Решение б/н решение по жалобе № 9144-эп/22 на действия заказчика АО «Рос... от 20 сентября 2022 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по жалобе № 086/07/3-1245/2022
по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика
при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом
от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»
Резолютивная часть решения оглашена 15.09.2022 г. Ханты-Мансийск
Решение в полном объеме изготовлено 20.09.2022
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее - Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), в составе:
Председатель комиссии:
«________» — «________»;
Члены комиссии:
«________» — «________»;
«________» — «________»;
в присутствии представителей Заявителя посредством видео-конференц-связи;
в присутствии представителя Заказчика посредством видео-конференц-связи;
рассмотрев жалобу «________» (вх. от 02.09.2022 № 9144-ЭП/22) на действия АО «Россети Тюмень» при проведении открытого конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на выполнение работ по техническому перевооружению ВЛ 110 кВ Прогресс - Таврическая с отпайками на ПС Роса, ПС Нонг-Еганская (установка ОПН 1 215 шт.) филиала АО «Россети Тюмень» Когалымские электрические сети извещение № 32211541486, в соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу — Югре (далее – Ханты-Мансийское УФАС России, Управление), в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, поступила жалоба (вх. от 02.09.2022 № 9144-ЭП/22) «________» (далее - Заявитель) на действия АО «Россети Тюмень» (далее – Заказчик) при проведении при проведении открытого конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на выполнение работ по техническому перевооружению ВЛ 110 кВ Прогресс - Таврическая с отпайками на ПС Роса, ПС Нонг-Еганская (установка ОПН 1 215 шт.) филиала АО «Россети Тюмень» Когалымские электрические сети извещение № 32211541486.
Указанная Жалоба поступила в Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области и была перенаправлена в Ханты-Мансийское УФАС России для рассмотрения по подведомственности.
Согласно Уведомлению от 09.09.2022 рассмотрение Жалобы назначено на 12.09.2022 посредством видео-конференц-связи. До рассмотрения Жалобы по существу от АО «Россети Тюмень» поступило ходатайство о переносе срока предоставления документов.
В связи с удовлетворением указанного ходатайства, в соответствии с частями 14, 14.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия определила продлить срок принятия решения по Жалобе. Рассмотрение назначено на 15.09.2022. В назначенную дату состоялось рассмотрение Жалобы посредством видео-конференц-связи.
Заявитель в своей жалобе указывает, что закупочная комиссия Заказчика допустила следующие нарушения Закона о закупках:
-
-
- Итоговый протокол не соответствует требованиям п.34 положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ №908, а именно отсутствует срок исполнения договора.
- При расчете рейтинга по критерию «Деловая репутация» Заказчиком используется бальная система в зависимости от количества судебных решений не в пользу участника. Поскольку судебные решения выносятся по различным категориям дел, в том числе не относящимся к исполнению договоров подряда, порядок оценки по данному критерию является субъективным и ведет к ограничению конкуренции закупочной процедуры и противоречит принципам изложенным в статье 3 Закона о закупках.
- 3) Заказчиком не был проведен дозапрос документов касающийся опыта участников конкурса, т.к. в закупочной документации требовалось наличие опыта выполнения аналогичных работ/услуг, что подразумевало под собой только воздушные линии. Подтверждение аналогичного опыта по подстанциям Заявитель с заявкой не представил из-за расплывчатой формулировки в конкурсной документации, что привело к необъективной оценке по указанному критерию.
-
Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках, Закон № 223-ФЗ) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.
При рассмотрении жалобы по существу в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.
В силу части 10 статьи 3 Закона о закупках участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в случаях:
1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;
2) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;
3) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;
4) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;
5) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.
Указанная норма Закона о закупках носит императивный характер и приведенный в ней перечень оснований для обжалования действий (бездействия) заказчика в антимонопольный орган является исчерпывающим, соответственно положения статьи 18.1 Закона о защите конкуренции должны применяться с учетом данной нормы.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Закупочная деятельность ПАО «Россети Тюмень» регламентируется Единым стандартом закупок ПАО «Россети» (далее - Положение о закупке, Стандарт закупок). Положение о закупках утверждено решением Совета Директоров ПАО «Россети» (протокол от 17.12.2018 № 334).
В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Пунктами 4.6.8, 7.4.4, 8.1.7.2 Стандарта закупок установлено, что требования к участникам закупки, требования к содержанию и составу заявки на участие в закупке, требования к документам устанавливаются документацией о закупке в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ, организационно-распорядительными документами Заказчика.
Рассмотрев материалы Жалобы, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России установила следующее.
12.07.2022 в Единой информационной системе в сфере закупок (далее – ЕИС) на официальном сайте www.zakupki.gov.ru Заказчиком опубликовано извещение о проведении закупки № 32211541486. 27.07.2022 в Извещение внесены изменения.
. В соответствии с извещением установлены следующие сроки:
- срок подачи заявок – с12.07.2022 до 14:00 (мск+2) 05.08.2022;
- дата рассмотрения первых частей заявок – 11.08.2022;
- дата рассмотрения вторых частей заявок – 24.08.2022;
- дата подведения итогов – 26.08.2022 (мск+2).
Жалоба поступила посредством электронной почты в Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области 02.09.2022, с соблюдением десятидневного срока, установленного в части 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
26.08.2022 в ЕИС опубликован прокол подведения итогов закупки, согласно которому к участию в закупке допущены две заявки. Заявитель является участником закупки, его заявка зарегистрирована под номером 1. Заявитель не участвовал в переторжке, по результатам оценки заявок занял второе место.
После подведения итогов закупки Заявитель обратился в антимонопольный орган в порядке ст. 18.1 Закона о защите конкуренции с Жалобой на действия закупочной комиссии Заказчика. Кроме того, Заявитель обжалует положения документации о закупке в части порядка оценки по критерию «деловая репутация».
Заказчик с доводами Заявителя не согласен, считает отклонение заявки Заявителя обоснованным и правомерным по основаниям, изложенным в письменных возражениях.
Рассмотрев материалы Жалобы, заслушав пояснения Заявителя и Заказчика Комиссия Управления установила следующее.
-
-
- Заявитель в своей жалобе указывает, что в итоговом протоколе неправомерно не указан срок исполнения договора.
-
В соответствии п. 34 Положения о размещении в единой информационной системе информации о закупке, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от № 908 «Об утверждении Положения о размещении в единой информационной системе информации о закупке» (далее по тексту - Положение) протоколы, составленные в ходе закупки, должны содержать сведения, в частности, о сроке исполнения контракта, а также иную информацию, предусмотренную Законом о закупках и положением о закупке, размещенном в единой информационной системе.
Согласно п. 4 итогового протокола «договор заключается на условиях, предусмотренных извещением и/или документацией о закупке и заявкой участника».
В указанных документах (извещении и/или документации о закупке и заявке участника) отражена информация о сроках исполнения договора. Согласно п.6 Информационной карты, сроки выполнения работ: указаны в «Техническом задании» (приложение 1 к документации о закупке). В п.4 Технического задания установлены следующие сроки выполнения работ:
- Начало выполнения работ: с момента подписания договора;
- Окончание выполнения работ: 05.12.2022.
Подпунктом 4 пункта 13 статьи 3.2 Закона о закупках предусмотрены требования к протоколам, составляемым в ходе осуществления конкурентной закупки (по результатам этапа конкурентной закупки), где установлено, что протокол должен содержать следующие сведения:
-
- дата подписания протокола;
- количество поданных заявок на участие в закупке, а также дата и время регистрации каждой такой заявки;
- порядковые номера заявок на участие в закупке, окончательных предложений участников закупки в порядке уменьшения: степени выгодности содержащихся в них условий исполнения договора, включая информацию о ценовых предложениях и (или) дополнительных ценовых предложениях участников закупки. Заявке на участие в закупке, окончательному предложению, в которых содержатся лучшие условия исполнения договора, присваивается первый номер. В случае, если в нескольких заявках йа участие в закупке, окончательных предложениях содержатся одинаковые условия исполнения договора, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в закупке, окончательному предложению, которые поступили ранее других заявок на участие в закупке, окончательных предложении, содержащих такие же условия;
- результаты рассмотрения заявок на участие в закупке, окончательных предложений (если документацией о закупке, извещением об осуществлении закупки на: последнем этапе проведения закупки предусмотрены рассмотрение таких заявок, окончательных предложений и возможность их отклонения) с указанием в том числе:
а) количества заявок на участие в закупке, окончательных предложений, которые отклонены;
б) основания отклонения каждой заявки на участие в закупке, каждого окончательного предложения с указанием положений документации о закупке, извещения о проведении запроса котировок, которым не соответствуют такие заявка, окончательное предложение;
-
- результаты оценки заявок на участие в закупке, окончательных предложений (если документацией о закупке на последнем этапе ее проведения предусмотрена оценка заявок, окончательных предложений) с указанием решения комиссии по осуществлению закупок о присвоении каждой такой заявке, каждому окончательному предложению значения по каждому из предусмотренных критериев оценки таких заявок (в случае, если этапом закупки предусмотрена оценка таких заявок);
- причины, по которым закупка признана несостоявшейся, в случае признания ее таковой;
- иные сведения в случае, если необходимость их указания в протоколе предусмотрена положением о закупке.
Аналогичное положение предусмотрено в п. 8.1.5.4 Положения о закупках.
Таким образом, при составлении итогового протокола от 26.08.2022 закупочная комиссия отразила требования Закона о закупках и Положения о закупках.
Таким образом, подавая заявку на участие в закупке Заявитель был ознакомлен с документацией о закупке, в том числе ему были известны сроки исполнения договора.
Заявителем не представлено подтверждений, что ссылка на документацию о закупке и отсутствие конкретных сроков исполнения договора в итоговом протоколе нарушает права участников закупки.
Таким образом, довод Заявителя №1 не нашел подтверждения.
2) При расчете рейтинга по критерию «Деловая репутация» Заказчиком используется бальная система в зависимости от количества судебных решений не в пользу участника. Поскольку судебные решения выносятся по различным категориям дел, в том числе не относящимся к исполнению договоров подряда, порядок оценки по данному критерию является субъективным и ведет к ограничению конкуренции закупочной процедуры. Заявитель считает, что такой порядок оценки противоречит принципам равноправия и отсутствия дискриминации по отношению к участникам закупки.
Принципы целевого и экономически эффективного расходования денежных средств, сокращения издержек заказчика, закрепленные пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках, предполагают наличие у заказчика права на установление в закупочной документации способствующих тому требований к участникам закупки.
На основании пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках к принципам, которыми должны руководствоваться заказчики при закупке товаров, работ, услуг, относятся равноправие (отсутствие дискриминации) участников закупки и недопустимость необоснованного ограничения конкуренции.
В соответствии с ч.6 ст.3 Закона о закупках Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Согласно п. 7.4.4 Единого стандарта закупок Документация о закупке должна содержать информацию, необходимую и достаточную для того, чтобы участники закупки могли принять решение об участии в закупке, подготовить и подать заявки таким образом, чтобы закупочная комиссия могла оценить их по существу и выбрать наилучшую заявку.
В соответствии с п. 1.2. Приложения № 2 («Типовые требования к участникам закупок, критерии и методики оценки заявок участников закупок» к Стандарту (Далее по тексту - Типовые требования), перечень критерий оценки (ценовые и неценовые) и порядок оценки заявок Участников утверждаются закупочной комиссией в составе документации о закупке.
Согласно п. 22 приложения № 1 к Типовым требованиям одним из критериев при проведении закупок в соответствии со Стандартом закупок является «Деловая репутация».
В соответствии с п. 6 приложения № 3 к документации о закупке «Критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, величины их значимости и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке» Заказчиком установлен порядок расчета рейтинга по критерию «Деловая репутация» (Rdi):
Балл |
Порядок оценки по критерию «Деловая репутация» |
0 |
присваивается при наличии 5 (пяти) и более вступивших в силу судебных решений не в пользу участника за последние 24 месяца до даты размещения извещения о закупке |
20 |
присваивается при наличии 4 (четырех) вступивших в силу судебных решений не в пользу участника за последние 24 месяца до даты размещения извещения о закупке |
40 |
присваивается при наличии 3 (трех) вступивших в силу судебных решений не в пользу участника за последние 24 месяца до даты размещения извещения о закупке |
60 |
присваивается при наличии 2 (двух) вступивших в силу судебных решений не в пользу участника за последние 24 месяца до даты размещения извещения о закупке |
80 |
присваивается при наличии 1 (одного) вступившего в силу судебного решения не в пользу участника за последние 24 месяца до даты размещения извещения о закупке |
100 |
присваивается при отсутствии вступивших в силу судебных решений не в пользу участника за последние 24 месяца до даты размещения извещения о закупке |
Таким образом, в; рассматриваемом случае, критерий «деловая репутация» (отсутствие или наличие за последние 24 месяца до даты размещения извещения о закупке вступивших в законную силу судебных актов (от 1 и более) не в пользу Участника) - является измеримым и может быть установлен объективно.
Данный критерий является оценочным и не является основанием для отклонения заявки участника.
Принцип равноправия, в силу пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, предполагает недопустимость предъявления различных требований к участникам закупки, находящимся в одинаковом положении, в отсутствие к тому причин объективного и разумного характера.
Подавая заявку на участие в закупке, Заявитель согласился с положениями документации о закупке, в том числе с требованиями к обеспечению заявки. Так же Заявитель был ознакомлен с основаниями для отклонения заявки участника закупки.
Кроме того, жалоба на положения документации о закупке может быть подана участником закупки до окончания установленного срока подачи заявок. По истечении указанного срока обжалование действий заказчика по включению в документацию о закупке оспариваемых положений осуществляется только в судебном порядке. Данная позиция изложена в постановлении Девятого Арбитражного апелляционного суда по делу № А40-129065/21, а также в решении Московского УФАС Росси по делу № 077/07/00-13000/2020.
Таким образом, довод Заявителя о предъявлении Заказчиком избыточных требований при оценке заявок по критерию «Деловая репутация» оставлен без рассмотрения, поскольку Жалоба подана после окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
3) Заявитель считает, что Заказчиком неправомерно не был проведен дозапрос документов касающийся опыта участников конкурса, т.к. в закупочной документации требовалось наличие опыта выполнения аналогичных работ/услуг, что подразумевало под собой только воздушные линии. Подтверждение аналогичного опыта по подстанциям Заявитель с заявкой не представил из-за расплывчатой формулировки в конкурсной документации, что привело к необъективной оценке по указанному критерию.
В соответствии с п. 6.2.5 документации о закупке комиссия вправе в случае обнаружения арифметических, грамматических и иных очевидных ошибок запросить у участника закупки направление в адрес комиссии письменного подтверждения о возможности их исправления.
Иные случаи направления запросов/дозапросов в адрес участника документацией о закупке не предусмотрены.
При этом обязанность Заказчика направлять запросы/дозапросы участникам закупок с целью предоставления недостающих документов не предусмотрена Положением о закупке, а также Законом о закупках.
Согласно п. 3.1.1. документации о закупке, предполагается, что участник закупки изучит все инструкции, формы, условия, технические условия и другую информацию, содержащуюся в документации о закупке, а также разъяснения извещения о закупке и/или документации о закупке в случае их наличия. Никакие претензии Заказчику закупки не будут приниматься на том основании, что участник закупки не понимал какие-либо вопросы. Неполное представление информации, запрашиваемой в документации о закупке, или же подача заявки, не отвечающей требованиям документации о закупке является основанием для признания заявки не соответствующей требованиям документации о закупке и отклонения участника от участия в закупке.
В соответствии с п. 2.2.1 документации о закупке любой участник закупки вправе направить средствами электронной площадки Заказчику запрос о даче разъяснений положений документации о закупке.
Комиссией Управления установлено, что Заявитель не обращался к Заказчику с запросом о разъяснении положений документации. Также не обжаловал положения документации о закупке до окончания срока подачи заявок.
Таким образом, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России пришла к выводу, что доводы жалобы Заявителя о нарушении Заказчиком АО «Россети Тюмень» Закона о закупках в части оценки заявок по неценовому оценочному критерию «Деловая репутация», не нашли подтверждения.
На основании вышеизложенного Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России, руководствуясь положениями статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,
РЕШИЛА:
Признать жалобу «________» (вх. от 02.09.2022 № 9144-ЭП/22) на действия АО «Россети Тюмень» при проведении открытого конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на выполнение работ по техническому перевооружению ВЛ 110 кВ Прогресс - Таврическая с отпайками на ПС Роса, ПС Нонг-Еганская (установка ОПН 1 215 шт.) филиала АО «Россети Тюмень» Когалымские электрические сети извещение № 32211541486, необоснованной.
Примечание: Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии «________»
Члены Комиссии: «________»
«________»