Предупреждение №11 Предупреждение №11 о прекращении действий (бездействия), кот... от 21 ноября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ №11

О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ), КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТ

ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

16 ноября  2016 года                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         г.Ханты-Мансийск

 

 

В связи с наличием в действиях Департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации города Нефтеюганска, место нахождения: Строителей ул., здание 4, г.Нефтеюганск, ХМАО-Югра, 628300, выразившихся в установлении в Порядке проведения открытого конкурса на право осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования по регулярной маршрутной сети города Нефтеюганска, утвержденного Приказом  администрации города Нефтеюганска Департаментом жилищно-коммунального хозяйства администрации города Нефтеюганска Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 20.08.2013 №79-нп  подпункта 9.2. пункта 9 Приложения 2, согласно которому срок заключения Договора с победителем конкурса составляет 10 (десять) дней со дня подписания протокола оценки и сопоставления конкурсных заявок и определения победителя конкурса, признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренных частью 1 статьи 15 Федерального Закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) Ханты-Мансийское УФАС России на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждает о необходимости в срок до 23 декабря 2016 года прекратить указанные действия (бездействия) путем:

Внесения изменений в Приложение №2 к приказу департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации города Нефтеюганска от 20.08.2013 №79-нп, а именно:

- изложить подпункт 9.2 пункт 9 Приложения №2 к приказу от 20.08.2013 №79-нп  следующим образом: «Договор с победителем конкурса на осуществление перевозок пассажиров по маршрутам регулярных перевозок на территории города Нефтеюганска заключается не ранее чем через 10 дней со дня подписания итогового протокола конкурса».

О выполнении настоящего предупреждения сообщить в Ханты-Мансийское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения, с приложением подтверждающих документов (надлежащим образом заверенные копии документов) подтверждающих внесение изменений в приказ  Департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации города Нефтеюганска от 20.08.2013 №79-нп.

 

Доводы антимонопольного органа

 

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилами настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Из части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции следует, что действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Частью 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном настоящей статьей, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Частями 18, 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции установлено, что со дня направления уведомления, предусмотренного частью 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, торги приостанавливаются до рассмотрения жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии по существу.

В случае принятия жалобы к рассмотрению организатор торгов, которому в порядке, установленном частью 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, направлено уведомление, не вправе заключать договор до принятия антимонопольным органом решения по жалобе. Договор, заключенный с нарушением требования, установленного настоящим пунктом, является ничтожным.

Таким образом, федеральным законодательством установлены меры обеспечения производства по защите гражданских прав в административном порядке в виде приостановления торгов с запретом заключения договоров в период обжалования.

Следовательно, установление в подпункте 9.2 пункта 9 Приложения №2 приказа департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации города Нефтеюганска от 20.08.2013 №79-нп срока заключения договора по результатам конкурса, не учитывающего закрепленной в Законе о защите конкуренции процедуры административного контроля со стороны антимонопольного органа, фактически исключает применение оперативных мер, предусмотренных статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, лишает обращение с соответствующей жалобой какого-либо юридического смысла, а потому направлено против прав участников конкурса.

В силу требований статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускается осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

На основании вышеуказанных положений действующего законодательства разрабатываемое органом местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанного органа или организации акта, регламентирующего порядок проведения конкурсов или аукционов не должно вступать в противоречие с Законом о защите конкуренции в соответствующей части, а напротив, призвано обеспечивать реализацию права на защиту в административном порядке путем установления соответствующего порядка заключения договоров по результатам торгов.

Сокращение либо исключение указанного срока направлено на снижение эффективности защиты гражданских прав.

Данная правовая позиция отражена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 02.02.2016 N 309-КГ15-14384 по делу N А60-28335/2014 Арбитражного суда Свердловской области.

        В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

По смыслу статьи 15 Закона о защите конкуренции, нормативно установленный запрет адресован органам, осуществляющим властные функции, и распространяется, прежде всего, на их акты и действия в сфере публично-правовых отношений в целях предупреждения негативного вмешательства в конкурентную среду посредством использования административных инструментов.

Таким образом, норма подпункта 9.2 пункт 9 Приложения №2 к приказу Департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации города Нефтеюганска Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 20.08.2013 №79-нп, позволяющая заключать договор по итогам конкурса в течении 10 (десяти) дней со дня подписания итогового протокола, исключает возможность применение оперативных мер, направленных на устранение допущенных нарушений, предусмотренных статьей 18.1 Закона о защите конкуренции и лишает права на обращение с соответствующей жалобой какого-либо юридического смысла, а потому направлено против прав участников конкурса.

Указанные выше положения подпункта 9.2 пункт 9 Приложения №2 к приказу Департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации города Нефтеюганска Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 20.08.2013 №79-нп приводят к возможности заключения договоров до истечения сроков на обжалование действий организатора торгов, конкурсной комиссии.

Такое регулирование может привести к ситуации, когда к моменту рассмотрения жалобы, поданной в установленные законом сроки, договор будет уже заключен и реальное восстановление прав заявителя в надлежащем правовом порядке будет не возможно.

Такая ситуация не может считаться соответствующей Закону о защите конкуренции, поскольку не позволяет эффективно защищать права в названной области.

Согласно пункту 8 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства», при рассмотрении дел о признании недействующими или недействительными актов названных органов, о признании незаконными их действий (бездействия) по заявлениям антимонопольного органа, поданным в связи с нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, арбитражные суды должны учитывать следующее: если антимонопольным органом доказано, что акты, действия (бездействие) приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, а соответствующим органом не указана конкретная норма федерального закона, разрешившая данному органу принять оспариваемый акт, осуществить действия (бездействие), заявленные требования подлежат удовлетворению.

Таким образом, учитывая законодательно установленный 10 (десяти) дневный срок для обжалования в антимонопольный орган действий (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов и не соблюдение указанного срока при принятии органами местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов актов,  регламентирующих порядок проведения конкурсов или аукционов, будет являться нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции. 

Примечание: При условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением (часть 7 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции). 

В случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения (часть 7 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции).

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны