Решение б/н Решение по делу №05-06-45/2015 от 19 октября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение

по делу №05-06-45/2015      

Резолютивная часть решения оглашена 07.09.2015                                                                                    г. Ханты-Мансийск

Решение изготовлено в полном объеме 11.09.2015   

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее – Ханты-Мансийское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

<---->;

Члены Комиссии:

<---->;

<---->,

в присутствии представителей ответчика по делу от  УМВД России по городу Нижневартовску <---->, действующего по доверенности от 04.09.2015г. №32, <---->, действующего по доверенности от 04.09.2015г. №31;

        в присутствии представителя ответчика по делу от МУ СМЭП по ОБДД г. Нижневартовска <---->, действующего по доверенности от 02.09.2015г. №07/2015;

 в отсутствии представителя лица, располагающего сведениями в рассматриваемых комиссией обстоятельствах Администрации города Нижневартовска, надлежащим образом уведомленного о месте и времени рассмотрения дела,

рассмотрев дело №05-06-45/2015 по признакам нарушения УМВД России по городу Нижневартовску  (628602, г. Нижневартовск, ул. 60 лет Октября, д.28) и  МУ СМЭП по ОБДД г. Нижневартовска (628606, г. Нижневартовск, ул. Индустриальная, д.109,) статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

Приказом Ханты-Мансийского УФАС России от 22.07.2015 №142 «О возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства» возбуждено дело №05-06-45/2015 по признакам нарушения УМВД России по городу Нижневартовску   и  Муниципальным унитарным специализированным монтажно-эксплуатационным предприятием по обеспечению безопасности дорожного движения города Нижневартовска (далее - МУ СМЭП по ОБДД г. Нижневартовска) статьи 16 Закона о защите конкуренции.  

Основанием для возбуждения дела №05-06-45/2015, в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 39 Закона о защите конкуренции, послужило непосредственное обнаружение антимонопольным органом признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях УМВД России по городу Нижневартовску и СМЭП по ОБДД г. Нижневартовска, что выразилось в заключение договора №33 на осуществление перемещения и хранения задержанных транспортных средств на специализированных стоянках на территории города Нижневартовска от 13.05.2015г. между УМВД России по городу Нижневартовску и СМЭП по ОБДД г. Нижневартовска на более длительный срок, установленный конкурсной документацией, а также Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 24.08.2012 №296-п «Об утверждении Положения о комиссии по проведению конкурсного отбора юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, обеспечивающих перемещение и хранение задержанных транспортных средств на специализированных стоянках в ХМАО-Югре, порядка ведения и формы журнала учета пробега транспортного средства, предназначенного для перемещения задержанного транспортного средства, при перемещении задержанного транспортного средства на специализированную стоянку, порядка ведения и формы журнала учета задержанных транспортных средств на специализированной стоянке, формы акта приема передачи задержанного транспортного средства, трафиков на перемещение задержанного транспортного средства на специализированную стоянку и его хранение и признании утратившим силу некоторых нормативных правовых актов Правительства ХМАО-Югры» (далее - постановление Правительства ХМАО-Югры №296-п).

Указанные признаки нарушения антимонопольного законодательства были выявлены в ходе рассмотрения дела №05-06-21/2015, возбужденного в отношении Администрации города Нижневартовска по заявлению ООО «СтройАвтоСервис».

В рамках рассмотрения дела №05-06-21/2015 Администрацией города Нижневартовска в составе документов была приложена копия договора от 13.05.2015г., заключенного между УМВД России по городу Нижневартовску и СМЭП по ОБДД г. Нижневартовска.

В ходе подготовки к рассмотрению дела №05-06-45/2015, Ханты-Мансийским УФАС России вынесено Определение о назначении дела  (исх.№05-06/ОТ-3830 от 22.07.2015г.) которым, в порядке статьи 25 Закона о защите конкуренции, у УМВД России по городу Нижневартовску, СМЭП по ОБДД г. Нижневартовска и Администрации города Нижневартовска истребованы документы и материалы, необходимые для полного, объективного и всестороннего рассмотрения дела. Рассмотрение дела назначено на 07.09.2015 года.

Изучив материалы дела №05-06-45/2015, заслушав пояснения ответчиков, исследовав и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия установила следующее.

        На основании Распоряжения от 30.03.2015г. №426-р Администрацией города Нижневартовска принято решение о проведении конкурсного отбора юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, обеспечивающих перемещение и хранение задержанных транспортных средств на специализированных стоянках на территории города Нижневартовска (далее – конкурсный отбор). Распоряжением Администрации города Нижневартовска от 04.03.2015 №282-р утвержден состав комиссии конкурсного отбора.

      17.03.2015 года, Администрацией города Нижневартовска утверждена конкурсная документация. 02.04.2015 года на официальном сайте http://www.n-vartovsk.ru размещена информация о проведении конкурсного отбора, а также конкурсная документация. Информация о проведении конкурсного отбора также размещена в газете «Варта» №58 (6377) 03.04.2015 года. 

        На участие в конкурсном отборе поступили четыре заявки от претендентов – ООО «Автоклуб Кар-911»; ООО «СтройАвтоСервис»; МУ СМЭП по ОБДД г.Нижневартовска; ОАО «Нижневаротвский производственно-технический комбинат по ремонту и обслуживанию автомобилей».

В соответствии с протоколом №2 от 08.05.2015г. победителем конкурсного отбора признан участник МУ СМЭП по ОБДД г.Нижневартовска.

        Согласно пункту 12.1. конкурсной документации, организатор конкурса в течение двух рабочих дней со дня подписания протокола заседания конкурсной комиссии направляет его копию победителю конкурсного отбора и в Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Нижневартовску.   

        Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Нижневартовску, в течение 5 дней с момента получения копии протокола заседания конкурсной комиссии обязано принять все меры по организации заключения Договора с победителем конкурсного отбора (пункт 12.2. конкурсной документации).

        Как было указано выше, в материалах дела имеется договор №33 от 13.05.2015г., заключенный и подписанный между УМВД России по городу Нижневартовску и МУ СМЭП по ОБДД г.Нижневартовска по результатам проведения конкурсного отбора. Указанный договор был представлен Администрацией города Нижневартовска в рамках рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства №05-06-21/2015.

        Согласно пункту 3.1 договора, настоящий договор вступает в силу с момента подписания и действует до 31.12.2017 года.

        Организация осуществляет перемещение, хранение и выдачу задержанного транспортного средства с 13.05.2015г. до 31.12.2017г. (пункт 3.2 договора).

        В соответствии с пунктом 3.15. постановления Правительства ХМАО-Югры №296-п победитель вправе осуществлять перемещение и хранение задержанных транспортных средств в течение двух лет, с момента признания его Победителем.

        Аналогичное условие содержится в пункте 3.1. конкурсной документации, согласно которому предметом конкурса является отбор юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, обеспечивающих перемещение и хранение задержанных транспортных средств на специализированных стоянках на территории города Нижневартовска, победителю которого дается право на заключение договора на осуществление перемещения и хранения задержанных транспортных средств на специализированных стоянках на территории города Нижневартовска с Управлением Министерства внутренних дел Российской Федерации городу Нижневартовску, в течение двух лет с момента определения победителя.

        Из вышеприведенного следует, что с учетом требований пункта 3.15. постановления Правительства ХМАО-Югры №296-п, а также пункта 3.1. конкурсной документации с момента определения победителем конкурсного отбора МУ СМЭП по ОБДД г.Нижневартовска (протокол №2 от 08.05.2015г.) договор должен быть заключен на срок до 08.05.2017г.

Однако договор №33 от 13.05.2015г. заключен в нарушение пункта 3.15. постановления Правительства ХМАО-Югры №296-п и пункта 3.1. конкурсной документации.  

Согласно пунктам 2.1., 2.2. постановления Правительства ХМАО-Югры №296-п конкурсная комиссия создается при администрациях городских округов и муниципальных районов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - Исполнительно-распорядительные органы); Исполнительно-распорядительные органы принимают решение о проведении конкурсного отбора и утверждают персональный состав Конкурсной комиссии и председателя Конкурсной комиссии.

В силу пункта 3.16. постановления Правительства ХМАО-Югры №296-п конкурсный отбор проводится в каждом городском округе и муниципальном районе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры отдельно один раз в два года.

Пунктом 3.17. постановления Правительства ХМАО-Югры №296-п предусмотрено, что в случае досрочного прекращения деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющего перемещение и хранение задержанных транспортных средств, либо принятия Исполнительно-распорядительным органом решения об увеличении необходимого количества специализированных стоянок в соответствующем городском округе или муниципальном районе, Конкурсной комиссией по представлению Исполнительно-распорядительного органа осуществляется дополнительный конкурсный отбор в соответствии с пунктами 3.1 - 3.14 настоящего Положения.

