Решение б/н решение по жалобе № 536-ж от 5 апреля 2021 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по жалобе № 086/07/2-473/2021
по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика
при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом
от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»
Резолютивная часть решения оглашена 01.04.2021 г. Ханты-Мансийск
Решение в полном объеме изготовлено 05.04.2021
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее - Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), в составе:
Председатель комиссии:
«_______» — «_______»;
Члены комиссии:
«_______» — «_______»;
«_______» — «_______»;
в отсутствии представителя Заявителя, уведомленного о рассмотрении Жалобы;
в присутствии представителей Заказчика по ВКС – «_______»; «_______»;
рассмотрев жалобу «_______» (вх. от 24.03.2021 № 536-ж) (далее — Жалоба) на действия Заказчика АУ ХМАО-Югры «Советская районная больница» при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на поставку смеси белковой композитной для нужд АУ «Советская районная больница», извещение № 32110086164, в соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу — Югре (далее – Ханты-Мансийское УФАС России), в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, поступила жалоба «_______» (далее — Заявитель) на действия заказчика — АУ ХМАО-Югры «Советская районная больница» (далее — Заказчик) при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на поставку смеси белковой композитной для нужд АУ «Советская районная больница», извещение № 32110086164.
Заявитель обжалует положения документации о закупке.
В силу части 10 статьи 3 Закона о закупках, участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в следующих случаях:
1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;
2) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;
3) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;
4) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;
5) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.
Указанная норма Закона о закупках носит императивный характер и приведенный в ней перечень оснований для обжалования действий (бездействия) заказчика в антимонопольный орган является исчерпывающим, соответственно положения статьи 18.1 Закона о защите конкуренции должны применяться с учетом данной нормы.
С учетом, доводов, содержащихся в жалобе, Комиссия полномочна рассматривать данную жалобу.
В соответствии с пунктом 13 статьи 3 Закона о закупках, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России ограничена доводами жалобы.
В соответствии с частью 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Ханты-Мансийским УФАС России в адрес Заявителя и Заказчика направлено Уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу. Рассмотрение жалобы назначено на 01.04.2021. В назначенную дату состоялось рассмотрение Жалобы посредством видео-конференц-связи.
Изучив имеющиеся материалы дела, представленные доказательства, заслушав представителя Заказчика, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России установила следующее.
Закупочная деятельность Заказчика, на момент проведения закупки, регулируется Положением о закупках товаров, работ, услуг для нужд АУ ХМАО – Югры «Советская районная больница», утвержденным решением Наблюдательного совета от 18.09.2020 на основании Типового положения № 1180000761 «Типовое положение о закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», утвержденного 18.09.2020 Департаментом государственного заказа ХМАО-Югры (далее - Положение о закупках).
16.03.2021 в Единой информационной системе в сфере закупок (далее – ЕИС) на официальном сайте www.zakupki.gov.ru Заказчиком опубликовано извещение № 32110086164 о проведении аукциона в электронной форме.
В соответствии с извещением установлены следующие сроки:
- дата начала срока подачи заявок – 17.03.2021 (мск+2);
- дата и время окончания подачи заявок – 24.03.2020 в 08:00 (мск+2);
- дата подведения итогов – 25.03.2021 (мск+2).
Начальная (максимальная) цена договора - 630 000 рублей.
В соответствии с Протоколом рассмотрения первых частей заявок от 24.03.2021 и протоколом рассмотрения вторых частей заявок от 24.03.2021 на участие в закупке поступила одна заявка. Заявитель заявку не подавал, следовательно, не является участником закупки. Вместе с тем, 24.03.2021 в Ханты-Мансийское УФАС России поступила Жалоба Заявителя на положения документации о закупке.
Предметом закупки является поставка смеси белковой композитной cухой (далее – СБКС) для нужд АУ «Советская районная больница».
Заявитель в своей Жалобе указывает, что согласно п.4.2 ГОСТ 33933-2016 СБКС могут быть обогащены минеральными веществами. При этом Химические показатели СБКС должны соответствовать нормам, указанным в таблице 2 ГОСТа: уровень минералов не должен превышать 50 % от нормы физиологической потребности в конкретном компоненте, что оставляет 500 мг или 0,5 г кальция.
Вместе с тем, заказчиком установлено: «Смесь белковая композитная сухая должна содержать кальций не менее 1,85г на 100г». Указанная в техническом задании характеристика существенно превышает установленные значения в 50% (что составляет 0,5 г кальция).
Таким образом, дополнительные характеристики товара о наличии в смеси белковой композитной сухой кальция не менее 1,85 г на 100 г смеси, указаны Заказчиком необоснованно и создают ограничения для участия в аукционе другим поставщикам.
Рассмотрев документацию о закупке Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России установила следующее.
Требования к характеристикам товара установлены в разделе 2 документации о закупке «Техническое задание».
№ п/п |
Наименование продукта |
Характеристика продукта |
Ед. изме-рения |
Кол-во |
|
Область применения, качество, характеристики продукта |
Пищевая и Энергетическая ценность в 100 г. сухого продукта |
||||
1. |
Смесь белковая композитная сухая
|
Предназначена для реализации населению, пищеблокам лечебно – профилактических учреждений и учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, санаториям, другим предприятиям общественного питания в качестве компонента для приготовления готовых блюд для диетического (лечебного и профилактического) питания детей с 3 – х лет и взрослых. Смесь белковая композитная сухая должна соответствовать требованиям, предъявляемым к таким смесям приказом Минздрава России от 5 августа 2003 г. № 330 «О мерах по совершенствованию лечебного питания в лечебно профилактических учреждениях Российской Федерации» (с изменениями на 21 июня 2013 г.) Товар должен производиться согласно ГОСТа 33933-2016. |
Пищевая и энергетическая ценность в 100 г сухой смеси: Белки – не менее 40,0 г Жиры – не менее 20,0 г Углеводы – не менее 30,0 г Кальций - не менее 1,85 г Энергетическая ценность – не менее 452,0 Ккал.
|
кг |
250 |
Заказчик с доводами Жалобы не согласен по следующим основаниям.
Устанавливая требования к предмету закупки Заказчик исходит из необходимости своевременного и полного удовлетворения потребностей в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности.
Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, устанавливаются Заказчиком в документации о закупке исходя из потребностей Заказчика (часть 10 статьи 4 Закона о закупках).
Согласно части 6.1 статьи 3 Закона о закупках при описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки.
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30.09.2016 №1299-ст в качестве национального стандарта с 01.01.2018 введен в действие ГОСТ 33933-2016 «Продукты диетического лечебного и диетического профилактического питания. Смеси белковые композитные сухие. Общие технические условия» (далее - ГОСТ 33933-2016).
Согласно пункту 3.1 ГОСТ 33933-2016 смеси белковые композитные сухие являются специализированными пищевыми продуктами, состоящими из белка молока (казеина и/или белков сыворотки молока), или изолята соевого белка, или белков молока (казеина и/или белков сыворотки молока) и изолята соевого белка, с добавлением одного или нескольких ингредиентов, включая минеральные вещества.
В таблице 2 пункта 5.1.3 ГОСТ 33933-2016 установлено содержание минеральных веществ в суточной порции смеси белковой композитной сухой, обогащенной минеральными веществами, - от 15,0 до 50,0 % включительно от нормы физиологической потребности в этом компоненте.
Из таблицы В3 Приложения В (обязательного) ГОСТ 33933-2016 следует допустимость содержания в 20 г смеси белковой композитной сухой кальция в количестве от 150,00 до 500,0 мг включительно, что при пересчете на 100 г такой смести составит от 750,00 мг до 2500 мг.
Частью 4 статьи 39 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» установлено, что нормы лечебного питания утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Минздрава России от 21.06.2013 №395н «Об утверждении норм лечебного питания» предусмотрено использование во всех стандартных диетах лечебного питания двух специализированных продуктов диетического лечебного питания: смесей белковых композитных сухих и витаминно-минеральных комплексов (% от физиологической нормы – 50 – 100). Таким образом, за счет специализированных пищевых продуктов диетического лечебного питания в рационы лечебного питания предусмотрено поступление от 50 до 100% от физиологической нормы минералов, в том числе кальция.
Согласно Таблице 3 приложения В ГОСТа 33933-2016 содержание кальция в количестве от 150,0 мг до 500,0 мг включительно установлено для рекомендуемой порции СБКС (20 г), а не из расчета на 100 г сухой смеси. В характеристике продукта, описанного в Техническом задании указано: «Кальций - не менее 1,85 г в 100 г сухой смеси», что в перерасчете на 20 г рекомендуемой порции соответствует 370 мг кальция.
Таким образом, при описании предмета закупки Заказчик руководствовался действующими нормативными актами в сфере лечебного питания.
Требования Заказчика не противоречат действующему законодательству РФ, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Частью 6 статьи 3 Закона о закупках установлено, что Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Таким образом, поскольку требования, установленные Заказчиком к участникам закупки, составу заявок на участие в закупке, в равной мере относятся ко всем хозяйствующим субъектам, имеющим намерение принять участие в закупке, не приводят к нарушению антимонопольных запретов, то нарушения положений Закона о закупках отсутствуют.
На основании изложенного и в соответствии с положениями статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу «_______» (вх. от 24.03.2021 № 536-ж) на действия Заказчика АУ ХМАО-Югры «Советская районная больница» при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на поставку смеси белковой композитной для нужд АУ «Советская районная больница», извещение № 32110086164, необоснованной.
Примечание: Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель комиссии «_______»
Члены комиссии: «_______»
«_______»