Решение №05-06/ТВ-6774 Решение по делу №05-06-18/2015 от 15 декабря 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу №05-06-18/2015

 

Резолютивная часть решения оглашена 20.11.2015 года                                               г. Ханты-Мансийск

Решение изготовлено в полном объеме 04.12.2015 года                                                                                                           

 

        Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее – Ханты-Мансийское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:   

Председатель Комиссии:

        <--->;

        Члены Комиссии:

        <--->;

        <--->,

        в отсутствие заявителя, надлежащим образом уведомленного о месте и времени рассмотрения дела,

        в присутствии представителя ответчика по делу от Департамента архитектуры и градостроительства администрация города Сургута <--->, действующего по доверенности от 29.05.2015г., №02-01-3732/15-0-0,

        в отсутствии представителя заинтересованного лица по делу от Сургутской ассоциации рекламных агентств, надлежащим образом уведомленного о месте и времени рассмотрения дела,

        рассмотрев дело №05-06-18/2015 возбужденного по признакам нарушения Департаментом архитектуры и градостроительства администрация города Сургута (Восход ул., 8, г.Сургут, ХМАО-Югра, 628404) части 1 статьи 15  Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закона о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

        В Ханты-Мансийское УФАС России поступило обращение <---> (далее – Заявитель), на действия Департамента архитектуры и градостроительства администрация города Сургута (далее – Департамент) при заключении Соглашения с Сургутской ассоциацией рекламных агентств на выполнение работ по демонтажу, транспортировке и хранению объектов наружной рекламы, установленных (размещенных) и (или) эксплуатируемых на улицах г.Сургута без действующего договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций от 25.07.2014г. №25-8-14 (далее – Соглашение).

        Как следовало из обращения, Сургутская ассоциация рекламных агентств демонтировала 31 рекламную конструкцию, принадлежащие Заявителю.

        Демонтаж рекламных конструкций осуществлялся в рамках заключенного Соглашения. По мнению Заявителя, Соглашение заключено в нарушение действующего законодательства, поскольку заключено без проведения конкурсных процедур. Вследствие этого, Сургутская ассоциация рекламных агентств получила право в приоритетном порядке осуществлять работы по демонтажу рекламных конструкций.

        По результатам рассмотрения обращения,  Ханты-Мансийским УФАС России, в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 39 Закона о защите конкуренции возбуждено дело №05-06-18/2015 по признакам нарушения Департаментом части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, что подтверждается Приказом о возбуждении дела от 15.06.2015 №105.

        Определением о назначении дела №05-06-18/2015 (№05-06/ТВ-3384 от 26.06.2015г.) рассмотрение дела назначено на 27.08.2015 года, у лиц, участвующих в деле запрошены необходимые для рассмотрения дела документы и объяснения. К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Сургутская ассоциация рекламных агентств.

        Определением об отложении дела №05-06-18/2015 (№05-06/ТВ-4529 от 31.08.2015г.), рассмотрение дела назначено на 29.10.2015г. у Сургутской ассоциации рекламных агентств истребованы необходимые документы и информация.

        В соответствии с частью 1 статьи 45 Закона о защите конкуренции, Комиссией вынесено Определение о продлении срока рассмотрения дела №05-06-18/2015 (№05-06/ТВ-4530 от 31.08.2015г.), согласно которому срок рассмотрения дела продлен до 26.03.2016 года.

        29.10.2015 года, Комиссией вынесено Определение об отложении дела №05-06-18/2015 (№05-06/ТВ-5670 от 29.10.2015г.), согласно которому рассмотрение дела назначено на 20.11.2015г., у Сургутской ассоциации рекламных агентств повторно истребованы необходимые документы и информация.

        20.11.2015 года, рассмотрев в совокупности материалы дела, заслушав пояснения лица, участвующего в деле, Комиссия установила следующее.

25.07.2014 года, между Департаментом и Сургутской ассоциацией рекламных агентств подписано вышеуказанное Соглашение.

        В соответствии с предметом Соглашения Сургутской ассоциации рекламных агентств, необходимо выполнить работы собственными силами и силами субподрядных организаций по демонтажу, транспортировке и хранению объектов наружной рекламы, установленных (размещенных) и (или) эксплуатируемых на улицах города Сургута без действующего договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, в соответствии с графиками выполнения работ по демонтажу, являющегося приложением к настоящему Соглашению. 

Согласно условиям Соглашения все работы выполняются силами и за счет Сургутской ассоциации рекламных агентств.

В ходе рассмотрения дела представитель ответчика пояснил, что Соглашение не предусматривало финансирование работ за счет бюджета города.

Из вышеуказанного следует, что Соглашение заключено на безвозмездной основе, а работы, выполняемые в рамках настоящего Соглашения, не финансируются за счет местного бюджета.

При этом из объяснений также следовало, что настоящее Соглашение заключено в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе). 

Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 93 Закона о контрактной системе закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае осуществления закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую ста тысяч рублей. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать два миллиона рублей или не должен превышать пять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем пятьдесят миллионов рублей. Указанные ограничения годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не применяются в отношении закупок, осуществляемых заказчиками для обеспечения муниципальных нужд сельских поселений.

В рамках рассмотрения настоящего дела в адрес ФАС России направлено письмо от 08.09.2015г. №05-11/ТВ-221 с вопросом о возможности заключения контрактов на безвозмездной основе, заключаемых в рамках Закона о контрактной системе.

ФАС России в своем письме от 10.11.2015г. №АЦ/63017/15 разъяснил, что заключение безвозмездного контракта в соответствии с Законом о контрактной системе противоречит положениям гражданского и бюджетного законодательства, в связи с чем, указал о невозможности заключения таких контрактов. 

Аналогичная позиция содержится в письме Министерства экономического развития Российской Федерации от 15.07.2015 №Д28и-2142.

Таким образом, Соглашение не могло быть заключено в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.

Частью 1 статьи 19 Федерального закона от 13.03.06 г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) установлено, что распространение наружной рекламы с использованием рекламных конструкций, монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований данной статьи.

Согласно части 5 статьи 19 Закона о рекламе, установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором.

Согласно части 5.1 статьи 19 Закона о рекламе, заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основе торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых органами государственной власти, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно части 9 статьи 19 Закона о рекламе, установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (далее также - разрешение), выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5, 6, 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции.

Согласно части 10 статьи 19 Закона о рекламе, установка и эксплуатация рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, не допускаются.

В случае установки и (или) эксплуатации рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого истек, она подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа, на территориях которых установлена рекламная конструкция.

Согласно части 21 статьи 19 Закона о рекламе, владелец рекламной конструкции обязан осуществить демонтаж рекламной конструкции в течение месяца со дня выдачи предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа о демонтаже рекламной конструкции, установленной и (или) эксплуатируемой без разрешения, срок действия которого не истек, а также удалить информацию, размещенную на такой рекламной конструкции, в течение трех дней со дня выдачи указанного предписания.

Согласно части 21.1 статьи 19 Закона о рекламе, если в установленный срок владелец рекламной конструкции не выполнил указанную в части 21 настоящей статьи обязанность по демонтажу рекламной конструкции или владелец рекламной конструкции неизвестен, орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа выдает предписание о демонтаже рекламной конструкции собственнику или иному законному владельцу недвижимого имущества, к которому присоединена рекламная конструкция, за исключением случая присоединения рекламной конструкции к объекту муниципального имущества или к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме при отсутствии согласия таких собственников на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.

Собственник или иной законный владелец недвижимого имущества, к которому присоединена рекламная конструкция, обязан демонтировать рекламную конструкцию в течение месяца со дня выдачи соответствующего предписания.

Демонтаж, хранение или в необходимых случаях уничтожение рекламной конструкции осуществляется за счет собственника или иного законного владельца недвижимого имущества, к которому была присоединена рекламная конструкция. По требованию собственника или иного законного владельца данного недвижимого имущества владелец рекламной конструкции обязан возместить этому собственнику или этому законному владельцу необходимые расходы, понесенные в связи с демонтажом, хранением или в необходимых случаях уничтожением рекламной конструкции.

Согласно части 21.2 статьи 19 Закона о рекламе, если в установленный срок собственник или иной законный владелец недвижимого имущества, к которому была присоединена рекламная конструкция, не выполнил указанную в части 21 настоящей статьи обязанность по демонтажу рекламной конструкции либо собственник или иной законный владелец данного недвижимого имущества неизвестен, демонтаж рекламной конструкции, ее хранение или в необходимых случаях уничтожение осуществляется за счет средств местного бюджета. По требованию органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа владелец рекламной конструкции либо собственник или иной законный владелец недвижимого имущества, к которому была присоединена рекламная конструкция, обязан возместить необходимые расходы, понесенные в связи с демонтажом, хранением или в необходимых случаях уничтожением рекламной конструкции.

Согласно части 21.3 статьи 19 Закона о рекламе, если рекламная конструкция присоединена к объекту муниципального имущества или к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме при отсутствии согласия таких собственников на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, в случае, указанном в части 21.1 настоящей статьи, ее демонтаж, хранение или в необходимых случаях уничтожение осуществляется за счет средств местного бюджета. По требованию органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа владелец рекламной конструкции обязан возместить необходимые расходы, понесенные в связи с демонтажом, хранением или в необходимых случаях уничтожением рекламной конструкции.

В соответствии с пунктом 26.1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – ФЗ №131) к вопросам местного значения муниципального района и городского округа относятся выдача разрешений на установку рекламных конструкций на территории городского округа, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных вновь рекламных конструкций на территории городского округа, осуществляемые в соответствии с Законом о рекламе.

В силу статьи 7 ФЗ №131 по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

Согласно части 1 статьи 37 Закона ФЗ №131 местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

        Пунктом 38 статьи 7 Устава городского округа город Сургут к вопросам местного значения городского округа относятся утверждение схемы размещения рекламных конструкций, выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории городского округа, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций на территории городского округа, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом «О рекламе».

Во исполнение требований указанного выше федерального законодательства, Администрацией вынесено Постановление от 03.10.2008 №3722 «Об утверждении Положения о порядке демонтажа объектов наружной рекламы, размещенных с нарушением установленного порядка (далее – Положение).

Положение разработано в целях повышения эффективности контроля за организацией деятельности по распространению наружной рекламы на территории города Сургута и регламентирует порядок демонтажа объектов наружной рекламы, размещенных (эксплуатируемых) на объектах муниципальной собственности, с нарушениями установленного порядка (п.1.2. Положения).

В пункте 4.7. Положения указано, что оказание услуг по демонтажу, транспортировке и хранению незаконных рекламных конструкций осуществляется организацией, выбранной путем размещения муниципального заказа, либо в ином установленном законном порядке.

Вместе с тем, Департамент не проводил закупку в соответствии с Законом о контрактной системе на оказание услуг по демонтажу, транспортировке и хранению незаконных рекламных конструкций. Также, Департамент не привел другого действующего законодательства, которое позволило ему заключить Соглашение с Сургутской ассоциацией рекламных агентств на неконкурентных условиях.

        В силу пункта 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

        Признаки ограничения конкуренции - сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации (пункт 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

        В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).   

        Установленные частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции запреты распространяются, прежде всего, на акты и действия органов власти в сфере публично-правовых отношений в целях предупреждения их негативного вмешательства в конкурентную среду посредством использования административных (волевых) инструментов.

        Поэтому достаточным основанием для вывода о нарушении требований указанной нормы является создание возможности для наступления последствий в виде недопущения ограничения либо устранения конкуренции.

        Департамент, заключив Соглашение с Сургутской ассоциацией рекламных агентств без применения положений Закона о контрактной системе, а также в отсутствии иного порядка, позволившего заключить данное Соглашение на не конкурентных условиях, предоставил преимущество ассоциации в осуществлении хозяйственной деятельности.

        В ходе рассмотрения настоящего дела по существу Департаментом не представлены доказательства и не приведены нормы действующего законодательства, позволившие заключить Соглашение с Сургутской ассоциацией рекламных агентств без применений положений Закона о контрактной системе, а также другого действующего законодательства, которое позволило ему заключить Соглашение на неконкурентных условиях, в связи с чем, Комиссия приходит к выводу, нарушении Департаментом требований части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

        В ходе рассмотрения дела, представитель ответчика пояснил, что срок выполнения работ по демонтажу истек (01.09.2014г.), и все работы в рамках настоящего Соглашения выполнены Сургутской ассоциацией рекламных агентств.

        Таким образом, Комиссия приходит к выводу об отсутствии оснований для выдачи обязательного для исполнения предписания.

        На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьи 45,  статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

  1. Признать действия Департамента архитектуры и градостроительства администрация города Сургута, выразившиеся в заключение Соглашения от 25.07.2014г. №25-8-14 с Сургутской ассоциацией рекламных агентств, без применения положений Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», а также другого действующего законодательства, которое позволило ему заключить Соглашение на неконкурентных условиях, нарушением части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
  2. Основания для прекращения дела №05-06-18/2015 отсутствуют.
  3. Обязательное для исполнения предписание не выдавать, в связи с истечением срока действия Соглашения от 25.07.2014г. №25-8-14, а также выполнением работ в рамках настоящего Соглашения Сургутской ассоциацией рекламных агентств.
  4. Передать уполномоченному должностному лицу Ханты-Мансийского УФАС России материалы настоящего дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по части 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

 

 Председатель Комиссии                                                           <--->

 

  Члены Комиссии                                                                               <--->

                                                                                                                    

                                                                                                              <--->

                                                                                                               

 

 

 

         Решение  может  быть  обжаловано  в  течение  трех  месяцев  со дня его принятия в арбитражный суд.

        Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Связанные организации

Связанные организации не указаны