Решение №ВИ/4241/21 РЕШЕНИЕ по жалобе № 086/07/3-761/2021 по результатам рассмот... от 31 мая 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

  Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее - Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), в составе:

Председатель комиссии:

<..........> – заместитель руководителя Управления;

Члены комиссии:

<..........> — начальник отдела защиты конкуренции и соблюдения рекламного законодательства Управления;

<..........>— эксперт отдела защиты конкуренции и соблюдения рекламного законодательства Управления;

в присутствии представителей сторон по ВКС;

рассмотрев жалобу<..........> (вх. от 20.05.2021 № 4578-ЭП/21) (далее — Жалоба) на действия Заказчика Муниципальное автономное учреждение Сургутского района «Историко-культурный научно-производственный центр «Барсова гора» при проведении закупки услуги по разработке и созданию медиапроекта «Человечность» для виртуального путешествия (экскурсии) по археологической тропе достопримечательного места Югры урочища «Барсова гора», расположенного в Сургутском районе, извещение 32110258245, в соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу — Югре (далее – Ханты-Мансийское УФАС России), в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, поступила жалоба <..........> (вх. от 20.05.2021 № 4578-ЭП/21) (далее — Жалоба) на действия Заказчика Муниципальное автономное учреждение Сургутского района «Историко-культурный научно-производственный центр «Барсова гора» при проведении закупки услуги по разработке и созданию медиапроекта «Человечность» для виртуального путешествия (экскурсии) по археологической тропе достопримечательного места Югры урочища «Барсова гора», расположенного в Сургутском районе, извещение 32110258245.

Заявитель в своей жалобе указывает, что Заказчик неправомерно установил в Закупочной документации относительно антидемпинговых мер и возможности отклонения в одностороннем порядке от заключения договора при предоставлении, противоречащей информации в заявке.

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.

В соответствии с частью 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Ханты-Мансийским УФАС России в адрес Заявителя и Заказчика направлено Уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу. Рассмотрение жалобы назначено на 28.05.2021.

В силу части 10 статьи 3 Закона о закупках участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

3) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

4) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

5) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Указанная норма Закона о закупках носит императивный характер и приведенный в ней перечень оснований для обжалования действий (бездействия) заказчика в антимонопольный орган является исчерпывающим, соответственно положения статьи 18.1 Закона о защите конкуренции должны применяться с учетом данной нормы.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах.

В случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Жалоба Заявителя поступила в антимонопольный орган 20.05.2021, в пределах срока обжалования, в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, соответственно, Комиссия антимонопольного органа полномочна рассматривать данную жалобу с учетом, доводов, содержащихся в Жалобе.

Изучив имеющиеся материалы, заслушав Заявителя и представителя Заказчика, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России установила следующее.

Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц установлены Законом о закупках, целями регулирования которого являются: обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц (заказчиков) в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Закупочная деятельность муниципального автономного учреждения Сургутского района «Историко-культурный научно-производственный центр Барсова гора» регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг муниципального автономного учреждения Сургутского района «Историко-культурный научно-производственный центр Барсова гора» (далее - Положение о закупке), утвержденного Наблюдательным советом муниципального автономного учреждения Сургутского района «Историко-культурный научно-производственный центр Барсова гора» (протокол 8 от 28.12. 2018).

В соответствии с частью 5 статьи 4, частью 10 статьи 8 Закона о закупках при закупке на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) (далее - официальный сайт) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой на официальном сайте предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

30.04.2021 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru Заказчиком опубликовано извещение № 32110258245 о проведении закупки на оказание услуг по разработке и созданию медиапроекта «Человечность» для виртуального путешествия (экскурсии) по археологической тропе достопримечательного места Югры урочища «Барсова гора», расположенного в Сургутском районе.

Согласно подпунктам 9,16 пункта 10 статьи 4 Закона о закупках и подпунктам 9,16 части 6.9 раздела 6 Положения о закупке установлены сведения необходимые для включения в состав документации, а именно:

-требования к участникам такой закупки;

-иные сведения, определенные положением о закупке.

В соответствии с пунктом 7.3. раздела 7 Положения, установлена «информация об установленных Заказчиком требованиях к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям, указывается в документации о закупке».

Согласно документации установлено, что заявка состоит из двух частей и должна содержать в себе следующее:

Первая часть заявки

  1. Согласие участника на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг. (Форма 1 раздела 3 документации аукциона в электронной форме);

  2. Предложение о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) и качественных характеристиках товара, о качестве работ, услуг и иные предложения об условиях исполнения договора

Вторая часть заявки

1. фирменное наименование (наименование), сведения об организационно-правовой форме, о месте нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилия, имя, отчество, паспортные данные, сведения о месте жительства (для физического лица), номер контактного телефона и иные сведения об участнике закупки в соответствии с перечнем и формой, установленными аукционной документацией (Форма 2 раздела 3 документации аукциона в электронной форме);

2) Копии учредительных документов участника закупки (для юридических лиц), в том числе Устава (с изменениями и дополнениями) либо документа, подтверждающего присоединение к типовому уставу, свидетельства о государственной регистрации, свидетельства о постановке на налоговый учет либо Лист записи в ЕГРЮЛ, ЕГРИП);

3) полученную не ранее чем за один месяц до дня размещения на сайте извещения о проведении аукциона выписку из единого государственного реестра юридических лиц или индивидуальных предпринимателей в электронном виде с электронной подписью;

4) Документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени участника закупки – юридического лица (копия решения о назначении или об избрании, либо приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которым такое физическое лицо обладает правом действовать от имени участника закупки без доверенности).

В случае, если от имени участника закупки – физического лица действует иное лицо, к заявке на участие в закупке должна быть приложена нотариально удостоверенная доверенность на осуществление действий от имени участника закупки, либо ее копия, заверенная нотариально. Если от имени участника закупки – юридического лица действует не единоличный исполнительный орган, к заявке должна быть приложена доверенность, скрепленная печатью участника закупки и подписанная единоличным исполнительным органом или иной документ, подтверждающий полномочия лица на подписание заявки и прилагаемых к ней документов. Доверенность, выданная физическим лицом в порядке передоверия, должна быть нотариально удостоверенной;

5) Копии документов, удостоверяющих личность (для физических лиц);

6) Согласие участника – физического лица на обработку персональных данных на внесение (размещение) персональных данных (фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства и идентификационный номер налогоплательщика) в Единую информационную систему, электронную торговую площадку, сайт Заказчика;

7) Копии сертификатов, лицензий и иной разрешительной документации, если их наличие необходимо для выполнения работ, оказания услуг, поставки товаров, являющихся предметом закупки;

8) Декларация о соответствии участника аукциона в электронной форме (Форма3 раздела 3 документации аукциона в электронной форме);

9) Иные документы, предусмотренные настоящим документом;

10) Опись документов.

 

Также согласно п 1.2. Документации документы, входящие в заявку, не должны содержать недостоверные сведения или намеренно искаженную информацию, а также должны отсутствовать внутренние противоречия между различными частями и/или документами заявки.

Вместе с тем, частью 7.6. раздела 7 Положения и разделом 1.8. документации аукциона в электронной форме, Заказчиком установлено следующее.

Если при проведении закупки участником закупки, с которым заключается договор, предложена цена договора, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены договора, то Заказчик имеет право:

1) Потребовать документальное обоснование предлагаемой цены договора, которое может включать в себя гарантийное письмо от производителя с указанием цены и количества поставляемого товара, документы, подтверждающие наличие товара у участника закупки, иные документы и расчеты, подтверждающие возможность участника закупки осуществить поставку товара, выполнение работ, оказание услуг по предлагаемой цене.

2) Отказаться в одностороннем порядке от заключения договора в случае, если представленное обоснование противоречит информации, имеющейся у Заказчика, является неточным, неполным, недостоверным, имеет внутренние противоречия, не подтверждено документально (в том числе, в случае отсутствия оригиналов документов, на которые ссылается участник закупки) или иным образом вызывает у Заказчика обоснованные сомнения в готовности участника закупки исполнить договор в рамках предлагаемой цены.

Также на этапе приема заявок Заказчику поступил запрос на разъяснение положений пункта 2 раздела 1.8. документации аукциона в электронной форме.

В своем ответе, Заказчик пояснил, что «Участник закупки самостоятельно определяет форму обоснования предлагаемой цены договора, которое может включать в себя гарантийное письмо от производителя с указанием цены и количества поставляемого товара, документы, подтверждающие наличие товара у участника закупки, смету на выполнение работ, иные документы и расчеты, подтверждающие возможность участника закупки осуществить поставку товара, выполнение работ, оказание услуг по предлагаемой цене.

Под точностью Заказчик понимает отсутствие ошибок в арифметических расчетах рентабельности в представленных документах.

Критериями достоверности является отсутствие ложных или каким-либо образом искажённых сведений, иначе информация недостоверна. Контроль достоверности сведений может производиться разными способами, в которые входит нахождение и сверка с альтернативными источниками информации, выяснение статуса документа и сайта, на котором он находится, получение сведений о компетентности и положении автора материала и ряд других.

Обоснование считается неполной, если ее содержание не дает возможности однозначно понять из чего складывается предлагаемая цена договора.

Под противоречием Заказчик понимает положение, при котором одно исключает другое, несовместимое с ним, противоположное ему. Противоречия называются внутренними, если они возникают внутри одного документа или его блока (фрагмента), не разделяемого на части.

Сомнение в правильности представленных сведений вызываются в случае неясности, спорности данных. Сомнение, не основывающееся только на теоретической возможности, но и возникшее на основании представленных фактов, считается обоснованным».

Согласно п.1.7.1 Документации, оценка заявок на участие в аукционе в электронной форме осуществляется по единственному критерию – цена договора.

То есть заявка каждого участника, в которой предложена не демпинговая цена, оценивается только по цене договора, обоснование недемпинговой/демпинговой цены не представляется и не оценивается.

Устанавливая данный критерий Заказчик не ограничивает права участников закупки на снижение предлагаемой цены договора и не противоречит принципу экономически эффективного расходования денежных средств. Наоборот, установленный порядок оценки является объективным и позволяет выявить наиболее выгодное предложение участника, при этом избежав существенных расходов, связанных с неисполнением или некачественным исполнением победителем своих обязательств по договору. Следствием значительного снижения ценового предложения по закупке (демпинга) может являться нерентабельность оказываемых услуг, снижение требуемого количества и качества оказываемых услуг.

 

 

 

Данная антидемпинговая мера является мерой обеспечения добросовестной ценовой конкуренции среди участников, обеспечивающей защиту интересов и прав участников конкурса от умышленного занижения цен на закупаемые услуги с целью формальной победы в закупке.

Исходя из содержания пункта 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции, признаками ограничения конкуренции являются обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, вызывая сокращение числа хозяйствующих субъектов на данном рынке.

Закон о закупках не обязывает заказчиков допускать к участию в закупке всех хозяйствующих субъектов, имеющих намерение получить прибыль в результате заключения договора. Иное противоречило бы принципу целевого и экономически эффективного расходования денежных средств, сокращения издержек заказчика, закрепленному пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках и предполагающему наличие у заказчика права на 10 установление в закупочной документации способствующих тому требований к участникам закупки.

Принцип равноправия, в силу пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, предполагает недопустимость предъявления различных требований к участникам закупки, находящимся в одинаковом положении, в отсутствие к тому причин объективного и разумного характера.

Установленные заказчиком требования, связанные с финансовыми показателями, в равной мере применяются ко всем участникам закупки и, следовательно, не приводят к исключению из числа участников закупки хозяйствующих субъектов по причинам, не связанным с обеспечением удовлетворения потребностей заказчика. Сама по себе невозможность участия в закупке отдельных хозяйствующих субъектов, не отвечающих предъявленным заказчиком требованиям, также не означает, что действия заказчика повлекли необоснованное ограничение конкуренции.

Учитывая вышеизложенное, доводы Жалобы не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения Жалобы Комиссией.

На основании вышеизложенного Комиссия Ханты-Мансийского УФАС, руководствуясь частями 17, 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,

РЕШИЛА:

1.Признать <..........> (вх. от 20.05.2021 № 4578-ЭП/21) (далее — Жалоба) на действия Заказчика Муниципальное автономное учреждение Сургутского района «Историко-культурный научно-производственный центр «Барсова гора» при проведении закупки услуги по разработке и созданию медиапроекта «Человечность» для виртуального путешествия (экскурсии) по археологической тропе достопримечательного места Югры урочища «Барсова гора», расположенного в Сургутском районе, извещение 32110258245, необоснованной.

 

Председатель Комиссии                                                                                   <..........>

 

Члены Комиссии:                                                                                              <..........>

 

                                                                                                     <..........> 

Связанные организации

Связанные организации не указаны