Решение б/н Решение по делу №05-06-43/2015 от 25 декабря 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу №05-06-43/2015

 

резолютивная часть решения оглашена «21» декабря 2015 года

решение в полном объеме изготовлено «24» декабря 2015 года                                    г. Ханты-Мансийск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее – Ханты-Мансийское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Председатель комиссии:

«…»;

Члены комиссии:

«…»;

«…»,

в отсутствии представителя Администрации Сургутского района,

рассмотрев материалы дела №05-06-43/2015 по признакам нарушения Администрацией Сургутского района (ул. Энгельса, 10, г. Сургут, ХМАО-Югра, 628412) части 1 статьи 15 Федерального Закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

Приказом руководителя Ханты-Мансийского УФАС России от 21.07.2015 №140 «О возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства» возбуждено дело №05-06-43/2015 по признакам нарушения Администрацией Сургутского района части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Основанием для возбуждения дела №05-06-43/2015, в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 39 Закона о защите конкуренции, послужило непосредственное обнаружение антимонопольным органом признаков нарушения антимонопольного законодательства.

Согласно определению о назначении дела к рассмотрению (исх.№05-06/ОТ-3823 от 21.07.2015), дело возбуждено в связи с не установлении в подпрограмме по развитию малого и среднего предпринимательства муниципальной программы по созданию условий для экономического развития Сургутского района, утвержденной Постановлением администрации Сургутского района от 11.12.2013 №5418 «Об утверждении муниципальной программы «Создание условий для экономического развития Сургутского района» условий и порядка оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства; условий, обеспечивающих равный доступ субъектов малого и среднего предпринимательства к участию в целевой программе; требований, обеспечивающих открытость процедур оказания поддержки.

Вышеуказанным Определением о назначении дела, в порядке статьи 25 Закона о защите конкуренции, у Администрации Сургутского района истребованы документы и материалы, необходимые для полного, объективного и всестороннего рассмотрения дела.

Определением об отложении рассмотрения дела №05-06-43/2015 от 31.08.2015 рассмотрение назначено на 12.10.2015г., у Администрации Сургутского района запрошены необходимые документы, для рассмотрения дела.

Определением об отложении рассмотрения дела №05-06-43/2015 от 12.10.2015 рассмотрение назначено на 15.12.2015г., у Администрации Сургутского района запрошены необходимые документы, для рассмотрения дела.

15.12.2015г. в соответствии со статьей 46 Закона о защите конкуренции, Комиссией объявлен перерыв в заседании комиссии до 21.12.2015г.

Изучив материалы дела №05-06-43/2015, исследовав и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия установила следующее.

Согласно пункту 33 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон о местном самоуправлении) к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе, содействие развитию малого и среднего предпринимательства.

Отношения, возникающие между юридическими лицами, физическими лицами, органами местного самоуправления в сфере развития малого и среднего предпринимательства, регулируются Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее – Закон о развитии предпринимательства), который также определяет понятия субъектов малого и среднего предпринимательства, инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, виды и формы такой поддержки.

Пунктом 5 статьи 3 Закона о развитии предпринимательства установлено, что поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства это - деятельность органов местного самоуправления и функционирование инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, направленные на реализацию мероприятий, предусмотренных муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.

Формами поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства являются финансовая, имущественная, информационная, консультационная поддержка, поддержка в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации их работников, поддержка в области инноваций и промышленного производства, ремесленничества, поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих внешнеэкономическую и сельскохозяйственную деятельность (часть 1 статьи 16 Закона о развитии предпринимательства)

Пунктом 1 статьи 11 Закона о развитии предпринимательства к полномочиям органов местного самоуправления по вопросам развития малого и среднего предпринимательства отнесено создание условий для развития малого и среднего предпринимательства, в том числе: формирование и осуществление муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства с учетом национальных и местных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей.

Статьей 14 Закона о развитии предпринимательства определен ряд принципов поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства включающих в себя: заявительный порядок обращения субъектов малого и среднего предпринимательства за оказанием поддержки; доступность инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства для всех субъектов малого и среднего предпринимательства; равный доступ субъектов малого и среднего предпринимательства, соответствующих критериям, предусмотренным федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, к участию в соответствующих программах; оказание поддержки с соблюдением требований, установленных Законом о защите конкуренции.

В соответствии с пунктом 2 статьи 16 Закона о развитии предпринимательства условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, устанавливаются нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, принимаемыми в целях реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, муниципальных программ (подпрограмм).

Частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции установлено, что федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Согласно части 2 статьи 7 Закона о местном самоуправлении по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, могут приниматься муниципальные правовые акты на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации.

Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 7 Закона о местном самоуправлении).

Из совокупности вышеприведенных норм законодательства следует, что издаваемые органами местного самоуправления акты не должны противоречить Закону о развитии предпринимательства, так как в случае несоответствия законодательству их реализация способна привести к ограничению конкуренции, что будет являться нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Как следует из материалов дела, постановлением Администрации Сургутского района от 11.12.2013 №5418 утверждена муниципальная программа «Об утверждении муниципальной программы «Создание условий для экономического развития Сургутского района» (далее – Программа).

Пунктом 3.3 раздела 3 Программы предусмотрены 3 (три) вида поддержки: информационная поддержка, имущественная поддержка, финансовая поддержка.

В ходе рассмотрения дела Комиссией установлено, что решением Думы Сургутского района от 23.09.2015 №749-нпа «Об утверждении Порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности Сургутского района» (далее – Порядок) установлен порядок оказания имущественной поддержки Субъектам.

Пунктом 4 статьи 15 Порядка предусмотрены случаи предоставления муниципального имущества субъектам малого и среднего предпринимательства:

- по результатам проведения торгов на право заключения договора аренды;

- без проведения торгов в случаях, предусмотренных статьей 17.1 Закона о защите конкуренции;

- без проведения торгов, в случае предоставления муниципальных преференций, в соответствии с Законом о защите конкуренции (осуществляется по итогам положительного согласования проекта постановления администрации района с антимонопольным органом).

Вместе с тем, с 06.01.2012г. вступили в силу изменения в Закон о защите конкуренции упраздняющие согласование с антимонопольным органом предоставление преференций субъектам малого и среднего предпринимательства в соответствии с муниципальными и межмуниципальными программами их развития и поддержки (пункт 4 части 3 статьи 19 Закона о защите конкуренции, введенный Федеральным законном от 06.12.2011 № 401-ФЗ).

Таким образом, учитывая то, что Порядок разработан в рамках реализации Программы, то решение о направлении заявлений о даче согласия на предоставление преференции в антимонопольный орган будет противоречить части 2 статьи 16, части 4.1 статьи 18 Закона о развитии предпринимательства, а также пункту 4 части 3 статьи 19 Закона о защите конкуренции.

Кроме того, из Программы следует, что по состоянию на 11.12.2013г. количество субъектов малого и среднего предпринимательства на территории Сургутского района составило 3,3 тысячи ед. При таком количестве хозяйствующих субъектов предоставление определенному хозяйствующему субъекту муниципального имущества в аренду в соответствии с нормами статьи 17.1 Закона о защите конкуренции исключающих проведение торгов будет невозможно, поскольку предоставление имущества обеспечит такому хозяйствующему субъекту более выгодные условия по сравнению с другими хозяйствующими субъектами, сведения и количество которых подтверждены самой Программой.

В соответствии с пунктом 5 статьи 22 Устава Сургутского района в полномочия Думы района входит, определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.

Согласно пункту 6 статьи 32.1 Устава Сургутского района в полномочия главы района по руководству деятельностью администрации района входит внесение проектов решений в Думу района.

Следовательно, разработка нормативно-правового акта регламентирующего порядок управления и распоряжения имуществом относится к полномочиям Администрации Сургутского района.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Администрации Сургутского района, выразившееся в не разработке нормативно-правового акта регламентирующего порядок предоставления имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, отвечающего требованиям Закона о развитии предпринимательства, нарушает требования части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Администрацией Сургутского района приняты меры по устранению нарушения действующего законодательства до вынесения решения антимонопольным органом,  путем направления в Думу Сургутского района проекта решения «О внесении изменений в решение Думы Сургутского района от 23.09.2015 №749-нпа «Об утверждении Порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности Сургутского района».

В рамках рассмотрения настоящего дела Администрацией предоставлено, решение Думы от 17.12.2015 № 797-нпа «О внесении изменений в решение Думы Сургутского района от 23.09.2015 №749-нпа «Об утверждении Порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности Сургутского района» которым, в пункт 4 статьи 15 Порядка внесены изменения.

В новой редакции пунктом 4 статьи 15 Порядка был установлен новый порядок предоставления муниципального имущества в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства.

Так, новым порядком установлено, что одним из случаев предоставления муниципального имущества субъектам малого и среднего предпринимательства, является предоставление муниципального имущества без проведения торгов, в случае предоставления муниципальных преференций в соответствии с постановлением Администрации Сургутского района от 11.12.2013 №5418 «Об утверждении муниципальной программы «Создание условий для экономического развития Сургутского района»,  согласно подпункту 4 части 3 статьи 19 Закона о защите конкуренции.

Кроме того, подпункт 4.2 пункта 4 статьи 15 Порядка «без проведения торгов в случаях, предусмотренных статьей 17.1 Закона о защите конкуренции» признан утратившим силу.

Рассмотрев указанные изменения, Комиссия приходит к выводу, что новый порядок предоставления субъектам малого и среднего предпринимательства муниципального имущества в аренду, отвечает требованиям Закона о развитии предпринимательства и Закона о защите конкуренции.

Таким образом, данные документы подтверждают, что Администрацией Сургутского района были приняты необходимые меры по устранению нарушения антимонопольного законодательства.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции, комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение.

В силу части 2 статьи 48 Закона о защите конкуренции решение о прекращении рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства принимается комиссией в соответствии с требованиями, установленными статьей 41 настоящего Федерального закона. В случае, если рассмотрение дела прекращается в соответствии с пунктами 1 и 6 части 1 настоящей статьи, резолютивная часть решения о прекращении рассмотрения дела должна содержать сведения об установлении факта нарушения ответчиком или ответчиками антимонопольного законодательства.

На основании вышеизложенного,  руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьи 45,  статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать действия Администрации Сургутского района, выразившиеся в не разработке нормативно-правового акта регламентирующего порядок предоставления имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, отвечающего требованиям Закона о развитии предпринимательства, нарушением  части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

2. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции, рассмотрение дела №05-06-43/2015 прекратить,  в связи с добровольным устранением Администрацией Сургутского района нарушения антимонопольного законодательства, путем направления в Думу Сургутского района проекта решения «О внесении изменений в решение Думы Сургутского района от 23.09.2015 №749-нпа «Об утверждении Порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности Сургутского района».

Председатель Комиссии                                                                 «…»

Члены Комиссии:                                                                            «…»

«…»

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

Связанные организации

Связанные организации не указаны