Определение б/н ОПРЕДЕЛЕНИЕ О НАЗНАЧЕНИИ ДЕЛА №086/01/16-29/2020 О НАРУШЕНИИ... от 28 января 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

О НАЗНАЧЕНИИ ДЕЛА №086/01/16-29/2020 О НАРУШЕНИИ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА К РАССМОТРЕНИЮ

 

28 января 2020 года                                                                            г.Ханты-Мансийск

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства

УСТАНОВИЛ:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу Югре (далее Ханты-Мансийское УФАС России) поступили заявление и материалы Нефтеюганской межрайонной прокуратуры, указывающие на признаки нарушения антимонопольного законодательства в действиях Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «СДЮСШОР по биатлону» (далее – МБУ ДО «СДЮСШОР по биатлону») при заключении договоров с ООО «Митра».

В ходе рассмотрения материалов установлено, что в 2018 и 2019 годах между МБУ ДО «СДЮСШОР по биатлону» и ООО «Митра» заключены следующие договоры на оказание услуг на техническое обслуживание и текущий ремонт электрооборудования:

- договор №18-15 от 29.12.2017 цена контракта – 306 575 руб.;

- договор №18-39 от 30.03.2018 цена контракта – 306 575 руб.;

- договор №18-50 от 29.06.2018 цена контракта – 306 575 руб.;

- договор №18-61 от 29.06.2018 цена контракта – 306 575 руб.;

- договор №19-06 от 28.12.2018 цена контракта – 306 575 руб.;

- договор №19-34 от 26.03.2019 цена контракта – 306 574 руб.;

- договор №19-54 от 26.06.2019 цена контракта – 306 574 руб.;

- договор №19-57 от 30.09.2019 цена контракта – 306 575 руб.;

Все вышеуказанные договоры заключены на основании пункта 5 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе).

Все договоры содержат идентичный по своему характеру вид работ и место оказания услуг.

Закон о контрактной системе регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.

Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (часть 1 статьи 24 Федерального закона №44-ФЗ).

Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений (часть 2 статьи 24 Федерального закона №44-ФЗ).

В соответствии с частью 5 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3 данного закона. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.

Закупка у единственного поставщика не относится к конкурентным способам закупки, а, следовательно, применение такого метода закупок должно осуществляться исключительно в случаях, установленных законом. Такие случаи предусмотрены статьей 93 Закона о контрактной системе.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе (в редакциях, действующих до редакции №59 от 27.06.2019г.) закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае осуществления закупки товара, работы или услуги государственным или муниципальным учреждением культуры, уставными целями деятельности которого являются сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, а также иным государственным или муниципальным учреждением (зоопарк, планетарий, парк культуры и отдыха, заповедник, ботанический сад, национальный парк, природный парк, ландшафтный парк, театр, учреждение, осуществляющее концертную деятельность, телерадиовещательное учреждение, цирк, музей, дом культуры, дворец культуры, клуб, библиотека, архив), государственной или муниципальной образовательной организацией, государственной или муниципальной научной организацией, организацией для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которую помещаются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, под надзор, физкультурно-спортивной организацией на сумму, не превышающую четырехсот тысяч рублей. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать пятьдесят процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем двадцать миллионов рублей.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 1 Закона о защите конкуренции настоящий Федеральный закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации.

Целями данного Закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (часть 2 статьи 1 Закона о защите конкуренции).

В части 1 статьи 3 названного Закона указано, что настоящий Федеральный закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

В соответствии с пунктом 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

Согласно пункту 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке. Признаки ограничения конкуренции приведены в пункте 17 названной нормы.

Соглашение – договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме (пункт 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

Признаками ограничения конкуренции являются сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации (пункт 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

Таким образом, для квалификации действий хозяйствующего субъекта и органа власти, как не соответствующих статье 16 Закона о защите конкуренции, необходимо установить наличие соглашения между указанными лицами или их согласованных действий и наступление (возможность наступления) в результате этих действий (соглашения) последствий, связанных с недопущением, ограничением, устранением конкуренции.

Фактически данные договоры образуют единую сделку, искусственно раздробленную и оформленную (по четыре договора в 2018 году и четыре договора в 2019 году) самостоятельными договорами для формального соблюдения ограничения, предусмотренного пунктом 5 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, с целью уйти от соблюдения процедур, предусмотренных указанным законом.

Более того, отсутствие публичных процедур не привело к эффективному использованию бюджетных средств, предполагающему, в том числе, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) (статья 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

В результате заключения МБУ ДО «СДЮСШОР по биатлону» прямых договоров с ООО «Митра» как с единственным поставщиком общество получило доступ к выполнению работ по максимальной цене без участия в какой-либо конкурентной борьбе.

Заключение договоров с единственным поставщиком и отсутствие конкурентных процедур способствовало созданию преимущественного положения единственного поставщика и лишило возможности других хозяйствующих субъектов, осуществляющих аналогичную деятельность, реализовать свое право на заключение договора.

Несоблюдение процедуры конкурентной закупки нарушило права иных хозяйствующих субъектов – участников данного товарного рынка, с которыми договор не заключен вследствие предоставления преимущества ООО «Митра».

Вышеуказанное свидетельствует о наличии между МБУ ДО «СДЮСШОР по биатлону» и ООО «Митра» соглашения, которое носит антиконкурентный характер, поскольку приводит к преимущественному положению конкретного хозяйствующего субъекта – ООО «Митра» при оказании работ по техническому обслуживанию и текущему ремонту электрооборудования, что приводит, а также способно привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Таким образом, действия МБУ ДО «СДЮСШОР по биатлону» и ООО «Митра», выразившиеся в заключение договоров на выполнение работ на техническое обслуживание и текущий ремонт электрооборудования содержат признаки нарушения пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции.

На основании изложенного издан приказ Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре от 13.01.2020 №21 о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения Муниципальным бюджетным учреждением дополнительного образования «СДЮСШОР по биатлону» (2 мкр., д.10, кв.28 г.Нефтеюганск, 628309) и Обществом с ограниченной ответственностью «Митра» (15 мкр., д.5а, офис 1, г.Нефтеюганск, 628306) пункта 4 статьи 16 Закон о защите конкуренции, выразившихся в заключении договоров №18-15 от 29.12.2017, №18-39 от 30.03.2018, №18-50 от 29.06.2018, №18-61 от 29.06.2018, №19-06 от 28.12.2018, №19-34 от 26.03.2019, №19-54 от 26.06.2019, №19-57 от 30.09.2019 на оказание услуг на техническое обслуживание и текущий ремонт электрооборудования без проведения торгов, руководствуясь частью 13 статьи 44 Закона о защите конкуренции,

ОПРЕДЕЛИЛ:

1. Назначить дело №086/01/16-29/2020 к рассмотрению на 27 февраля 2020 года в 12 час. 00 мин. по адресу: г.Ханты-Мансийск, ул.Мира, д.27, зал заседаний.

2. Привлечь к участию в рассмотрении дела в качестве заявителя: Нефтеюганскую межрайонную прокурору (Набережная ул., стр.4, г.Нефтеюганск, 628300).

3. Привлечь к участию в рассмотрении дела в качестве ответчика: Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «СДЮСШОР по биатлону» (2 мкр., д.10, кв.28 г.Нефтеюганск, 628309).

4. Привлечь к участию в рассмотрении дела в качестве ответчика: Общество с ограниченной ответственностью «Митра» (15 мкр., д.5а, офис 1, г.Нефтеюганск, 628306).

5. В соответствии со статьей 25 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» Муниципальному бюджетному учреждению дополнительного образования «СДЮСШОР по биатлону», представить в срок до 21 февраля 2020 года следующие документы (информацию):

  •  всю имеющуюся переписку между МБУ ДО «СДЮСШОР по биатлону» и ООО «Митра» по вопросу заключения договоров №18-15 от 29.12.2017, №18-39 от 30.03.2018, №18-50 от 29.06.2018, №18-61 от 29.06.2018, №19-06 от 28.12.2018, №19-34 от 26.03.2019, №19-54 от 26.06.2019, №19-57 от 30.09.2019 на оказание услуг на техническое обслуживание и текущий ремонт электрооборудования;
  •  документы, подтверждающие оказание и оплату услуг по договорам №18-15 от 29.12.2017, №18-39 от 30.03.2018, №18-50 от 29.06.2018, №18-61 от 29.06.2018, №19-06 от 28.12.2018, №19-34 от 26.03.2019, №19-54 от 26.06.2019, №19-57 от 30.09.2019 на оказание услуг на техническое обслуживание и текущий ремонт электрооборудования;
  •  надлежащим образом заверенные копии документов, подтверждающих полномочия <<--->> в должности директора МБУ ДО «СДЮСШОР по биатлону», в том числе копии трудового договора (служебного контракта), копии паспортных данных, с указанием даты и места рождения, серии и номера паспорта, кем выдан, дата выдачи, адрес регистрации, а также информацию о фактическом месте проживания, телефон, е-mail;
  •  письменные объяснения по признакам нарушения пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

6. В соответствии со статьей 25 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» Обществу с ограниченной ответственностью «Митра», представить в срок до 21 февраля 2020 года следующие документы (информацию):

  •  всю имеющуюся переписку между ООО «Митра» и МБУ ДО «СДЮСШОР по биатлону» и по вопросу заключения договоров №18-15 от 29.12.2017, №18-39 от 30.03.2018, №18-50 от 29.06.2018, №18-61 от 29.06.2018, №19-06 от 28.12.2018, №19-34 от 26.03.2019, №19-54 от 26.06.2019, №19-57 от 30.09.2019 на оказание услуг на техническое обслуживание и текущий ремонт электрооборудования;
  •  документы, подтверждающие оказание и оплату услуг по договорам №18-15 от 29.12.2017, №18-39 от 30.03.2018, №18-50 от 29.06.2018, №18-61 от 29.06.2018, №19-06 от 28.12.2018, №19-34 от 26.03.2019, №19-54 от 26.06.2019, №19-57 от 30.09.2019 на оказание услуг на техническое обслуживание и текущий ремонт электрооборудования;
  •  надлежащим образом заверенные копии документов, подтверждающих полномочия <<--->> в должности исполняющего обязанности генерального директора ООО «Митра», в том числе копии трудового договора (служебного контракта), копии паспортных данных, с указанием даты и места рождения, серии и номера паспорта, кем выдан, дата выдачи, адрес регистрации, а также информацию о фактическом месте проживания, телефон, е-mail;
  •  письменные, нормативные объяснения по признакам нарушения части 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Непредставление или несвоевременное представление документов (информации) в антимонопольный орган влечет за собой административную ответственность, предусмотренной частью 5 статьи 19.8 КоАП РФ.

В случае невозможности представления какого-либо из перечисленных документов, необходимо представить письменные объяснения о причинах его отсутствия.

Явка лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации, и (или) их представителей с надлежаще оформленной доверенностью для участия в рассмотрении дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации обязательна. В случае неявки указанных лиц, дело по признакам нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации будет рассмотрено в их отсутствие.

В целях обеспечения прохода на территорию Ханты-Мансийского УФАС России, а равно допуска к рассмотрению дела, представителям лиц, участвующих в деле, при себе необходимо иметь документ, удостоверяющий личность, документ, подтверждающий полномочия лица на представление интересов органа власти, хозяйствующего субъекта либо физического лица, а также копию настоящего определения (уведомления) по делу.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                                 <<--->>

Связанные организации

Связанные организации не указаны