Решение б/н Решение по делу №05-06-4/2015 от 25 мая 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу №05-06-4/2015

 

резолютивная часть решения оглашена «21» апреля 2015 года

решение в полном объеме изготовлено «06» мая 2015 года                                                  г. Ханты-Мансийск

 

        Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее – Ханты-Мансийское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

           Председатель комиссии:

          Члены комиссии:

-

          в отсутствии представителя заявителя ООО «Бастион», надлежащим образом уведомленного о месте и времени рассмотрения дела;

            в отсутствии представителя ответчика по делу ООО «Юганскавтотранс-1», надлежащим образом уведомленного о месте и времени рассмотрения дела,

        рассмотрев материалы дела №05-06-4/2015 по признакам нарушения Обществом с ограниченной ответственностью «Юганскавтотранс-1» (Здание 29, Проезд 5П, Промышленная зона Юго-Западная, г.Нефтеюганск, ХМАО-Югра, 628309) части 1 статьи 17 Федерального Закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

        В Ханты-Мансийское УФАС России из ФАС России перенаправлена жалоба  Общества с ограниченной ответственностью «БАСТИОН» (далее – ООО «БАСТИОН) на действия (бездействие) заказчика Общества с ограниченной ответственностью «Юганскавтотранс-1» (далее – ООО «Юганскавтотранс-1», заказчик, общество) при проведении открытого запроса предложений с предварительной квалификацией на проведение независимой оценки пожарного риска (аудита пожарной безопасности) с разработкой компенсирующих мероприятий по пожарной безопасности на объектах ООО «Юганскавтотранс-1» (далее – запрос предложений, закупка).

В жалобе ООО «БАСТИОН» указывает, что при проведении запроса предложений ООО «Юганскавтотранс-1» неправомерно установила требования к участникам закупки о территориальном нахождении и осуществлении деятельности (финансовой и хозяйственной) в Нефтеюганском районе Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, а также требование о наличии производственной базы, расположенной в районе производства работ.

По мнению ООО «БАСТИОН», указанные требования противоречат Федеральному закону от 18.07.2011г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) и ограничивают его права на участие в данной закупке.

В ходе рассмотрения дела ООО «Юганскавтотранс-1» представило пояснения по жалобе,  в которых выражает несогласие доводам, приведенным в жалобе ООО «БАСТИОН» указывает, что является управляемым обществом ООО «РН-Сервис» и действие Закона о закупках на нее не распространяется, в связи с чем, считает, что общество не может нести ответственность в соответствии с Законом о закупках.

Кроме того ООО «Юганскавтотранс-1» считает, что в связи с отсутствием у общества обязанности по исполнению требований Закона о закупках, в части не предъявления к участникам закупки требований к территориальному расположению участников закупки, установленного ст. 3 Закона о закупках, факт нарушения ООО «Юганскавтотранс-1» антимонопольного законодательства отсутствует, как и отсутствуют основания к возбуждению Ханты-Мансийским УФАС России в отношении ООО «Юганскавтотранс-1» дела по части 1 статьи 17 Федерального Закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

Также, ООО «Юганскавтотранс-1» указывает, что ООО «БАСТИОН» не являлось участником запроса предложений, в связи с чем, права и законные интересы общества не могли быть нарушены.

Определением об отложении рассмотрения дела №05-06-4/2015 от 23.03.2015г. рассмотрение назначено на 14.04.2015г., у ООО «Юганскавтотранс-1» запрошены необходимые документы, для рассмотрения дела.

14.04.2015г. Комиссией объявлен перерыв до 21.04.2015 года.

        После объявленного перерыва Комиссия, оценив в совокупности материалы дела, письменные пояснения лиц, участвующих в деле установила следующее.

ООО «Юганскавтотранс-1» является управляемым обществом ООО «РН-Сервис», на основании договора о передаче полномочий единоличного исполнительного органа №73 от 01.07.2013г.

Согласно структуре владения (перечень лиц, входящих в одну группу лиц), ООО «РН-Сервис» является дочерним обществом ОАО «НК «Роснефть» с долей владения более 50%, и подпадает под действие Закона о закупках. При этом ООО «Юганскавтотранс-1» под действие Закона о закупках не подпадает.

Приказом ООО «РН-Сервис» от 18.07.2013г. №269/13 утверждено Положение ООО «РН-Сервис» о закупке товаров, работ, услуг ООО «РН-Сервис» (далее – Положение), определяющее порядок осуществления закупочной деятельности  в ООО «РН-Сервис».

Согласно Положению, область его действия  обязательна для исполнения в том числе структурными подразделениями, участвующими в процессе организации и осуществления закупочной деятельности Управляемыми обществами ООО «РН-Сервис», на которые не распространяется действие Закона о закупках.

В целях повышения эффективной закупочной деятельности приказом ООО «Юганскавтотранс-1» от 23.07.2013г. №1055 введено в действие Положение ООО «РН-Сервис» о закупке товаров, работ, услуг ООО «РН-Сервис».   

Таким образом, все проводимые закупки ООО «Юганскавтотранс-1» проводятся в порядке, установленном Положением.

        Как следует из материалов дела ООО «Юганскавтотранс-1» на официальном сайте www.zakupki.rosneft.ru разместило извещение о проведении запроса предложений. Одновременно с извещением размещена документация о запросе предложений.

        Согласно материалам дела в запросе предложений участие приняли ООО «Защита Югры», ООО «Центр исследований экстремальных ситуаций», ООО «Экспертиза безопасности».

        По результатам проведения запроса предложений, победителем признано ООО «Защита Югры», в связи с чем, между ООО «Юганскавтотранс-1» и обществом заключен договор №15/2015 по проведению независимой оценки пожарного риска (аудита пожарной безопасности) с разработкой компенсирующих мероприятий по пожарной безопасности на объектах  ООО «Юганскавтотранс-1» от 16.02.2015г.

        Согласно пунктам 6.5, 6.6, 7 Приложения №1 «Общая информация о предмете закупки» Технического задания, являющегося неотъемлемой частью документации о запросе предложений, исполнитель должен территориально находиться и осуществлять свою деятельность (финансовую и хозяйственную) в Нефтеюганском районе Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, иметь опыт работы (не менее (5 пяти) лет) по обследованию объектов топливно-энергетического комплекса, проведению расчетов по оценке пожарного риска, подготовке заключений о соответствии данных объектов защиты требованиям пожарной безопасности и разработке мер по обеспечению выполнения условий, а также иметь производственную базу, расположенную в районе производства работ.

        Подпунктом 1 раздела 1 и подпунктом «А» раздела 2 пункта 3.1.42 Информационной карты, являющейся неотъемлемой частью документации о запросе предложений заказчиком установлено требование о наличии опыта работы выполнения работ, оказания услуг, аналогичных предмету закупки, не менее 2 лет, а также наличие базы (собственной или арендованной).

        При этом несоблюдение указанных требований участниками закупки в силу пункта 2.8.2 документации запроса предложений, будет являться основанием для отклонения заявки от участия в запросе предложений.

        Пунктом 8.5 Положения установлены основные требования к участникам закупки, в соответствии с которыми участники закупки должен:

        -  быть зарегистрированным в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя в установленном в Российской Федерации порядке (для российских участников);

        - обладать необходимыми разрешениями (лицензиями или свидетельствами о допуске на поставку товаров, выполнение работ или оказание услуг) в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и если такие товары, работы, услуги являются предметом закупки;

        - не находиться в процессе ликвидации (для юридического лица) или не быть признанным по решению арбитражного суда несостоятельным (банкротом);

        - не являться организацией, у которой на имущество, используемое для выполнения договора, наложен арест по решению суда, административного органа и (или) деятельность которой приостановлена;

        - соответствовать иным требованиям, установленным в документации о закупке в соответствии с ЛНД или на основании поручений Правительства Российской Федерации либо нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.

        Пунктом 8.5.5 Положения заказчику предоставлено право устанавливать требование о наличии системы управления охраной труда, в отношении опыта работы, наличия оборудования и других материальных возможностей, также трудовых, финансовых и иных ресурсов, необходимых для исполнения договора на поставку продукции.

        Однако, по мнению Комиссии, требования к территориальному расположению, наличию производственной базы, а также опыту работы к участникам, установленным в документации запроса предложений, способны привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

        Статьей 2 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что целями настоящего закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

В статье 3 Закона о защите конкуренции установлено, что Закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

        В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:

1) координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников;

2) создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;

3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений;

4) участие организаторов торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиков и (или) работников организаторов или работников заказчиков в торгах, запросе котировок, запросе предложений.

        Данные требования распространяются на все торги, проводимые в Российской Федерации, как обязательные в силу закона, так и необязательные.

        Антимонопольные требования к торгам охраняют общественные отношения, связанные с определением победителя торгов, запроса котировок, запроса предложений.

        Учитывая то, что проводимый ООО «Юганскавтотранс-1» запрос предложений направлен на привлечение наибольшего количества потенциальных участников (заинтересованных лиц) с целью выявления наилучшего из них предложения, то требования, выставляемые к участникам, не должны ограничивать участие в закупке таких участников, а также предоставлять определенным участникам преимущественные условия участия в закупке.

        Однако, такие требования были установлены ООО «Юганскавтотранс-1» в документации о запросе предложений.

        Как было указано выше, одним из таких требований являлось территориальное расположение участника закупки в Нефтеюганском районе Ханты-Мансийского автономного округа-Югры и осуществление им своей деятельности (финансовую и хозяйственную).

        По мнению Комиссии, данное требование способно ограничить круг участников закупки, поскольку предусматривает участие  в запросе предложений тех хозяйствующих субъектов, которые осуществляют свою деятельность непосредственно в Нефтеюганском районе Ханты-Мансийского автономного округа-Югры.

        Таким образом, заказчик, установив такое требование, намеренно сужает круг потенциальных участников (заинтересованных лиц).     

        Требование о наличии базы (собственной или арендованной) также способно привести к ограничению участия в закупке, поскольку подразумевает под собой расположение указанной базы на территории выполнения работ, оказания услуг (РФ, ХМАО-Югра, Нефтеюганский район).

Согласно пояснениям представителей ООО «Юганскавтотранс-1», представленным в ходе рассмотрения дела, после проведения запроса предложений победителю закупки представлялась возможность заключить договор на аренду базы, принадлежащей ООО «Юганскавтотранс-1».

Однако, Комиссией данный довод не может быть принят во внимание, поскольку документация запроса предложений не содержала таких условий, и более того, согласно требованию пункта 2.8.2 документации, отсутствие документов, подтверждающих наличие базы, является основанием для отклонения заявки от участия в запросе предложений.

        Требование о наличии опыта работы выполнения работ, оказания услуг, аналогичных предмету закупки, не менее 2 и 5 лет также способно ограничить участие в запросе предложений, поскольку вновь созданные хозяйствующие субъекты, а также хозяйствующие субъекты имеющие опыт аналогичных работ менее 2-х, 5 лет, не смогут принять участие в закупке и сделать свои  предложения.

Данное требование влечет необоснованное ограничение свободного доступа участников, создает неравные условия для хозяйствующих субъектов - конкурентов.

        Таким образом, установив такие требования в документации запроса предложений, ООО «Юганскавтотранс-1» нарушает требования, предусмотренные частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, и как вследствие нарушает права и законные интересы ООО «БАСТИОН» на участие в запросе предложений.

        На основании изложенного,  руководствуясь статьей 23, частью 1, пунктом 3 части 2 статьи 39,  статьями  40, частями 1 - 3 статьи 41, статьей 48, статьей 49  Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,    

РЕШИЛА:

        1. Признать действия ООО «Юганскавтотранс-1», выразившиеся в установлении в документации о запросе предложений требований ограничивающих конкуренцию,  нарушением части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

        2.   Основания для прекращения дела отсутствуют.

        3. Обязательное для исполнения предписание ООО «Юганскавтотранс-1» не выдавать, в связи с заключением договора по результатам проведенного запроса предложений.

       

Председатель Комиссии                                                                       -

        

Члены Комиссии:                                                                                   -                                                                                  

 

                                                                                                              -                                                                                                                                                                       

                                                                                                               -

                                                                                                                          

                                                        

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного  органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.                                                                                                        

Связанные организации

Связанные организации не указаны