Из анализа вышеприведенных норм постановления Правительства ХМАО-Югры №296-п следует, что фактически основанием для проведения конкурсного отбора является потребность органа местного самоуправлений в перемещении и хранении задержанных транспортных средств.

        С учетом изложенного, принимая во внимание периодичность проведения конкурсного отбора, а также потребность в его проведении, Комиссия приходит к выводу, что установленные в договоре №33 от 13.05.2015г. сроки позволяют МУ СМЭП по ОБДД г.Нижневартовска осуществлять деятельность по перемещению и хранению задержанных транспортных средств на протяжении более длительного времени, т.е. за пределами сроков, установленных как нормативно-правовым актом (постановление Правительства ХМАО-Югры №296-п), так и конкурсной документацией, что предоставляет для предприятия определенное преимущество в осуществлении хозяйственной деятельности.

        Наличие таких условий не только предоставляют преимущественные условия в осуществлении деятельности МУ СМЭП по ОБДД г.Нижневартовска, но и способны привести к ограничению доступа иных хозяйствующих субъектов (потенциальных участников рынка) на право осуществления аналогичной деятельности, поскольку наличие установленных в договоре №33 от 13.05.2015г. сроков и фактического его исполнения, позволят органам местного самоуправления не проводить новые конкурсные отборы в связи с отсутствием их необходимостью.

        УМВД России по городу Нижневартовску в своих письменных пояснениях (вх.№02-4932 от 25.08.2015г.) указывает, что в их экземпляре срок действия договора   определен с 13.05.2015 по «__»______2015г., т.е. без указания точной даты окончания срок действия договора. УМВД России по городу Нижневартовску также указывает, что ему известно о требованиях постановления Правительства ХМАО-Югры №296-п, согласно которому договор может быть заключен только на два года.

        При этом УМВД России по городу Нижневартовску дополнительно указало, что 19.05.2015г. между ним и МУ СМЭП по ОБДД г.Нижневартовска подписано дополнительное соглашение в котором определены конкретные сроки действия договора №33 от 13.05.2015г., а именно с 13.05.2015 по 08.05.2017г.

        На основании изложенного, УМВД России по городу Нижневартовску просит Комиссию дело прекратить.

        В своих письменных пояснениях (вх.№02-4934 от 25.08.2015г.) МУ СМЭП по ОБДД г.Нижневартовска указало, что договор №33 от 13.05.2015г. был заключен с УМВД России по городу Нижневартовску на срок с 13.05.2015г. по 31.12.2017г. При этом предприятие указывает, что заключение договора на срок более 2-х лет не является нарушением антимонопольного законодательства, поскольку фактически не привело к ограничению конкуренции. Данные действия могли бы привести к ограничению конкуренции только после 08.05.2017 года, т.е. в будущем.

В тоже время, МУ СМЭП по ОБДД г.Нижневартовска указывает, что при обнаружении несовпадения срока действия договора, УМВД России по городу Нижневартовску были приняты меры по устранению антимонопольного законодательства, путем подписания 19.05.2015г. дополнительного соглашения с СМЭП по ОБДД г. Нижневартовска.

На основании изложенного, МУ СМЭП по ОБДД г.Нижневартовска прекратить рассмотрение дела.

        Однако Комиссия не может согласиться с приведенными доводами ответчиков и принять их во внимание поскольку, во-первых договор №33 от 13.05.2015г., представленный Администрацией города Нижневартовска в рамках рассмотрения другого дела о нарушении антимонопольного законодательства №05-06-21/2015 был подписан между УМВД России по городу Нижневартовску и МУ СМЭП по ОБДД г.Нижневартовска. Кроме того, на договоре №33 от 13.05.2015г. имеются оттиски печати как УМВД России по городу Нижневартовску, так и МУ СМЭП по ОБДД г.Нижневартовска, что не дает Комиссии сомнений в факте подписания договора и установления в нем срока действия.

Во-вторых, письменные пояснения, представленные УМВД России по городу Нижневартовску в части отсутствия в его экземпляре договора точной даты окончания срока действия договора,  различаются с пояснениями, представленными МУ СМЭП по ОБДД г.Нижневартовска и опровергаются материалами дела (копия договора №33 от 13.05.2015г., представленная Администрацией города Нижневартовска в рамках рассмотрения другого дела о нарушении антимонопольного законодательства №05-06-21/2015).

Таким образом, указанные обстоятельства свидетельствует, что УМВД России по городу Нижневартовску располагало сведениями, как о договоре, так и о сроке его действия.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 1 Закона о защите конкуренции настоящий Федеральный закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации.

Целями данного Закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (часть 2 статьи 1 Закона о защите конкуренции).

В части 1 статьи 3 названного Закона указано, что настоящий Федеральный закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

В соответствии со статьей 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Согласно пункту 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке. Признаки ограничения конкуренции приведены в пункте 17 названной нормы.

Соглашение - договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме (пункт 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

Таким образом, для квалификации действий хозяйствующего субъекта и органа власти, как не соответствующих статье 16 Закона о защите конкуренции, необходимо установить наличие соглашения между указанными лицами или их согласованных действий и наступление (возможность наступления) в результате этих действий (соглашения) последствий, связанных с недопущением, ограничением, устранением конкуренции.

Как было указано выше,  в нарушение пункта 3.15. постановления Правительства ХМАО-Югры №296-п, а также пункта 3.1. конкурсной документации УМВД России по городу Нижневартовску и МУ СМЭП по ОБДД г.Нижневартовска заключили договор №33 от 13.05.2015г. на более длительный срок.

С учетом изложенного, Комиссия приходит к выводу, что УМВД России по городу Нижневартовску и МУ СМЭП по ОБДД г.Нижневартовска подписав договор №33 от 13.05.2015г. установив в нем сроки действия, выходящие за пределы сроков, установленных пунктом 3.15. постановления Правительства ХМАО-Югры №296-п, а также пунктом 3.1. конкурсной документации, свидетельствуют  о  создании преимущественных  условий  для  указанного  хозяйствующего  субъекта и заключения антиконкурентного соглашения.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу о наличии между УМВД России по городу Нижневартовску и МУ СМЭП по ОБДД г.Нижневартовска соглашения, которое могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке перемещения и хранения задержанных транспортных средств на территории города Нижневартовска.

Наличие иных хозяйствующих субъектов, осуществляющих аналогичный вид деятельности как и МУ СМЭП по ОБДД г.Нижневартовска на территории города Нижневартовска, подтверждается материалами дела, а именно наличием поступивших заявок от хозяйствующих субъектов на участие в конкурсном отборе.

Как следует из материалов дела и было указано выше, между УМВД России по городу Нижневартовску и МУ СМЭП по ОБДД г.Нижневартовска подписано дополнительное соглашение в котором определены конкретные сроки действия договора №33 от 13.05.2015г., а именно с 13.05.2015 по 08.05.2017г.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции, комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение.

В силу части 2 статьи 48 Закона о защите конкуренции решение о прекращении рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства принимается комиссией в соответствии с требованиями, установленными статьей 41 настоящего Федерального закона. В случае, если рассмотрение дела прекращается в соответствии с пунктами 1 и 6 части 1 настоящей статьи, резолютивная часть решения о прекращении рассмотрения дела должна содержать сведения об установлении факта нарушения ответчиком или ответчиками антимонопольного законодательства.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, пунктом 2 части 2 статьи 39,  частями 1 - 4 статьи 41, статьей 43, статьей 45, статьей 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,  Комиссия,

РЕШИЛА:

1.   Признать действия УМВД России по городу Нижневартовску и МУ СМЭП по ОБДД г.Нижневартовска, выразившиеся в заключении договора №33 на осуществление перемещения и хранения задержанных транспортных средств на специализированных стоянках на территории города Нижневартовска от 13.05.2015г., на срок, превышающий срок, установленный пунктом 3.15. постановления Правительства ХМАО-Югры №296-п, а также пунктом 3.1. конкурсной документации, нарушением статьи 16 Закона о защите конкуренции.

2. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции, рассмотрение дела №05-06-45/2015  прекратить,  в связи с заключением УМВД России по городу Нижневартовску и МУ СМЭП по ОБДД г.Нижневартовска дополнительного соглашения к договору №33 от 13.05.2015г., согласно которому срок его действия приведен в соответствии с пунктом 3.15. постановления Правительства ХМАО-Югры №296-п, а также пунктом 3.1. конкурсной документации.

3.  Передать уполномоченному должностному лицу материалы настоящего дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по статье 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 Председатель Комиссии                                                                      <---->    

Члены Комиссии:                                                                                     <---->  

                                                                                                                      <---->

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

Связанные организации

Связанные организации не указаны