Решение б/н Решение по делу №05-06-36/2015 от 24 декабря 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу №05-06-36/2015

резолютивная часть решения оглашена «26» ноября 2015 года

решение в полном объеме изготовлено «10» декабря 2015 года                                    г. Ханты-Мансийск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее – Ханты-Мансийское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Председатель комиссии:

<     >

Члены комиссии:

<     >

<     >

<     >

в присутствии представителя Администрации Ханты-Мансийского района Собковской С.В., действующей по доверенности <     >

рассмотрев дело №05-06-36/2015 по признакам нарушения Администрацией Ханты-Мансийского района  (ул. Гагарина, 214, г.Ханты-Мансийск, ХМАО-Югра, 628002) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

Приказом руководителя Ханты-Мансийского УФАС России от 15.07.2015 №119 «О возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства» возбуждено дело №05-06-36/2015 по признакам нарушения Администрацией Ханты-Мансийского района части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.  

Основанием для возбуждения дела №05-06-36/2015, в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 39 Закона о защите конкуренции, послужило непосредственное обнаружение антимонопольным органом признаков нарушения антимонопольного законодательства.

Согласно определению о назначении дела к рассмотрению (исх.№05-06/ОТ-3689 от 15.07.2015), дело возбуждено в связи с не установлением в муниципальной программе по развитию субъектов малого и среднего предпринимательства, утвержденной Постановлением Администрацией Ханты-Мансийского района от 30.09.2013 №240 «Об утверждении муниципальной программы «Развитие малого и среднего предпринимательства на территории Ханты-Мансийского района на 2014-2016 годы» условий и порядка оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства; условий, обеспечивающих равный доступ субъектов малого и среднего предпринимательства к участию в целевой программе; требований, обеспечивающих открытость процедур оказания поддержки.

Вышеуказанным Определением, рассмотрение дела назначено на 25.08.2015г., у Администрации Ханты-Мансийского района истребованы документы и информация, необходимые для полного, объективного и всестороннего рассмотрения дела.

Определением об отложении рассмотрения дела №05-06-36/2015 (исх.№05-06/ТВ-4499 от 28.08.2015г.) рассмотрение дела назначено на 06.10.2015г.

Определением об отложении дела №05-06-36/2015 (№05-06/ТВ-5298 от 12.10.2015г.), рассмотрение дела назначено на 26.11.2015г. у Администрации Ханты-Мансийского района истребованы необходимые документы и информация.

В соответствии с частью 1 статьи 45 Закона о защите конкуренции, Комиссией вынесено Определение о продлении срока рассмотрения дела №05-06-34/2015 (№05-06/ТВ-5299 от 12.10.2015г.), согласно которому срок рассмотрения дела продлен до 15.04.2016 года.

26.11.2015 года, Комиссия, изучив материалы дела, заслушав представителя ответчика по делу, исследовав и оценив в совокупности представленные документы, установила следующее.

Согласно пункту 25 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон о местном самоуправлении) к вопросам местного значения муниципального района относятся, в том числе, содействие развитию малого и среднего предпринимательства.

Отношения, возникающие между юридическими лицами, физическими лицами, органами местного самоуправления в сфере развития малого и среднего предпринимательства, регулируются Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее – Закон о развитии предпринимательства), который также определяет понятия субъектов малого и среднего предпринимательства (далее – субъекты МСП, МСП), инфраструктуры поддержки МСП, виды и формы такой поддержки.

Согласно пункту 5 статьи 3 Закона о развитии предпринимательства, поддержка субъектов МСП - это деятельность органов местного самоуправления и функционирование инфраструктуры поддержки субъектов МСП, направленные на реализацию мероприятий, предусмотренных муниципальными программами развития субъектов МСП.

Закон о развитии предпринимательства устанавливает требования к оказанию поддержки субъектам МСП.

Так, частью 1 статьи 16 Закона о развитии предпринимательства установлено, что поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, включает в себя финансовую, имущественную, информационную, консультационную поддержку таких субъектов и организаций, поддержку в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации их работников, поддержку в области инноваций и промышленного производства, ремесленничества, поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность.

Частью 2 статьи 16 указанного закона установлено, что условия и порядок оказания поддержки субъектам МСП и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов МСП, устанавливаются муниципальными правовыми актами, принимаемыми в целях реализации муниципальных программ (подпрограмм).

Частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции установлено, что органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Согласно части 2 статьи 7 Закона о местном самоуправлении по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, могут приниматься муниципальные правовые акты на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации.

Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 7 Закона о местном самоуправлении).

Из совокупности вышеприведенных норм законодательства следует, что издаваемые органами местного самоуправления акты не должны противоречить Закону о развитии предпринимательства, так как в случае несоответствия законодательству их реализация способна привести к ограничению конкуренции, что будет являться нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

        Материалами дела подтверждается, что на территории Ханты-Мансийского района реализуется муниципальная программа «Развитие малого и среднего предпринимательства на территории Ханты-Мансийского района на 2014-2016 годы», утвержденная Постановлением  Администрации Ханты-Мансийского района от 30.09.2013 №240 (далее – Программа).

        Основными видами поддержки субъектов МСП, установленные в Программе являются  имущественная и финансовая поддержка.

        Порядок предоставления имущественной поддержки в виде субсидий установлен приложением 3 к Программе. Также указанным приложением утвержден состав комиссии по оказанию финансовой поддержки, а приложением 4 к Программе утверждено Положение о комиссии.

        Постановлением Администрации Ханты-Мансийского района от 26.08.2014 №233 Программа дополнена приложением 6, которым установлен порядок предоставления грантов в форме субсидий субъектам социального предпринимательства на территории Ханты-Мансийского района.

        Согласно статье 18 Закона о развитии предпринимательства оказание имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляется органами местного самоуправления в виде передачи во владение и (или) в пользование муниципального имущества, в том числе земельных участков, зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, оборудования, машин, механизмов, установок, транспортных средств, инвентаря, инструментов, на возмездной основе, безвозмездной основе или на льготных условиях. Указанное имущество должно использоваться по целевому назначению (часть 1).

        Согласно части 4 данной статьи органы местного самоуправления вправе утверждать перечни муниципального имущества, которое может быть использовано только в целях предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) МСП и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов МСП.

        Частью 4.1 указанной статьи определено, что порядок формирования, ведения, обязательного опубликования указанных перечней, а также порядок и условия предоставления в аренду (в том числе льготы для субъектов малого и среднего предпринимательства, занимающихся социально значимыми видами деятельности) включенного в них муниципального имущества устанавливаются соответственно муниципальными правовыми актами.

        Как подтверждается материалами дела, Постановлением Администрации Ханты-Мансийского района от 04.02.2014 №12 Программа дополнена приложением 4, которым установлен порядок оказания имущественной поддержке субъектам МСП Ханты-Мансийского района (далее – Порядок).

        Из пункта 2 Порядка следует, что оказание имущественной поддержки осуществляется в виде предоставления в аренду имущества, включенного в перечень имущества, находящегося в муниципальной собственности Ханты-Мансийского района, свободного от прав третьих лиц, на основании пункта 4 части 3 статьи 19  Закона о защите конкуренции в порядке предоставления муниципальной преференции, предоставляемой в соответствии с Программой и не требующей предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа.

         Согласно Порядку, предоставление муниципальной преференции носит заявительный характер и требует предоставления документов, установленных пунктом 5 Порядка.

        Из пункта 9 Порядка следует, что в случае подачи двух и более заявлений с полным пакетом документов на одно имущество, включенное в перечень, приоритет имеет субъект МСП, который раньше подал заявление о предоставлении имущества в аренду.

        В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона о защите конкуренции, данный закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе недопущения, ограничения, устранения конкуренции органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями.

       Согласно части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

        Признаки ограничения конкуренции нормативно закреплены в пункте 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции.

        Из приведенных норм следует, что достаточным основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции. Закрепленные приведенной нормой запреты распространяются, прежде всего, на акты и действия органов власти в сфере публично-правовых отношений в целях предупреждения их негативного вмешательства в конкурентную среду посредством использования административных (волевых) инструментов.

        Правовой статус и полномочия органов местного самоуправления определены Законом о местном самоуправлении. В соответствии со статьей 51 Закона о местном самоуправлении органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом. При этом органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.

        В силу пункта 20 статьи 4 Закона о защите конкуренции под муниципальными преференциями понимается предоставление органами местного самоуправления отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот, государственных или муниципальных гарантий.

        Согласно части 1 статьи 19 Закона о защите конкуренции муниципальные преференции могут быть предоставлены на основании правовых актов органа местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органа или организации исключительно в целях, предусмотренных данным пунктом указанной статьи.

