Решение №ВТ/9275/22 Решение по жалобе №12247-эп/22 от 12 декабря 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ №086/07/3-1689/2022 по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видам юридических лиц»

Резолютивная часть решения оглашена 07.12.2022                                                   г. Ханты-Мансийск

Решение в полном объеме изготовлено 12.12.2022

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты- Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-Ф3 «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) в составе: Председатель комиссии:

  • <....> - <....>;
  • Члены комиссии:
  • <....> - <....>;
  • <....> - <....>,

в отсутствии на заседании Заявителя ООО «ТехГазСнаб», уведомленного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения;

в присутствии на заседании представителя Заказчика АО «Россети Тюмень», <....>,

рассмотрев посредством видеоконференц-связи жалобу ООО «ТехГазСнаб» (вх. № 12247-эп/22 от 28.11.2022) на действия АО «Россети Тюмень» при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку запасных частей для ремонта вездеходной техники филиалов АО «Россети Тюмень» в 2023 году, извещение №32211808624,

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее по тексту - Ханты-Мансийское УФАС России) поступила жалоба ООО «ТехГазСнаб» (вх. от 28.11.2022 № 12247-эп/22) (далее - Жалоба) на действия АО «Россети Тюмень» при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку запасных частей для ремонта вездеходной техники филиалов АО «Россети Тюмень» в 2023 году, извещение №32211808624.

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.

В силу части 10 статьи 3 Закона о закупках участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в случаях:

    1. осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;
    2. неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;
    3. предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;
    4. осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44- ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

5) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Указанная норма Закона о закупках носит императивный характер и приведенный в ней перечень оснований для обжалования действий (бездействия) заказчика в антимонопольный орган является исчерпывающим, соответственно положения статьи 18.1 Закона о защите конкуренции должны применяться с учетом данной нормы.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Заказчик осуществляет закупочную деятельность в рамках Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», руководствуясь положениями Единого стандарта закупок ПАО «Россети» (далее - Стандарт, Положение о закупке), утвержденного решением Совета Директоров ПАО «Россети» (протокол от 17.12.2018 №334) (далее-Положение о закупках).

Рассмотрев материалы Жалобы, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России установила следующее.

Как следует из представленных документов, 31.10.2022 в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) на официальном сайте www.zakupki.gov.ru Заказчиком опубликовано извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку запасных частей для ремонта вездеходной техники филиалов АО «Россети Тюмень» в 2023 году, извещение №32211808624. 31.10.2022 размещено извещение с внесенными изменениями в прилагаемую документацию о закупке.

Начальная (максимальная) цена договора составляет <....>.

В соответствии с извещением установлены следующие сроки:

  • дата и время окончания срока подачи заявок - 16.11.2022 в 15:30 (мск+2);
  • дата подведения итогов - 30.11.2022.

Жалоба поступила в Ханты-Мансийское УФАС России 28.11.2022, после даты и времени окончания срока подачи заявок.

Заявитель обжалует документацию о закупке, а также указывает на неправомерное отклонение заявки.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Заявитель сообщает следующее.

В соответствии с Протокол заочного заседания комиссии по рассмотрению заявок Участников закупки Акционерного общества «Россети Тюмень» по рассмотрению заявок на участие в Аукцион на право заключения договора на поставку запасных частей для ремонта вездеходной техники филиалов АО «Россети Тюмень» в 2023 году от 25.11.2022 № 32211808624/2022.0738-1. Отклонить заявку участника в соответствии с п.5.3.4 (б) документации о закупке, а именно:

  1. Не отвечает требованиям п.5 Приложения 3 «Требования к участникам», участником не предоставлен документ, раскрывающий информацию о размере собственных средств (капитала) банка-гаранта на последнюю отчётную дату (форма банковской отчётности РСБУ 808 или № 123, либо письмо Банка-гаранта о размере капитала).
  2. Не соответствует по пункту 1.7. Технического задания. ООО «ТЕХГАЗСНАБ» не предоставила копии документов, подтверждающих дилерские (торговые) полномочия согласно п1. Приложения №3 к документации о закупке «Требования к участникам».

Заявитель считает, что Заказчик, отклонив заявку, нарушил пункт 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 № 223-Ф3: равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Так, Заявитель сообщает, что Заказчиком было установлено требование п.5 Приложения 3 «Требования к участникам», участником о предоставлении документа, раскрывающего информацию о размере собственных средств (капитала) банка-гаранта на последнюю отчётную дату (форма банковской отчётности РСБУ 808 или № 123, либо письмо Банка-гаранта о размере капитала).

Данная форма отчетности была запрошена в банке и предоставлена Заказчику банком 16.11.2022г. на электронный адрес, указанный в извещении. Банк предоставляет эту информацию только заказчику, что подтверждается перепиской с представителем банка.

Данный факт Заявитель подтверждает скриншотом переписки с представителем Банка ГПБ (АО).

В свою очередь, Заказчик сообщает, что довод Жалобы о необоснованности отклонения заявки Заявителя в связи с предоставлением банком-гарантом банковской отчетности по форме РСБУ № 123 на электронную почту Заказчика является несостоятельным в силу следующих пояснений.

13.10.2022 Заказчиком опубликовано извещение о проведении конкурса в электронной форме на поставку запасных частей к трансформаторам для нужд АО «Россети Тюмень» №32211761179.

Электронная форма проведения закупки предполагает проведение закупки с использованием функционала электронной площадки и обменом электронными

документами (п. 1.6.41 приложения № 1 к Единому стандарту закупок ПАО «Россети»),

В соответствии с п. 4.1.1 документации о закупке Участник закупки подает заявку на участие в закупке в электронной форме с использованием функционала и в соответствий с Регламентом работы ЕЭТП, аналогичная информация указана на титульном листе документации о закупке. Возможность предоставления заявки, либо документов, входящих в состав заявки иным образом не предусмотрено.

В соответствии с п. 8.1.3.1, п 8.1.3.5. Стандарта при проведении закупки Заказчик вправе установить требование о предоставлении участниками закупки обеспечения заявки и (или) обеспечения исполнения договора, заключенного по результатам закупки. Требования, касающиеся обеспечения заявки должны быть одинаковыми для всех участников, извещение о закупке и документация о закупке должны содержать требования к гарантам (поручителям) и условиям банковской гарантий.

В силу п. 3.4.1 Заявка участника на участие в закупке должна содержать сведения и документы, указанные в части II «ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ЗАКУПКИ».

Пунктом 20 части II «ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ЗАКУПКИ» установлено требование об обеспечении заявок участников по его выбору путём внесения денежных средств (задатка) либо в форме безотзывной безусловной независимой гарантии.

В п. 7 приложения № 3 «Требования к участникам закупки» к документации о закупке указано, что если участником выбрано обеспечение в форме независимой гарантии, то необходимо предоставить, в том числе:

  • форму банковской отчетности по РСБУ № 808 или № 123 по состоянию на последнюю отчетную дату (подписанную квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица Банка-гаранта или подписанную уполномоченным лицом Банка- гаранта) (сканированная копия) либо письмо Банка-гаранта о размере капитала кредитной организации на последнюю отчетную дату (подписанное уполномоченным лицом гаранта) (сканированная копия).

Параметрами признания несоответствия заявки установленному требованию, либо несоответствия документа установленному требованию является:

  • непредставление документов, подтверждающих соответствие банка- гаранта, выдавшего независимую гарантию требованиям документации.

Заявитель ссылается, что документ (банковская отчетность по форме РСБУ № 123) был предоставлен не в составе заявки посредством функционала электронной торговой площадке, а выслан представителем Банка ГПБ (АО) на электронную почту Заказчика.

Данный факт Заявитель подтверждает скриншотом переписки с представителем Банка ГПБ (АО). Однако, Заказчик сообщает, что представленный Заявителем скриншот не подтверждает факт направления документов в адрес Заказчика. Из скриншота видно, что некто 16.11.2022 в 16:50:00 (при этом срок окончания Подачи заявок до 16.11.202 15:30 местного времени) пишет: «Добрый день, Коллеги. ф. 123 отправили на эл.адрес can@te.ru». Были ли действительно направлены документы в адрес Заказчика ничем не подтверждается.

Вместе с тем, данный факт не имеет правового значения, поскольку, даже если информация по размеру собственных средств (капитала) банка-гаранта была направлена на электронный адрес Заказчика такой порядок предоставления документов не соответствует документации, порядку проведения закупки и нарушает принцип равноправия сторон, предусмотренный Законом о закупках.

Принцип равноправия, в силу пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, предполагает недопустимость предъявления различных требований к участникам закупки.

Заказчик обращает внимание Комиссии, что участник имеет право обратиться в иной банк за предоставлением независимой гарантии, который предоставит все документы, необходимые Заказчику для проверки банка-гаранта на соответствие требованиям, установленным Заказчиком в документации о закупке (п. 3,6,1.1, п. 3.6.12) к банку-гаранту. Кроме того, участнику закупки предоставлено право выбора обеспечения исполнения заявки путём внесения денежных средств (задатка) либо в форме безотзывной безусловной независимой гарантии, что не ограничивает участие в закупке.

Комиссией Заказчика установлено, что в составе своей заявки ООО «ТехПазСнаб» не предоставило информацию по размеру собственных средств (капитала) банка-гаранта, следовательно, отклонение заявки Заявителя правомерно.

Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России по данному доводу Заявителя сообщает следующее.

В силу пункта 3.4.1 Заявка участника на участие в закупке должна содержать сведения и документы, указанные в части II «ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ЗАКУПКИ» Положения о закупке.

Пунктом 20 части II «ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ЗАКУПКИ» установлено требование об обеспечении заявок участников по его выбору путём внесения денежных средств (задатка) либо в форме безотзывной безусловной независимой гарантии.

В пункте 7 приложения № 3 «Требования к участникам закупки» к Положению о закупке указано, что если участником выбрано обеспечение в форме независимой гарантии, то необходимо предоставить, в том числе:

- форму банковской отчетности по РСБУ № 808 или № 123 по состоянию на последнюю отчетную дату (подписанную квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица Банка-гаранта или подписанную уполномоченным лицом Банка- гаранта) (сканированная копия) либо письмо Банка-гаранта о размере капитала кредитной организации на последнюю отчетную дату (подписанное уполномоченным лицом гаранта) (сканированная копия).

Пунктом 3.4.2. установлено, что в случае неполного представления документов, перечисленных в части II «ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ЗАКУПКИ» Закупочная комиссия отклоняет заявку, поданную на участие в закупке, а также в пункте 3.4.3. указано, что представление документов с отклонением от установленных в документации о закупке форм может быть расценено Закупочной комиссией как несоответствие заявки на участие в закупке требованиям, установленным документацией о закупке.

В соответствии со статьей 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской

Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Заказчик в силу Закона о закупках вправе самостоятельно устанавливать требования в зависимости от особенностей: осуществления деятельности, установив при необходимости соответствующие требования к участникам закупки, критерии допуска к участию, к составу и перечню документов, предоставляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия. При этом, требования к участникам такой закупки должны быть указаны в документации о конкурентной закупке (ч. 6 ст. 3 Закона о закупках, п. 9 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках.).

Закон о закупках не содержит закрытого перечня требований, которые могут предъявляться к участникам и предмету закупки, в связи с чем при проведении закупок Заказчик вправе устанавливать дополнительные (повышенные) требования к участникам, в частности при специфичном характере производственной деятельности Заказчика или специфики закупаемого товара.

Закон о закупках не обязывает заказчиков допускать к участию в закупке всех хозяйствующих субъектов, имеющих намерение получить прибыль в результате заключения договора. Иное противоречило бы принципу целевого и экономически эффективного расходования денежных средств, сокращения Издержек заказчика, закрепленному пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках и предполагающему наличие у заказчика права на установление в закупочной документации способствующих тому требований к участникам закупки.

На основании пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках к принципам, которыми должны руководствоваться заказчики при закупке товаров, работ, услуг, относятся равноправие (отсутствие дискриминации) участников закупки и недопустимость необоснованного ограничения конкуренции. Требования предъявлены в равной степени ко всем участникам закупки.

Сама по себе невозможность участия в закупке отдельных хозяйствующих субъектов, не отвечающих предъявленным заказчиком требованиям, также не означает, что действия заказчика повлекли необоснованное ограничение конкуренции.

Таким образом, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России признает данный довод жалобы Заявителя необоснованным.

Довод о неправомерности отклонения заявки ООО «ТехГазСнаб» в связи с непредставлением копий документов, подтверждающих дилерские (торговые) полномочия Заказчик также считает несостоятельным и сообщает следующее.

Пунктом 1 приложения № 3 к документации о закупке установлено требование:

Предложение участника в отношении предмета закупки.

Документ, содержащий сведения для рассмотрения и оценки по критерию.

Требования к Оформлению документа.

  • Копии документов, подтверждающих дилерские (торговые) полномочия завода - изготовителя товара (дилерские сертификаты, дилерские договоры, соглашения), выданные заводом - изготовителем или официальным представителем (дистрибьютором) Завода-изготовителя (указанные документы предоставляются в случае, если Участник не является заводом - изготовителем).

В случае, если Участник является заводом — изготовителем товара полномочия завода подтверждаются сертификатами соответствия на предлагаемую продукцию.

Сведения, проверяемые в документе:

  • Соответствие предложения участника в отношении предмета закупки требованиям Технического задания, (в том числе, сроков выполнения работ/услуг/поставок) документации/извещения о закупке.

Параметры признания несоответствия заявки установленному требованию, либо несоответствия документа установленным требованиям (в частности):

  • не предоставление документа(ов).

В п. 1.7. технического задания указано, что Поставщик должен являться официальным представителем заводов-изготовителей на право продажи запасных частей к гусеничным снегоболотоходам марки «ДТ» Витязь, «ТТМ», «ГАЗ» (ЗЗГ'Г) и снегоболотоход на пневмоходу марки «ТРЭКОЛ». Во исполнение данного требования ТЗ и установлен перечень документов, которые должен предоставить участник закупки.

Заказчик уточняет, что установленное требование о предоставления копий документов, подтверждающих дилерские (торговые) полномочия завода - изготовителя товара (дилерские сертификаты, дилерские договоры, соглашения), выданные заводом - изготовителем или официальным представителем (дистрибьютором) завода- изготовителя обусловлено необходимостью поставки оригинальных запасных частей для снегоболотохбдов с целью сохранения гарантийных обязательств на эксплуатируемые Заказчиком транспортные средства и гарантии поставки качественного товара.

Такое условие является для Заказчика принципиально важным и необходимым для качественного выполнения услуг в сфере своей профессиональной деятельности, а именно обеспечение бесперебойного обеспечения электроэнергией.

Запасные части приобретаются Заказчиком для выполнения ремонта специальной техники-снегоболотоходов, которые используются для доставки ремонтных бригад иного персонала с целью устранения аварий на объектах электроэнергетики, расположенных в удаленных местностях.

Указанные транспортные средства - снегоболотоходы эксплуатируются Заказчиком в условиях бездорожья, в удаленных местах от дорог общего пользования и населенных пунктов, в том числе в условиях низких температур. При использовании в ремонте некачественных запасных частей возникает риск выхода из строя специальной техники, что создает риск преждевременного выхода из строя снегоболотохода, аварии при Движении или проведении работ, а также риск угрозы жизни и здоровью персонала Заказчика.

Как указывают заводы-производители снегоболотоходов, применение неоригинальных, восстановительных, либо бывших в употреблении запасных частей, приводит к выходу из строя как отдельных деталей узлов и агрегатов, так и техники в целом, что может привести к возникновению аварийных ситуаций в процессе эксплуатации (письмо ООО «Военно-промышленная компания» нсх. № 1879/5 от 02.12.2022, письмо ООО ПАП «ТРЭКОЛ», исх. № 382/12-22 от 05.12.2022, ООО «Витязь» № 149-22 от 05.12.2022).

Вместе с тем, Заказчик обращает внимание, что спорные требования не являются избыточными, не нарушают конкуренцию, поскольку обусловлено потребностями Заказчика, значимостью и спецификой товара закупки, условиями безопасности при эксплуатации транспортных средств.

Установление Заказчиком спорных требований предоставляют Заказчику дополнительные гарантии надлежащего и своевременного удовлетворения его потребностей (основная задача всех закупок), в противном случае участие в закупке недобросовестного лица может привести к срыву срока поставки, расторжению договора, необходимости повторно осуществлять закупку, что в конечном счёте, приведёт к неэффективному использованию денежных средств, выделенных заказчиком на её проведение.

Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России в свою очередь сообщает следующее.

Заказчик в силу Закона о закупках вправе самостоятельно устанавливать требования в зависимости от особенностей: осуществления деятельности, установив при необходимости соответствующие требования к участникам закупки, критерии допуска к участию, к составу и перечню документов, предоставляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия. При этом, требования к участникам такой закупки должны быть указаны в документации о конкурентной закупке (ч. 6 ст. 3 Закона о закупках, п. 9 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках.).

Закон о закупках не содержит закрытого перечня требований, которые могут предъявляться к участникам и предмету закупки, в связи с чем при проведении закупок Заказчик вправе устанавливать дополнительные (повышенные) требования к участникам, в частности при специфичном характере производственной деятельности Заказчика или специфики закупаемого товара.

Вместе с тем законодательство не запрещает заказчикам устанавливать требование о дилерстве для эффективного удовлетворения своих потребностей.

Закон о закупках не обязывает заказчиков допускать к участию в закупке всех хозяйствующих субъектов, имеющих намерение получить прибыль в результате заключения договора. Иное противоречило бы принципу целевого и экономически эффективного расходования денежных средств, сокращения Издержек заказчика, закрепленному пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках и предполагающему наличие у заказчика права на установление в закупочной документации способствующих тому требований к участникам закупки.

На основании пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках к принципам, которыми должны руководствоваться заказчики при закупке товаров, работ, услуг, относятся равноправие (отсутствие дискриминации) участников закупки и недопустимость необоснованного ограничения конкуренции. Требования предъявлены в равной степени ко всем участникам закупки.

Сама по себе невозможность участия в закупке отдельных хозяйствующих субъектов, не отвечающих предъявленным заказчиком требованиям, также не означает, что действия заказчика повлекли необоснованное ограничение конкуренции.

Также Заявитель указывает, что, согласно по пункту 1.7. Технического задания Заказчик установил требование о предоставлении копии документов, подтверждающих дилерские (торговые) полномочия согласно п 1. Приложения №3 к документации о закупке «Требования к участникам», чем нарушил пункт 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 № 223-Ф3: равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Вместе с тем, Заявитель сообщает, что участник аукциона может не являться производителем товара по предмету закупки, и не иметь договорных отношений с производителем такого товара, при этом ранее осуществлять поставки товара надлежащим образом в соответствии с требованиями договора поставки, не обладая документально подтвержденным правом поставки такого оборудования.

Кроме того, в отсутствие обязанности производителя/дилера товара как-либо реагировать на соответствующие запросы участников закупки о представлении, в срок до окончания подачи заявок на участие в аукционе, подтверждающих документов о том, что участник обладает правом поставки товара по предмету закупки, возможность участников закупки подать заявку на участие в закупку в соответствии с вышеуказанными требованиями Документации всецело зависит от волеизъявления третьих лиц - производителя/дилера/поставщика, его официального представителя, что ограничивает возможность участия в аукционе.

Заказчик с доводами Жалобы не согласен, просит признать Жалобу необоснованной в силу следующих представленных возражений.

31.10.2022 на электронной площадке zakupki.gov.ru АО «Россети Тюмень» размещено извещение о проведений аукциона на право заключения договора на поставку запасных частей для ремонта, вездеходной техники филиалов АО «Россети Тюмень» в 2023 году, извещение 3221)808624.

Извещением предусмотрены следующие сроки закупки:

  • окончание подачи заявок — 16.11.2022,
  • рассмотрение заявок - 25.11.2022,
  • дата проведения торгов - 28.11.2022,
  • подведение итогов - 30.11.2022.

11.11.2022 Участником - ООО «ТехГазСнаб» была подана заявка на участие в запросе котировок (оферта от 08.11.2022 №177),

Согласно протоколу заседания комиссии по рассмотрению заявок Участников закупки от 25.11.2022 У» 322 И 761209/2022.0738-1 заявка ООО «ТехГазСнаб» была отклонена как несоответствующая требованиям закупочной документации.

28.11.2022 в Ханты-Мансийское УФАС России поступила жалоба Заявителя. Анализ доводов данной Жалобы свидетельствует о том, что Заявитель фактически обжалует положения закупочной документации, а не неправомерность отклонения его заявки Заказчиком.

Вместе с тем, Заказчик указывает, что подавая соответствующую заявку на участие в закупке, ООО «ТехГазСнаб» согласилось на участие в конкурентной процедуре на условиях, изложенных в закупочной документации и не обращалось в антимонопольный орган с жалобой на положения закупочной документации до подачи заявки, а решило обжаловать спорный критерий лишь после отклонения заявки.

Подача жалобы за пределами окончания срока подачи заявок необоснованно затрагивает права и законные интересы иных участников закупки, которые подали заявки на условиях документации. Заявитель, будучи участником конкурентной закупки, подав заявку согласился со всеми требованиями и условиями закупочной документации, в том числе в части установленных в ней критериев, что делает невозможным в последующем обжалование таких положений.

В соответствии с 4.1 ст. 10 ГК РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действуя в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

Спорные положения документации, если Заявитель полагает, что размещённая Заказчиком документация имеет признаки дискриминационного характера, подлежали обжалованию заявителем до окончания срока подачи заявки на участие (в настоящем случае до 16.11.2022) посредством направления соответствующей жалобы в антимонопольный орган либо в судебном порядке.

Заказчик сообщает, что ООО «ТехГазСнаб» не направляло запросы на разъяснение положений документации, не обращалось с требованием внести в нее изменения, не подавало Жалобу в антимонопольный орган. Возможные нарушения могли быть своевременно обнаружены при изучении документации о закупке, в этой связи податель Жалобы имел возможность обжаловать соответствующие положения документации до окончания срока подачи заявок, не нарушая прав участников закупочной процедуры и иных заинтересованных лиц.

Границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлений от 29.03.2011 № 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В тоже время, «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных отношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований. Указанное означает недопустимость применения со стороны антимонопольного органа мер публично-правового принуждения на основании жалобы лица, не посчитавшего необходимым со своей стороны оспорить положения закупочной документации до момента подачи своей заявки на участие в этой закупке, а попытавшегося обойти эти требования и впоследствии стремящегося сорвать закупочную процедуру после отказа её организатора в организации такого лица победителем закупки.

Обязанность по оформлению и подготовке заявки, предоставлению документов и сведений в заявке полностью лежит на участнике закупки, а не на Заказчике, согласно пунктам 3.1.1, 3.1.2, 3.1.7 Положения о закупке.

Согласно пункту 3.1.1. Положения о закупке, предполагается, что участник закупки изучит все инструкций, формы, условия, технические условия и другую информацию, содержащуюся в документации о закупке, а также разъяснения извещения о закупке и/или документации о закупке в случае их наличия. Никакие претензии Заказчику закупки не будут приниматься на том основании, что участник закупки не понимал какие-либо вопросы. Неполное представление информации, запрашиваемой в документации о закупке, или же подача заявки, не отвечающей требованиям документации о закупке является основанием для признания заявки не соответствующей требованиям документации о закупке и отклонения участника от участия в закупке.

Также, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России обращает внимание, что Заявитель не воспользовался правом на получение разъяснений положений документации о закупке, предусмотренным п. 2.2.1 Положением о закупке, а значит всю ответственность за правильность составления заявки взял на себя.

В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Из системного толкования вышеназванных норм следует, что обжаловать действия (бездействия) субъектов контроля Закона о закупках по основаниям, предусмотренным частью 10 статьи 3 Закона о закупках вправе любые лица, чьи права и законные интересы нарушены неправомерными действиями (бездействием) субъектов контроля Закона о закупках.

При этом необходимо учитывать, что согласно части 11 статьи 3 Закона о закупках в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.

Спорные положения Документации, которые, по мнению Заявителя, являются необоснованными, подлежали обжалованию до окончания срока подачи заявок. В противном случае реализация такого права за пределами окончания срока подачи заявок необоснованно затрагивает права и законные интересы иных участников закупки, которые подали заявки на условиях Документации. Заявитель, будучи участником, подав заявку, конклюдентно согласился со всеми требованиями и условиями закупочной документации.

Таким образом, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России признает данный довод жалобы Заявителя необоснованным.

На основании вышеизложенного Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России, руководствуясь положениями статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,

РЕШИЛА:

Признать жалобу ООО «ТехГазСнаб» (вх. № 12247-эп/22 от 28.11.2022) на действия АО «Россети Тюмень» при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку запасных частей для ремонта вездеходной техники филиалов АО «Россети Тюмень» в 2023 году, извещение №32211808624, необоснованной.

Связанные организации

Связанные организации не указаны