Решение №ВТ/9308/23 Решение УФАС по ХМАО-Югре по жалобе № 12623-ЭП/23 от 26 декабря 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 086/07/3-2070/2023

по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видам юридических лиц»

 

Резолютивная часть решения оглашена 21.12.2023 г. Ханты-Мансийск

Решение в полном объеме изготовлено 26.12.2023

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты- Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) в составе:

Председатель комиссии:

- <...>;

Члены комиссии:

- <...>;

- <...>;

в присутствии на заседании комиссии посредством онлайн-видеоконференции представителя заявителя ООО <...>;

в присутствии на заседании комиссии посредством онлайн-видеоконференции представителя заказчика АУ ХМАО-Югры <...>,

рассмотрев жалобу посредством онлайн-видеоконференции ООО <...> (вх. № 12623-ЭП/23 от 12.12.2023) (далее – Жалоба) на действия АУ ХМАО-Югры <...> при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на оказание услуг по охране объекта АУ <...> (КЭ-012.23) (реестровый номер извещения 32312929696),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Ханты-Мансийское УФАС России) в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции поступила Жалоба ООО <...> (вх. № 12623-ЭП/23 от 12.12.2023) (далее – Заявитель) на действия АУ ХМАО-Югры <...> (далее – Заказчик) при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на оказание услуг по охране объекта АУ <...> (КЭ-012.23) (реестровый номер извещения 32312929696).

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах.

В случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В соответствии с частью 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, с учетом особенностей, установленных названной статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе, в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

В силу части 11 статьи 3 Закона о закупках в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.

ФАС России в письме от 22.09.2022 №ДФ/87946/22 указала, что жалоба на положения документации о закупке может быть подана любым лицом в антимонопольный орган до окончания срока подачи заявок на участие в закупке.

Согласно материалам дела срок окончания подачи заявок 07.12.2023, жалоба Заявителя поступила в Ханты-Мансийское УФАС России 12.12.2023.

В соответствии с частью 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Ханты- Мансийским УФАС России в адрес Заявителя и Заказчика направлено Уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу. Рассмотрение жалобы было назначено на 21.12.2023.

Заявитель в своей Жалобе сообщает следующее.

В соответствии с пунктом 8.1.1 Протокола № 32312929696-03 конкурса в электронной форме № КЭ-012.23 от 07.12.2023, опубликованного в ЕИС 11 декабря 2023 года (далее -Итоговый протокол), заявке ООО ЧОП <...> (порядковый номер заявки 2) было отказано в допуске к участию в следующем этапе закупки по следующим основаниям:

«Не соответствует требованиям и условиям, установленными в Документации о проведении закупки, а именно, в составе второй части Заявки Участника закупки:

- не предоставлены обязательные документы: «Копия лицензии на осуществление негосударственной (частной) охранной деятельности»; Отсутствует учредительный документ - «Устав», по причине: не заверен надлежащим образом, с нарушением правил использования электронной подписи (признак недействительности ЭЦП - отсутствует ЭЦП); Отсутствует лицензия на осуществление частной охранной деятельностью, по причине: не заверена надлежащим образом «Выписка из реестра лицензий на осуществление частной охранной деятельности» от 12.08.2022, с нарушением правил использования электронной подписи (признак недействительности ЭЦП - сертификат ключа подписи недействителен). Также, исходя из информации Реестра лицензий, 10.03.2023 внесены изменения в лицензию, которые не актуализированы в прилагаемой выписке из реестра лицензий, что является нарушением: абзаца «а» подпункта 5 пункта 8, пункта 10 § 1 Раздела II Документации о проведении Конкурса. - документы предоставлены ненадлежащим образом: «Заявка на участие в конкурсе в электронной форме (ВТОРАЯ ЧАСТЬ)» противоречит информации оператора ЭТП, о лице уполномоченном на подачу заявки от Участника Конкурса; Что является нарушением: пункта 3 § 2 Раздела II Документации о проведении Конкурса.

ООО <...> не согласно с отклонением заявки по следующим основаниям:

1. Согласно части 19.1 статьи 3.4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке заказчик вправе установить обязанность представления следующих информации и документов:

1) наименование, фирменное наименование (при наличии), адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица, учредительный документ, если участником конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства является юридическое лицо;

6) копии документов, подтверждающих соответствие участника конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся предметом закупки, за исключением случая, предусмотренного подпунктом «е» пункта 9 настоящей части;

1.1. Как сообщает Заявителя, в составе заявки ООО <...> приложило учредительный документ юридического лица - Устав, в том виде, в котором он был получен от налоговых органов при регистрации учредительных документов в новой редакции. Документ содержит все страницы, является четко читаемым, направлен в составе заявки в распространенном и открытом формате .pdf.

1.2. В составе заявки ООО <...> приложило выписку (далее - Выписка) из реестра лицензий на осуществление частной охранной деятельности (далее - Реестр лицензий), полученную от Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Свердловской области. Лицензия является действующей c 26.12.2007 года, за последние несколько лет в лицензию изменений не вносилось.

При этом Заявитель обращает внимание, что в Выписке имеется сноска, о том что «Выписка носит информационный характер, после ее составления в реестр лицензий могли быть внесены изменения». В то же время Выписка содержит QR-код со ссылкой на открытую запись Реестра лицензий в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (rosguard.gov.ru), в котором можно ознакомиться об актуальной информации о статусе лицензии на осуществление частной охранной деятельности.

 

Также Заявитель отмечает, что в соответствии с подпунктом е пункта 9 Закона о закупках соответствие участника конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства указанным в документации о конкурентной закупке требованиям законодательства Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся предметом закупки, если в соответствии с законодательством Российской Федерации информация и документы, подтверждающие такое соответствие, содержатся в открытых и общедоступных государственных реестрах, размещенных в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (с указанием адреса сайта или страницы сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», на которых размещены эти информация и документы), предоставление копий подтверждающих документов не требуется.

1.3. Относительно подписанта заявки и его полномочий на подписание заявки Заявитель сообщает следующее:

В составе заявки приложено решение о назначении директора на имя <...>.

Выписка из ЕГРЮЛ содержит сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица -<...>.

Заявка ООО <...>и все документы, входящие в нее, подписаны электронной подписью <...> из личного кабинета директора - <...>.

Документы в составе заявки также в качестве подписанта содержат указание на директора <...>.

Заказчик с доводами жалобы не согласился, в связи с чем представил в Управление письменные возражения (вх. № 12945-ЭП/23 от 20.12.2023; вх. № 13027-ЭП/23 от 21.12.2023).

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России сообщает следующее.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг Автономного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа-Югры <...> (утверждено решением Наблюдательного совета Автономного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа-Югры <...> - протокол № 23/2023 от 14.09.2023) (далее - Положение о закупке).

В соответствии с извещением об осуществлении закупки (далее - Извещение):

1. Извещение размещено на сайте https://zakupki.gov.ru — 04.11.2023;

2. Начальная (максимальная) цена договора — 6 588 000,00 рублей;

3. Дата окончания подачи заявок — 07.12.2023;

4. Количество поданных заявок на участие в конкурсе в электронной форме — 5 заявок.

В соответствии с протоколом № 32312929696-02 конкурса в электронной форме № КЭ-012.23 от 07.12.2023 закупочная комиссия Заказчика рассмотрела вторые части заявок на соответствие требованиям и условиям, установленным документацией о проведении конкурса, приняла решение:

8.1. Отказать в допуске к участию в следующем этапе закупки следующим участникам:

8.1.1. ООО <...> (Участник № 2)

Не соответствует требованиям и условиям, установленными в документации о проведении закупки, а именно, в составе второй части заявки участника закупки:

1. Не предоставлены обязательные документы: «Копия лицензии на осуществление негосударственной (частной) охранной деятельности»;

2. Отсутствует учредительный документ - «Устав», по причине: не заверен надлежащим образом, с нарушением правил использования электронной подписи (признак недействительности ЭЦП - отсутствует ЭЦП);

3. Отсутствует лицензия на осуществление частной охранной деятельностью, по причине: не заверена надлежащим образом «Выписка из реестра лицензий на осуществление частной охранной деятельности» от 12.08.2022, с нарушением правил использования электронной подписи (признак недействительности ЭЦП - сертификат ключа подписи недействителен).

Также, исходя из информации Реестра лицензий, 10.03.2023 внесены изменения в лицензию, которые не актуализированы в прилагаемой выписке из реестра лицензий, что является нарушением: абзаца «а» подпункта 5 пункта 8, пункта 10 § 1 Раздела II документации о проведении конкурса.

4. Документы предоставлены ненадлежащим образом: «Заявка на участие в конкурсе в электронной форме (вторая часть)» противоречит информации оператора ЭТП, о лице уполномоченном на подачу заявки от участника конкурса; Что является нарушением: пункта 3 § 2 Раздела II документации о проведении Конкурса.

Основание отказа в допуске: подпункты 1, 2 пункт 9 § 5 Раздела II документации о проведении конкурса.

На основании части 6.1 статьи 3 Закона о закупках при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;

2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;

3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова «(или эквивалент)», за исключением случаев:

а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;

г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.

Согласно пунктам 2, 3 части 10 статьи 4 Закона о закупках, в документации о конкурентной закупке должны быть указаны:

2) требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке;

3) требования к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками такой закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурентной закупки, их количественных и качественных характеристик.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Пунктом 9 § 5 Раздела II «ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ КОНКУРСА В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ» документации о закупке Заказчиком установлены следующие основания для отклонения второй части заявки:

1) непредставление документов и информации, предусмотренных пунктом 8 § 1 «Требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в конкурсе в электронной форме» раздела II «ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ КОНКУРСА В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ»;

2) несоответствие указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о закупке;

3) наличие в указанных документах недостоверной информации об участнике закупке и (или) о предлагаемых им товаре, работе, услуге;

4) несоответствие участника закупки требованиям, установленным § 3 «Требования к участникам закупки» раздела II «ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ КОНКУРСА В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ»;

5) несоответствие заявки на участие в закупке требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки, указанным в извещении о закупке и документации о закупке, в том числе:

- если ценовое предложение участника закупки превышает начальную (максимальную) цену договора/максимальное значение цены договора/цены единиц товара, работы, услуги/ сумму цен единиц товара, работы, услуги, предусмотренные в извещении о закупке и (или) документации о закупке;

Касаясь отклонения Заказчиком второй части заявки Заявителя по причине «Отсутствует учредительный документ - «Устав»: не заверен надлежащим образом, с нарушением правил использования электронной подписи (признак недействительности ЭЦП - отсутствует ЭЦП)», Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России установила следующее.

Согласно пункту 8 § 1 Раздела II «ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ КОНКУРСА В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ» документации о закупке вторая часть заявки на участие в конкурсе в электронной форме должна содержать сведения и документы об участнике закупки, подавшем заявку, а именно:

е) копию учредительных документов (для юридических лиц).

Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России установила, что в соответствии с указанным установленным требованием Заявителем во второй части заявки был приложен «Устав_от_22.12.2022_г.» в формате PDF, который имеет изображение усиленной электронной цифровой подписи налогового органа на первой странице и подпись Косаревой С.О. с печатью на последней странице.

Однако, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России сообщает, что данный документ является копией оригинального электронного документа, а значит требования, установленные Заказчиком в пункте 10 § 1 Раздела II «ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ КОНКУРСА В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ» документации о закупке не могут быть применимы к предоставленному Заявителем документу.

Таким образом, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России приходит к выводу о необоснованном отклонении Заказчиком второй части заявки Заявителя на основании ненадлежащего заверения учредительного документа (нарушение правил использования электронной подписи) - Устава ООО «ЧОП «Инвест».

Касаясь отклонения Заказчиком второй части заявки Заявителя по причине «Отсутствует лицензия на осуществление частной охранной деятельностью, по причине: не заверена надлежащим образом «Выписка из реестра лицензий на осуществление частной охранной деятельности» от 12.08.2022, с нарушением правил использования электронной подписи (признак недействительности ЭЦП - сертификат ключа подписи недействителен).» Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России установила следующее.

Согласно пункту 8 § 1 Раздела II «ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ КОНКУРСА В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ» документации о закупке вторая часть заявки на участие в конкурсе в электронной форме должна содержать копии документов, подтверждающих соответствие участника закупки или лиц, выступающих на стороне участника закупки, иным установленным требованиям и условиям допуска к участию в закупке, а именно:

а) копии документов, подтверждающих соответствие участника закупки требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом закупки, если таковые требуются в соответствии с пунктом 7 раздела III «ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА» документации о закупке.

В соответствии с пунктом 7 раздела III «ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА» документации о закупке установлено требование о предоставлении копии документов, подтверждающих соответствие участника закупки требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством ФР к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом закупки:

- «Требуются» действующая на момент рассмотрения заявки на участие в конкурсе лицензия на осуществление негосударственной (частной) охранной деятельности (в соответствии с частью 2 статьи 11 Закона о частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации от 11.03.1992 г. № 2487-1 в действующей редакции), с перечнем разрешенных видов услуг (на основании Постановления Правительства РФ № 498 от 23.06.2011 г.).

Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России определила, что Заявителем, во исполнение указанного выше и установленного Заказчиком требования, в составе второй части заявки приложен документ: «Выписка из реестра лицензий на осуществление частной охранной деятельности» от 12.08.2022 (далее - Выписка).

Согласно подпункту «е» пункта 9 части 19.1 статьи 3.4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке заказчик вправе установить обязанность представления следующих информации и документов:

- информации и документы об обеспечении заявки на участие в конкурентной закупке с участием субъектов малого и среднего предпринимательства, если соответствующее требование предусмотрено извещением об осуществлении такой закупки, документацией о конкурентной закупке: соответствие участника конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства указанным в документации о конкурентной закупке требованиям законодательства Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся предметом закупки, если в соответствии с законодательством Российской Федерации информация и документы, подтверждающие такое соответствие, содержатся в открытых и общедоступных государственных реестрах, размещенных в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (с указанием адреса сайта или страницы сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», на которых размещены эти информация и документы).

В Выписке имеется сноска, о том что «Выписка носит информационный характер, после ее составления в реестр лицензий могли быть внесены изменения». В то же время Выписка содержит QR-код со ссылкой на открытую запись Реестра лицензий в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте https://rosguard.gov.ru.

Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России была проверена и продемонстрирована Заказчику, в процессе заседания посредством онлайн-видеоконференции, возможность ознакомления с представленной по ссылке в виде QR-кода https://rosguard.gov.ru/ru/page/index/proverka-otkrytyx-dannyx-licenzij/?license_number=Л056-00106-66/00024621&inn=6674237198&kind=GUARD#null информацией о имеющейся лицензии у ООО <...>:

- № 1348;

- ЕРУЛ Л056-00106-66/00024621;

- действие с 26.12.2007 по 26.12.2027.

- Лицензируемые виды деятельности : Частная охранная деятельность

- Перечень разрешенных видов услуг : Охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, за исключением объектов, предусмотренных частью третьей статьи 11 Закона Российской Федерации от 11 марта 1992 г. № 2487-I «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации»; Обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, за исключением объектов, предусмотренных пунктом 7 части третьей статьи 3 Закона Российской Федерации от 11 марта 1992 г. № 2487-I «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации»; Обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий; Консультирование и подготовка рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств; Охрана объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, перечень видов которых устанавливается Правительством Российской Федерации, и (или) с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию; Охрана объектов и (или) имущества (в том числе при его транспортировке), находящихся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении, за исключением объектов и (или) имущества, предусмотренных пунктом 7 части третьей статьи 3 Закона Российской Федерации от 11 марта 1992 г. № 2487-I «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации»; Защита жизни и здоровья граждан.

Согласно части 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.

Федеральным законом от 27.12.2019 № 478-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части внедрения реестровой модели предоставления государственных услуг по лицензированию отдельных видов деятельности» (далее - Закон № 478-ФЗ) внесены изменения, в частности, в Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Закон о лицензировании) и с 01.01.2021 установлен переход от предоставления лицензий в бумажном виде в пользу внесения записи о предоставлении лицензии в реестр лицензий, которая становится юридически значимой.

Форма выписки из реестра лицензий, а также порядок предоставления сведений о конкретной лицензии утверждены Постановлением Правительства РФ от 29.12.2020 № 2343 «Об утверждении Правил формирования и ведения реестра лицензий и типовой формы выписки из реестра лицензий».

Пунктом 2 статьи 3 Закона о лицензировании определено, что лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается записью в реестре лицензий.

В силу части 2 статьи 9 Закона о лицензировании юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, получившие лицензию, вправе осуществлять деятельность, на которую предоставлена лицензия, на всей территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, со дня, следующего за днем предоставления лицензии.

Частью 3 статьи 9 Закона о лицензировании установлено, что днем предоставления лицензии является день внесения в реестр лицензий записи о предоставлении лицензии.

Часть 3 статьи 14 Закона о лицензировании устанавливает, что в случае принятия лицензирующим органом решения о предоставлении лицензии запись о предоставлении лицензии вносится в реестр лицензий в день регистрации приказа (распоряжения).

Сведения, подлежащие включению в приказ (распоряжение) лицензирующего органа о предоставлении лицензии, содержатся в статье 15 Закона о лицензировании.

Согласно части 5 статьи 14 Закона о лицензировании в течение трех рабочих дней после дня внесения записи о предоставлении лицензии в реестр лицензий лицензирующий орган направляет уведомление о предоставлении лицензии лицензиату по его выбору в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, либо на бумажном носителе заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

В случае, если в заявлении о предоставлении лицензии соискатель лицензии указал на необходимость получения выписки из реестра лицензий в форме электронного документа, лицензирующий орган одновременно с направлением уведомления о предоставлении лицензии направляет лицензиату выписку из реестра лицензий в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью (часть 5.1 статьи 14 Закона о лицензировании).

В соответствии с частями 1, 2 статьи 21 Закона о лицензировании лицензирующие органы формируют открытый и общедоступный государственный информационный ресурс, содержащий сведения из реестра лицензий, из положений о лицензировании конкретных видов деятельности, технических регламентов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, устанавливающих обязательные требования к лицензируемым видам деятельности (за исключением случаев, если в интересах сохранения государственной или служебной тайны свободный доступ к таким сведениям в соответствии с законодательством Российской Федерации ограничен). Лицензирующие органы формируют и ведут в электронном виде реестры лицензий на конкретные виды деятельности, лицензирование которых они осуществляют, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно части 8 статьи 21 Закона о лицензировании сведения о конкретной лицензии по выбору заявителя представляются ему также в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в виде выписки из реестра лицензий, либо в виде копии акта лицензирующего органа о принятом решении, либо в виде справки об отсутствии запрашиваемых сведений, которая выдается в случае отсутствия в реестре лицензий сведений о лицензиях или при невозможности определения конкретного лицензиата.

Выписка из реестра лицензий содержит сведения, предусмотренные пунктами 1 - 8 части 2 статьи 21 Закона о лицензировании, а также сведения о дате формирования выписки. Выписка из реестра лицензий дополнительно может содержать иные сведения (часть 9 статьи 21 Закона о лицензировании).

Аналогичные положения закреплены в Правилах ведения реестров лицензий на осуществление частной детективной и частной охранной деятельности и предоставления сведений из них, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.06.2011 № 498 «О некоторых вопросах осуществления частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности».

Между тем частью 2 статьи 13 Закона № 478-ФЗ установлено, что записи в реестрах лицензий, внесенные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, подлежат приведению в соответствие с законодательными актами Российской Федерации, измененными настоящим Федеральным законом, до 1 января 2022 года.

Частью 3 статьи 13 Закона № 478-ФЗ предусмотрено, что лицензии, выданные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, подтверждают наличие у лицензиата лицензии на день вступления в силу настоящего Федерального закона.

Из приведенных выше положений действующего законодательства Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России установлено, что юридическое лицо или индивидуальный предприниматель осуществляют конкретный вид деятельности, на основании специального разрешения - лицензии, которое подтверждается записью в реестре лицензий, соответственно, подтверждающими последнее документами является выписка из реестра лицензий (существующая в форме документа на бумажном носителе либо в форме электронного документа).

Из совокупности указанных норм следует, что документом, подтверждающим наличие у участника закупки лицензии на осуществление соответствующих видов деятельности, в том числе выданной лицензиату до 01.01.2021, начиная с 01.01.2022 является выписка из реестра лицензий.

Данная позиция также подтверждена письмом Министерства экономического развития Российской Федерации от 23.04.2021 № Д24и-12191.

В связи с тем, что Заявителем была приложена выписка из реестра лицензий, представление которой предусмотрено действующим законодательством Российской Федерации, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России приходит к выводу о том, что Заказчиком неправомерно принято решение об отклонении второй части заявки ООО <...> по основанию «Отсутствует лицензия на осуществление частной охранной деятельностью, по причине: не заверена надлежащим образом «Выписка из реестра лицензий на осуществление частной охранной деятельности» от 12.08.2022, с нарушением правил использования электронной подписи (признак недействительности ЭЦП - сертификат ключа подписи недействителен).».

На том же основании Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России признается неправомерным отклонение Заказчиком второй части заявки Заявителя по основанию «не предоставлены обязательные документы: «Копия лицензии на осуществление негосударственной (частной) охранной деятельности».

Касаясь отклонения Заказчиком второй части заявки Заявителя на основании: «Заявка на участие в конкурсе в электронной форме (вторая часть)» противоречит информации оператора ЭТП, о лице уполномоченном на подачу заявки от участника конкурса», Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России установила следующее.

Заявки на участие в конкурсе в электронной форме подаются участниками через оператора электронной площадки, указанной в пункте 1 Раздела III «ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА».

В соответствии с прилагаемым Заказчиком к возражениям скриншотом, заявка Заявителя на участие в конкурсе в электронной форме, согласно размещенной информации на электронной торговой площадке, подписана контактным лицом и руководителем организации Бушуевым Олегом Анатольевичем.

Однако, в составе второй части заявки Заявителем приложено решение единственного участника ООО <...> от 28.02.2023 о прекращении полномочий директора ООО <...> и о назначении на должность директора <...>.

Представленная в составе второй части заявки Заявителем выписка из ЕГРЮЛ от 10.11.2023 № ЮЭ9965-23-156846600 содержит сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица - <...>.

Заявка ООО <...> и все документы, входящие в нее, также подписаны электронной цифровой подписью <...> из личного кабинета директора - <...>.

Документы в составе заявки также в качестве подписанта содержат указание на директора <...>.

На основании вышеизложенного Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России приходит к выводу о возможности со стороны Заказчика, при анализе представленных документов во второй части заявки Заявителем, установить достоверность сведений о директоре ООО <...> на основании решения единственного участника ООО<...> от 28.02.2023.

Таким образом, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России приходит к выводу о том, что Заказчиком, по указанному выше основанию, вторая часть заявки Заявителя была отклонена лишь по формальному признаку.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Согласно пунктам 2, 3 части 10 статьи 4 Закона о закупках, в документации о конкурентной закупке должны быть указаны:

2) требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке;

3) требования к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками такой закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурентной закупки, их количественных и качественных характеристик.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Согласно пунктам 2, 3 части 10 статьи 4 Закона о закупках, в документации о конкурентной закупке должны быть указаны:

2) требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке;

3) требования к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками такой закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурентной закупки, их количественных и качественных характеристик.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России указывает, что необоснованно отказав Заявителю в допуске к участию в конкурсе в электронной форме, Заказчик нарушил часть 1 статьи 2, пункты 2, 3 части 10 статьи 4 Закона о закупках, а также пункт 2 части 1 статьи 3, часть 6 статьи 3, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 8 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

С учетом изложенных обстоятельств, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России пришла к выводу о необходимости выдачи предписания МАУ ДО <...>.

На основании вышеизложенного Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России, руководствуясь положениями статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО <...> (вх. № 12623-ЭП/23 от 12.12.2023) на действия АУ ХМАО-Югры <...> при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на оказание услуг по охране объекта АУ <...> (КЭ-012.23) (реестровый номер извещения 32312929696), обоснованной.

2. Признать в действиях заказчика АУ ХМАО-Югры <...> нарушения части 1 статьи 2, пункты 2, 3 части 10 статьи 4, пункта 2 части 1 статьи 3, требования части 6 статьи 3 Закона о закупках.

3. Выдать заказчику АУ ХМАО-Югры <...> обязательное для исполнения предписание об устранении допущенного нарушения.

4. Передать материалы дела должностному лицу Ханты-Мансийского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении по части 8 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны