Решение б/н Решение по делу №05-06-346/2014 от 31 декабря 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ                                 

 

резолютивная часть решения оглашена «05» декабря  2014 года

решение в полном объеме изготовлено «10» декабря 2014 года                                  г. Ханты-Мансийск

 

          Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

         Председатель комиссии:

         Демкин Артур Валерьевич - и.о. руководителя Управления;

         Члены комиссии:

         Науменко Владимир Иванович - начальник отдела правовой экспертизы и контроля органов власти Управления;

 Тимиргалиев Владимир Ахатович - заместитель начальника отдела правовой экспертизы и контроля органов власти Управления;

         Мельник Владимир Владимирович - ведущий специалист-эксперт отдела правовой экспертизы и контроля органов власти Управления;

          в присутствии представителя Департамента здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа-Югры Кондакова Ю.Ю. действующего на основании доверенности от 27.11.2014г.  №19;

          в отсутствии представителя бюджетного учреждения «Сургутская окружная клиническая больница», надлежащим образом уведомленного о месте и времени рассмотрения дела;

          рассмотрев дело 05-06-346/2014 по признакам нарушения Бюджетным учреждением Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Сургутская окружная клиническая больница» (Энергетиков ул., д.14, г. Сургут, Тюменская область, ХМАО-Югра, 628408)  ч.1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), 

 

УСТАНОВИЛА:

 

         В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре (далее - Ханты-Мансийское УФАС России) поступило обращение (вх. №1802-О от 12.08.2014г.) ООО «ГРУПП-ОТМА» (далее-Заявитель). указывающее на наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства при проведении открытого аукциона в электронной форме №0387200000913000378 «Выполнение работ по комплексному техническому обслуживанию высокотехнологичного медицинского оборудования в 2014 году» (далее - открытый Аукцион).       

        Обращение заявителя в антимонопольный орган обусловлено нижеследующим.

        На основании Приказа Департамента здравоохранения ХМАО-Югры от 05.11.2013г. №502 «Об организации проведения торгов по комплексному техническому обслуживанию высокотехнологичного медицинского оборудования для учреждений здравоохранения Ханты - Мансийского автономного округа - Югры» назначена процедура по подготовке к проведению мероприятия по комплексному техническому обслуживанию оборудования медицинских учреждений ХМАО-Югры.

         В соответствии с указанным выше Приказом бюджетное учреждение «Сургутская окружная клиническая больница» определено организатором совместных торгов (далее - Организатор совместных торгов).  

            23.12.2013г. в Единой информационной системе для размещения заказов было опубликовано Извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме №0387800000913000378 «Выполнение работ по комплексному техническому обслуживанию высокотехнологичного медицинского оборудования в 2014 году».

           Заказчиками в открытом аукционе в электронной форме выступили медицинские учреждения Ханты-Мансийского автономного округа-Югры:

      - Бюджетное учреждение ХМАО-Югры «Окружной кардиологический диспансер «Центр диагностики и сердечно-сосудистой хирургии» г. Сургута;

      - Бюджетное учреждение ХМАО-Югры «Няганская окружная больница» г. Нягань;

      - Бюджетное учреждение ХМОА-Югры «Нижневартовский онкологический диспансер» г. Нижневартовск;

      -    Бюджетное учреждение ХМАО-Югры «Нижневартовская окружная клиническая детская больница» г. Нижневартовск;

      -   Бюджетное учреждение ХМАО-Югры «Сургутская окружная клиническая больница» г. Сургута;

       -    Бюджетное учреждение ХМАО-Югры «Окружная клиническая больница» г. Ханты-Мансийска;

       - Бюджетное учреждение ХМАО-Югры «Сургутская клиническая травматологическая больница» г. Сургута.  

       Вышеуказанные учреждения вошли в состав единого лота, согласно документации открытого аукциона.

       В связи с вышеизложенным, Заявитель обращает внимание на то, что объединение в один лот услуг, оказываемых на нескольких территориях, удаленных друг от друга способно привести к отстранению хозяйствующих субъектов малого предпринимательства с рынка выполнения вышеуказанных работ по комплексному техническому обслуживанию медицинского  и технологического оборудования.  

         По результатам  рассмотрения материалов, а также поступивших документов, Ханты - Мансийским УФАС России,  в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 39 Закона о защите конкуренции, принято решение о возбуждении дела в отношении Бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Сургутская окружная клиническая больница» по признакам нарушения ч.1 ст.17 Закона о защите конкуренции, что подтверждается Приказом Управления №1280 от 02.12.2014г. 

         Дело №05-06-346/2014 назначено к рассмотрению на 05.12.2014г., у лиц участвующих в деле Определением запрошены объяснения по признакам нарушения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции (исх. №05-06/МВ-9343 от 02.12.2014).

         Мотивированное требование антимонопольного органа по представлению объяснений исполнено в установленный срок.

         Рассмотрение дела состоялось в назначенное время. 

          Изучив материалы дела, заслушав пояснения представителя Департамента здравоохранения ХМАО-Югры, исследовав и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия пришла к следующим выводам.

          Приказом Департамента здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 05.11.2013г. №502 «Об организации проведения торгов по комплексному техническому обслуживанию высокотехнологичного медицинского оборудования для учреждений здравоохранения Ханты - Мансийского автономного округа - Югры» (далее - Приказ №502) в качестве организатора совместных торгов по комплексному техническому обслуживанию высокотехнологичного медицинского оборудования (магнитно-резонансных томографов, рентгеновских компьютерных томографов) на 2014 год, определено бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Сургутская окружная клиническая больница» (далее - Огранизатор торгов).     

          23.12.2013г. на официальном сайте zakupki.gov.ru опубликовано извещение №0387200000913000378 о проведении открытого аукциона в электронной форме на выполнение работ по комплексному техническому обслуживанию высокотехнологичного медицинского оборудования в 2014 году (далее - открытый Аукцион).

        Одновременно с извещением опубликована документация об открытом аукционе в электронной форме№290эа/13 на право заключения государственного контракта на выполнение работ по комплексному техническому обслуживанию высокотехнологичного медицинского оборудования в 2014 году (далее - Документация), разработанная в соответствии с Федеральным законом от от 21.07.2005 №94-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о размещении заказов).

         Как следует из Документации, предметом закупки является выполнение работ по комплексному техническому обслуживанию высокотехнологичного медицинского оборудования для медицинских учреждений ХМАО-Югры   в городах Ханты-Мансийского автономного округа-Югры: г. Ханты-Мансийск, г. Сургут, г. Нижневартовск, г. Нягань. 

          Согласно Документации открытого аукциона, заказчиками совместных торгов выступили:

          1)бюджетное учреждение ХМАО-Югры «Сургутская окружная клиническая больница», г. Сургут; 

          2)бюджетное учреждение ХМАО-Югры «Окружная клиническая больница»,г. Ханты-Мансийск;

          3)бюджетное учреждение ХМАО-Югры «Няганская окружная больница», г. Нягань;

          4)бюджетное учреждение ХМАО -Югры «Сургутская клиническая травматологическая больница», г. Сургут;

          5)бюджетное учреждение ХМАО - Югры «Нижневартовская окружная клиническая детская больница», г. Нижневартовск;

          6)бюджетное учреждение ХМАО - Югры «Окружной кардиологический диспансер «Центр диагностики и сердечно-сосудистой хирургии», г. Сургут;

          7)бюджетное учреждение ХМАО - Югры «Нижневартовский онкологический диспансер», г. Нижневартовск (далее - Заказчики совместных торгов).

        Начальная (максимальная) цена контракта -75 546 694 рублей 34 копейки.

        Срок завершения исполнения обязательств по контрактам – 31.12.2014г. 

        Как следует из Протокола рассмотрения заявок от 31.01.2014г. №290, до окончания указанного в извещении срока подачи заявок  27.01.2014г. были поданы две заявки под номерами № 6674726, №6674064,  заявка под номером №6674064  впоследствии была отозвана. 

         Заявка под номером №6674726, представленная ООО «ИПС» - признана соответствующей требованиям Аукционной документации и рассмотрена комиссией Организатора совместных торгов.

        Согласно этого же протокола, решением Комиссии Организатора торгов  победителем признано ООО «ИПС».

Частью 1 статьи 1 Закона о размещении заказов  определено, что Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений (далее - размещение заказа), в том числе устанавливает единый порядок размещения заказов, в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.
         В соответствии с частью 6 статьи 10 Закона о размещении заказов два и более заказчика, уполномоченных органа вправе осуществлять размещение заказов на поставки одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг путем проведения совместных торгов (конкурсов, аукционов).

         Порядок проведения совместных конкурсов и аукционов установлен Постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2013 г. №1088 «Об утверждении правил проведения совместных конкурсов и аукционов» (далее – Правила).  

          Согласно пункту 5 Правил, организация и проведение совместного конкурса или аукциона осуществляется организатором, которому другие заказчики передали на основании соглашения часть своих полномочий по организации и проведению такого конкурса или аукциона.

          В соответствии с ч.2.1 ст. 10 Закона о размещении заказов  при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг путем проведения торгов могут выделяться лоты, в отношении которых в извещении о проведении конкурса или аукциона, в конкурсной документации, документации об аукционе отдельно указываются предмет, начальная (максимальная) цена, сроки и иные условия поставки товаров, выполнения работ или оказания услуг.

         Участник размещения заказа подает заявку на участие в конкурсе или аукционе в отношении определенного лота. В отношении каждого лота заключается отдельный контракт.

      Порядок взаимодействия лиц, участвующих в организации совместных торгов, установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 27.10.2006 №631 «Об утверждении Положения о взаимодействии государственных и муниципальных заказчиков, органов, уполномоченных на осуществление функций по размещению заказов для государственных или муниципальных заказчиков, при проведении совместных торгов», согласно которому конкурс должен проводить только один субъект, так называемый организатор торгов.

      Организатор торгов определяется по соглашению между заказчиками, которое заключается до утверждения конкурсной документации, и именно организатор торгов несет ответственность за ход конкурса, разрабатывает и утверждает конкурсную документацию для проведения совместных торгов в соответствии с порядком и условиями, установленными соглашением.

       Таким образом, Организатором совместных торгов при размещении заказа на выполнение работ по комплексному техническому обслуживанию медицинского и технологического оборудования для медицинских учреждений ХМАО-Югры было осуществлено неправомерное объединение в один лот услуг, оказываемых на нескольких территориях, удаленных друг от друга.

      Объединение в состав одного лота услуг, оказываемых в городах ХМАО-Югры, удаленных друг от друга, влечет за собой ограничение количества участников размещения заказа, поскольку за счет укрупнения лотов увеличивается и размер обеспечения заявки; при этом размер обеспечения исполнения контрактов влечет вытеснение хозяйствующих субъектов, не способных выполнить требование об обеспечении заявки, исполнения контрактов.

        В соответствии с частью 21 статьи 41.8 Закона о размещении заказов, аукцион признан несостоявшимся (подана только одна заявка), в связи с чем, комиссией Организатора совместных торгов принято решение о заключении договора с единственным участником.

        Согласно представленным документам, ООО «ИПС» заключило договоры на выполнение работ по комплексному техническому обслуживанию высокотехнологичного медицинского оборудования в отношении 7 вышеуказанных медицинских учреждений – Заказчиков совместных торгов.         

 

        Частями 1, 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции предусмотрены специальные антимонопольные требования к торгам, согласно которым при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов, запроса котировок путем включения в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, ограничение доступа к участию в торгах, не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами.

        Перечень нарушений, перечисленный  в статье 17 Закона о защите конкуренции, не является исчерпывающим, и для квалификации действий по организации и проведению торгов как нарушающих требования антимонопольного законодательства необходимы установление и оценка последствий тех или иных нарушений законодательства о контрактной системе с точки зрения их фактического либо возможного влияния на конкурентную среду в конкретном случае.

         Как установлено Комиссией, Организатор совместных торгов неправомерно объединил в один лот выполнение работ в разных муниципальных образованиях,  объемы и виды этих работ определены в отношении каждого муниципального образования в соответствии с документацией открытого аукциона, выполняются в различных медицинских учреждениях ХМАО-Югры.             

         Вместе с тем, целями осуществления закупок является не только обеспечение потребности заказчиком, но и повышение эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечение гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.

         Объем и виды работ определены в отношении каждого медицинского учреждения  в соответствии с Документацией совместного аукциона, выполняются на различных объектах, находящихся в разных муниципальных образованиях, территориально отдаленных относительно друг друга.

         Потенциальные Участники закупки могут отказаться от участия в торгах по причине отсутствия  возможности обеспечения  заявки и обеспечения контракта  в указанном в документации объеме денежных средств.     

        Объединение в один лот услуг, оказываемых на разных территориях ХМАО-Югры способно повлечь за собой ограничение конкуренции при проведении торгов ввиду сокращения числа хозяйствующих субъектов, которые могут принять участие в торгах, но не  имеют финансовой возможности внесения в обеспечение участия в аукционе и в обеспечение контракта сумм, значительность которых сложилась из-за искусственного объединения услуг, оказываемых на разных территориях ХМАО-Югры, в один лот, что свидетельствует о нарушении организатором совместных торгов запрета, установленного ч.3 ст.22 Закона о размещении заказов. 

          Объединение в один лот работ по комплексному техническому обслуживанию высокотехнологичного медицинского оборудования медицинских учреждений, территориально расположенных в различных муниципальных образованиях ХМАО-Югры, требует от потенциальных участников Аукциона наличия необходимого штата квалифицированных сотрудников, финансовых  и технических ресурсов.

         С учетом изложенного, Комиссия пришла к выводу, что объединение в один лот при проведении Аукциона на выполнение работ по комплексному техническому обслуживанию высокотехнологичного медицинского оборудования в семи медицинских учреждениях на территории ХМАО-Югры способно привести к сокращению числа хозяйствующих субъектов, которые могли бы принять участие в аукционе и следовательно к устранению, ограничению и недопущению конкуренции при проведении торгов. 

 

         На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39,  частями 1 - 3 статьи 41, статьей 48, статьей 49, Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,  Комиссия

 

                                                                  РЕШИЛА:

 

         1)Признать в действиях Организатора совместных торгов - бюджетного учреждения ХМАО-Югры «Сургутская окружная клиническая больница»  нарушение ч.1 ст. 17 Закона о защите конкуренции, выразившееся в проведении совместного аукциона в электронной форме №0387200000913000378 «Выполнение работ по комплексному техническому обслуживанию высокотехнологичного медицинского оборудования в 2014 году» в отношении медицинских учреждений ХМАО-Югры без разбивки на лоты.

        2)Предписание не выдавать в связи с  заключением договора и исполнением его обязательств.    

 

      Председатель Комиссии                                                    А.В. Демкин

      

      Члены Комиссии                                                             В.И. Науменко

 

                                                                                                 В.А. Тимиргалиев 

                                                                                 

                                                                                                 В.В. Мельник

                                                                                                                                                                                                                                                       

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны