Решение б/н Решение по делу №05-06-35/2015 от 19 ноября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу №05-06-35/2015

резолютивная часть решения оглашена «05» октября 2015 года

решение в полном объеме изготовлено «19» октября 2015 года                                    г. Ханты-Мансийск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее – Ханты-Мансийское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Председатель комиссии:

<---->;

Члены комиссии:

<---->;

<---->,

в присутствии представителей Администрации города Нягани <---->, действующего по доверенности №25 от 26.12.2014г., <----> действующей по  доверенности №33 от 02.10.2015г., <---->, действующей по доверенности №28 от 19.08.2015г.

рассмотрев дело №05-06-35/2015 по признакам нарушения Администрацией города Нягани  (ул. 30 лет Победы, 8,  г.Нягань, ХМАО-Югра, 628186) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Приказом руководителя Ханты-Мансийского УФАС России от 15.07.2015 №120 «О возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства» возбуждено дело №05-06-35/2015 по признакам нарушения Администрацией г. Нягани части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.  

Основанием для возбуждения дела №05-06-35/2015, в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 39 Закона о защите конкуренции, послужило непосредственное обнаружение антимонопольным органом признаков нарушения антимонопольного законодательства.

Согласно определению о назначении дела к рассмотрению (исх.№05-06/ОТ-3690 от 15.07.2015), дело возбуждено в связи с не установлением в муниципальной программе муниципального образования город Нягань по развитию субъектов малого и среднего предпринимательства, утвержденной Постановлением администрации г.Нягани от 11.10.2013 №4025 «Развитие малого и среднего предпринимательства в городе Нягани на 2014-2020 годы» условий и порядка оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства; условий, обеспечивающих равный доступ субъектов малого и среднего предпринимательства к участию в целевой программе; требований, обеспечивающих открытость процедур оказания поддержки.

Вышеуказанным Определением о назначении дела, в порядке статьи 25 Закона о защите конкуренции, у Администрации г. Нягани истребованы документы и материалы, необходимые для полного, объективного и всестороннего рассмотрения дела.

Определением об отложении рассмотрения дела №05-06-35/2015 (исх.№05-06/ТВ-4471 от 27.08.2015г.) рассмотрение дела назначено 05.10.2015г., у Администрации        г. Нягани дополнительно истребованы необходимые документы.

Изучив материалы дела, заслушав пояснения представителей Администрации        г. Нягани,  исследовав и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия установила следующее.

Согласно пункту 33 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон о местном самоуправлении) к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе, содействие развитию малого и среднего предпринимательства (далее – МСП).

Отношения, возникающие между юридическими лицами, физическими лицами, органами местного самоуправления в сфере развития малого и среднего предпринимательства, регулируются Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее – Закон о развитии предпринимательства), который также определяет понятия субъектов малого и среднего предпринимательства, инфраструктуры поддержки МСП, виды и формы такой поддержки.

        Согласно пункту 5 статьи 3 Закона о развитии предпринимательства поддержка субъектов МСП - деятельность органов местного самоуправления и функционирование инфраструктуры поддержки субъектов МСП, направленные на реализацию мероприятий, предусмотренных муниципальными программами развития субъектов МСП.

        Закон о развитии предпринимательства устанавливает требования к оказанию поддержки субъектам МСП. Частью 2 статьи 16 указанного закона установлено, что условия и порядок оказания поддержки субъектам МСП и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов МСП, устанавливаются муниципальными правовыми актами, принимаемыми в целях реализации муниципальных программ (подпрограмм).

       Материалами дела подтверждается, что на территории города Нягани реализуется муниципальная программа муниципального образования город Нягань «Развитие малого и среднего предпринимательства в городе Нягани на 2014-2020 годы», утвержденная Постановлением  Администрации г. Нягани от 11.10.2013 №4025 (далее – Программа).

        Указанная Программа предусматривает 4 (четыре) вида поддержки субъектов МСП: финансовая, имущественная, образовательная и информационная.

        Согласно статье 18 Закона о развитии предпринимательства оказание имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляется органами местного самоуправления в виде передачи во владение и (или) в пользование муниципального имущества, в том числе земельных участков, зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, оборудования, машин, механизмов, установок, транспортных средств, инвентаря, инструментов, на возмездной основе, безвозмездной основе или на льготных условиях. Указанное имущество должно использоваться по целевому назначению (часть 1).

        Согласно части 4 данной статьи органы местного самоуправления вправе утверждать перечни муниципального имущества, которое может быть использовано только в целях предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) МСП и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов МСП.

        Частью 4.1 указанной статьи определено, что порядок формирования, ведения, обязательного опубликования указанных перечней, а также порядок и условия предоставления в аренду (в том числе льготы для субъектов малого и среднего предпринимательства, занимающихся социально значимыми видами деятельности) включенного в них муниципального имущества устанавливаются соответственно муниципальными правовыми актами.

        Из пункта 4.4 Программы следует, что оказание имущественной поддержки осуществляется в соответствии с настоящей программой, действующим законодательством Российской Федерации и муниципальными правовыми актами города Нягани. В силу указанного пункта Программы, имущественная поддержка осуществляется в виде предоставления муниципальной преференции.

        Порядок предоставления муниципальной преференции установлен Постановлением Администрации г. Нягани от 17.01.2014 №115 «О предоставлении муниципальной преференции» (далее – Порядок). Указанным Порядком утвержден состав комиссии по предоставлению муниципальной преференции (далее – комиссия), а также порядок предоставления муниципальной преференции.    

        Согласно Порядку, предоставление муниципальной преференции носит заявительный характер и требует предоставления документов, установленных пунктом 3.5 Порядка. Пунктом 3.6 Порядка предусмотрено, что комиссия рассматривает поступившие заявление и документы, и принимает по ним решение в соответствии с Положением о комиссии, утвержденным нормативно-правовым актом Администрации г.Нягани и Законом о защите конкуренции. 

В соответствии с пунктами 4.1.1, 4.1.2 приложения 2 к указанному Порядку комиссия рассматривает поступившие документы для предоставления муниципальной преференции на территории муниципального образования город Нягань и принимает одно из решений:

        - о направлении заявления в антимонопольный орган о даче согласия антимонопольного органа на предоставление муниципальной преференции;

-   о предоставлении муниципальной преференции в соответствии с пунктами 1 – 4 части 3 статьи 19 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»;

-  об отказе в предоставлении муниципальной преференции, в случае отсутствия имущественной или финансовой возможности в предоставлении муниципальной преференции на территории муниципального образования город Нягань.

        Вместе с тем, с 06.01.2012г. вступили в силу изменения в Закон о защите конкуренции упраздняющие согласование с антимонопольным органом предоставление преференций субъектам малого и среднего предпринимательства в соответствии с муниципальными и межмуниципальными программами их развития и поддержки (пункт 4 части 3 статьи 19 Закона о защите конкуренции, введенный Федеральным законном от 06.12.2011 № 401-ФЗ).

        Таким образом, учитывая то, что Порядок разработан в рамках реализации Программы, то решение о направлении заявлений о даче согласия на предоставление преференции в антимонопольный орган будет противоречить части 4.1 статьи 14, части 2 статьи 16 Закона о развитии предпринимательства, а также в пункту 4 части 3 статьи 19 Закона о защите конкуренции.

        Кроме того, Комиссия считает необходимым обратить внимание на следующее.

Частью 1 статьи 14 Закона о развитии предпринимательства установлено, что основными принципами поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства являются - заявительный порядок обращения субъектов малого и среднего предпринимательства за оказанием поддержки; доступность инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства для всех субъектов малого и среднего предпринимательства; равный доступ субъектов малого и среднего предпринимательства, соответствующих условиям, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, принимаемыми в целях реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, муниципальных программ (подпрограмм), к участию в указанных программах (подпрограммах); оказание поддержки с соблюдением требований, установленных Федеральным законом от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»; открытость процедур оказания поддержки.

В соответствии с частью 2 указанной статьи при обращении субъектов МСП за оказанием поддержки субъекты МСП должны представить документы, подтверждающие их соответствие условиям, установленным статьей 4 указанного закона, и условиям, предусмотренным соответствующими программами, нормативным актами развития субъектов МСП.

        Таким образом, наличие программы развития субъектов МСП, определяющей условия и порядок оказания поддержки хозяйствующим субъектам, является необходимым условием при предоставлении муниципальной преференции в целях, установленных пунктом 13 части 1 статьи 19 Закона о защите конкуренции.

        Исходя из установленных статьей 14 Закона о развитии предпринимательства принципов равного доступа субъектов МСП, соответствующих критериям, предусмотренным муниципальными программами развития МСП, к участию в соответствующих программах, и оказания поддержки с соблюдением требований, установленных Законом о защите конкуренции, а также требований статьи 16 Закона о развитии предпринимательства об установлении в указанных программах, нормативных актах органа местного самоуправления условий и порядка оказания поддержки субъектов МСП, Комиссия приходит к выводу о необходимости наличия в программе поддержки субъектов МСП, либо нормативных актах органа местного самоуправления критериев участия субъектов МСП в таких программах, условий и порядка оказания поддержки субъектов МСП, обеспечивающих субъектам МСП равный доступ к участию в указанных программах.       

        Вместе с тем, Комиссией установлено, что Порядком предусмотрено предоставление муниципальной преференции первому обратившемуся субъекту МСП, что противоречит принципам, закрепленным в статье 14 Закона о развитии предпринимательства, поскольку не содержит условий равного доступа субъектов МСП при непосредственном решении о предоставлении муниципальной преференции первому обратившемуся субъекту МСП и не содержит условий предоставления преференции в случае наличия других претендентов, также желающих получить муниципальную преференцию и на таких же условиях.      

        Кроме того, из Программы следует, что по состоянию на 01.01.2014г. количество субъектов МСП на территории г.Нягани составило 4021 ед. При таком количестве хозяйствующих субъектов предоставление определенному хозяйствующему субъекту муниципальной преференции будет невозможно, поскольку ее предоставление обеспечит такому хозяйствующему субъекту более выгодные условия по сравнению с другими хозяйствующими субъектами, сведения и количество которых подтверждены самой Программой.

        Частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции установлено, что органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

        Согласно части 2 статьи 7 Закона о местном самоуправлении по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, могут приниматься муниципальные правовые акты на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации.

        Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 7 Закона о местном самоуправлении).

        Из совокупности вышеприведенных норм законодательства следует, что издаваемые органами местного самоуправления акты не должны противоречить Закону о развитии предпринимательства, так как в случае несоответствия законодательству их реализация способна привести к ограничению конкуренции, что будет являться нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

        Отсутствие в Порядке условий равного доступа субъектов МСП при непосредственном решении о предоставлении муниципальной преференции первому обратившемуся субъекту МСП и условий предоставления преференции в случае наличия других претендентов, также желающих получить муниципальную преференцию и на таких же условиях, способно привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

        Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что Администрация г.Нягани приняв Постановление от 17.01.2014 №115, утвердив в нем порядок предоставления муниципальной преференции не отвечающего требованиям статьи 14 Закона о развитии предпринимательства, нарушила требования части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

        Администрацией г.Нягани приняты меры по устранению нарушения действующего законодательства до вынесения решения антимонопольным органом решения путем вынесения постановления от 25.09.2015 №3978 «О внесении изменений в постановление Администрации города Нягани от 11.10.2013 №4025», которым внесены изменения в пункты 3.3.9, 4.4, Программы.

         Так, согласно новым изменениям, а именно пунктом 4.4 Программы установлено, что в случае принятия заявления от субъекта МСП о предоставлении имущественной поддержки, уполномоченный орган производит публикацию в газете «Вестник Приобъя» и размещает на официальном сайте органа местного самоуправления сообщение о предстоящем предоставлении в пользование объекта имущества, в отношении которого подано заявление. При этом, из подпункта 4.4.11 пункта 4.4 Программы следует, что  в случае поступления заявлений от других заявителей, претендующих на получение этого же имущества, последующее предоставление такого имущества производится проведения торгов.

        По мнению Комиссии, такой порядок предоставления имущественной поддержки является прозрачным, равнодоступным и конкурентным, поскольку направлен на  привлечение большего круга лиц и выявления из числа таких лиц, других заинтересованных субъектов МСП в получении имущественной поддержке.   

        Согласно пункту 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции  Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в связи с  добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение.

        При рассмотрении настоящего дела Администрацией г.Нягани приняты меры по устранению нарушений антимонопольного законодательства, отрицательных последствий в связи с принятием Постановления Администрации г. Нягани от 17.01.2014 №115 «О предоставлении муниципальной преференции» не выявлено.

        Таким образом, Администрацией г.Нягани добровольно устранены нарушения антимонопольного законодательства и его последствия.

        На основании вышеизложенного,  руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьи 45,  статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

        1. Признать действия Администрации города Нягани, выразившиеся в принятии постановления от 17.01.2014 №115 «О предоставлении муниципальной преференции», не отвечающего требованиям статьи 14 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», нарушением части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

        2. Прекратить рассмотрение дела № 05-06-35/2015, возбужденного по признакам нарушения Администрацией г.Нягани части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в связи с  добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение, на основании пункта 1 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

 

Председатель Комиссии                                                                     <---->

Члены Комиссии:                                                                                        <---->                                                                                                                                       

                                                                                                                       <---->   

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд. Примечание.   За  невыполнение  в   установленный   срок  законного  решения антимонопольного  органа  статьей  19.5  Кодекса  Российской  Федерации  об административных      правонарушениях      установлена     административная ответственность.

Связанные организации

Связанные организации не указаны