Решение б/н решение по жалобе № 3419-эп/22 на действия Заказчика АО «Сев... от 19 апреля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе № 086/07/3-445/2022

по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика

при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом

от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

 

Резолютивная часть решения оглашена 13.04.2022                                                   г. Ханты-Мансийск

Решение в полном объеме изготовлено 18.04.2022

       

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее - Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), в составе:

Председатель комиссии:

«_________» — «_________»;

Члены комиссии:

«_________» — «_________»;

«_________» — «_________»;

в отсутствии представителя Заявителя, уведомленного о рассмотрении Жалобы надлежащим образом;

в присутствии посредством видео-конференц-связи представителя Заказчика по доверенности;

рассмотрев жалобу «_________» (вх. от 05.04.2022 № 3419-эп/22) (далее — Жалоба) на действия Заказчика АО «Северречфлот» при проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на поставку охлаждающей жидкости, извещение № 32211241558, в соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу — Югре (далее – Ханты-Мансийское УФАС России, Управление), в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, поступила Жалоба (вх. от 05.04.2022 № 3419-эп/22) «_________» (далее - Заявитель) на действия АО «Северречфлот» (далее – Заказчик) при проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на поставку охлаждающей жидкости, извещение № 32211241558

Заявитель обжалует необоснованное отклонение его заявки от участия в закупке в связи с несоответствием товара требованиям закупочной документации.

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках, Закон № 223-ФЗ) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.

В силу части 10 статьи 3 Закона о закупках участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

3) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

4) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

5) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Указанная норма Закона о закупках носит императивный характер и приведенный в ней перечень оснований для обжалования действий (бездействия) заказчика в антимонопольный орган является исчерпывающим, соответственно положения статьи 18.1 Закона о защите конкуренции должны применяться с учетом данной нормы.

В соответствии с частью 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Ханты-Мансийским УФАС России в адрес Заявителя и Заказчика направлено Уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу. Рассмотрение жалобы назначено на 13.04.2022. В назначенную дату состоялось рассмотрение жалобы посредством видео-конференц-связи.

Рассмотрев материалы Жалобы Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России установила следующее.

Согласно ч.1 ст.3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о порядке проведения закупок товаров, работ, услуг в Акционерном обществе «Северречфлот» (далее – Положение о закупке), утвержденным Решением Наблюдательного совета АО «Северречфлот», протокол от 29 июня 2021 года № 66.

21.03.2022 в Единой информационной системе в сфере закупок (далее – ЕИС) на официальном сайте www.zakupki.gov.ru Заказчиком опубликовано извещение о проведении закупки 32211241558. Извещение и документация в действующей редакции опубликованы в ЕИС 22.03.2022.

В соответствии с извещением срок подачи заявок установлен с 22.03.2022 по 28.03.2022 22:00 (мск+2). Дата подведения итогов – 29.03.2022.

Из протокола рассмотрения заявок от 29.03.2022 следует, что на участие в закупке поступило две заявки, из них одна заявка допущена к участию в закупке. Заявка Заявителя отклонена от участия в закупке по следующему основанию: «Предлагаемый товар не соответствует требованиям извещения о проведении запроса котировок в электронной форме, а именно: предлагаемый к поставке Антифриз Лукойл (-40)  G12 красный не имеет одобрения MAN 324 SNF».

В протоколе рассмотрения заявок указано, что заявка не допущена к участию в соответствии с пп. г) и е) п. 1 раздела 26 извещения о проведении запроса котировок в электронной форме:

- несоответствия предлагаемых товаров;

- предоставления в составе заявки заведомо недостоверных сведений.

Заявитель не согласился с отклонением его заявки от участия в закупке, считает предложенный в заявке товар соответствующим требованиям закупочной документации.  

Заказчик не согласен с доводами Жалобы, считает отклонение заявки обоснованным.

Рассмотрев материалы Жалобы Комиссия Управления установила следующее.

Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В Техническом задании, являющемся приложением №2 к Извещению, указаны следующие требования к закупаемому товару:

Антифриз "Лукойл (-40) HD G12 концентрат красный" или эквивалент.

Параметры эквивалентности:

- Охлаждающая низкозамерзающая жидкость для системы охлаждения двигателей на основе этиленгликоля и карбоновых кислот.

- Температура начала кристаллизации не выше: ( -40°С).

- Температура кипения, не ниже: 111°С.

- Плотность при 20 °С, не менее 1073 мм²/с.

- Одобрения: MTU 5048; MAN 324 SNF.

Представитель Заказчика при рассмотрении Жалобы пояснил следующее.

Одобрения MAN 324 SNF являются требованиями инструкций по эксплуатации двигателей внутреннего сгорания, использование аттестованных (одобренных) в Технических условиях эксплуатационных материалов, являются частью условий предоставления гарантий на сервисное обслуживание данных двигателей, а также предоставления гарантий на приобретаемые сменно- запасные части двигателя.

Предлагаемый к поставке участником №7053 «Антифриз Лукойл (-40) G12 красный» согласно техническому описанию производителя (приложение №1) имеет одобрение ПАО «КАМАЗ», в заявке же участник указал «Одобрения: MTU 5048; MAN 324 SNF» - что является заведомо недостоверным сведением. Следует отметить, что в составе жалобы ООО «Транспортно-судоходная компания» (вх от 05.04,2022 года №3419-эп/22) приложена выдержка об одобрении к использованию MAN из документа датированного 2016 годом, что является недействующей версией описания данного продукта.

При подготовке технического задания Заказчиком был направлен запрос в общество с ограниченной ответственностью «МАН Трак энд Бас РУС» с просьбой предоставить полный перечень одобренных антифризов. В полученном перечне одобренных антифризов перечислены не только производитель и марка «Антифриз Лукойл (-40) G12 красный» ООО «ЛЛК- Интернешнл», но и другие производители, что исключает ограничение конкуренции закупке. В техническом задании указаны конкретные двигатели, для обслуживания которых производится закупка и установлено требование об одобрении к использованию, а именно: марка двигателя MTU тип 5048; марка двигателя MAN тип 324 SNF.

Соответствие требованиям — это когда производитель масла заявляет, что данный продукт соответствует заявленным производителем ДВС требованиям к продукту, но это не подтверждено (не одобрено) производителем двигателя. В техническом описании «Антифриз Лукойл (-40) G12 красный» на официальном сайте ООО «ЛЛК-Интернешнл», в разделе соответствия требованиям в перечне так же отсутствует MAN 324 SNF.

Предложенный в заявке Заявителя товар «Антифриз Лукойл (-40) G12 красный» не имеет одобрения MAN 324 SNF.

В соответствии с п.26 Информационной карты комиссия на следующий день после дня окончания приёма котировочных заявок рассматривает поданные котировочные заявки (основную часть) на предмет их соответствия требованиям извещения о проведении запроса котировок в электронной форме.

Заявка Участника закупки отклоняется комиссией по осуществлению закупок при рассмотрении в следующих случаях:

а) несоответствия Участника закупки квалификационным требованиям, установленным извещением о проведении запроса котировок в электронной форме при установлении предварительного квалификационного отбора;

б) несоответствия Участника закупки требованиям к Участникам закупки, установленным извещением о проведении запроса котировок в электронной форме;

в) несоответствия котировочной заявки требованиям к заявкам, установленным извещением о проведении запроса котировок в электронной форме;

г) несоответствия предлагаемых товаров, работ, услуг требованиям извещения о проведении запроса котировок в электронной форме;

д) непредставления (при необходимости) обеспечения заявки в случае установления требования об обеспечении заявки;

е) предоставления в составе заявки заведомо недостоверных сведений, намеренного искажения информации или документов, входящих в состав заявки.

В случае установления недостоверности сведений, содержащихся в заявке, несоответствия Участника закупки требованиям извещения о проведении запроса котировок такой Участник закупки отстраняется от участия в проведении запроса котировок на любом этапе его проведения.

Отклонение котировочной заявки по иным основаниям, не указанным в выше указанных пунктах 1 и 2, не допускается.

Аналогичные основания отклонения заявки участника запроса котировок предусмотрены разделом 11.6 Положения о закупках.

Требования, предъявляемые к товару, установленные Заказчиком, применяются в равной степени ко всем Участникам закупки.

Закон о закупках не обязывает заказчиков допускать к участию в закупке всех хозяйствующих субъектов, имеющих намерение получить прибыль в результате заключения договора. Иное противоречило бы принципу целевого и экономически эффективного расходования денежных средств.

Принцип равноправия участников закупки, предполагает недопустимость предъявления различных требований к участникам закупки, находящимся в одинаковом положении, в отсутствие к тому причин объективного и разумного характера.

Сама по себе невозможность участия в закупке отдельных хозяйствующих субъектов, не отвечающих предъявленным заказчиком требованиям, также не означает, что действия заказчика повлекли необоснованное ограничение конкуренции. 

Таким образом, поскольку требования, установленные заказчиком, в равной мере относятся ко всем хозяйствующим субъектам, имеющим намерение принять участие в закупке, не приводят к нарушению антимонопольных запретов, то нарушения положений Закона о закупках отсутствуют.

На основании вышеизложенного Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России, руководствуясь положениями статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу «_________» (вх. от 05.04.2022 № 3419-эп/22) на действия Заказчика АО «Северречфлот» при проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на поставку охлаждающей жидкости, извещение № 32211241558, необоснованной.

          

Примечание: Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

Председатель Комиссии                                                                        «_________»

 

Члены Комиссии:                                                                                   «_________»

                                                                                                             

                                                                                                                 «_________»

Связанные организации

Связанные организации не указаны