Решение б/н Решение по делу №05-06-32/2015 от 29 октября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу №05-06-32/2015

 

резолютивная часть решения оглашена «08» октября 2015 года

решение в полном объеме изготовлено «21» октября 2015 года                              г. Ханты-Мансийск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее – Ханты-Мансийское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Председатель комиссии:

-

Члены комиссии:

-

-

в отсутствие представителя Администрации Октябрьского района, надлежащим образом уведомленного о месте и времени рассмотрения дела;

рассмотрев материалы дела №05-06-32/2015 по признакам нарушения Администрацией Октябрьского района (ул. Калинина, 39, пгт.Октябрьское, ХМАО-Югра, 628100) части 1 статьи 15 Федерального Закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

Приказом руководителя Ханты-Мансийского УФАС России от 15.07.2015 №123 «О возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства» возбуждено дело №05-06-32/2015 по признакам нарушения Администрацией Октябрьского района части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.  

Основанием для возбуждения дела №05-06-32/2015, в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 39 Закона о защите конкуренции, послужило непосредственное обнаружение антимонопольным органом признаков нарушения антимонопольного законодательства.

Согласно определению о назначении дела к рассмотрению (исх.№05-06/ОТ-3693 от 15.07.2015), дело возбуждено в связи с не установлением в муниципальной программе по развитию субъектов малого и среднего предпринимательства, утвержденной Постановлением Администрации Октябрьского района от 03.10.2013 №3586 «Об утверждении муниципальной программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в Октябрьском районе на период 2014 года по 2020 год» условий и порядка оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства; условий, обеспечивающих равный доступ субъектов малого и среднего предпринимательства к участию в целевой программе; требований, обеспечивающих открытость процедур оказания поддержки.

Вышеуказанным Определением о назначении дела, в порядке статьи 25 Закона о защите конкуренции, у Администрации Октябрьского района истребованы документы и материалы, необходимые для полного, объективного и всестороннего рассмотрения дела.

Определением об отложении рассмотрения дела №05-06-32/2015 (исх.№05-06/ИП-4570 от 02.09.2015г.) у Администрации Октябрьского района запрошены документы,  необходимые для рассмотрения настоящего дела.

Изучив материалы дела №05-06-32/2015, исследовав и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия установила следующее.

Согласно пункту 33 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон о местном самоуправлении) к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе, содействие развитию малого и среднего предпринимательства.

Отношения, возникающие между юридическими лицами, физическими лицами, органами местного самоуправления в сфере развития малого и среднего предпринимательства, регулируются Федеральным законом от 24.07.2007 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее – Закон о развитии предпринимательства), который также определяет понятия субъектов малого и среднего предпринимательства, инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, виды и формы такой поддержки.

Пунктом 5 статьи 3 Закона о развитии предпринимательства установлено, что поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства это – деятельность органов местного самоуправления и функционирование инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, направленные на реализацию мероприятий, предусмотренных муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.

Формами поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства являются финансовая, имущественная, информационная, консультационная поддержка, поддержка в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации их работников, поддержка в области инноваций и промышленного производства, ремесленничества, поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих внешнеэкономическую и сельскохозяйственную деятельность (часть 1 статьи 16 Закона о развитии предпринимательства).

Пунктом 1 статьи 11 Закона о развитии предпринимательства к полномочиям органов местного самоуправления по вопросам развития малого и среднего предпринимательства отнесено создание условий для развития малого и среднего предпринимательства, в том числе: формирование и осуществление муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства с учетом национальных и местных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей.

Статьей 14 Закона о развитии предпринимательства определен ряд принципов поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства включающих в себя:

- заявительный порядок обращения субъектов малого и среднего предпринимательства за оказанием поддержки;

- доступность инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства для всех субъектов малого и среднего предпринимательства;

- равный доступ субъектов малого и среднего предпринимательства, соответствующих критериям, предусмотренным федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, к участию в соответствующих программах;

- оказание поддержки с соблюдением требований, установленных Законом о защите конкуренции.

Пунктом 2 статьи 16 Закона о развитии предпринимательства предусмотрено, что условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, устанавливаются муниципальными правовыми актами, принимаемыми в целях реализации муниципальных программ (подпрограмм).

В соответствии с частью 1 статьи 18 Закона о развитии предпринимательства оказание имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления в виде передачи во владение и (или) в пользование государственного или муниципального имущества, в том числе земельных участков, зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, оборудования, машин, механизмов, установок, транспортных средств, инвентаря, инструментов, на возмездной основе, безвозмездной основе или на льготных условиях. Указанное имущество должно использоваться по целевому назначению.

Частью 1 статьи 19 Закона о защите конкуренции установлены цели предоставления преференций, в том числе – поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства.

Согласно пункту 4 части 3 статьи 19 Закона о защите конкуренции исключением из случаев согласования антимонопольными органами предоставления преференции является предоставление преференции в соответствии с федеральным программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, муниципальными и межмуниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.

Частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции установлено, что федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Согласно части 2 статьи 7 Закона о местном самоуправлении по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, могут приниматься муниципальные правовые акты на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации.

Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 7 Закона о местном самоуправлении).

Из совокупности вышеприведенных норм законодательства следует, что издаваемые органами местного самоуправления акты не должны противоречить Закону о развитии предпринимательства, так как в случае несоответствия законодательству их реализация способна привести к ограничению конкуренции, что будет являться нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Как следует из материалов дела, постановлением Администрации Октябрьского района от 03.10.2013 №3586 «Об утверждении муниципальной программы «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Октябрьском районе на период 2014 года по 2020 год» утверждена муниципальная программа (далее – Программа).

Разделом 3 Программы предусмотрены следующие виды поддержки:

- имущественная поддержка, включающая в себя формирование перечня муниципального имущества, предназначенного для поддержки Субъектов, применение понижающего коэффициента при аренде муниципального имущества Субъектами, осуществляющими деятельность в социально значимых (приоритетных) направлениях, и Субъектов, относящихся к особой категории;

- информационная поддержка, включающая в себя размещение на официальном сайте администрации города Урай в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", средствах массовой информации информацию о видах и формах поддержки Субъектов, о проводимых мероприятиях, а также издания буклетов, статей о Субъектах и для Субъектов, содействие в организации проведения выставок, ярмарок, конкурсов с привлечением Субъектов к участию в подобных мероприятиях, проводимых на территории города и за его пределами;

- консультационная поддержка, включающая в себя предоставление консультаций по вопросам ведения предпринимательской деятельности;

- образовательная поддержка, включающая в себя семинары, тренинги, курсы повышения квалификации;

- финансовая поддержка включает в себя предоставление Субъектам субсидий, с объемом финансирования.

Приложением №3 к Программе установлен порядок предоставления финансовой поддержки. Финансовая поддержка осуществляется путем предоставления субъектами малого и среднего предпринимательства, организациям субсидий, грантов.

Согласно материалам дела, Программой также предусмотрена имущественная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, которая осуществляется в порядке, предусмотренном постановлением Администрации Октябрьского района от 07.12.2011 №3795 «Об утверждении порядка формирования, ведения, обязательного опубликования перечня муниципального имущества, переданного в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства, не подлежащего приватизации, а также порядка и условия предоставления такого имущества в аренду» (далее – Постановление №3795).    

Разделом 4 Постановления №3795 предусмотрены случаи предоставления муниципального имущества в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства:

- по результатам проведения торгов (конкурса или аукциона) на право заключения договора аренды;

- без проведения торгов в случае заключения договоров с субъектами малого и среднего предпринимательства на новый срок в случаях, установленных законодательством;

- без проведения торгов в случае предоставления муниципальных преференций субъектам малого и среднего предпринимательства.

В ходе анализа представленных документов Комиссией установлено, что в нарушение статей 14, 16 Закона о развитии предпринимательства Постановление №3795 не содержит порядка и условий предоставления муниципальных преференций субъектам малого и среднего предпринимательства, которые обеспечивали бы равный доступ и открытость процедуры оказания имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

По мнению Комиссии, отсутствие в Постановлении №3795 порядка совершения уполномоченными органами определенных действий по предоставлению муниципальных преференций, создает возможность произвольного принятия решений, что в свою очередь способно привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Таким образом, отсутствие в Постановлении №3795 условий и порядка предоставления муниципальной преференции субъектам малого и среднего предпринимательства противоречит принципам, установленным Законом о развитии предпринимательства и приводит к нарушению Закона о защите конкуренции.

На основании изложенного,  руководствуясь статьей 23, частью 1, пунктом 3 части 2 статьи 39,  статьями  40, частями 1 - 3 статьи 41, статьей 48, статьей 49  Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

1. Признать действия Администрации Октябрьского района, выразившиеся в не установлении в постановлении Администрации Октябрьского района от 07.12.2011 №3795 «Об утверждении порядка формирования, ведения, обязательного опубликования перечня муниципального имущества, переданного в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства, не подлежащего приватизации, а также порядка и условия предоставления такого имущества в аренду» порядка предоставления муниципальной преференции, нарушением части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Основания для прекращения дела, в соответствии со статьей 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», отсутствуют.

        3.  Выдать Администрации Октябрьского района предписание об изменении акта, нарушающего антимонопольное законодательство, путем приведения его в соответствии с требованиями части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и Федерального закона от 24.07.2007 №209-ФЗ «О  развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Председатель Комиссии                                                                     -

Члены Комиссии:                                                                                        -

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

Связанные организации

Связанные организации не указаны