных в получении указанного имущества создает неравные условия при предоставлении такой поддержки и негативно отражается на конкуренции.

Предоставление муниципальной преференции конкретному хозяйственному субъекту объективно приводит к созданию у лица, получившего такую преференцию преимущества, которое обеспечивает ему более выгодные условия деятельности по отношению к другим хозяйствующим субъектам, осуществляющим свою деятельность на одном товарном рынке.

Таким образом, действия Администрации города Мегиона, путем установления в пункте 2.5 Приложения 4 к Программе порядка предоставления муниципальной преференции, способного привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, содержат признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

В рамках рассмотрения настоящего дела Администрацией предоставлено, постановление от 24.09.2015 №2379 «О внесении дополнений в постановление администрации города от 15.10.2013 №2370 «Об утверждении муниципальной программы «Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства на территории городского округа город Мегион на 2014-2016 годы» которым, в пункт 2.5 Приложения 4 к Программе внесены изменения.

В новой редакции пунктом 2.5 Приложения 4 к Программе был установлен новый порядок предоставления муниципального имущества в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства.

Так, новым порядком установлено, что в случае поступления в департамент муниципальной собственности администрации города конкурирующих заявлений, поданных заявителями, отвечающими условиям, установленным пунктом 2 настоящего Порядка, с приложением документов, установленных пунктом 2 настоящего Порядка, заключение договора аренды муниципального имущества осуществляется по результатам проведения торгов.

Рассмотрев указанные изменения, Комиссия приходит к выводу, что новый порядок предоставления субъектам малого и среднего предпринимательства муниципального имущества в аренду, отвечает требованиям Закона о развитии предпринимательства и Закона о защите конкуренции.

Таким образом, данные документы подтверждают, что Администрацией города Мегиона были приняты необходимые меры по устранению нарушения антимонопольного законодательства.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции, комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение.

В силу части 2 статьи 48 Закона о защите конкуренции решение о прекращении рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства принимается комиссией в соответствии с требованиями, установленными статьей 41 настоящего Федерального закона. В случае, если рассмотрение дела прекращается в соответствии с пунктами 1 и 6 части 1 настоящей статьи, резолютивная часть решения о прекращении рассмотрения дела должна содержать сведения об установлении факта нарушения ответчиком или ответчиками антимонопольного законодательства.

На основании вышеизложенного,  руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьи 45,  статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать действия Администрации города Мегиона, выразившиеся в установлении в пункте 2.5 Приложения 4 к Постановлению администрации города Мегиона от 15.10.2013 №2370 «Об утверждении муниципальной программы «Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства на территории городского округа город Мегион на 2014-2016 годы» порядка предоставления муниципальной преференции, предоставляющего преимущество определенным хозяйствующим субъектам в осуществлении хозяйственной деятельности, нарушением части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2.  В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции, рассмотрение дела №05-06-30/2015 прекратить,  в связи с добровольным устранением Администрацией города Мегиона нарушения антимонопольного законодательства, путем внесения изменений в муниципальную программу «Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства на территории городского округа город Мегион на 2014-2016 годы».

Председатель Комиссии                                                              «…»

Члены Комиссии:                                                                            «…»

                                                                                                                                                                 

                                                      «…»

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

Связанные организации

Связанные организации не указаны