Решение б/н Решение по делу №05-06-42/2015 от 17 ноября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу №05-06-42/2015

резолютивная часть решения оглашена «12» октября 2015 года

решение в полном объеме изготовлено «23» октября 2015 года                                    г. Ханты-Мансийск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее – Ханты-Мансийское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Председатель комиссии:

-

Члены комиссии:

-

-

в отсутствие представителя Администрации Березовского района, надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения дела,

рассмотрев материалы дела №05-06-42/2015 по признакам нарушения Администрацией Березовского района (ул. Астраханцева, 54, пгт.Березово, ХМАО-Югра, 628140) части 1 статьи 15 Федерального Закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

Приказом руководителя Ханты-Мансийского УФАС России от 21.07.2015 №139 «О возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства» возбуждено дело №05-06-42/2015 по признакам нарушения Администрацией Березовского района части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.  

Основанием для возбуждения дела №05-06-42/2015, в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 39 Закона о защите конкуренции, послужило непосредственное обнаружение антимонопольным органом признаков нарушения антимонопольного законодательства.

Согласно определению о назначении дела к рассмотрению (исх.№05-06/ОТ-3822 от 21.07.2015), дело возбуждено в связи с не установлением в подпрограмме по развитию малого и среднего предпринимательства муниципальной программы по социально-экономическому развитию, инвестиции и инновации Березовского района, утвержденной Постановлением администрации Березовского района от 29.11.2013 №1744 «О муниципальной программе «Социально-экономическое развитие, инвестиции и инновации Березовского района на 2014-2020 годы» условий и порядка оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства; условий, обеспечивающих равный доступ субъектов малого и среднего предпринимательства к участию в целевой программе; требований, обеспечивающих открытость процедур оказания поддержки.

Вышеуказанным Определением о назначении дела, в порядке статьи 25 Закона о защите конкуренции, у Администрации Березовского района (далее – Администрация)  истребованы документы и материалы, необходимые для полного, объективного и всестороннего рассмотрения дела.

Определением от 31.08.2015 года об отложении рассмотрения дела №05-06-42/2015 (исх.№05-06/ИП-4603 от 03.09.2015г.) у Администрации дополнительно запрошены документы, необходимые для рассмотрения настоящего дела.

Изучив материалы дела №05-06-42/2015, исследовав и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия установила следующее.

Согласно пункту 33 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон о местном самоуправлении) к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе, содействие развитию малого и среднего предпринимательства.

Отношения, возникающие между юридическими лицами, физическими лицами, органами местного самоуправления в сфере развития малого и среднего предпринимательства, регулируются Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее – Закон о развитии предпринимательства), который также определяет понятия субъектов малого и среднего предпринимательства, инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, виды и формы такой поддержки.

        Пунктом 5 статьи 3 Закона о развитии предпринимательства установлено, что поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства это – деятельность органов местного самоуправления и функционирование инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, направленные на реализацию мероприятий, предусмотренных муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.

Формами поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства являются финансовая, имущественная, информационная, консультационная поддержка, поддержка в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации их работников, поддержка в области инноваций и промышленного производства, ремесленничества, поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих внешнеэкономическую и сельскохозяйственную деятельность (часть 1 статьи 16 Закона о развитии предпринимательства)

        Пунктом 1 статьи 11 Закона о развитии предпринимательства к полномочиям органов местного самоуправления по вопросам развития малого и среднего предпринимательства отнесено создание условий для развития малого и среднего предпринимательства, в том числе: формирование и осуществление муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства с учетом национальных и местных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей.

        Статьей 14 Закона о развитии предпринимательства определен ряд принципов поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства: заявительный порядок обращения субъектов малого и среднего предпринимательства за оказанием поддержки; доступность инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства для всех субъектов малого и среднего предпринимательства; равный доступ субъектов малого и среднего предпринимательства, соответствующих критериям, предусмотренным федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, к участию в соответствующих программах; оказание поддержки с соблюдением требований, установленных Законом о защите конкуренции.

В соответствии с пунктом 2 статьи 16 Закона о развитии предпринимательства условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, устанавливаются нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, принимаемыми в целях реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, муниципальных программ (подпрограмм).

        Частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции установлено, что федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

        Согласно части 2 статьи 7 Закона о местном самоуправлении по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, могут приниматься муниципальные правовые акты на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации.

        Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 7 Закона о местном самоуправлении).

        Из совокупности вышеприведенных норм законодательства следует, что издаваемые органами местного самоуправления акты не должны противоречить Закону о развитии предпринимательства, так как в случае несоответствия законодательству их реализация способна привести к ограничению конкуренции, что будет являться нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Как следует из материалов дела, постановлением Администрации Березовского района от 29.11.2013 №1744 «Об утверждении муниципальной программы «О муниципальной программе «Социально-экономическое развитие, инвестиции и инновации Березовского района на 2014-2020 годы» утверждена муниципальная программа (далее – Программа).

Разделом 3 Программы предусмотрены следующие виды поддержки:

- имущественная поддержка, включающая в себя формирование перечня муниципального имущества, предназначенного для поддержки Субъектов, применение понижающего коэффициента при аренде муниципального имущества Субъектами, осуществляющими деятельность в социально значимых (приоритетных) направлениях, и Субъектов, относящихся к особой категории;

- информационная поддержка, включающая в себя размещение на официальном сайте администрации Березовского района в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", средствах массовой информации информацию о видах и формах поддержки Субъектов, о проводимых мероприятиях, а также издания буклетов, статей о Субъектах и для Субъектов, содействие в организации проведения выставок, ярмарок, конкурсов с привлечением Субъектов к участию в подобных мероприятиях, проводимых на территории города и за его пределами.

- консультационная поддержка, включающая в себя предоставление консультаций по вопросам ведения предпринимательской деятельности.

- образовательная поддержка, включающая в себя семинары, тренинги, деловые игры, круглые столы.

- финансовая поддержка включает в себя предоставление Субъектам субсидий, с объемом финансирования.

Как следует из материалов дела, предоставление финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства осуществляется в соответствии с порядком, установленным постановлением Администрации Березовского района от 24.07.2014 №1125 «Об утверждении Порядков предоставления финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, в целях реализации муниципальной программы «Социально-экономическое развитие, инвестиции и инновации Березовского района на 2014-2020 годы». Комиссия, проведя анализ указанного постановления, приходит к выводу о соответствии его требованиям Закона о развитии предпринимательства.

Далее, согласно материалам дела, пунктом 3.12 Программы определена имущественная поддержка субъектам малого и среднего предпринимательства.

В ходе анализа представленных документов Комиссией установлено, что в нарушение статей 14, 16 Закона о развитии предпринимательства Программа не содержит порядка и условий предоставления муниципальных преференций субъектам малого и среднего предпринимательства, которые обеспечивали бы равный доступ и открытость процедуры оказания имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

По мнению Комиссии, отсутствие в Программе порядка совершения уполномоченными органами определенных действий по предоставлению муниципальных преференций, создает возможность произвольного принятия решений, что в свою очередь способно привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Таким образом, бездействия Администрации, путем не установления в Программе порядка предоставления муниципальной преференции, способного привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, содержат признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

В рамках рассмотрения настоящего дела Администрацией предоставлено, постановление от 08.10.2015 №1231 «Об утверждении Порядка предоставления субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим деятельность в социально-значимых (приоритетных) направлениях, преимуществ, в целях обеспечения им более выгодных условий деятельности, путем передачи муниципального имущества в аренду без проведения торгов (муниципальных преференций)» (далее – Порядок).

Данный Порядок предусматривает предоставление имущественной поддержки, без проведения торгов, путем предоставления муниципальной преференции.

Пунктом 9 Порядка установлено, что в случае поступления в Администрацию заявления о предоставлении муниципальной преференции, Администрация в течении пяти рабочих дней размещает информационное сообщение о предоставлении муниципальной преференции. Срок приема конкурирующих заявлений составляет десять дней со дня размещения информационного сообщения.

Так, новым Порядком установлено, что в случае поступления в комитет по земельным ресурсам и управлению муниципальным имуществом администрации Березовского района конкурирующих заявлений, поданных заявителями, отвечающими условиям, установленным пунктом 3 Порядка, с приложением документов, установленных пунктом 6 Порядка, заключение договора аренды муниципального имущества осуществляется по результатам проведения торгов.

Рассмотрев указанные изменения, Комиссия приходит к выводу, что новый порядок предоставления субъектам малого и среднего предпринимательства муниципального имущества в аренду, отвечает требованиям Закона о развитии предпринимательства и Закона о защите конкуренции.

Таким образом, данные документы подтверждают, что Администрацией были приняты необходимые меры по устранению нарушения антимонопольного законодательства.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции, комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение.

В силу части 2 статьи 48 Закона о защите конкуренции решение о прекращении рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства принимается комиссией в соответствии с требованиями, установленными статьей 41 настоящего Федерального закона. В случае, если рассмотрение дела прекращается в соответствии с пунктами 1 и 6 части 1 настоящей статьи, резолютивная часть решения о прекращении рассмотрения дела должна содержать сведения об установлении факта нарушения ответчиком или ответчиками антимонопольного законодательства.

На основании вышеизложенного,  руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьи 45,  статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать действия Администрации Березовского района, выразившиеся в не установлении в постановлении Администрации Березовского района от 29.11.2013 №1744 «О муниципальной программе «Социально-экономическое развитие, инвестиции и инновации Березовского района на 2014-2020 годы» порядка предоставления муниципальной преференции, нарушением части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции, рассмотрение дела №05-06-42/2015 прекратить, в связи с добровольным устранением Администрацией Березовского района нарушения антимонопольного законодательства, путем принятия постановления Администрации Березовского района от 08.10.2015 №1231 «Об утверждении Порядка предоставления субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим деятельность в социально-значимых (приоритетных) направлениях, преимуществ, в целях обеспечения им более выгодных условий деятельности, путем передачи муниципального имущества в аренду без проведения торгов (муниципальных преференций)».

Председатель Комиссии                                                                    

Члены Комиссии:                                                                                                                                                     

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

Связанные организации

Связанные организации не указаны