Решение б/н Решение по делу №05-06-48/2015 от 25 декабря 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу №05-06-48/2015

резолютивная часть решения оглашена «26» ноября 2015 года

решение в полном объеме изготовлено «10» декабря 2015 года                               г.Ханты-Мансийск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее – Ханты-Мансийское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Председатель комиссии:

-

Члены комиссии:

-

-

-

в присутствии представителей заявителя от муниципального предприятия «Городские электрические сети» -., действующей по доверенности от 02.09.2015г., -., действующего по доверенности от 19..06.2015г.;

в отсутствии представителя ответчика по делу от Департамента городского хозяйства администрации города Ханты-Мансийска, надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения дела;

в присутствии представителя заинтересованного лица по делу от ОАО «ИРЦ» -., действующей по доверенности от 01.09.2015г.

рассмотрев материалы дела №05-06-48/2015 по признакам нарушения Департаментом городского хозяйства администрации города Ханты-Мансийска (ул.Калинина, д.26, г.Ханты-Мансийск, 628007) части 1 статьи 15 Федерального Закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Ханты-Мансийского УФАС России поступило обращение Муниципального предприятия «Городские электрические сети» муниципального образования г.Ханты-Мансийск (далее – МП «ГЭС»), на действия Департамента городского хозяйства администрации города Ханты-Мансийска (далее – Департамент), выразившиеся в понуждении заключения договора с открытым акционерным обществом «Информационно-расчетный центр» (далее – ОАО ИРЦ) на возмездное оказание услуг по организации расчета, начисления и обработки платежей за предоставляемые (оказываемые) жилищно-коммунальные услуги.

По результатам рассмотрения обращения, Ханты-Мансийским УФАС России, в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 39 Закона о защите конкуренции возбуждено дело №05-06-48/2015 по признакам нарушения Департаментом части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, что подтверждается Приказом о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства от 17.09.2015 №158.

Определением о назначении дела (исх.№05-06/ИП-4883 от 17.09.2015) рассмотрение дела назначено на 21.10.2015 года, у Департамента истребованы документы и материалы, необходимые для полного, объективного и всестороннего рассмотрения дела. Настоящим определением к участию в деле, в качестве заинтересованного лица привлечено открытое акционерное общество «Информационно-расчетный центр» (далее - ОАО «ИРЦ»).

21.10.2015 года, на основании письменного ходатайства  МП «ГЭС» (от 21.10.2015г. исх.№11035), Комиссией объявлен перерыв в заседании комиссии до 12 час. 00 мин. 26.10.2015 года.

Определением от 26.10.2015 (исх.№05-06/ИП-5628) рассмотрение дела отложено на 19.11.2015, в связи с необходимостью получения дополнительной информации.

19.11.2015 года, Комиссией объявлен перерыв в заседании комиссии до 11 час. 00 мин. 26.11.2015 года.

26.11.2015 года, Комиссия, изучив материалы дела, заслушав лиц участвующих в деле, исследовав и оценив в совокупности представленные документы, установила следующее.

01.10.2013 года, между МП «ГЭС» и ОАО «ИРЦ» был заключен договор возмездного оказания услуг с управляющей организацией №47-д (далее – договор №47-д), а также агентский договор №48-д (далее - договор №48-д).

Предметом договора № 47-д, является абонентское обслуживание Заказчика (МП «ГЭС») с использованием информационной системы «ИнфоЮгра», в части организации расчета, начисления и обработки платежей за предоставленные/оказанные МП «ГЭС» жилищно-коммунальные услуги.

В соответствии с предметом договора №48-д ОАО «ИРЦ» осуществляет прием наличных денежных средств от физических лиц в качестве платы за жилищно-коммунальные услуги оказанные МП «ГЭС», с последующим перечислением указанных денежных средств на специальный банковский счет МП «ГЭС».

Договорные отношения по договорам №47-д, №48-д между МП «ГЭС» и ОАО «ИРЦ» были продолжены в 2014 году.

Как подтверждается материалами дела и многочисленной перепиской, между МП «ГЭС» и ОАО «ИРЦ» возникли споры по дальнейшему взаимодействию в рамках указанных договоров.

Как видно из материалов дела, Департаментом организована служебная проверка на основании Приказа от 14.08.2015 №105 по факту нарушения сроков заключения договора между МП «ГЭС» и ОАО «ИРЦ».

Настоящим приказом назначена комиссия для проведения служебной проверки.

В соответствии с указанным приказом, директору МП «ГЭС» и генеральному директору ОАО «ИРЦ» в срок до 19.08.2015 года необходимо было представить в адрес Департамента объяснения и надлежаще заверенные документы по факту нарушения сроков заключения договора между МП «ГЭС» и ОАО «ИРЦ». 

В связи с проведением служебной проверки, Департамент направил требование (исх.№20-Исх-4600/15 от 14.08.2015) в адрес директора МП «ГЭС» о предоставлении объяснений и заверенных копий документов по факту нарушения сроков заключения договора между МП «ГЭС» и ОАО «ИРЦ».

Аналогичное требование (исх.№20-Исх-4599/15 от 14.08.2015) направлено в адрес генерального директора ОАО «ИРЦ».

Как следует из объяснений Департамента (вх.№02-5805 от 07.10.2015г.), а также из переписки между МП «ГЭС» и Департаментом, основанием для проведения проверки послужило не заключение (продление) договоров №47-д, №48-д, заключенных между МП «ГЭС» и ОАО «ИРЦ».

Из материалов дела следует, что на основании Приказа Департамента от 19.08.2015г. №109 приказ от 14.08.2015 года №105 «О проведении служебной проверки» был отменен.

Вместе с тем, 20.08.2015г. Департамент направил письмо (исх.№20-Исх-4676/15) в адрес МП «ГЭС» с уточнением о необходимости предоставления сведений в адрес Департамента о действии договора №47-д, а также о том, предусмотрено ли договором №48-д оказание услуг по абонентскому обслуживанию лицевых счетов потребителей.

17.09.2015г. МП «ГЭС» направлено письмо (исх.№9261) в адрес Департамента, которым предприятие сообщило о возобновлении (заключении) договорных отношений с ОАО ИРЦ по договору №47-д. Кроме того, в своем письме предприятие указало, что в результате инициирования Департаментом проверки, а также направления в адрес предприятия требований. При этом в письме предприятие указало, что проведение служебной проверки и направление требований расценено предприятием как обязательным требованием по заключению договора №47-д.

Из вышеизложенного следует, что, не смотря на то, что приказ о проведении проверки был отменен, Департамент фактически продолжал совершать действия по ее проведению, о чем свидетельствует письмо Департамента (исх.№20-Исх-4676/15). Также о совершении указанных действий Департамента свидетельствует письмо МП «ГЭС» (исх.№9261 от 17.09.2015г.), которым предприятие сообщило об исполнении требования Департамента издав приказ о проведении служебной проверки, намеренно понудил заключить договор с ОАО «ИРЦ».

Также, материалами дела подтверждается, ранее, 05.03.2015г. Департаментом издан приказ №27 «Об исполнении полномочий Департаментом городского хозяйства администрации города Ханты-Мансийска», согласно которому директору МП «ГЭС» в срок до 01.04.2015г. необходимо обеспечить заключение договора с ОАО «ИРЦ» на обслуживание лицевых счетов (электрическая энергия) собственников и нанимателей помещений многоквартирных домов, расположенных в границах города Ханты-Мансийска.

02.04.2015 года МП «ГЭС» направлено письмо (исх.№1216) в адрес Департамента в котором предприятие сообщило об исполнении требований Приказа №27 от 05.03.2015 года.

Таким образом, указанные обстоятельства свидетельствуют о неоднократном совершении Департаментом действий, по проведению проверок в отношении МП «ГЭС» в рамках которых, предприятие понуждали заключать договоры с ОАО «ИРЦ». 

В рамках рассматриваемого дела, в адрес кредитных организаций г.Ханты-Мансийска были направлены письма с вопросом о возможности заключения договора по организации расчета, начисления и обработки платежей за предоставляемые (оказываемые) такими компаниями жилищно-коммунальные услуги, между банком и ресурсоснабжающими, управляющими компаниями города Ханты-Мансийска, на что кредитными организациями было указано о возможности заключения указанных договоров.

Кроме того, как следует из письменных пояснений (от 26.11.2015 исх.№12888) МП «ГЭС», предприятие способно самостоятельно принимать оплату за жилищно-коммунальные платежи от населения г.Ханты-Мансийска.

Таким образом, из вышеприведенного следует, что заключение договора на возмездное оказание услуг по организации расчета, начисления и обработки платежей за предоставляемые (оказываемые) ресурсоснабжающими, управляющими компаниями жилищно-коммунальные услуги, возможно не только с ОАО «ИРЦ», но и с кредитными организациями (банками). Более того, МП «ГЭС» способно самостоятельно принимать указанные платежи.

Следовательно, материалами дела подтверждается, что Департамент, проводя проверки в отношении МП «ГЭС» фактически понуждал предприятие заключать договоры с ОАО «ИРЦ», тем самым ограничивая предприятие в выборе других хозяйствующих субъектов, способных предоставлять услуги аналогичные тем, что оказывает ОАО «ИРЦ».

Частью 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.

Пунктом 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.

Вместе с тем, в силу пункта 1 статьи 421 ГК РФ Департаментом не приведено ни одного действующего законодательства Российской Федерации, позволяющего совершать действия по понуждению МП «ГЭС» к заключению договоров с ОАО «ИРЦ».

Законом о защите конкуренции устанавливаются организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения: монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции; недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации. Целями настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции хозяйствующий субъект - коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации;

Согласно части 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции  признаки ограничения конкуренции - сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Пунктом 5 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности запрещается  установление для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары.

Исходя из содержания приведенной нормы, указанный запрет ориентирован на органы публичной власти и распространяется на акты и действия указанных органов в сфере публичных правоотношений. Данный запрет преследует цель предотвращения негативного влияния органов власти на конкурентную среду с помощью административных, властных методов воздействия.

На основании изложенного, материалами дела подтверждается, что Департамент своими действиями, путем проведения служебной проверки, фактически понудил МП «ГЭС»  возобновить договорные отношения с ОАО «ИРЦ», чем ограничил право МП «ГЭС» в выборе других хозяйствующих субъектов, осуществляющих услуги аналогичные тем, что оказывает ОАО «ИРЦ».

На основании изложенного,  руководствуясь статьей 23, частью 1, пунктом 3 части 2 статьи 39,  статьей  40, частями 1 - 3 статьи 41, статьей 48, статьей 49  Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать действия Департамента городского хозяйства администрации города Ханты-Мансийска, выразившиеся в понуждении муниципального предприятия «Городские электрические сети» муниципального образования г.Ханты-Мансийск к заключению договоров с открытым акционерным обществом «Информационно-расчетный центр», а также ограничением выбора других хозяйствующих субъектов, осуществляющих аналогичные услуги, нарушением части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Обязательное для исполнения предписание Департаменту городского хозяйства администрации города Ханты-Мансийска не выдавать, в связи окончанием проведения контрольных мероприятий в отношении муниципального предприятия «Городские электрические сети» муниципального образования г.Ханты-Мансийск и открытого акционерного общества «Информационно-расчетный центр», а также в связи с заключением договорных отношений между ними по результатам проведения контрольных мероприятий.

3. Передать уполномоченному должностному лицу Управления материалы настоящего дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по части 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Председатель Комиссии                                                                     

Члены Комиссии:                                                                                                                                                                   

  Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

Связанные организации

Связанные организации не указаны