Решение №05-06/ТВ-6008; №05-06/ТВ-6009 Решение и предписание по делу №05-06-31/2015 от 23 декабря 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу №05-06-31/2015

 

резолютивная часть решения оглашена «02» ноября 2015 года

решение в полном объеме изготовлено «16» ноября 2015 года                                                                                                                                                                  г. Ханты-Мансийск

 

      Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Председатель комиссии:

<--->;

Члены комиссии:

<--->;

<--->,

в отсутствие представителя Администрации Октябрьского района, надлежащим образом уведомленного о месте и времени рассмотрения дела;

рассмотрев материалы дела №05-06-31/2015 по признакам нарушения Администрацией Белоярского района  (ул. Центральная, д.9,  г.Белоярский, ХМАО-Югра, 628161) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

Приказом Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре (далее - Ханты-Мансийское УФАС России) от 15.07.2015 №124 «О возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства» возбуждено дело №05-06-31/2015 по признакам нарушения Администрацией Белоярского района части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.  

Основанием для возбуждения дела №05-06-31/2015, в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 39 Закона о защите конкуренции, послужило непосредственное обнаружение антимонопольным органом признаков нарушения антимонопольного законодательства.

Согласно определению о назначении дела к рассмотрению (исх.№05-06/ОТ-3694 от 15.07.2015), дело возбуждено в связи с не установлением в муниципальной программе по развитию субъектов малого и среднего предпринимательства, утвержденной Постановлением Администрации Белоярского района от 09.12.2013 №31802 «Об утверждении муниципальной программы Белоярского района «Развитие малого и среднего предпринимательства и туризма в Белоярском районе на 2014-2020 годы» условий, обеспечивающих равный доступ субъектов малого и среднего предпринимательства к участию в целевой программе; требований, обеспечивающих открытость процедур оказания поддержки.

Вышеуказанным Определением, рассмотрение дела назначено на 24.08.2015г., у Администрации Белоярского района истребованы документы и информация, необходимые для полного, объективного и всестороннего рассмотрения дела.

Определением об отложении рассмотрения дела №05-06-31/2015 (исх.№05-06/ТВ-4469 от 27.08.2015г.) рассмотрение дела назначено на 05.10.2015г.

Определением об отложении дела №05-06-31/2015 (№05-06/ТВ-5251 от 08.10.2015г.), рассмотрение дела назначено на 02.11.2015г. у Администрации Белоярского района истребованы необходимые документы и информация.

  В соответствии с частью 1 статьи 45 Закона о защите конкуренции, Комиссией вынесено Определение о продлении срока рассмотрения дела №05-06-31/2015 (№05-06/ТВ-5252 от 08.10.2015г.), согласно которому срок рассмотрения дела продлен до 15.04.2016 года.

02.11.2015 года, Комиссия, изучив материалы дела, исследовав и оценив в совокупности представленные документы, установила следующее.

Согласно пункту 25 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон о местном самоуправлении) к вопросам местного значения муниципального района относятся, в том числе, содействие развитию малого и среднего предпринимательства.

Отношения, возникающие между юридическими лицами, физическими лицами, органами местного самоуправления в сфере развития малого и среднего предпринимательства, регулируются Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее – Закон о развитии предпринимательства), который также определяет понятия субъектов малого и среднего предпринимательства (далее – субъекты МСП, МСП), инфраструктуры поддержки МСП, виды и формы такой поддержки.

Согласно пункту 5 статьи 3 Закона о развитии предпринимательства, поддержка субъектов МСП - это деятельность органов местного самоуправления и функционирование инфраструктуры поддержки субъектов МСП, направленные на реализацию мероприятий, предусмотренных муниципальными программами развития субъектов МСП.

Закон о развитии предпринимательства устанавливает требования к оказанию поддержки субъектам МСП.

Так, частью 1 статьи 16 Закона о развитии предпринимательства установлено, что поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, включает в себя финансовую, имущественную, информационную, консультационную поддержку таких субъектов и организаций, поддержку в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации их работников, поддержку в области инноваций и промышленного производства, ремесленничества, поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность.

Частью 2 статьи 16 указанного закона установлено, что условия и порядок оказания поддержки субъектам МСП и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов МСП, устанавливаются муниципальными правовыми актами, принимаемыми в целях реализации муниципальных программ (подпрограмм).

Частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции установлено, что органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Согласно части 2 статьи 7 Закона о местном самоуправлении по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, могут приниматься муниципальные правовые акты на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации.

Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 7 Закона о местном самоуправлении).

Из совокупности вышеприведенных норм законодательства следует, что издаваемые органами местного самоуправления акты не должны противоречить Закону о развитии предпринимательства, так как в случае несоответствия законодательству их реализация способна привести к ограничению конкуренции, что будет являться нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Материалами дела подтверждается, что на территории Белоярского района реализуется муниципальная программа по развитию субъектов малого и среднего предпринимательства, утвержденная Постановлением Администрации Белоярского района от 09.12.2013 №1802 «Об утверждении муниципальной программы Белоярского района «Развитие малого и среднего предпринимательства и туризма в Белоярском районе на 2014-2020 годы» (далее – Программа).

Указанная Программа предусматривает 2 (два) вида поддержки субъектов МСП: финансовую и имущественную.

Постановлением Администрации Белоярского района от 21.04.2014 года №484 (далее – Постановление №484) в Программу внесены изменения.

Так, Постановлением №484 Программа дополнена пунктом 3.2, которым установлены требования к Организациям инфраструктуры поддержки МСП (далее – Организация) при предоставлении им финансовой поддержки.

При этом для получения указанной поддержки Организации должны соответствовать следующим требованиям:

- осуществлять деятельность по бизнес-инкубированию на территории Белоярского района;

-  не иметь задолженности по обязательным платежам во все уровни бюджетной системы и во внебюджетные фонды;

- иметь в собственности нежилые помещения, общей площадью не менее 400 квадратных метров, предоставляемые для оказания услуг по бизнес-инкубированию.

Как следует из приведенного, для получения финансовой поддержки Организация должна иметь в собственности нежилые помещения, которые она предоставляет в качестве услуги по бизнес-инкубированию.

Однако, Администрация Белоярского района, установив такое требование, не учла, следующее.

Частью 1 статьи 18 Закона о развитии предпринимательства установлено, что оказание имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляется органами местного самоуправления в виде передачи во владение и (или) в пользование муниципального имущества, в том числе земельных участков, зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, оборудования, машин, механизмов, установок, транспортных средств, инвентаря, инструментов, на возмездной основе, безвозмездной основе или на льготных условиях.

Следовательно, Организации могут располагать нежилыми помещениями и на правах аренды, предоставляемыми органами местного самоуправления с целью передачи таких помещений в аренду субъектам МСП.

Таким образом, требование о наличии у Организации в собственности нежилых помещений, общей площадью не менее 400 квадратных метров при предоставлении финансовой поддержки, является необоснованным и ограничивает права Организаций на получение такой поддержки. 

        Следовательно, действия Администрации Белоярского района, выразившиеся в принятии Постановления №484 которым Программа дополнена пунктом 3.2, содержащего требования к организациям, образующим инфраструктуру поддержки МСП о наличии у них в собственности нежилых помещений, общей площадью не менее 400 квадратных метров при предоставлении финансовой поддержки, нарушают требования части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

        В рамках рассмотрения настоящего дела у Администрации Белоярского района были истребованы документы, регламентирующие порядок предоставления имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, а также перечень муниципального имущества, предназначенного для передачи субъектам малого и среднего предпринимательства.

        Администрацией Белоярского района представлено распоряжение комитета муниципальной собственности от 13.05.2009г. №439-р «Об утверждении Порядка формирования, ведения, обязательного опубликования перечня муниципального имущества, предназначенного для передачи в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства; Порядка и условий предоставления в аренду муниципального имущества, включенного в перечень муниципального имущества, предназначенного для передачи в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства; и Перечня муниципального имущества, предназначенного для передачи в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства» (далее – Порядок).

        Согласно приложению 2 к Порядку, предоставление муниципального имущества в аренду осуществляется исключительно субъектам МСП. Вместе с тем, как это было указано выше, в соответствии с требованиями статьи 18 Закона о развитии предпринимательства, оказание имущественной поддержки предусмотрено также для организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов МСП.

        Таким образом, указанный Порядок исключает возможность предоставления имущественной поддержки организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов МСП, в связи с чем, указанные организации лишены права на получение такой поддержки, что ограничивает их участие в Программе. 

        Кроме того, как следует из условий, установленных Порядком, предоставление муниципального имущества в аренду субъектам МСП предусмотрено как по торгам, так и без торгов. При этом предоставление имущества без торгов предоставляется в случае перезаключения договоров аренды на новый срок в случаях, установленных законодательством, а также путем предоставления муниципальной помощи.

        Однако в нарушение части 4.1 статьи 18 Закона о развитии предпринимательства, распоряжение комитета муниципальной собственности от 13.05.2009г. №439-р не содержит порядка и условий перезаключения договоров аренды на новый срок, а также предоставления муниципальных преференций (муниципальной помощи) субъектам малого и среднего предпринимательства.

        По мнению Комиссии, отсутствие в распоряжении комитета муниципальной собственности от 13.05.2009г. №439-р порядка совершения уполномоченным органом определенных действий (последовательность рассмотрения заявлений, решений, принимаемых по результатам рассмотрения заявлений) по перезаключению договоров аренды на новый срок, а также предоставления муниципальных преференций (муниципальной помощи) субъектам малого и среднего предпринимательства, создает возможность произвольного принятия таким органом решений и способно ограничить доступ субъектам МСП в предоставлении имущественной поддержке.

        Частью 1 статьи 19 Закона о защите конкуренции установлены цели предоставления преференций, в том числе – поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства.

Согласно пункту 4 части 3 статьи 19 Закона о защите конкуренции исключением из случаев согласования антимонопольными органами предоставления преференции является предоставление преференции в соответствии с федеральным программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, муниципальными и межмуниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.

При этом в силу статьи 20 Закона о защите конкуренции для предоставления муниципальной преференции субъекты МСП должны предоставить информацию, определенную данной статьей.

Вместе с тем, в дополнение к вышесказанному, распоряжение комитета муниципальной собственности от 13.05.2009г. №439-р порядка предоставления муниципальных преференций (муниципальной помощи) субъектам МСП, не содержит.  

Согласно статье 7 Закона о местном самоуправлении по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

Соответственно, урегулирование порядка предоставления муниципальных преференций (муниципальной помощи) субъектам МСП, а также предоставление имущественной поддержки организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов МСП должно иметь место в нормативных актах органа местного самоуправления.

Согласно пункту 6 части 1 статьи 44 Закона о местном самоуправлении, уставом муниципального образования должны определяться виды, порядок принятия (издания), официального опубликования (обнародования) и вступления в силу муниципальных правовых актов.

В соответствии с пунктом 4 статьи 28 Устава Белоярского района в систему муниципальных правовых актов Белоярского района входят правовые акты иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления Белоярского района, предусмотренных настоящим уставом.

Согласно положению о комитете муниципальной собственности администрации Белоярского района, утвержденного решением Думы Белоярского района от 9 августа 2007 года № 42 (далее – положение) Комитет является органом администрации Белоярского района, созданным путем реорганизации в форме слияния управления муниципальным имуществом администрации Белоярского района и управления по земельным отношениям администрации Белоярского района, в целях обеспечения исполнения полномочий администрации Белоярского района в сфере имущественных и земельных отношений для решения вопросов местного значения, осуществления отдельных государственных полномочий и обеспечения полномочий главы Белоярского района.

В соответствии с пунктом 3.2.1 Комитет в области управления и распоряжения объектами муниципальной собственности разрабатывает и вносит на рассмотрение главы Белоярского района и Думы Белоярского района проекты муниципальных правовых актов в рамках решения задач, возложенных на комитет.

 

При этом, согласно пунктам 3, 25 статьи 5 Устава Белоярского района непосредственно к вопросам местного значения Белоярского района относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района, а также создание условий для развития сельскохозяйственного производства в поселениях, расширение рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, содействие развитию малого и среднего предпринимательства, оказание поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям, благотворительной деятельности и добровольчеству.

Кроме этого, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района, а также содействие развитию малого и среднего предпринимательства отнесено к вопросам местного значения муниципального района (пункты 3, 25 части 1 статьи 15 Закона о местном самоуправлении). 

Из вышеприведенного следует, что непосредственное полномочие в сфере владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района, содействия развитию малого и среднего предпринимательства, а также принятие в этих сферах нормативных актов, возложено исключительно на Администрацию Белоярского района.

Таким образом, в действиях Администрации Белоярского района содержаться признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в части совершения бездействия, ограничивающего (могущего ограничить) конкуренцию, выразившихся в непринятии мер, направленных на урегулирование порядка по перезаключению договоров аренды на новый срок, предоставления муниципальных преференций (муниципальной помощи) субъектам малого и среднего предпринимательства предоставления муниципальных преференций (муниципальной помощи) субъектам МСП, а также предоставления имущественной поддержки организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов МСП.

         В соответствии с подпунктом «а» пункта 3 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган выдает органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, их должностным лицам, за исключением случаев, установленных пунктом 4 данной части, обязательные для исполнения предписания, в том числе об отмене или изменении актов, нарушающих антимонопольное законодательство.

        Согласно пункту 5 части 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции комиссия при принятии решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства разрешает вопрос о выдаче предписаний и об их содержании, а также о необходимости осуществления других действий, направленных на устранение и (или) предотвращение нарушения антимонопольного законодательства. По результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства на основании решения по такому делу комиссия выдает предписание лицу, допустившему нарушение законодательства о защите конкуренции.

На основании изложенного,  руководствуясь статьей 23, частью 1, пунктом 3 части 2 статьи 39,  статьями  40, частями 1 - 3 статьи 41, статьей 48, статьей 49  Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

1. Признать действия Администрации Белоярского района, выразившиеся в принятии Постановления Администрации Белоярского района от 21.04.2014 года №484 которым муниципальная программа Белоярского района «Развитие малого и среднего предпринимательства и туризма в Белоярском районе на 2014 – 2020 годы» дополнена пунктом 3.2, содержащего требования к организациям, образующим инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства о наличии у них в собственности нежилых помещений, общей площадью не менее 400 квадратных метров при предоставлении им финансовой поддержки, в рамках реализации муниципальной программы по развитию малого и среднего предпринимательства, нарушением части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Признать Администрацию Белоярского района нарушившей часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в части совершения бездействия, ограничивающего (могущего ограничить) конкуренцию, выразившегося в непринятии мер, направленных на урегулирование порядка по перезаключению договоров аренды на новый срок, предоставления муниципальных преференций (муниципальной помощи) субъектам малого и среднего предпринимательства, а также предоставления имущественной поддержки организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, в рамках реализации муниципальной программы по развитию субъектов малого и среднего предпринимательства, утвержденной Постановлением Администрации Белоярского района от 09.12.2013 №1802 «Об утверждении муниципальной программы Белоярского района «Развитие малого и среднего предпринимательства и туризма в Белоярском районе на 2014-2020 годы».

3. Основания для прекращения дела, в соответствии со статьей 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», отсутствуют.

         4. Выдать Администрации Белоярского района предписание о внесении изменений в акт, нарушающего антимонопольное законодательство, путем приведения его в соответствии с требованиями части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и Федерального закона от 24.07.2007 №209-ФЗ «О  развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», а также о совершении действий, направленных обеспечение конкуренции.

        5. Передать материалы настоящего дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по части 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Председатель Комиссии                                                                     <--->

        

Члены Комиссии:                                                                                        <--->                                                                            

                                                                                                                     

                                                                                               <--->

 

 

 

          Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

Примечание.   За  невыполнение  в   установленный   срок  законного  решения антимонопольного  органа  статьей 19.5 КоАП РФ установлена административная ответственность.

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 86

16  ноября 2015 года                                                                                                                                                                                                                                  г.Ханты-Мансийск

 

Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: 

Председатель комиссии:

<--->;

Члены комиссии:

<--->;

<--->,

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50   Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения по делу №05-06-31/2015 о нарушении Администрацией Белоярского района  (ул. Центральная, д.9,  г.Белоярский, ХМАО-Югра, 628161) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1.  Администрации Белоярского района в срок до «28» декабря 2015г.  прекратить нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», а именно внести изменения в пункт 3.2 Постановления Администрации Белоярского района от 09.12.2013 №1802 «Об утверждении муниципальной программы Белоярского района «Развитие малого и среднего предпринимательства и туризма в Белоярском районе на 2014-2020 годы», изложив абзац 3 новым содержанием – «иметь в собственности, а также на праве аренды нежилые помещения, предоставляемые для оказания услуг по бизнес-инкубированию», при этом исключив из указанного абзаца слова – «общей площадью не менее 400 квадратных метров».

2. Проинформировать Ханты-Мансийское УФАС России об исполнении пункта 1 настоящего предписания в срок до «31» декабря 2015 года, предоставив документальное подтверждение.

3. Контроль за исполнением настоящего предписания возложить на <--->

 

Председатель Комиссии                                                       <--->

 

Члены Комиссии:                                                                     <--->                                                                                                                                                                                                                                                        

                                                                                                                                                                                                                                                                                          

                                                                                                     <--->                                                                   

                                                                                                                

                                                                                                  

 

 

          Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны