Решение б/н решение по жалобе № 5904-эп/21 на действия Заказчика ООО "СГ... от 1 июля 2021 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по жалобе № 086/07/3-939/2021
по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика
при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»
Резолютивная часть решения оглашена 29.06.2021 г. Ханты-Мансийск
Решение в полном объеме изготовлено 01.07.2021
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее - Комиссия) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), в составе:
Председатель комиссии:
«________» — врио заместителя руководителя Управления;
Члены комиссии:
«________» — главный государственный инспектор отдела защиты конкуренции и соблюдения рекламного законодательства Управления;
«________» — старший специалист 1 разряда отдела защиты конкуренции и соблюдения рекламного законодательства Управления;
в отсутствии Заявителя, уведомленного о рассмотрении жалобы;
в присутствии представителя Заказчика посредством ВКС;
рассмотрев жалобу «________» (вх. от 21.06.2021 № 5904-эп/21) (далее — Жалоба) на действия Заказчика ООО «СГЭС» при проведении запроса предложений в электронной форме на оказание услуг по физической охране объектов ООО «СГЭС» на период с 01.07.2021-31.12.2022 гг., извещение № 32110349758, в соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Ханты-Мансийское УФАС России, Управление) в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции поступила жалоба (вх. от 10.06.2021 № 5904-эп-21) «________» (далее – Заявитель) на действия ООО «Сургутские городские электрические сети» (далее – Заказчик, ООО «СГЭС») при проведении запроса предложений в электронной форме на оказание услуг по физической охране объектов ООО «СГЭС» на период с 01.07.2021-31.12.2022 гг., извещение № 32110349758.
Заявитель обжалует действия закупочной комиссии Заказчика при оценке заявок.
В силу части 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках, Закон № 223-ФЗ) участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в следующих случаях:
1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;
2) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;
3) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;
4) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;
5) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.
Указанная норма Закона о закупках носит императивный характер и приведенный в ней перечень оснований для обжалования действий (бездействия) заказчика в антимонопольный орган является исчерпывающим, соответственно положения статьи 18.1 Закона о защите конкуренции должны применяться с учетом данной нормы.
Закон о закупках устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
В соответствии с частью 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Ханты-Мансийским УФАС России в адрес Заявителя и Заказчика направлено Уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу. Рассмотрение жалобы назначено на 29.06.2021. В назначенную дату состоялось рассмотрение жалобы посредством видео-конференц-связи.
Изучив имеющиеся материалы дела, представленные доказательства, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России установила следующее.
Закупочная деятельность Заказчика регулируется Положением о порядке проведения закупок товаров, работ и услуг ООО «Сургутские городские электрические сети» (далее - Положение о закупке). Положение о закупке утверждено решением внеочередного общего собрания участников ООО «СГЭС» (протокол от 11.05.2021.
03.06.2021 в Единой информационной системе в сфере закупок (далее – ЕИС) на официальном сайте www.zakupki.gov.ru Заказчиком опубликовано извещение № 32110349758 о проведении запроса предложений в электронной форме.
Согласно извещению о закупке установлены следующие сроки:
Дата начала срока подачи заявок – 03.06.2021 (мск+2);
Дата и время окончания подачи заявок – 16.06.2021 в 11:00 (мск+2);
Дата подведения итогов – 18.06.2021 (мск+2).
18.06.2021 Заказчиком опубликован Протокол подведения итогов запроса предложений №2085183/86, из которого следует, что на участие в закупке поступило две заявки от следующих участников: 1) «________»; 2) «________» (участник, на стороне которого выступают несколько юридических лиц, а именно: «________», «1________», «2________»).
Согласно указанному протоколу определен Победитель закупки - «________», по результатам оценки заявок получивший 90,87 баллов. Второе место заняла заявка коллективного участника с оценкой 88,00 баллов.
Заявитель не согласен с оценкой заявки, поскольку Заказчиком был не засчитан следующий показатель:
«Наличие у Исполнителя, договора страхования (полиса) от несчастных случаев, в случае гибели, получения увечья и травмы, при оказании охранных услуг, в соответствии с законодательными актами РФ (предоставить копию договора/полиса); вес показателя - 0,1: Наличие - 100%; Отсутствие – 0.
Заказчик мотивировал присвоение по данному пункту оценки в ноль баллов тем, что данный договор страхования представлен Лидером закупки «________», участником коллективной заявки «1________», однако, еще один участник коллективной заявки - «2________» данный договор не представил.
Заявитель в своей Жалобе указывает, что коллективное участие в закупке предполагает объединение трудовых, материальных, иных ресурсов в целях повышения конкурентоспособности, то есть, в случае отсутствия подтверждения какого-либо показателя у одного члена коллективного участника, данный показатель засчитывается у другого участника коллективной заявки. В связи с изложенным, Заявитель считает, что Заказчик допустил ошибку при подсчете рейтинга заявок и не учел дополнительные баллы коллективной заявки «________».
Заказчик с доводами Жалобы не согласен по основаниям, изложенным в письменных возражениях.
В соответствии с п. 10.7.8. Положения «Оценка и сопоставление заявок осуществляется комиссией по осуществлению закупок строго в соответствии с порядком оценки и сопоставления заявок, указанного в документации о проведении запроса предложений».
Согласно п. 25 Информационной карты закупки оценка заявок на участие в закупке проводится на основании следующих критериев:
1. Цена договора. Значимость – 60 %.
2. Качество оказания услуг. Значимость – 40 %.
2.1 Квалификация участников закупки. Вес критерия – 0,5.
1. Наличие дежурного подразделения с круглосуточным режимом работы (вес показателя – 0,1).
2. Наличие собственной вооруженной мобильной группы (ГБР) или заключение Участником закупки договора (совместное реагирование) с иным субъектом охранной деятельности имеющего ГБР по месту оказания услуг; вес показателя – 0,1.
3. Наличие у руководителей охранного предприятия или ответственных лиц за пожарную безопасность знаний пожарно-технического минимума и требований охраны труда по утвержденной программе для руководителей; вес показателя – 0,1.
4. Наличие у Исполнителя, договора/полиса страхования гражданской ответственности при оказании охранных услуг, от причинения вреда жизни, здоровью, имуществу третьих лиц, в том числе связанных с причинением ущерба охраняемому имуществу. (предоставить копию договора/полиса/положение и условия Страховщика); вес показателя – 0,1.
5. Наличие у Исполнителя, договора страхования (полиса) от несчастных случаев, в случае гибели, получения увечья и травмы, при оказании охранных услуг, в соответствии с законодательными актами РФ (предоставить копию договора/полиса); вес показателя – 0,1.
2.2. Подтверждение наличия опыта оказания услуг по охране объектов ТЭК или объектов с обеспечением контрольно-пропускного и внутриобъектового режимов, в электронной форме за период 2019-2020 гг., с предоставлением письма (форма 3,4) и копиями заключенных договоров без приложений; вес критерия – 0,5.
Согласно пп. 2.1.5 п. 25 Информационной карты подкритерий «Наличие у Исполнителя, договора страхования (полиса) от несчастных случаев, в случае гибели, получения увечья и травмы, при оказании охранных услуг, в соответствии с законодательными актами РФ» оценивается на основании предоставленных копий договора/полиса. Вес показателя – 0,1: Наличие – 100%; Отсутствие – 0.
Согласно протоколу подведения итогов заявки участников по данному критерию получили следующие оценки:
Участник |
Оценка баллов |
Взвешенная оценка |
Обоснование |
ООО «________» |
100% |
20 |
Наличие |
Коллективный участник «________», «1________», «2________» |
0 |
0 |
Наличие у «________», «1________», отсутствие у «2________» |
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Частью 5 статьи 3 Закона о закупках определено, что участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки.
Аналогичное определение участника закупки содержится в п. 1.2 Положения о закупке Заказчика.
Согласно пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
На заседании Комиссии Заказчик представил материалы, заявку «________» и пояснил, что согласно заявке «________» является коллективным участником, на стороне которого выступают также «1________», «2________».
При этом в составе заявки в отношении «2_______» не представлены копии договора (полиса) страхования от несчастных случаев, в случае гибели, получения увечья и травмы, при оказании охранных услуг. На указанном основании, закупочной комиссией Заказчика принято решение по подкритерию «Наличие у Исполнителя, договора страхования (полиса) от несчастных случаев, в случае гибели, получения увечья и травмы, при оказании охранных услуг, в соответствии с законодательными актами РФ» присвоить коллективному участнику «________» 0 баллов.
Рассмотрев заявку коллективного участника «________» Комиссия Управления установила, что в составе заявки представлены копии договора (полиса) страхования от несчастных случаев, в случае гибели, получения увечья и травмы, при оказании охранных услуг «________» и «2________».
В Обзоре судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018) изложена правовая позиция, согласно которой, если участником закупки выступает несколько лиц (группа лиц), требования, указанные в документации о закупке, должны предъявляться к такой группе лиц в совокупности, а не к отдельно взятому ее участнику.
Порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные в документации, должны применяться Заказчиком в равной степени ко всем участникам закупки.
При подаче заявки несколькими физическими лицами, несколькими юридическими лицами, несколькими индивидуальными предпринимателями, объединившимися на стороне одного участника закупки, участником закупки выступает несколько лиц в совокупности (далее - группа лиц).
Таким образом, в случае подачи заявки группой лиц требованиям, указанным в документации о закупке, должна отвечать такая группа лиц, а не отдельно взятые лица, входящие в ее состав.
Исходя из изложенного, Комиссия Управления пришла к выводу, что коллективным участником закупки «________» в составе заявки на участие в Конкурсе представлен документ, предусмотренный подпунктом 2.1.5 пункта 25 Информационной карты документации о закупке.
В документации о закупке не предусмотрено особого порядка оценки документов, представленных в составе заявки коллективного участника (группы лиц).
Таким образом, действия Заказчика в части оценки документов каждого из участников группы лиц нарушают требования пункта 2 части 1 статьи 2, частей 5 и 6 статьи 3 Закона о закупках.
Согласно части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.
На основании вышеизложенного, руководствуясь положениями статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу «________» (вх. от 21.06.2021 № 5904-эп/21) (далее — Жалоба) на действия Заказчика ООО «СГЭС» при проведении запроса предложений в электронной форме на оказание услуг по физической охране объектов ООО «СГЭС» на период с 01.07.2021-31.12.2022 гг., извещение № 32110349758, обоснованной.
2. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
Примечание: Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии «________»
Члены Комиссии: «________»
«________»