        В соответствии с пунктом 4 части 3 статьи 19 Закона о защите конкуренции муниципальная преференция в целях, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, предоставляется с предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа, за исключением случаев, если такая преференция предоставляется в соответствии с муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.

        Из совокупности вышеприведенных норм законодательства следует, что предоставление муниципального имущества конкретному хозяйствующему субъекту без проведения торгов (конкурса, аукциона) при наличии заявлений иных хозяйствующих субъектов на получение в аренду этого же имущества, не может быть осуществлено в форме муниципальной преференции, поскольку это приведет к недопущению, ограничению конкуренции.

        Вывод Комиссии антимонопольного органа подтверждается сложившейся судебной практикой (Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 16.01.2015 №Ф02-5148/2014 по делу №А33-23203/2013).

        Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что условия предоставления муниципальной преференции, установленные пунктом 9 Порядка, при которых преференция предоставляется первому обратившемуся, при наличии другого заинтересованного лица, нарушают требования части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

        Администрацией Ханты-Мансийского района приняты меры по устранению нарушения действующего законодательства до вынесения решения антимонопольным органом путем вынесения постановления от 18.11.2015 №267 «О внесении изменений в постановление администрации Ханты-Мансийского района от 30.09.2013 №240 «Об утверждении муниципальной программы «Развитие малого и среднего предпринимательства на территории Ханты-Мансийского района на 2014 – 2017 годы», которым в приложение 4 к Программе внесены изменения.

        Так, согласно новым изменениям, а именно пунктом 5.1 Программы установлено, что с момента поступления заявления с полным перечнем документов депимущества, МАУ «ОМЦ» в течение 5 рабочих дней размещает информационное сообщение о поступившем заявлении о предоставлении в аренду муниципального имущества на официальном сайте администрации Ханты-Мансийского района в разделе «Муниципальное имущество/Информационные сообщения». При этом, из пункта 5.2 Программы следует, что в случае поступления в депимущества, МАУ «ОМЦ» конкурирующих заявлений от заявителей, соответствующих условиям, установленным в статье 4 Федерального закона от 24.04.2007 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации и настоящей муниципальной программой, с приложением документов, установленных пунктов 5 Порядка, заключение договора аренды муниципального имущества осуществляется по результатам проведения торгов в установленном порядке.

        По мнению Комиссии, такой порядок предоставления имущественной поддержки является прозрачным, равнодоступным и конкурентным, поскольку направлен на  привлечение большего круга лиц и выявления из числа таких лиц, других заинтересованных субъектов МСП в получении имущественной поддержке.  Кроме того, как это было указано выше, новый порядок исключает предоставление муниципальной преференции первому обратившемуся субъекту МСП, при наличии заявления другого субъекта МСП также заинтересованного в получении муниципального имущества и на таких же условиях.    

        Согласно пункту 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции  Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в связи с  добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение.

        При рассмотрении настоящего дела Администрацией Ханты-Мансийского района приняты меры по устранению нарушений антимонопольного законодательства, отрицательных последствий в связи с принятием Постановления Администрации Ханты-Мансийского района от 04.02.2014 №12, которым Программа дополнена приложением 4, Комиссией не выявлено.

         Таким образом, Администрацией Ханты-Мансийского района добровольно устранены нарушения антимонопольного законодательства и его последствия.

        На основании вышеизложенного,  руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьи 45,  статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

  1. Признать действия Администрации Ханты-Мансийского района, путем установления пункта 9 в Порядке оказания имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, утвержденного Постановлением Администрации Ханты-Мансийского района от 04.02.2014 №12 «О внесении изменений в постановление администрации Ханты-Мансийского района от 30.09.2013 №240 «Об утверждении муниципальной программы «Развитие малого и среднего предпринимательства на территории Ханты-Мансийского района на 2014 – 2016 годы», нарушением  части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

        2. Прекратить рассмотрение дела № 05-06-36/2015, возбужденного по признакам нарушения Администрацией Ханты-Мансийского района части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в связи с  добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение, на основании пункта 1 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

Председатель Комиссии                                                              <     >        

Члены Комиссии:                                                                                         <     >                                                                                                                                                                                         

                                                                                                                       <     >

<     >                                                                                                                 

     Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

     Примечание.   За  невыполнение  в   установленный   срок  законного  решения антимонопольного  органа  статьей  19.5  Кодекса  Российской  Федерации  об административных      правонарушениях      установлена     административная ответственность.

Связанные организации

Связанные организации не указаны