Решение б/н решение по жалоба № 8172-эп/22 на действия Заказчика ФГБУ «1... от 17 августа 2022 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
№ 086/07/3-1104/2022
по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика
при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом
от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»
Резолютивная часть решения оглашена 15.08.2022 г. Ханты-Мансийск
Решение в полном объеме изготовлено 17.08.2022
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее - Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), в составе:
Председатель комиссии:
«__________» — «__________»;
Члены комиссии:
«__________» — «__________»;
«__________» — «__________»;
в присутствии представителя Заявителя посредством видео-конференц-связи;
в присутствии представителя Заказчика посредством видео-конференц-связи;
рассмотрев Жалобу «__________» (вх. от 08.08.2022 № 8172-эп/22) (далее — Жалоба) на действия Заказчика ФГБУ «13 Отряд Федеральной противопожарной службы государственной противопожарной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре» при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства , на поставку рукавов пожарных, извещение № 32211575210, в соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу — Югре (далее – Ханты-Мансийское УФАС России, Управление), в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, поступила Жалоба (вх. от 08.08.2022 № 8172-эп/22) «__________» (далее – Заявитель) на действия Заказчика ФГБУ «13 Отряд Федеральной противопожарной службы государственной противопожарной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре» (далее – Заказчик, ФГБУ «13 Отряд ФПС ГПС») при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства , на поставку рукавов пожарных, извещение № 32211575210.
Заявитель обжалует необоснованное отклонение его заявки от участия в закупке.
Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках, Закон № 223-ФЗ) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.
В силу части 10 статьи 3 Закона о закупках участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в случаях:
1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;
2) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;
3) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;
4) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;
5) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.
Указанная норма Закона о закупках носит императивный характер и приведенный в ней перечень оснований для обжалования действий (бездействия) заказчика в антимонопольный орган является исчерпывающим, соответственно положения статьи 18.1 Закона о защите конкуренции должны применяться с учетом данной нормы.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг для ФГБУ «13 отряд ФПС ГПС по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (договорной)» (далее – Положение о закупке), утвержденным приказом ФГБУ «13 отряд ФПС ГПС по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (договорной)» от 29.06.2021 № 82.
26.07.2022 в Единой информационной системе в сфере закупок (далее – ЕИС) на официальном сайте www.zakupki.gov.ru Заказчиком опубликовано извещение о проведении закупки № 32211575210. В соответствии с извещением срок подачи заявок установлен с 26.07.2022 по 02.08.2022 02:00 (мск+2). Время подачи ценовых предложений с 09:00 04.08.2022 до 09:20 04.08.2022. Дата подведения итогов – 14.04.2022.
03.08.2022 в ЕИС опубликован протокол рассмотрения первых частей заявок, согласно которому на участие в закупке поступило 5 заявок. Из них две заявки допущены к участию в закупке, три заявки отклонены в связи с несоответствием требованиям документации о закупке:
№ заявки |
Причина отклонения |
3154 |
Несоответствие продукции, указанной в заявке на участие в закупке, требованиям документации (пп.4 п.1.12.1 Положения о закупке, п.20 Документации о проведение аукциона в электронной форме (техническое задание): не указано давление головок. |
3986 |
Несоответствие продукции, указанной в заявке на участие в закупке, требованиям документации (пп.4 п.1.12.1 Положения о закупке, п.20 Документации о проведение аукциона в электронной форме (техническое задание): указан Рукав латексированный с внутренним гидроизоляционным и наружным защитным покрытием из натурального латекса для пожарных машин маслостойкий и морозостойкий РИМ (Д)- 150-1,2-М- УХЛ1 с головками ГР -150 ал. |
4581 |
Не выполнено требование и. 4 документации об (пп.4 п.1.12.1 Положения о закупке, ч. 19.6 ст. 3.4 Закона N 223-Ф3 Первая часть заявки должна содержать предложение в отношении предмета закупки описание поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки в соответствие с требованиями документации о закупке. |
Согласно протоколу рассмотрения вторых частей заявок от 04.08.2022 закупка признана несостоявшейся в связи с тем, что один из двух допущенных участников не принял участия в подаче ценовых предложений. По результатам закупки победителем признан участник «__________».
Заявка Заявителя была зарегистрирована под номером 3154, отклонена от участия в закупке в связи с тем, что в первой части заявки не было указано давление головок, установленное в техническом задании документации о закупке.
Заявитель не согласен с решением закупочной комиссии об отклонении его заявки ввиду следующего.
Заказчик в технических требованиях прописывает конкретные показатели необходимой продукции, согласно которым «__________» составило документацию и направила заказчику. Причиной отклонения послужило отсутствие указания в первой части заявки давления головок. Но в аукционной документации информация о давлении головок носила рекомендательный характер, так как была прописана другим шрифтом и начиналась с фразы: «ВНИМАНИЕ!!! Напоминаем, соединительные головки ГР-150-1,6 ПМ УХЛ должны соответствовать требованиям «Технического регламента о требованиях пожарной безопасности». В требованиях составления аукционной документации заказчик не указал, что эта часть технического задания должна быть включена в заявку на участие.
Заказчик с Жалобой не согласен, считает отклонение заявки правомерным и обоснованным, поскольку заявка Заявителя не соответствует требованиям ч.10 ст.3.2 Закона о закупках, так как не соответствует предусмотренным документацией о закупке и Положением о закупках требованиям к заявке, а именно:
- отсутствие наименование страны происхождения товара;
- предоставление неполных сведений в первой части заявки (требование к давлению соединительных головок и наличию манжет).
Рассмотрев материалы Жалобы, заслушав представителя Заказчика, Комиссия Управления установила следующее.
В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
В соответствии с ч.6.1 ст.3 Закона о закупках при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен в описании предмета закупки указывать функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки.
При этом, такие требования должны быть указаны в документации о конкурентной закупке, согласно пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
Рассмотрев документацию о закупке, в том числе техническое задание, а также заявку Заявителя Комиссия установила следующее.
Описание предмета закупки содержится в п. 20 Документации о закупке.
В соответствии с техническим заданием технические характеристики товара указаны в таблице:
№ п/п |
Наименование товара |
Страна происхож-дения товара |
Технические характеристики и размеры
|
Показатели товара |
|
Рукав пожарный напорный РПМ(В)-150-1,6-М-УХЛ1 (РУТЕКС, или эквивалент) |
Российская Федерация
|
Внутренний диаметр рукава (мм) |
150 +3 |
Длина рукава, м |
20 ±1 |
|||
Рабочее давление рукава, МПа |
1,6 |
|||
Испытательное давление, МПа, не менее |
2,0 |
|||
Разрывное давление рукава, МПа, не менее |
3,5 |
|||
Масса 1 м рукава, кг, не более |
1,2 |
|||
Прочность связи внутреннего слоя покрытия с тканью каркаса рукава (адгезия), Н/см, не менее |
10 |
|||
Толщина внутреннего гидроизоляционного покрытия рукава, мм, не менее |
0,3 |
|||
Относительное удлинение рукава, при рабочем давлении, %, не более |
5 |
|||
Относительное увеличение диаметра рукава, при рабочем давлении, %, не более |
5 |
|||
Стойкость рукава к воздействию стержня, имеющего температуру наружной поверхности 3000 С, с, не менее |
30 |
|||
Стойкость рукава к воздействию масла в течении 72ч, адгезия Н/см / разрывное давление, МПа, не менее |
10 / 3,5 |
|||
Минимальная рабочая температура при эксплуатации, С |
-60 |
|||
Максимальная рабочая температура при эксплуатации, С |
+40 |
|||
Минимальная температура транспортировки и хранения, С |
-60 |
|||
Максимальная температура транспортировки и хранения, С |
+50 |
|||
Характеристики и соответствия Рукав пожарный напорный РПМ (В)-150-1,6-М-УХЛ1 (далее рукав) является гибким трубопроводом, предназначенным для транспортирования огнетушащих веществ под избыточным давлением, обладает повышенной стойкостью к износу (истиранию) и к воздействию масел и различных нефтепродуктов, по классификации - для комплектации пожарных машин. Климатическое исполнение - для районов с холодным и умеренным климатом – УХЛ1. Конструкция рукава: тканевязаный каркас с резиновым внутренним гидроизоляционным покрытием (2-х слойная резиновая камера). Рукав должен соответствовать требованиям «Технического регламента о требованиях пожарной безопасности», должен быть сертифицирован в установленном порядке (имеет сертификат соответствия). Маркировка рукава: -нанесена маркировка на расстоянии не более 0,5 м от обоих концов рукава содержащая информацию: -наименование или товарный знак предприятия - изготовителя; -условное обозначение рукава; -маркировка длины рукава, м; -дата изготовления (месяц, год). дополнительно на расстоянии не менее 4 м от одного из концов рукава нанесена маркировка: -наименование или товарный знак предприятия-изготовителя; -дата изготовления (месяц, год); в качестве дополнительной маркировки рукава могут быть нити, отличающиеся по цвету от нитей каркаса (просновки). Рукав должен быть оборудован: - пожарными соединительными головками ГР-150-1,6 ПМ УХЛ, головки соединительные должны соответствовать требованиям «Технического регламента о требованиях пожарной безопасности»; - дополнительно, для предотвращения преждевременного истирания рукава в процессе эксплуатации, рукава должны быть оборудованы защитными манжетами из материала рукава у его концов в месте навязок соединительных головок. Рукав поставляется в скатке. Намотка рукава ровная, без выступающих кромок отдельных витков. Наружный конец рукава в скатке закреплен перевязочным материалом, исключающим возможность механического повреждения рукава. Рукав поставляется в упаковке, защищающей товар от внешнего воздействия. Масса упаковочной единицы не более 30кг. В комплект поставки входит: -рукав, оборудованный головками и защитной муфтой; -формуляр по ГОСТ 2.601 (на каждый рукав). Срок службы не менее 5 лет. Гарантийный срок эксплуатации не менее 12 месяцев. |
Вместе с тем, после таблицы с характеристиками товара в п. 20 Документации указан следующий текст, выделенный цветом и размером шрифта:
«ВНИМАНИЕ!!!
Напоминаем, соединительные головки ГР-150-1,6 ПМ УХЛ должны соответствовать «ГОСТ Р 53279-2009 Техника пожарная. Головки соединительные пожарные. Общие технические требования. Методы испытаний» за исключением требования к рабочему давлению.
Заказчик устанавливает требование к рабочему давлению 1,6 МПа, соответственно головки должны быть изготовлены из материалов, рассчитанных на указанное рабочее давление, иметь соответствующую маркировку на корпусе, а также иметь сертификат (декларацию), подтверждающую указанное давление!!!».
В соответствии с п.4 Документации первая часть заявки должна содержать предложение в отношении предмета закупки. Участник закупки в первой части заявки указывает описание поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки в соответствие с требованиями документации о закупке.
При этом, в документации о закупке не содержится образец заполнения первой части заявки, в том числе образец заполнения сведений о характеристиках предмета закупки, а также инструкция по заполнению сведений.
Согласно пп.1 п.11 документации о закупке Комиссия по осуществлению закупки рассматривает заявки на соответствие их требованиям, установленным в документации об аукционе в электронной форме и оценивает такие заявки в сроки установленные аукционной документацией.
По результатам рассмотрения заявок на участие в аукционе в электронной форме, содержащих информацию, предусмотренную пунктом 4 документации об аукционе, комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе в электронной форме к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона в электронной форме или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в электронной форме в порядке и по основаниям:
- выявлено несоответствие участника хотя бы одному из требований, перечисленных в п. 4 настоящей Документации;
- участник закупки не представил документы, необходимые для участия в процедуре закупки;
- в представленных документах или в заявке указаны недостоверные сведения об участнике закупки и (или) о товарах, работах, услугах.
Рассмотрев заявки участников закупки, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России установила, что Заявитель в первой части заявки указал следующие сведения о характеристиках предлагаемого товара:
№ п/п |
Наименование товара |
Характеристики предлагаемого участником закупки товара |
Страна происхожде-ния товара |
Кол-во |
Ед. измере-ния |
1 |
Рукава пожарные Стандарт 150мм с головками ГРВ-150
|
Внутренний диаметр рукава (мм) 150 Длина рукава, м 20 Рабочее давление рукава, МПа 1,6 Испытательное давление, МПа, 2,0 Разрывное давление рукава, МПа, 3,5 Масса 1 м рукава, кг, 1,2 Прочность связи внутреннего слоя покрытия с тканью каркаса рукава (адгезия), Н/см, 10 Толщина внутреннего гидроизоляционного покрытия рукава, мм, 0,3 Относительное удлинение рукава, при рабочем давлении, %, 5 Относительное увеличение диаметра рукава, при рабочем давлении, %, 5 Стойкость рукава к воздействию стержня, имеющего температуру наружной поверхности 3000 С, с, 30 Стойкость рукава к воздействию масла в течении 72ч, адгезия Н/см / разрывное давление, МПа, 10 / 3,5 Минимальная рабочая температура при эксплуатации, С-60 Максимальная рабочая температура при эксплуатации, С +40 Минимальная температура транспортировки и хранения, С -60 Максимальная температура транспортировки и хранения, С +50 |
Россия
|
30 |
шт |
Таким образом, Комиссией установлено, что Заявитель указал страну происхождения товара, но не указал в первой части заявки все необходимые сведения о характеристиках товара, предусмотренные в разделе «Характеристики и соответствия» технического задания.
Следовательно, довод Жалобы Заказчика о необоснованном отклонении его заявки не нашел подтверждения.
Вместе с тем, при рассмотрении заявок участников закупки в материалах Жалобы, Комиссией Управления установлено, что сведения о рабочем давлении соединительных головок не содержатся в первых частях заявок участников. Данные сведения отсутствуют также в первой части заявки участника, признанного победителем закупки.
Пунктом 1.12.1 Положения о закупках установлено, что Комиссия по закупкам отказывает участнику закупки в допуске к участию в процедуре закупки в следующих случаях:
1) выявлено несоответствие участника хотя бы одному из требований, перечисленных в пункте 1.11.1 настоящего Положения;
2) участник закупки и (или) его заявка не соответствуют иным требованиям документации о закупке (извещению о проведении запроса котировок) или настоящего Положения;
3) участник закупки не представил документы, необходимые для участия
в процедуре закупки;
4) в представленных документах или в заявке указаны недостоверные сведения об участнике закупки и (или) о товарах, работах, услугах;
5) участник закупки не предоставил обеспечение заявки на участие в закупке, если такое обеспечение предусмотрено документацией о закупке.
В соответствии с п.1.12.2 Положения о закупках если выявлен хотя бы один из фактов, указанных в пункте 1.12.1 настоящего Положения, комиссия по закупкам обязана отстранить участника от процедуры закупки на любом этапе ее проведения до момента заключения договора.
В случае выявления фактов, предусмотренных в пункте 1.12.1, в момент рассмотрения заявок информация об отказе в допуске участника отражается
в протоколе рассмотрения заявок. При этом указываются основания отказа, факты, послужившие основанием для отказа, и обстоятельства выявления таких фактов.
Таким образом, заявка Заявителя была отклонена от участия в закупке в связи с тем, что в первой части заявки не указано давление соединительных головок.
Вместе с тем, при отклонении заявок других участников закупки данное основание не указано в протоколе. Участник «__________», также не указавший в первой части заявки давление соединительных головок, был допущен к участию в закупке и признан победителем закупки.
В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
Частью 1 статьи 3 Закона о закупках предусмотрено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе, принципами информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Таким образом, в действиях Заказчика при проведении закупки № 32211575210 выявлены нарушения ч.1 ст.3, ч.6 ст.3 Закона о закупках, п. 1.12.1-1.12.3 Положения о закупках, п. 4 Документации о закупке, выразившиеся в предъявлении различных требований к участникам закупки, а также в неправомерном допуске участника «__________» к участию в закупке.
Согласно ч.20 ст.18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, мероприятий по реализации проекта по строительству) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.
На основании вышеизложенного Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России, руководствуясь положениями статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу «__________» (вх. от 08.08.2022 № 8172-эп/22) на действия Заказчика ФГБУ «13 Отряд Федеральной противопожарной службы государственной противопожарной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре» при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на поставку рукавов пожарных, извещение № 32211575210, необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение ч.1 ст.3, ч.6 ст.3 Закона о закупках, выразившиеся в предъявлении различных требований к участникам закупки, а также в неправомерном допуске участника к участию в закупке.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
Примечание: Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии «__________»
Члены Комиссии: «__________»
«__________»