Решение б/н Решение по жалобе ОАО "СОГАЗ" Югорский филиал от 30 декабря 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения объявлена 19.12.2014 г.                     г.Ханты-Мансийск

Решение изготовлено в полном объеме 24.12.2014г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее – Комиссия) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), действующая на основании Приказа №1287 от 10.12.2014г. в составе:

        Председателя комиссии:

         –  Точиева Батыра Беслановича – и.о. заместителя руководителя Управления,

        Членов комиссии:

         – Тимиргалиева Владимира Ахатовича – заместителя начальника отдела правовой экспертизы и контроля органов власти Управления,

         –  Мельника Владимира Владимировича – ведущего специалиста-эксперта отдела правовой экспертизы и контроля органов власти Управления,

        в отсутствии представителя заявителя ОАО «СОГАЗ» Югорский филиал, надлежащим образом уведомленного о месте и времени рассмотрения жалобы;

        в присутствии представителей ОАО «Юграавиа» Денисовой Н.А.,  доверенность от 19.12.2014г. №51, Николаева Е.В., доверенность от 19.12.2014г. №52;

        рассмотрев дело №05-06-361/2014 по жалобе ОАО «СОГАЗ» в лице Югорского филиала  (вх.№3001-О от 12.12.2014),

установила:

        В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому  автономному округу-Югре (далее - Ханты-Мансийское УФАС России) в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, поступила жалоба Открытого акционерного общества «Страховое общество газовой промышленности», в лице Югорского филиала (далее – Заявитель) от 12.12.2014г. № 3001-ж на действия ОАО «Юграавиа» (далее – Заказчик) при проведении запроса коммерческих предложений по отбору организаций для оказания ОАО «Юграавиа» услуг по страхованию, извещение №31401775603.

 

       Заявитель указывает, что разделом III документации Заказчик установил следующие обязательные требования к участникам:

а) превышение фактического размера маржи платежеспособности над нормативным значением маржи платежеспособности за 2 последних отчетных периода не менее чем на 80%;

        б) опыт работы на рынке страховых услуг не менее 15 лет;

        в) наличие действующего рейтинга надежности от Национального рейтингового агенства" и/или "ЭкспертРА": Рейтинг "НРА" не ниже "АА-", рейтинг "ЭкспертРА" не ниже "В++";

        г) наличие достоверной финансовой отчетности по МСФО за последний истекший финансовый год, проверенной одной из следующих аудиторских компаний (включая российские подразделения аудиторских компаний): Pricewaterhouse Coopers, Deloitte, Ernst & Young, KPMG;

д) наличие разветвленной сети в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре: не менее 9 филиалов;

е) представленность компании в России: не менее 50 филиалов;

ж) требование к величине уставного капитала: не менее 1 млрд. рублей.

       По мнению Заявителя, приведенные требования документации, противоречат нормам действующего законодательства и содержат признаки, как ограничения конкуренции, так и недобросовестной конкуренции, что является нарушением норм законодательства о закупках и Закона о защите конкуренции.

       В соответствии с ч.19 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, Ханты-Мансийским УФАС России в адрес Заявителя и Заказчика направлено уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении закупки до рассмотрения жалобы по существу (исх.№05-24/ТВ-9751/1570 от 16.12.2014г).

       В своем письменном отзыве (от 17.12.2014 №1916), по сути жалобы, Заказчик сообщил, что с доводами изложенными в жалобе, они не согласны в удовлетворении требований Заявителя, просили отказать в полном объеме.

       Изучив имеющиеся материалы дела, представленные доказательства, заслушав пояснения представителей Заказчика, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России пришла к следующим выводам.

       Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о порядке проведения закупок товаров, работ, услуг в ОАО «Юграавиа» (далее – Положение о закупках), утвержденного внеочередным собранием участников Общества (протокол №02/12 от 02.03.2012г.), разработанного в соответствии с требованиями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).

       В соответствии с Положением о закупках, 04.12.2014 года Заказчиком, на официальном сайте www.zakupki.gov.ru опубликовано извещение №31401775603 о проведении запроса коммерческих предложений по отбору организаций для оказания ОАО «Юграавиа» услуг по страхованию по 5 лотам (далее - Запрос предложений).

       Как подтверждается материалами дела, Заказчиком позже внесены изменения в Положение о закупках и размещены на официальном сайте www.zakupki.gov.ru 06.11.2014г.

      В соответствии с пункту 6 Технического задания к Закупочной документации по запросу предложений предъявляется одно из требований - наличие у участников торгов опыта работы от 3-х лет.

 

       Согласно изменениям, Положение о закупках дополнено главой «X» «Особенности закупки финансовых услуг».

      Согласно п.п. 3.2, п.3, ст. 62 главы «X» изменений в Положение о закупках, к страховым организациям установлены дополнительные квалификационные требования:

         а) превышение фактического размера маржи платежеспособности над нормативным значением маржи платежеспособности за 2 последних отчетных периода не менее чем на 80%;

б) опыт работы на рынке страховых услуг не менее 15 лет;

в) наличие действующего рейтинга надежности от Национального рейтингового агенства" и/или "ЭкспертРА": Рейтинг "НРА" не ниже "АА-", рейтинг "ЭкспертРА" не ниже "В++";

г) наличие достоверной финансовой отчетности по МСФО за последний истекший финансовый год, проверенной одной из следующих аудиторских компаний (включая российские подразделения аудиторских компаний): PricewaterhouseCoopers, Deloitte, Ernst & Young, KPMG;

д) наличие разветвленной сети в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре: не менее 9 филиалов;

е) представленность компании в России: не менее 50 филиалов;

         ж) требование к величине уставного капитала: не менее 1 млрд. рублей.

         В силу п.п.6.3, п. 6, ст. 61 главы «IX» изменений в Положение о закупках, Комиссия по закупкам обязана при рассмотрении заявок на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации, настоящего Положения и документации о проведении запроса коммерческих предложений, отказать в допуске участнику в случае:

        а) непредоставления документов, определенных настоящим Положением либо наличия в таких документах недостоверных сведений о участнике или о финансовых услугах, на оказание которых проводится закупка;

        б) несоответствия требованиям, установленным в соответствии со статьей ___ настоящего Положения;

        в) несоответствия заявки на участие в закупке требованиям документации, в том числе наличие в заявке предложения о цене договора, превышающей начальную (максимальную) цену договора (цену лота).

       Согласно пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

Как следует из материалов дела, в пункте 3 части III закупочной документации запроса предложений (далее – Закупочная документация), а также п.п. 3 п. 10 Информационной карты, являющееся неотъемлемой частью Закупочной документации, установлены требования к участникам закупки, определенные в п.п. 3.2, п.3, ст. 62 главы «X» Положения о закупках, а именно:

          а) превышение фактического размера маржи платежеспособности над нормативным значением маржи платежеспособности за 2 последних отчетных периода не менее чем на 80%;

б) опыт работы на рынке страховых услуг не менее 15 лет;

в) наличие действующего рейтинга надежности от Национального рейтингового агенства" и/или "ЭкспертРА": Рейтинг "НРА" не ниже "АА-", рейтинг "ЭкспертРА" не ниже "В++";

г) наличие достоверной финансовой отчетности по МСФО за последний истекший финансовый год, проверенной одной из следующих аудиторских компаний (включая российские подразделения аудиторских компаний): PricewaterhouseCoopers, Deloitte, Ernst & Young, KPMG;

д) наличие разветвленной сети в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре: не менее 9 филиалов;

е) представленность компании в России: не менее 50 филиалов;

         ж) требование к величине уставного капитала: не менее 1 млрд. рублей.

 В соответствии с требованиями пункта 2.5.3 Закупочной документации комиссия по закупкам обязана при рассмотрении заявок на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации, настоящего Положения и документации о проведении запроса коммерческих предложений отказать в допуске участнику в случае:

а) непредоставления документов, определенных настоящим Положением либо наличия в таких документах недостоверных сведений о участнике или о финансовых услугах, на оказание которых проводится закупка;

б) несоответствия требованиям, установленным в соответствии со статьей ___ настоящего Положения;

в) несоответствия заявки на участие в закупке требованиям документации, в том числе наличие в заявке предложения о цене договора, превышающей начальную (максимальную) цену договора (цену лота).

Следовательно, в случае если участник не подходит под вышеуказанные требования, его заявка будет отклонена от участия в закупке.

Таким образом, Заказчик в документации о закупке установил все требования, определенные Положением о закупке, а именно требования к участникам закупки.

В ходе рассмотрения дела Комиссией установлено, что приведенные требования к участникам внесены в Положение о закупках, во исполнение письма Департамента по управлению государственным имуществом по Ханты-Мансийскому автономному округа-Югры (исх.№ 13-Исх-8414 от 15.07.2014г).

       Закон о закупках устанавливает, что целями его регулирования являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в ч. 2 данной статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений (ч. 1 ст. 1 Закона о закупках).

       Согласно ч. 1 ст. 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, данным федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Статья 8 Конституции Российской Федерации гарантирует единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности.

       Статьей 34 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

       В соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами: информационная открытость закупки; равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика; отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления не измеряемых требований к участникам закупки.

       Согласно ч. 5 ст. 3 Закона о закупках участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке.

Установление на стадии допуска к участию в Запросе предложений таких  требований, как: «опыт работы на рынке страховых услуг не менее 15 лет»; «наличие разветвленной сети в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре не менее 9 филиалов»; «представленность компании в России: не менее 50 филиалов» ограничивает конкуренцию, поскольку предусматривает допуск для участия в закупке участников, существующих на рынке продолжительное время, исключая при этом, вновь созданные предприятия, способные выполнить поставку. При этом законодательством не установлены ограничения деятельности в зависимости от опыта работы, разветвленности и т.д.

Заказчиком также не приведено объективных причин, с чем связанно установление критерия «превышение фактического размера маржи, платежеспособности над нормативным значением маржи, платежеспособности за 2 последних отчетных периода не менее чем на 80%».

       В соответствии с частью 3 статьи 25 Федерального закона «Об организации страхового дела в Российской Федерации» минимальный размер уставного капитала страховщика, осуществляющего исключительно медицинское страхование, устанавливается в сумме 60 миллионов рублей. Минимальный размер уставного капитала иного страховщика определяется на основе базового размера его уставного капитала, равного 120 миллионам рублей, и коэффициентов (от 1 до 4 в зависимости от вида страхования).

       Следовательно, такое требование как «наличие уставного капитала не менее 1 млрд. рублей» необоснованно, и способно привести к ограничению участия в закупке тех участников, чей уставной капитал ниже чем 1 млрд. рублей, хотя такая организация соответствует законодательству Российской Федерации.

        Согласно пункту 3 Порядка аккредитации рейтинговых агентств и ведения реестра аккредитованных рейтинговых агентств, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 04.05.2010 № 37н, целью аккредитации рейтинговых агентств является обеспечение повышения доверия к деятельности рейтинговых агентств путем подтверждения их компетентности в присвоении кредитных рейтингов.

       Во исполнение установленных законодательно функций, Министерством финансов Российской Федерации аккредитовано 9 рейтинговых агентств.

      Таким образом, страховой организации (потенциальному участнику закупки) может быть присвоен рейтинг надежности иным аккредитованным в установленном порядке рейтинговым агентством, что будет сопоставимо с рейтингом, присвоенным рейтинговыми агентствами Национального рейтингового агентства и «Эксперт РА».

       Требования к претенденту о наличии положительной деловой репутации в виде рейтинга надежности по версии рейтинговых агентств Национального рейтингового агентства и «Эксперт РА», приводят к ограничению участия в закупке и ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъектов при осуществлении ими экономической деятельности, соответственно данное ограничение также не является законным и обоснованным.

       Установление указанных критериев на стадии допуска участников к Запросу предложений, не позволяет выявить участника закупки, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования и предотвращения злоупотреблений в указанной сфере, а также, не способно обеспечить равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

       Всесторонне, полно и объективно исследовав имеющиеся в материалах дела документы, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России приходит к выводу о том, что включение Заказчиком требований к участникам, изложенных в п.п. 3.2, п.3, ст. 62 главы «X» изменений в Положение о закупках,  а также в пункте 3 части III закупочной документации запроса предложений и п.п. 3 п. 10 Информационной карты, являющееся неотъемлемой частью Закупочной документации, не отвечает принципам, установленным в п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках, поскольку незаконно и необоснованно ограничивают количество претендентов на участие в закупке.

Кроме того, согласно части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Заказчик, установив оспариваемые требования к участникам закупки, нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц - потенциальных участников указанного Запроса предложений, создавая необоснованные препятствия и ограничения для их участия в закупке, что является нарушением части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции и противоречит пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках, положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с частью 3 статьи 3 Закона о закупках, в положении о закупке могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. При этом заказчик обязан установить в положении о закупке порядок закупки указанными способами.

Как было указано выше, в силу требований пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при разработке положения о закупках, установления в нем требований к закупке, порядка подготовки проведения процедур заказчики обязаны руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствием дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки. 

Учитывая то, что реализация требований к страховым организациям, установленных в Положение о закупках Заказчика приводит, а также способно привести в дальнейшем к ограничению конкуренции, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России считает необходимым выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание.

       На основании вышеизложенного, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

решила:

  1. Признать жалобу Открытого акционерного общества «Страховое общество газовой промышленности» в лице Югорского филиала от 12.12.2014г. № 3001-ж на действия ОАО «Юграавиа» при проведении запроса коммерческих предложений по отбору организаций для оказания ОАО «Юграавиа» услуг по страхованию, извещение №31401775603, обоснованной.

         2. Признать в действиях ОАО «Юграавиа» нарушение пункта 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», выразившееся в установлении в п.п. 3.2, п.3, ст. 62 главы «X» изменений в Положение о закупках,  а также в пункте 3 части III закупочной документации запроса предложений и п.п. 3 п. 10 Информационной карты, являющейся неотъемлемой частью Закупочной документации требований,  не отвечающим принципам равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

        3.   Выдать ОАО «Юграавиа» обязательное для исполнения предписание:

- об аннулировании запроса коммерческих предложений;

- о внесении изменений в Положение о порядке проведения закупок ОАО «Юграавиа» с учетом выявленных нарушений.

 

         Примечание: Решение комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течении трех месяцев со дня его принятия.                                                                                                                                      

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                Б.Б. Точиев 

 

Члены Комиссии:                                                                                   В.А. Тимиргалиев

                                                                                                  

                                                                                                                 В.В. Мельник

 

       

       

ПРЕДПИСАНИЕ №102

 

24.12.2014 г.                                                                                               г. Ханты-Мансийск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», действующая на основании Приказа №1287 от 10.12.2014г. в составе:

         Председателя комиссии:

         –  Точиева Батыра Беслановича – и.о. заместителя руководителя Управления,

        Членов комиссии:

         –  Тимиргалиева Владимира Ахатовича – заместителя начальника отдела правовой экспертизы и контроля органов власти Управления,

         –  Мельника Владимира Владимировича – ведущего специалиста-эксперта отдела правовой экспертизы и контроля органов власти Управления,

       руководствуясь пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 24.12.2014  по жалобе Открытого акционерного общества «Страховое общество газовой промышленности» в лице Югорского филиала  от 12.12.2014г. № 3001-ж на действия ОАО «Юграавиа» при проведении запроса коммерческих предложений по отбору организаций для оказания ОАО «Юграавиа» услуг по страхованию, извещение №31401775603,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

  1.    ОАО «Юграавиа» в целях устранения нарушений, допущенных при проведении закупки, аннулировать запрос коммерческих предложений по отбору организаций для оказания ОАО «Юграавиа» услуг по страхованию, извещение №31401775603;
  2. ОАО «Юграавиа» внести изменения в Положение о порядке проведения закупок товаров, работ, услуг в ОАО «Юграавиа» в соответствии с требованиями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», исключив из него требования, ограничивающих участие в закупке страховых организаций и разместить информацию на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;
  3. ОАО «Юграавиа» опубликовать информацию об аннулировании запроса коммерческих предложений по отбору организаций для оказания ОАО «Юграавиа» услуг по страхованию, извещение №31401775603 на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также на сайте Заказчика.

4. ОАО «Юграавиа» в срок до 15.01.2015 года исполнить пункты 1 и 3  настоящего предписания.

5. ОАО «Юграавиа» в срок до 23.01.2015 года исполнить пункт 2 настоящего предписания.

6. ОАО «Юграавиа» представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре информацию об исполнении пунктов 1 и 3 настоящего предписания в срок до «20» января 2015г. с приложением подтверждающих документов.

7. ОАО «Юграавиа» представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре информацию об исполнении пункта 2 настоящего предписания в срок до «27» января 2015г. с приложением подтверждающих документов.

8. Контроль за исполнением настоящего предписания возложить на заместителя начальника отдела правовой экспертизы и контроля органов власти Управления Тимиргалиева В.А.

 

        Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

 

Председатель Комиссии                                                                            Б.Б. Точиев          

 

Члены Комиссии:                                                                                     В.А. Тимиргалиев

                                                                                                                           

                                                                                                                   В.В. Мельник

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны