Решение б/н Решение и предписание по жалобе Муниципального унитарного пр... от 29 июня 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена «22» июня 2016 года г. Ханты-Мансийск

Решение в полном объеме изготовлено «27» июня 2016 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее - Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07. 2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), действующая на основании Приказа № 01 от 12.01.2016 г. в составе:

Председатель комиссии:

<…><…>

Члены комиссии:

<…> – <…>

<…> – <…>

в отсутствие представителя Заказчика – ОАО «Управляющая компания №2» (далее – Заказчик) уведомленного надлежащим образом, о чем свидетельствуют материалы жалобы;

в отсутствие представителя Муниципального унитарного предприятия «Сургутрайторф» муниципального образования Сургутский район (далее – Заявитель), уведомленного надлежащим образом, о чем свидетельствуют материалы жалобы,

рассмотрев жалобу Муниципального унитарного предприятия «Сургутрайторф» муниципального образования Сургутский район (вх. от 10.06.2016 № 1019-ж),

 

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу — Югре в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, при проведении открытого конкурса, на выполнение работ и оказание услуг по сбору, вывозу, размещению (захоронению) твердых бытовых отходов (ТБО), крупногабаритных отходов (КГО) жилищного фонда ОАО "УК №2" извещение № 31603666013.

В соответствии с частью 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Ханты-Мансийским УФАС России в адрес Заявителя и Заказчика направлено уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении закупки до рассмотрения жалобы по существу (исх. от 15.06.2016 № 02/МО-3303). Рассмотрение жалобы назначено на 22.06.2016 г.

Как следует из содержания жалобы, Заявитель считает необоснованными, нарушающими законодательство следующие действия Заказчика:

1. В документации о закупке отсутствует информация, об ограничении участия в определении Исполнителя предусмотренная Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 № 1457 «О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено».

2. Заказчиком, установлен порядок оценки заявок на участие в конкурсе, который вводит потенциальных участников в заблуждение: количество предоставляемых отзывов Заказчиков по объектам, сданных в эксплуатацию за последние три года.

На основании изложенного Заявитель просит:

1. Признать незаконными требования Заказчика к участникам размещения заказа, в соответствии с Положениями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

2. Обязать Заказчика внести изменения в извещение о проведении открытого конкурса, в соответствии с нормами закона Российской Федерации.

3. Обязать Заказчика внести изменения в извещение о проведении открытого конкурса, согласно законодательству Российской Федерации.

Изучив имеющиеся материалы дела, представленные доказательства, заслушав представителя заявителя, Комиссия пришла к следующим выводам.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг открытого акционерного общества «Управляющая компания № 2», утвержденным решением Совета директоров открытого акционерного общества «Управляющая компания № 2», протокол № 1 от 30 мая 2013 г. (далее — Положение о закупках), разработанного в соответствии с требованиями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).

17.05.2016 г. на официальном сайте www.zakupki.gov.ru Заказчиком опубликовано извещение № 31603666013 о проведении открытого конкурса, на выполнение работ и оказание услуг по сбору, вывозу, размещению (захоронению) твердых бытовых отходов (ТБО), крупногабаритных отходов (КГО) жилищного фонда ОАО «УК №2».

1. Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России установлено, что при размещении заказов для государственных и муниципальных нужд, Заказчики обязаны соблюдать требования, установленные Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 № 1457 «О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено». Вместе с тем, обязательств по включению данного требования в документацию о закупке при проведении закупки отдельными видами юридических лиц в рамках Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», не предусмотрено. Кроме того, целью настоящей закупки не является обеспечение государственных и муниципальных нужд, в связи с чем довод Заявителя является необоснованным.

2. Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России, установлено, что Заказчик необоснованно применил критерий - количество предоставляемых отзывов Заказчиков по объектам, сданным в эксплуатацию за последние три года, так как виды работ, указанные в данном критерии не применимы для сравнения с работами и услугами по сбору, вывозу, размещению (захоронению) твердых коммунальных отходов (ТКО), и являются различными видами деятельности.

В соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России, руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, установила следующее.

Пунктом 6.2 раздела 6 информационной карты открытого конкурса установлено требование о наличии у участника конкурса договора на прием и захоронение твердых бытовых отходов с ЗАО «Полигон ЛТД» г. Сургут на объемы отходов, образуемых в ОАО «УК № 2», в связи с тем, что нормативы образования отходов, и лимиты на их размещение ОАО «УК № 2» утверждены Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре, при условии размещения отходов на данном полигоне.

В ходе рассмотрения жалобы по существу, антимонопольным органом в адрес Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре направлен запрос о предоставлении информации (исх. от 17.06.2016 № 02/МО – 3384).

Согласно сведениям, представленным Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре установлено, что на территории Нижневартовского района существуют несколько полигонов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов, осуществляющих деятельность по размещению (захоронению) твердых коммунальных отходов 4,5 класса.

При этом, в ходе рассмотрения жалобы, Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России установлено, что расстояние между городом Нижневартовск, на территории которого необходимо осуществить услуги и ЗАО «Полигон ЛТД» существенно больше, чем расстояние до полигонов, находящихся на территории Нижневартовского района.

В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Кроме того, целью осуществления закупок является не только обеспечение потребности заказчика, но и повышение эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечение гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и иных злоупотреблений в сфере таких закупок.

Таким образом, в действиях Заказчика, выразившихся в установлении требования о наличии договора на прием и захоронение твердых бытовых отходов с ЗАО «Полигон ЛТД» г. Сургут, выявлены нарушения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Таким образом, Заказчиком не соблюдается подпункт 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках, в соответствии с которым, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика.

Кроме того, пунктом 6.3 раздела 6 информационной карты открытого конкурса, Заказчиком установлено требование о наличии у участника конкурса действующей лицензии на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов 1-4 классов опасности, или лицензия на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов 1-4 классов опасности.

Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России приходит к выводу, что для исполнения услуг, являющихся предметом закупки, не может применяться лицензия только для услуг по обезвреживанию, размещению отходов 1-4 классов опасности, поскольку также необходимо оказание услуг по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов: наличие лицензии на деятельность только по обезвреживанию и размещению отходов не обеспечивает возможность выполнения условий договора (закупки).

Кроме того твердые коммунальные отходы (ТКО) населения относятся к 4,5 классам опасности. Однако Заказчик неправомерно устанавливает требование о наличии лицензии на обработку отходов 1-4 классов опасности, без конкретизации класса опасности, необходимого для выполнения условий договора.

С учетом изложенного, в действиях Заказчика, выразившихся в установлении требования о наличии, у участника конкурса действующей лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов 1-4 классов опасности, выявлены нарушения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Кроме того, пунктом 6.4 раздела 6 информационной карты открытого конкурса Заказчиком установлено требование о наличии документации, подтверждающей внесение в государственный реестр объектов (полигон) размещения отходов, согласно приказу Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 15.02.2016 № 350.

В ходе рассмотрения жалобы, Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России установлено, что требование о подтверждении внесения сведений об объекте размещения отходов, эксплуатируемом участником закупки, в государственный реестр объектов (полигон) размещения отходов, согласно приказу Федеральной службы по надзору в сфере природопользования является неправомерным и ограничивающим конкуренцию, поскольку документацию, подтверждающую внесение в государственный реестр объектов (полигон) размещения отходов, согласно приказу Федеральной службы по надзору в сфере природопользования имеют только полигоны размещения и утилизации твердых коммунальных отходов (ТКО).

В ходе рассмотрения жалобы, Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России установлено, что в документации о закупке отсутствуют сведения о порядке, дате начала и дате окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке.

В соответствии с пунктом 10 части 10 статьи 4 Закона о закупках, в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе формы, порядок, дата начала и дата окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке.

Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России приходит к выводу, что из-за отсутствия сведений, предусмотренных пунктом 10 части 10 статьи 4 Закона о закупках у потенциальных участников, в том числе у Заявителя отсутствовала возможность подачи запроса о разъяснении положений документации о закупке.

Таким образом, в действиях Заказчика, выразившихся в не указании сведений о форме, порядке, дате начала и дате окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке, выявлено нарушение пункта 10 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

Кроме того, пунктом 7.27. раздела 7 Положения о закупке установлено, что договор заключается в соответствии со сроками, установленными в извещении о проведении запроса котировок, но не ранее, чем через три рабочих дня и не позднее, чем через двадцать дней со дня размещения на официальном сайте протокола рассмотрения и оценки котировочных заявок.

Пунктом 9.14.3. раздела 9 Положения о закупке установлено, что договор с победителем Конкурса может быть заключен не ранее чем через пять дней и не позднее через двадцать дней со дня размещения на официальном сайте протокола оценки и сопоставления заявок на участие в Конкурсе.

Пунктом 10.12.3. раздела 10 Положения о закупке, установлено, что договор с победителем Аукциона может быть заключен не ранее чем через пять дней со дня размещения на официальном сайте протокола проведения Аукциона.

Пунктом 14.2. раздела 14 Положения о закупке установлено, что договор с Победителем либо иным лицом, с которым в соответствии с Положением о закупке заключается такой договор, по результатам проведения закупки должен быть заключен Заказчиком не ранее чем через три дня и не позднее двадцати дней.

Согласно части 10 статьи 3 Закона о закупках участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг.

В соответствии с частью 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции обжалование в административном порядке действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо со дня такого размещения результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». При этом в части 18, части 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции указано, что со дня направления уведомления, предусмотренного частью 11 настоящей статьи, торги приостанавливаются до рассмотрения жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии по существу.

В случае принятия жалобы к рассмотрению организатор торгов, которому в порядке, установленном частью 11 настоящей статьи, направлено уведомление, не вправе заключать договор до принятия антимонопольным органом решения по жалобе. В связи с чем, исходя из содержания части 1, части 2 статьи 2 Закона о закупках Положение о закупке должно соответствовать положениям Гражданского кодекса Российской Федерации, Закона о закупках, Закона о защите конкуренции, и должно содержать требования к закупке, в том числе, порядок заключения договоров, который должен обеспечивать участникам закупки возможность реализации их права на обжалование действий заказчика в антимонопольный орган в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, части 10 статьи 3 Закона о закупках.

С учетом изложенного, заказчики обязаны устанавливать в Положение о закупках сроки заключения договоров по результатам проведения закупочных процедур с соблюдением требований части 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции. Аналогичный вывод содержится в определении Верховного Суда Российской Федерации от 14.08.2015 по делу №309-КГ15-9420.

Вместе с тем, Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России установлено, что в нарушение части 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Положение о закупках Заказчика не предусматривает минимального срока заключения  договора по результатам осуществления закупок, регламентированно допускающего возможность обжалования в административном порядке действий (бездействия) организатора торгов.

На основании выявленных нарушений, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России приходит к выводу о необходимости выдачи Заказчику предписания о совершении действий, направленных на устранение нарушений в соответствии с пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции.

На основании вышеизложенного, Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

1.Признать жалобу Муниципального унитарного предприятия «Сургутрайторф» муниципального образования Сургутский район на действия Заказчика ОАО «Управляющая компания №2» при проведении открытого конкурса, на выполнение работ и оказание услуг по сбору, вывозу, размещению (захоронению) твердых бытовых отходов (ТБО), крупногабаритных отходов (КГО) жилищного фонда ОАО "УК №2" извещение № 31603666013, обоснованной.

2. Признать в действиях ОАО «Управляющая компания №2», выразившихся:

- в установлении требования о наличии договора на прием и захоронение твердых бытовых отходов с ЗАО «Полигон ЛТД» г. Сургут;

- в установлении требования о наличии у участника конкурса действующей лицензии на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов 1-4 классов опасности, или лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов 1-4 классов опасности, без конкретизации видов работ и классов опасности отходов, на осуществление которых выдана лицензия, с учетом отнесения ТКО (твердых коммунальных отходов) образуемых населением, к 4-5 классам опасности;

- в установлении требования о наличии в ЕГРЮЛ или ЕГРИП у участника конкурса сведений на виды деятельности, необходимые для выполнения работ по лотам конкурса;

- в установлении порядка оценки заявок на участие в конкурсе, с использованием критерия, который вводит потенциальных участников в заблуждение: количество предоставляемых отзывов Заказчиков по объектам, сданных в эксплуатацию за последние три года;

- в указании перечня КГО, как самостоятельного вида твердых коммунальных отходов (ТКО);

- в установлении требования о наличии документации, подтверждающей внесение в государственный реестр объектов (полигон) размещения отходов;

нарушения части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07. 2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»;

3. Признать в действиях ОАО «Управляющая компания № 2», выразившихся в отсутствии в документации о закупке сведений о форме, порядке, дате начала и дате окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке, выявлено нарушение пункта 10 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

4. Признать в действиях ОАО «Управляющая компания № 2», выразившихся в не установлении в Положении о закупках минимального срока заключения договора по результатам осуществления закупок нарушение части 4 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

5. Выдать ОАО «Управляющая компания № 2» обязательное для исполнения предписание.

 

Примечание: Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

Председатель Комиссии <…>

Члены Комиссии: <…>

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 63

 

27.06.2016 г. г. Ханты-Мансийск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», действующая на основании Приказа №1 от 12.01.2016г. в составе:

Председатель комиссии:

<…><…>

Члены комиссии:

<…> – <…>

<…> – <…>

на основании своего решения от 27.06.2016 года, вынесенного по жалобе Муниципального унитарного предприятия «Сургутрайторф» муниципального образования Сургутский район (вх. от 10.06.2016 № 1019-ж), руководствуясь пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

ОАО «Управляющая компания №2» в срок до 20.07.2016 года:

1. Внести изменения в Положения о закупке товаров, работ, услуг открытого акционерного общества «Управляющая компания № 2», утвержденного решением Совета директоров открытого акционерного общества «Управляющая компания № 2», протокол № 1 от 30 мая 2013 г. установив минимальные сроки заключения договора по результатам проведения закупочных процедур, с учетом сроков, установленных частью 4 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Исключить требования, установленные в документации о закупке на выполнение работ и оказание услуг по сбору, вывозу, размещению (захоронению) твердых бытовых отходов (ТБО), крупногабаритных отходов (КГО) жилищного фонда ОАО "УК №2" извещение № 31603666013, а именно:

2.1. Требование, установленное пунктом 6.2 документации о закупке о наличии договора на прием и захоронение твердых бытовых отходов с ЗАО «Полигон ЛТД» г. Сургут;

2.2.Требование, установленное подпунктом 4 пункта 6.1 документации о закупке, о наличии в ЕГРЮЛ или ЕГРИП у участника конкурса сведений на виды деятельности, необходимые для выполнения работ по лотам конкурса;

2.3. Требование, установленное пунктом 6.4 документации о закупке, о наличии документации, подтверждающей внесение в государственный реестр объектов (полигон) размещения отходов.

3. Конкретизировать требование, установленное пунктом 6.3 документации о закупке, о наличии у участника конкурса действующей лицензии на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов 1-4 классов опасности, или лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов 1-4 классов опасности, в части указания конкретных видов работ и классов опасности отходов, на осуществление которых выдана лицензия, с учетом отнесения ТКО (твердых коммунальных отходов) образуемых населением, к 4-5 классам опасности.

4. Исключить из предмета, документации, извещения термин КГО (крупногабаритные отходы).

5. Дополнить документацию о закупке, включив предусмотренные пунктом 10 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» сведения о форме, порядке, дате начала и дате окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке.

6. Отменить все протоколы, составленные в ходе закупки, вернуть заявки, поданные участниками (при наличии), провести закупку повторно.

7. Установить новый срок проведения открытого конкурса, на выполнение работ и оказание услуг по сбору, вывозу, размещению (захоронению) твердых бытовых отходов (ТБО), крупногабаритных отходов (КГО) жилищного фонда ОАО "УК №2" извещение № 31603666013.

8. Представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре информацию об исполнении пунктов настоящего предписания в срок до «18» июля 2016 года с приложением подтверждающих документов.

9. Контроль за исполнением настоящего предписания возложить <…>

 

 

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

 

 

Председатель Комиссии <…>

Члены Комиссии: <…>

 

<…>

 

 

 

 

 

<…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны