Решение б/н Решение по делу №05-06-53/2015 от 24 декабря 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу №05-06-53/2015

резолютивная часть решения оглашена «09» ноября 2015 года

решение в полном объеме изготовлено «23» ноября 2015 года                                       г. Ханты-Мансийск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

<     >

Члены комиссии:

<     >

<     >

<     >

в отсутствии представителя заявителя Прокуратуры Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, надлежащим образом уведомленного о месте и времени рассмотрения дела,

в присутствии представителей ответчика по делу от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре <     >

в присутствии представителей заинтересованного лица по делу от ООО «Сергинский речной порт» <     >

       рассмотрев дело №05-06-53/2015 по признакам нарушения Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре (ул.Светлая, 39/2, г.Ханты-Мансийск, 628011) части 1 статьи 17.1, части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее – Ханты-Мансийское УФАС России) поступило заявление и материалы от Прокуратуры Ханты-Мансийского автономного округа-Югры (далее – Заявитель) от 07.09.2015г. №1314-О содержащие сведения о признаках нарушения антимонопольного законодательства Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре (далее – ТУ Росимущества в ХМАО-Югре) при передаче в аренду федерального имущества.

Из заявления и материалов следует, что Заявителем проведена проверка ТУ Росимущества в ХМАО-Югре по результатам которой, в действиях ТУ Росимущества в ХМАО-Югре были установлены признаки нарушения антимонопольного законодательства при заключении договора аренды федерального имущества с ООО «Сергинский речной порт».

       По результатам рассмотрения заявления и материалов, Ханты-Мансийским  УФАС России, в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 39 Закона о защите конкуренции, возбуждено дело №05-06-53/2015 по признакам нарушения ТУ Росимущества в ХМАО-Югре части 1 статьи 17.1, части 1 статьи 15  Закона о защите конкуренции, выразившихся в заключение договора аренды федерального имущества 01.06.2015 №443 с ООО «Сергинский речной порт» без проведения торгов, что подтверждается Приказом от 07.10.2015 №169.

В соответствии с частью 13 статьи 44 Закона о защите конкуренции, Председателем комиссии вынесено Определение о назначении дела №05-06-53/2015 к рассмотрению (исх.№05-06/ТВ-5232 от 07.10.2015г.) согласно которому, рассмотрение дела назначено на 09.11.2015г., у ТУ Росимущества в ХМАО-Югре истребованы необходимые документы и информация.

Изучив материалы дела, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия установила следующее.

В соответствии с Положением о территориальном органе Федерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 01.11.2008г. №374 (далее – Положение), территориальный орган Федерального агентства по управлению государственным имуществом  осуществляет функции по управлению федеральным имуществом, по организации продажи приватизируемого федерального имущества, по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, а также по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений.

Как следует из материалов дела, между ТУ Росимущества в ХМАО-Югре и ОАО «Сергинский речной порт» заключен договор о передаче в аренду имущества от 06.07.2004 № 97-1 (далее – договор № 97-1).

Указанным договором ОАО «Сергинский речной порт» передаются объекты, находящиеся в федеральной собственности, а именно теплоход «БТ-169», теплоход «РТ-320», теплосети, подъездные пути, причальная набережная, расположенные по адресу: Тюменская область, Октябрьский район, п.Приобье, ул.Портовая, 12.

Имущество передано по передаточному акту от 21.04.2004г. 

В период действия настоящего договора ОАО «Сергинский речной порт» было реорганизовано путем преобразования в ООО «Сергинский речной порт», в связи с чем, в договор внесены изменения.

       Письмом от 20.04.2015 года №ТУ86/2042, ТУ Росимущества в ХМАО-Югре уведомило ООО «Сергинский речной порт» о расторжении договора № 97-1 с 31.05.2015г., сославшись на статью 610 Гражданского кодекса Российской Федерации.   

На основании Распоряжения от 07.05.2015г. №86:207, между ТУ Росимущества в ХМАО-Югре и ООО «Сергинский речной порт» заключен договор аренды федерального имущества № 443 от 01.06.2015г. Согласно указанному договору ООО «Сергинский речной порт» передается во временное владение и пользование «Причальная стенка» и «Подъездные пути», расположенные по адресу: ХМАО-Югра, Октябрьский район, п.Приобье, ул.Портовая, 12. Договор заключен на срок с 01.06.2015г. по 31.05.2025г. Имущество передано по акту приема-передачи от 01.06.2015г.

Согласно письменным пояснениям ТУ Росимущества в ХМАО-Югре (вх.№02-6349 от 02.11.2015г.) указанный договор заключен в соответствии с пунктами 8 и 13 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.

Федеральным законом от 30.06.2008 № 108-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях и отдельные законодательные акты Российской Федерации» Закон о защите конкуренции дополнен статьей 17.1, которая вступила в законную силу со дня опубликования - 02.07.2008.

Частью 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции установлено, что заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество.

Таким образом, с момента вступления в законную силу статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, передача прав владения или пользования в отношении государственного или муниципального имущества осуществляется исключительно по торгам, за исключением случаев прямо указанных в данной статье. 

Пунктами 8 и 13 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции установлены случаи, исключающие проведение обязательных торгов.

Так, согласно пункту 8 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции заключение договора аренды в отношении государственного имущества осуществляется на основании торгов, за исключением, если такое имущество передается лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случае, если передаваемое имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.

Пунктом 13 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что передаче государственного имущества в аренду осуществляется на основании торгов, за исключением, если такое имущество принадлежит правопреемнику приватизированного унитарного предприятия в случае, если такое имущество не включено в состав подлежащих приватизации активов приватизированного унитарного предприятия, но технологически и функционально связано с приватизированным имуществом и отнесено федеральными законами к объектам гражданских прав, оборот которых не допускается, или к объектам, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности.

Материалами дела подтверждается и следует из письменных объяснений ТУ Росимущества в ХМАО-Югре, в 2001 году в связи с реорганизацией ОАО «Обь-Иртышского речного пароходство» в форме выделения и создания открытых акционерных обществ на базе филиалов ОАО «Обь-Иртышского речного пароходство» передало по акту приема-передачи основных средств на баланс ОАО «Сергинский речной порт» основные средства, находящиеся в федеральной собственности, в том числе объекты недвижимости «Причальная стенка» и «Подъездные пути», расположенные по адресу: ХМАО-Югра, Октябрьский район, п.Приобье, ул.Портовая, 12.

На основании Приказа Департамента государственной собственности автономного округа от 28.03.2002г. №464 объекты недвижимости были учтены в реестр казны Российской Федерации и заключен договор аренды федерального имущества №97 от 27.02.2003г.

В 2004 году в ходе ликвидации Министерства имущественных отношений Российской Федерации, а также смены представителя собственника: Департамент государственной собственности автономного округа сменило ТУ Росимущества в ХМАО-Югре и был заключен договор аренды №97-1 от 06.07.2004г. между ОАО «Сергинский речной порт» и Территориальным управлением.

Как подтверждается материалами дела, в собственности ООО «Сергинский речной порт» находятся подкрановые пути, железнодорожные пути, а также земельные участки под ними.

Согласно части 2 статьи 53 Внутреннего водного кодекса Российской Федерации договор аренды находящегося в федеральной собственности и относящегося к недвижимому имуществу объекта порта заключается без проведения торгов с лицом, которому на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления принадлежит относящийся к недвижимому имуществу смежный объект инфраструктуры порта, если этот смежный объект по своим техническим характеристикам, месту нахождения, назначению неразрывно связан с указанным объектом порта и обеспечивает технологический процесс оказания услуг в порту.

Критерии неразрывной связи находящегося в государственной собственности и относящегося к недвижимому имуществу объекта порта со смежным объектом порта, относящимся к недвижимому имуществу и принадлежащим лицу на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.

Критерии неразрывной связи утверждены приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 28.05.214 №138.

Настоящим приказом определены следующие критерии неразрывной связи:

1. Смежный объект порта по своим техническим характеристикам, месту нахождения, назначению неразрывно связан с находящимся в государственной собственности и относящимся к недвижимому имуществу объектом порта.

2. Смежный объект порта обеспечивает технологический процесс оказания услуг в порту, что подтверждается технической или проектной документацией на данный объект.

3. Смежный объект порта расположен на земельном участке, находящемся во владении и/или в пользовании у лица, которому принадлежит на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления относящийся к недвижимому имуществу данный объект порта, с видом разрешенного использования для размещения объектов порта и (или) относящегося к зоне транспортной инфраструктуры, установленной в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.

        В ходе рассмотрения дела, представители ООО «Сергинский речной порт» дали пояснения и предоставили на обозрение Комиссии схему подъездных путей.

Из представленных документов следует, что объекты «Причальная стенка» и «Подъездные пути», находящиеся в федеральной собственности, фактически прямо связаны с вышеуказанными объектами, принадлежащими ООО «Сергинский речной порт», при этом без их взаимосвязи будет невозможным технологический процесс при погрузке, выгрузки, приема груза на другие виды транспорта, осуществляемый ООО «Сергинский речной порт».

Следовательно, «Причальная стенка» и «Подъездные пути» в понимании части 2 статьи 53 Внутреннего водного кодекса Российской Федерации, приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 28.05.214 №138 связаны с объектами недвижимости, принадлежащими ООО «Сергинский речной порт».

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что договор аренды федерального имущества 01.06.2015 №443  был заключен между ТУ Росимущества в ХМАО-Югре и ООО «Сергинский речной порт» в соответствии с требованиями пункта 8 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.   

       На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьи 45,  статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

       Рассмотрение дела №05-06-53/2015 возбужденное в отношении Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре по признакам нарушения части 1 статьи 17.1, части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» прекратить, в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях.

          

 

Председатель Комиссии                                                                 <     >

 

        

Члены Комиссии:                                                                       <     >

                                                                           

                                                                                                               <     >

                                                                                                              <     >

        Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд. Примечание.   За  невыполнение  в   установленный   срок  законного  решения антимонопольного  органа  статьей  19.5  Кодекса  Российской  Федерации  об административных      правонарушениях      установлена     административная ответственность.

Связанные организации

Связанные организации не указаны