Решение №152-ж Решение и предписание по жалобе ООО "Релакс" от 13 февраля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена 09.02.2016г.                                         г.Ханты-Мансийск

Решение изготовлено в полном объеме  12.02.2016г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее – Комиссия) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), действующая на основании Приказа №1 от 12.01.2016г. в составе:

Председатель комиссии:

"..."

Члены комиссии:

"..."

"..."

"..."

в отсутствии представителя заявителя ООО «Релакс», надлежащим образом уведомленного о месте и времени рассмотрении жалобы,

в присутствии представителей организатора торгов от Югорского фонда капитального ремонта многоквартирных домов, "..." действующей по доверенности от 04.02.2016 №5, "..." действующего по доверенности от 30.12.2015 №17,

 рассмотрев жалобу ООО «Релакс» (вх.№152-ж от 01.02.2016),

 

 

 

установила:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому  автономному округу-Югре (далее - Ханты-Мансийское УФАС России) в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции поступила жалоба ООО «Релакс» (далее – Заявитель, общество) от 01.02.2016 №152-ж на действия организатора торгов - Югорского фонда капитального ремонта многоквартирных домов (далее – Организатор торгов), при проведении открытого конкурса на право заключения договора подряда на выполнение работ и оказание услуг по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории города Нижневартовск (20 лотов) (Приказ №295.1 от 23.12.2015 года).

Как следует из содержания жалобы, Организатор торгов установил недостаточный срок размещения извещения на сайте, а также то, что извещение содержит необоснованную и необъективную стоимость работ.

Кроме того, из доводов Заявителя следует, что Организатором торгов не указан объем выполняемых работ.

Также Заявителю, не понятно имеет ли право претендент без лицензии на проектирование участвовать в конкурсе.

На основании изложенного, Заявитель просит признать действия Организатора торгов незаконными.

В представленных возражениях Организатор торгов выразил свое несогласие с доводами жалобы Заявителя, просит признать жалобу необоснованной.

Изучив имеющиеся материалы дела, представленные доказательства, заслушав представителей Организатора торгов,  Комиссия пришла к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры 1 июля 2013 года № 54-оз «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» привлечение подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме осуществляется югорским оператором на конкурсной основе в порядке, установленном Правительством автономного округа.

Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры №30-п от 30.01.2014 утвержден порядок привлечения югорским оператором, органами местного самоуправления, муниципальными бюджетными учреждениями подрядных организаций, индивидуальных предпринимателей для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее – Постановление №30-п).

Как видно из документов, 23.12.2015г. на официальном сайте Организатора торгов (http://kapremontugra.ru) (далее – официальный сайт) опубликовано извещение о  проведении открытого конкурса на право заключения договора подряда на выполнение работ и оказание услуг по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории города Нижневартовск, по 20 лотам: - лот 1: ул. Менделеева, дом №24; лот 2: пр-кт Победы, дом №1; лот 3: пр-кт Победы, дом №8а; лот 4: пр-кт Победы, дом №17; лот 5: пр-кт Победы, дом №17а; лот 6: пр-кт Победы, дом №19а; лот 7: пр-кт Победы, дом №21; лот 8: ул. Нефтяников, дом №3а; лот 9: ул. Мира, дом №6; лот 10: ул. Мира, дом №8; лот 11: ул. Мира, дом №10; лот 12: ул. Мира, дом №10а; лот 13: ул. Мира, дом №12; лот 14: ул. Мира, дом №12а, ул. Мира, дом №14; лот 15: ул. 60 лет Октября, дом №1; лот 16: ул. Маршала Жукова, дом №2, ул. Маршала Жукова, дом №4б; лот 17: ул. Маршала Жукова, дом №2а; лот 18: ул. Маршала Жукова, дом №2б; лот 19: ул. Маршала Жукова, дом №3; лот 20: ул. Маршала Жукова, дом №3а.

Согласно части 2 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), если иное не предусмотрено законом, извещение о проведении торгов должно быть опубликовано организатором не позднее чем за тридцать дней до их проведения.

В соответствии с пунктом 5.6 Постановления №30-п заседание конкурсной комиссии должно состояться не ранее чем через 15 и не позднее чем через 30 календарных дней после опубликования в средствах массовой информации извещения о проведении открытого конкурса и конкурсной документации. Дата, время и место заседания конкурсной комиссии указываются в извещении о проведении открытого конкурса.

Как следует из извещения, прием заявок осуществлялся с 24.12.2015 по 19.01.2016. При этом датой вскрытие конвертов является 20.01.2016г.

Следовательно, со дня опубликования извещения (23.12.2015) до дня окончания приема заявок (19.01.2016), срок подачи заявок на участие в конкурсе составил 27 календарных дней, что соответствует требованиям, как части 2 статьи 448 ГК РФ, так и пункту 5.6 Постановления №30-п.

Таким образом, довод Заявителя о том, что Организатором торгов установлен недостаточный срок размещения извещения на официальном сайте, является необоснованным.

В соответствии с пунктом 2.1.4 Постановления №30-п Организатор торгов разрабатывает конкурсную документацию и документы о внесении изменений в нее на основании региональной программы в соответствующем году и решений общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах.

Согласно пункту 1.2 Постановления №30-п конкурсная документация - комплект документов, содержащих требования и критерии оценки конкурсных заявок, исходную информацию о технических характеристиках объекта открытого конкурса, видах, объемах и стоимости работ и (или) услуг по капитальному ремонту многоквартирного дома, условиях и процедурах открытого конкурса, основных условиях договора подряда и сроках его заключения.

При рассмотрении представленных документов Комиссией установлено, что конкурсная документация не содержит информацию об объеме и стоимости работ и (или) услуг по капитальному ремонту многоквартирных домов, что является нарушением пункта 1.2 Постановления №30-п.

Отсутствие в конкурсной документации объемов и стоимости работ и (или) услуг по капитальному ремонту многоквартирного дома, приводит к невозможности формирования участниками конкурса заявки на участие в конкурсе, в том числе в части формирования ценового предложения, что в целом приводит к ограничению в участие в конкурсе.

В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Следовательно, не указав в конкурсной документации объемов и стоимости работ и (или) услуг по капитальному ремонту многоквартирного дома, Организатор торгов нарушил требования части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Таким образом, довод Заявителя о том, что конкурсная документация не содержит информацию об объеме и стоимости работ и (или) услуг по капитальному ремонту многоквартирных домов, является обоснованным.

Как следует из объяснений Организатора торгов, размер начальной (максимальной) цены договора определяется из размера предельной стоимости каждого из видов работ, входящих в указанный в пункте 1 статьи 15 Закона Ханты-мансийского автономного округа – Югры от 01.07.2013 №54-оз перечень, который установлен Приказом Департамента жилищно-коммунального комплекса и энергетики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 28.10.2014 № 55-нп, а также Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 05.06.2014 №202-п.

Таким образом, Организатор торгов при формировании начальной (максимальной) цены договора руководствовался Приказом Департамента жилищно-коммунального комплекса и энергетики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 28.10.2014 № 55-нп, а также Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 05.06.2014 №202-п.

Следовательно, довод Заявителя о том, что извещение содержит необоснованную и необъективную стоимость работ, является необоснованным.

Согласно подпункту 5.2.6 пункта 5.2 Постановления №30-п к конкурсной заявке прилагаются, в том числе документы, копии документов или сведения, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса установленным в конкурсной документации требованиям и условиям, а именно нотариально заверенная копия свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданного саморегулируемой организацией, в случае если предметом открытого конкурса является выполнение таких работ.

Вместе с тем, Комиссия установила, что в конкурсной документации отсутствует требование о том, что участники открытого конкурса должны иметь свидетельство СРО о допуске к работам по организации подготовки проектной документации. В связи с чем, Комиссия обращает внимание  на данный факт Заявителя.

Согласно части 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции в случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

Как было указанно выше, в соответствии с термином, указанным в пункте 1.2 Постановления №30-п конкурсная документация - комплект документов, содержащих, в том числе требования и критерии оценки конкурсных заявок.

Пунктом 5.15 Постановления №30-п предусмотрено, что конкурсные заявки участников открытого конкурса, допущенных к участию в открытом конкурсе, подлежат оценке и сопоставлению конкурсной комиссией на основе балльной системы с целью сравнения условий, предложенных участниками открытого конкурса, и определения победителя открытого конкурса.

При этом пунктом 5.16 Постановления №30-п предусмотрены критерии, по которым оцениваются заявки участников конкурса, а также указано максимальное количество баллов, которые могут быть присвоены участникам конкурса.

Согласно пункту 5.20. Постановления №30-п конкурсная комиссия по результатам рассмотрения, оценки и сопоставления поступивших конкурсных заявок в день заседания определяет победителя и принимает решение об итогах открытого конкурса.

Из вышеприведенного следует, что конкурсная документация должна содержать критерии оценки заявок, а также порядок оценки таких заявок. Однако Комиссией установлено, что в нарушение пунктов 1.2, 5.15, 5.16 Постановления №30-п  такие требования конкурсная документация не содержит.

В ходе рассмотрения жалобы, представители Организатора торгов пояснили, что заявки участников оцениваются по критериям и в порядке, установленном Постановлением №30-п, о чем указано в пункте 12 конкурсной документации.

Вместе с тем, как это было указано выше, Постановление №30-п содержит лишь критерии, порядок оценки и максимальное количество баллов, которые могут быть присуждены участникам конкурса. При этом порядок оценки, указанный в Постановлении №30-п не позволяет оценить должным образом заявки участников, поскольку не содержит положений, определяющих, каким образом происходит ранжирование баллов внутри оцениваемых показателей и на каком основании происходит присвоение максимального и минимального количества баллов, а также баллов в установленных диапазонах.

Отсутствие механизма выставления баллов допускает возможность произвольного присвоения членами комиссии баллов за предложения участников, делая непрозрачными и непредсказуемыми условия конкурсного отбора.

Кроме того, в силу пункта 2 статьи 448 ГК РФ если иное не предусмотрено законом, извещение о проведении торгов должно быть сделано организатором не менее чем за тридцать дней до их проведения. Извещение должно содержать во всяком случае сведения о времени, месте и форме торгов, их предмете и порядке проведения, в том числе об оформлении участия в торгах, определении лица, выигравшего торги, а также сведения о начальной цене.

Таким образом, указанная норма закона обязывает организатора торгов указывать порядок определения победителя в извещении о проведении торгов, а в данном случае и в конкурсной документации.

Вместе с тем, извещение Организатора торгов о проведении открытого конкурса и конкурсная документация не содержали в должном объеме сведения о порядке определения победителя, то есть не отвечали требованиям пункта 2 статьи 448 ГК РФ.

Критерии начисления баллов, а также вес (ценность) в баллах каждой разновидности документов являются необходимыми для участников квалификационного отбора, поскольку их наличие не только соответствует принципам открытости и прозрачности торгов, в том числе при определении победителя, но и является стимулирующим фактором при подаче заявок, а также направлено на поддержание конкуренции, нивелирование споров и разногласий участников и организаторов закупок при подведении их итогов.  Аналогичный вывод содержится в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.02.2014 № 3323/13.

Полное раскрытие информации о торгах следует как из пункта 2 статьи 448 ГК РФ с учетом положения о равенстве всеобщего доступа к открытым торгам (пункт 1 этой статьи), так и из недопустимости ограничения конкуренции (часть 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции).

Таким образом, действия Организатора торгов, выразившиеся в не установлении в извещении и в конкурсной документации порядка определения победителя содержат признаки нарушения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

На основании выявленных нарушений, Комиссия приходит к выводу о необходимости выдачи Югорскому фонду капитального ремонта многоквартирных домов предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений.

На основании вышеизложенного, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

решила:

1. Признать жалобу ООО «Релакс» от 01.02.2016 №152-ж на действия организатора торгов - Югорского фонда капитального ремонта многоквартирных домов (далее – Организатор торгов) при проведении открытого конкурса на право заключения договора подряда на выполнение работ и оказание услуг по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории города Нижневартовск (20 лотов) (Приказ №295.1 от 23.12.2015 года), обоснованной.

2. Признать в действиях организатора торгов - Югорского фонда капитального ремонта многоквартирных домов нарушение пунктов 1.2, 5.15, 5.16  Постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры №30-п от 30.01.2014, выразившиеся в не установлении в конкурсной документации критериев оценки конкурсных заявок, а также информации об объеме и стоимости работ и (или) услуг по капитальному ремонту многоквартирных домов.

3. Признать в действиях организатора торгов - Югорского фонда капитального ремонта многоквартирных домов нарушение части 1 статьи 17 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся не установлении в конкурсной документации объемов и стоимости работ и (или) услуг по капитальному ремонту многоквартирного дома.

4. Признать в действиях организатора торгов - Югорского фонда капитального ремонта многоквартирных домов нарушение части 1 статьи 17 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся в не установлении в извещении и конкурсной документации порядка определения победителя открытого конкурса.

5. Выдать организатору торгов - Югорскому фонду капитального ремонта многоквартирных домов обязательное для исполнения предписание, направленное на устранение выявленных нарушений.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                                     "..."

 

Члены Комиссии:                                                                                                  "..."

 

                                                                                                                                 "..."

 

                                                                                                                                  "..."

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

ПРЕДПИСАНИЕ №

 

12.02.2016 г.                                                                                          г. Ханты-Мансийск

 

  Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее – Комиссия) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», действующая на основании Приказа №1 от 12.01.2016г. в составе:

Председателя комиссии:

"..."

Членов комиссии:

"..."

"..."

"..."

на основании своего решения от 12.02.2016 года, вынесенного по жалобе ООО «Релакс» (вх.№152-ж от 01.02.2016г.), руководствуясь пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Югорскому фонду капитального ремонта многоквартирных домов в целях устранения нарушений, допущенных при проведении открытого конкурса на право заключения договора подряда на выполнение работ и оказание услуг по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории города Нижневартовск (20 лотов) (Приказ №295.1 от 23.12.2015 года), в срок до 25 марта 2016 года аннулировать протокол вскрытия и рассмотрения заявок и протокол оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе от 22.01.2016 и опубликовать информацию об аннулировании протоколов на официальном сайте.

2. Югорскому фонду капитального ремонта многоквартирных домов в срок до 25 марта 2016 года внести изменения в извещение и конкурсную документацию, установив критерии оценки, порядок оценки и сопоставление заявок с соблюдением требований части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

3. Югорскому фонду капитального ремонта многоквартирных домов в срок до 25 марта 2016 года внести изменения в конкурсную документацию, установив объем и стоимость работ и (или) услуг по капитальному ремонту многоквартирных домов.

4. Югорскому фонду капитального ремонта многоквартирных домов представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре информацию об исполнении пунктов 1, 2, 3 настоящего предписания в срок до «30» марта 2016 года с приложением подтверждающих документов.

5. Контроль за исполнением настоящего предписания возложить на ведущего специалиста-эксперта отдела правовой экспертизы и контроля органов власти Управления .....

 

 

Председатель Комиссии                                                                          "..."

 

Члены Комиссии:                                                                            "..."

 

"..."

 

"..."

 

 

 

 

 

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны