Решение №1634-ж Решение по жалобе ООО "САВИТУР-Аудит" вх. от 19.10.2017 № 16... от 2 ноября 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена 30 октября 2017 года

Решение в полном объеме изготовлено 02 ноября 2017 года г. Ханты-Мансийск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее - Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), действующая на основании Приказа от 24.10.2016 № 114 в составе:

Председатель комиссии:

<...> – <...>

Члены комиссии:

<...><...>

<...><...>

<...><...>

в присутствии представителя акционерного общества «Югорский лесопромышленный холдинг» (далее по тексту – Заказчик), <...>, действующего на основании доверенности <...>;

в отсутствие представителя Заявителя – ООО «САВИТУР-Аудит» (далее по тексту - Заявитель),

рассмотрев жалобу ООО «САВИТУР-Аудит» (вх. от 19.10.2017 № 1634-ж),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу — Югре в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, при проведении открытого конкурса на оказание услуг по проведению обязательной аудиторской проверки бухгалтерской (финансовой) отчетности АО «Югра-Плит» за 2017 год, извещение № 0487200000317000004.

В соответствии с частью 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Ханты-Мансийским УФАС России в адрес Заявителя и Заказчика направлено уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении закупки до рассмотрения жалобы по существу (исх. от 26.10.2017 № 02/МО-6533). Рассмотрение жалобы назначено на 30.10.2017.

По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, выразившимися в формировании конкурсной документации с нарушением законодательства о контрактной системе.

На основании изложенного Заявитель просит:

1. Рассмотреть жалобу по существу в течении семи рабочих дней, в соответствии с пунктом 14 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»;

2. Приостановить проведение процедур открытого конкурса, до рассмотрения жалобы по существу согласно пункту 18 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»;

3. Признать жалобу ООО «САВИТУР-Аудит» обоснованной;

4. Уведомить на электронную почту о времени и месте рассмотрения жалобы

5. Обязать Акционерное общество «Югорский лесопромышленный холдинг» устранить имеющиеся нарушения

Изучив имеющиеся материалы дела, представленные доказательства, Комиссия пришла к следующим выводам.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о порядке проведения закупок товаров, работ, услуг в АО «Югорский лесопромышленный холдинг» от 02.12.2016.

03.10.2017 г. на официальном сайте www.zakupki.gov.ru Заказчиком опубликовано извещение № 0487200000317000004 о проведении открытого конкурса на оказание услуг по проведению обязательной аудиторской проверки бухгалтерской (финансовой) отчетности АО «Югра-Плит» за 2017 год.

Действие Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках) распространяется на закупки всех товаров, работ, услуг, за исключением случаев, указанных в части 4 статьи 1 Закона о закупках.

Пунктом 3 части 4 статьи 1 Закона о закупках установлено, что данный Федеральный закон не регулирует отношения, связанные с осуществлением заказчиком закупок товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе).

Закон о закупках не регулирует отношения, связанные с осуществлением заказчиком отбора аудиторской организации для проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности заказчика в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее ­­­­– Закон об аудиторской деятельности) (пункт 7 части 4 статьи 1 Закона о закупках).

Согласно части 4 статьи 5 Закона об аудиторской деятельности договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, а также на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственной корпорации, государственной компании, государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия заключается с аудиторской организацией или индивидуальным аудитором, определенными путем проведения не реже чем один раз в пять лет открытого конкурса в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, при этом установление требования к обеспечению заявок на участие в конкурсе и (или) к обеспечению исполнения контракта не является обязательным.

Учитывая, что правоотношения, связанные с осуществлением закупок товаров, работ, услуг в соответствии с частью 5 статьи 15 Закона о контрактной системе, с осуществлением отбора аудиторской организации для проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности заказчика в соответствии со статьей 5 Закона об аудиторской деятельности, исключены из сферы регулирования Закона о закупках, действия (бездействие) заказчика при осуществлении таких закупок не могут быть обжалованы в антимонопольный орган в соответствии с частью 10 статьи 3 Закона о закупках.

При осуществлении закупочных процедур по правилам, предусмотренным Законом о контрактной системе, лица, поименованные в части 2 статьи 1 Закона о закупках, не приобретают статус государственного или муниципального заказчика в понимании Закона о контрактной системе.

Следовательно, у антимонопольного органа отсутствуют правовые основания для рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчиков при осуществлении закупок, связанных с указанными правоотношениями, в соответствии с главой 6 Закона о контрактной системе.

Вместе с тем, учитывая, что в силу части 5 статьи 15 Закона о закупках и статьи 5 Закона об аудиторской деятельности отбор аудиторской организации для проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности заказчика и проведения закупочных процедур, осуществляемых при предоставлении в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации бюджетных инвестиций, соответственно должны осуществляться в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе, указанные закупки относятся к торгам, обязательным в силу законодательства Российской Федерации.

На основании изложенного, жалобы на действия (бездействие) заказчика при осуществлении данных закупок подлежат рассмотрению антимонопольным органом в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции как жалобы на торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Как было указано выше жалоба ООО «САВИТУР - Аудит» рассматривается Ханты-Мансийским УФАС России в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции. Открытый конкурс на оказание услуг по проведению обязательной аудиторской проверки бухгалтерской (финансовой) отчетности АО «Югра-Плит» за 2017 год (извещение №0487200000317000004) проводится в порядке, предусмотренном Законом о контрактной системе.

Заявитель в своей жалобе указывает на то, что Заказчиком нарушены следующие пункты:

1. Нарушение в изложении и применении понятия «требования, установленные к участникам», в части отсутствия обязательного требования о наличии специалистов-аудиторов, имеющих право выполнения работ на предприятии Заказчика.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о контрактной системе, законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.

Статьей 3 Закона об аудиторской деятельности установлено следующее:

1. Аудиторская организация - коммерческая организация, являющаяся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов.

2. Коммерческая организация приобретает право осуществлять аудиторскую деятельность с даты внесения сведений о ней в реестр аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемой организации аудиторов (далее - реестр аудиторов и аудиторских организаций), членом которой такая организация является.

3. Коммерческая организация, сведения о которой не внесены в реестр аудиторов и аудиторских организаций в течение трех месяцев с даты внесения записи о ней в Единый государственный реестр юридических лиц, не вправе использовать в своем наименовании слово «аудиторская», а также производные слова от слова «аудит».

В силу пункта 2 части 3 статьи 49 Закона о контрактной системе в извещении о проведении открытого конкурса заказчик указывает требования, предъявляемые к участникам открытого конкурса, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками открытого конкурса в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам открытого конкурса в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, а также соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Подпунктом К пункта 3.4 раздела 3 Конкурсной документации установлены требования к содержанию заявки на участие в конкурсе:

Документы, обязательно входящие в состав заявки на участие в конкурсе:

К) Копии документов подтверждающих соответствие участника закупки требованиям Закона об аудиторской деятельности:

- выписка из реестра аудиторов и аудиторских организаций (или копия Свидетельства о членстве СРО аудиторов) саморегулируемой организации, подтверждающая внесение в реестр организаций, к которой принадлежит участник закупки;

- копии квалификационных аттестатов аудиторов-специалистов участника закупки;

-выписки из реестра аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемой организации или копии Свидетельств о членстве СРО аудиторов, подтверждающая внесение в реестр аудиторов-работников участника закупки.

На основании вышеизложенного, Комиссией установлено, что Заказчик нарушил пункт 1 части 1 статьи 31 и пункт 2 части 3 статьи 49 Закона о контрактной системе, в части не установления требования в извещении о проведении открытого конкурса о соответствии участников закупки требованиям, установленным законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 10 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать размер обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе, а также условия банковской гарантии.

Проанализировав конкурсную документацию, Комиссией Управления было установлено, что в документации, в нарушение пункта 10 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, отсутствуют условия банковской гарантии, в случае предоставления участником закупки обеспечения заявки в виде банковской гарантии.

2. Имеется несколько нарушений в размещении информации о сроках выполнения (периоде, дате окончания) работ.

В ходе рассмотрения жалобы, Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России установлено, что в соответствии с пунктом 3.2. раздела 3 Информационной карты, Заказчиком установлено, что услуги оказываются по месту нахождения Заказчика: после 20.02.2018 года — не более 5 рабочих дней.

Вместе с тем, в соответствии с пунктом 4.6 проекта контракта, аудиторское заключение и аудиторский отчет предоставляется Заказчику не позднее 30 марта 2018 года.

Кроме того, в извещении Заказчиком установлено, что услуги оказываются по местонахождению Заказчика: после 20.02.2018 — не более пяти рабочих дней.

В соответствии с условиями, указанными в проекте контракта, исполнитель обязан находится на территории Заказчика минимум 5 рабочих дней.

В соответствии с частью 3 статьи 7 Закона о контрактной системе, информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

Указание Заказчиком в закупочной документации различных сроков начала и окончания выполнения работ вводит и/или могло ввести в заблуждение потенциальных участников закупки.

Таким образом, Заказчиком указаны недостоверные сведения о начале и окончании выполнения работ, что является нарушением части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе.

3. Заказчиком установлено требование о предоставлении документов, подтверждающих, что участник закупки входит в ТОП-3 Региональных рейтингов.

Организация занимает по данным рейтингового агентства «Эксперт РА» (или иного федерального рейтингового агентства) в рейтинге в аудиторско-консалтинговых компаний не ниже 20-го места (за 2014-2017 г.)

- Не участвуют в рейтингах;

- Занимает в рейтинге ниже 20-го места и представлены подтверждающие документы;

-Занимает в рейтинге 20-е и выше места и представлены подтверждающие документы

 

 

 

 

0 баллов

7 балла

20 балла

Вместе с тем, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России установлено, что Заказчиком не указан перечень документов, подтверждающих участие участников закупки в рейтингах, на основании которых конкурсной комиссией будет производится оценка, что свидетельствует о нарушении Заказчиком пункта 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, согласно которому конкурсная документация должна содержать порядок рассмотрения и оценки заявок.

Кроме того, в таблице № 2 Приложения № 1 части 3 указаны следующие показатели подкритерия: «Период работы на рынке аудиторских услуг критерия «Квалификация участников закупки»:

Период работы на рынке аудиторских услуг менее 2-х лет

0 баллов

Период работы на рынке аудиторских услуг от 3 до 9 лет

2 балла

Период работы на рынке аудиторских услуг от 10 и более лет

10 баллов

Заказчиком указано, что данный показатель подтверждается копиями документов на право осуществления аудиторской деятельности.

Вместе с тем, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России приходит к выводу, что оценка потенциальных участников по критерию о наличии лицензии на осуществление аудиторской деятельности или свидетельство СРО является недостоверным, поскольку преимущество могут получить участники, получившие лицензию или свидетельство СРО, но не имеющих опыта выполнения аналогичных услуг, что также свидетельствует о нарушении Заказчиком пункта 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.

4. В таблице № 2 Приложения № 1 к части 3 «Информационная карта конкурса» указаны следующие показатели подкритерия «Деловая репутация участника закупки» критерия «Квалификация участников закупки»:

Страхование профессиональной ответственности (страховая сумма):

- Отсутствуют сведения о страховании профессиональной ответственности (страховой сумме) и отсутствует копия страхового полиса;

- Представлены сведения о страховании профессиональной ответственности аудиторской организации за оказываемые услуги, представлена копия страхового полиса; и страховая сумма составляет менее 500 млн. руб.;

- Представлены сведения о страховании профессиональной ответственности аудиторской организации за оказываемые услуги, представлена копия страхового полиса; и страховая сумма составляет 500 млн. руб. и более.

 

0 баллов

 

5 баллов

 

 

20 баллов

Заявитель считает, что сравнение размеров, сумм страховых полисов участников не приводит к сравнению качества и квалификации, данный показатель не может использоваться при оценке и сопоставления заявок.

Вместе с тем, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России считает, что данный критерий включен в закупочную документацию Заказчика правомерно, является нестоимостным критерием оценки.

Кроме того, включение вышеуказанного критерия не противоречит Закону о контрактной системе.

5. В проекте контракта содержится пункт 4.11, в соответствии с которым срок проведения проверки Заказчика составляется __________ (указывается победителем самостоятельно) календарных дней.

Вместе с тем, в соответствии с пунктом 4.6 проекта контракта, аудиторское заключение и аудиторский отчет предоставляется Заказчику не позднее 30 марта 2018 года.

Кроме того, в извещении Заказчиком установлено, что услуги оказываются по местонахождению Заказчика: после 20.02.2018 — не более пяти рабочих дней.

Таким образом, самостоятельное установление победителем закупки сроков проведения проверки не является нарушением, поскольку Заказчиком установлены в конкурсной документации сроки начала и окончания выполнения работ, на которые должен ориентироваться победитель закупки, при выполнении работ.

6. В пункте 4.8 Контракта содержится следующее условие:

1. ФИО _________________________________________(20__ год выдачи квалификационного аттестата аудитора).

2. ФИО _________________________________________(20__ год выдачи квалификационного аттестата аудитора).

В соответствии с пунктом 4.9. проекта контракта замена указанных специалистов может быть произведена Аудитором после наступления одного из ниже перечисленных условий:

4.9.1. Увольнения аудитора с основного места работы во временные сроки действия контракта.

4.9.2. Нахождения работника в законном отпуске.

4.9.3. Временная нетрудоспособность по причине болезни.

В соответствии с пунктом 4.9.10. При этом Заказчику должны бытьнаправлены

документы, подтверждающие квалификацию, опыт работы вновь назначаемых специалистов, которые будут проводить аудиторскую проверку.

Тем самым нарушения в действиях заказчика в данном случае не выявлено, так как проектом контракта предусмотрена замена специалистов.

Следовательно, при заключении контракта указывается ФИО специалистов, замена которых возможна, что не противоречит Трудовому Кодексу Российской Федерации.

7. В соответствии с пунктом 7.5 проекта контракта, в случае если аудитор в нарушение условий подпункта 4.3. нарушает сроки оказания услуг по контракту, Заказчик вправе в одностороннем порядке выставить подрядчику разовый штраф в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей, а Подрядчик обязан его оплатить.

В соответствии с частью 8 статьи 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 3 Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 № 1042, за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 - 8 настоящих Правил) 10 процентов цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) не превышает 3 млн. рублей.

Таким образом, самопроизвольное установление Заказчиком штрафных санкций за ненадлежащее исполнение исполнителем обязательств не допускается.

Учитывая вышеизложенное, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России приходит к выводу о наличии в действиях Заказчика нарушения части 8 статьи 34 Закона о контрактной системе.

Кроме того, в ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России установлено следующее.

В соответствии с частью 8 статьи 50 Закона о контрактной системе, конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должен содержать порядок предоставления участникам открытого конкурса разъяснений положений конкурсной документации, даты начала и окончания срока такого предоставления.

Вместе с тем, в ходе рассмотрения жалобы Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России установлено, что конкурсной документации отсутствует дата начала и окончания срока предоставления участникам разъяснения положений конкурсной документации.

Таким образом, в действиях Заказчика выявлено нарушение части 8 статьи 50 Закона о контрактной системе, выразившегося в отсутствии в конкурсной документации даты начала и окончания срока предоставления участникам разъяснения положений конкурсной документации.

В соответствии с подпунктом «г» пункта 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе участник открытого конкурса подает в письменной форме заявку на участие в открытом конкурсе в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание заявки до вскрытия, или в форме электронного документа (если такая форма подачи заявки допускается конкурсной документацией). Примерная форма заявки на участие в открытом конкурсе может указываться в типовой конкурсной документации. Заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, а именно: документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса требованиям к участникам конкурса, установленным заказчиком в конкурсной документации в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, или копии таких документов, а также декларация о соответствии участника открытого конкурса требованиям, установленным в соответствии с пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.

В соответствии с подпунктом 9.2.2. пункта 9.2. части 2 конкурсной документации, заявка на участие в конкурсе признается надлежащей, если она соответствует требованиям настоящей документации, извещению об осуществлении закупки или приглашению принять участие в закрытом конкурсе и конкурсной документации, а участник закупки, подавший такую заявку, соответствует требованиям, которые предъявляются к участнику закупки и указаны в конкурсной документации.

Согласно части II конкурсной документации участник открытого конкурса не допускается к участию в открытом конкурсе в случае неполного представления документов, перечисленных в части III «Информационная карта конкурса».

В части III «Информационная карта конкурса» в требованиях к содержанию документов, входящих в состав заявки на участие в конкурсе указаны в том числе документы, подтверждающие квалификацию участника открытого конкурса.

Вышеизложенное является нарушением пункта 6 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе, согласно которой в случае, если в конкурсной документации указан такой критерий оценки заявок на участие в конкурсе, как квалификация участника открытого конкурса, заявка участника открытого конкурса может содержать также документы, подтверждающие его квалификацию, при этом отсутствие указанных документов не является основанием для признания заявки не соответствующей требованиям Закона о контрактной системе.

Согласно части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки:

1) соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки;

3) непроведение ликвидации участника закупки - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки - юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства;

4) неприостановление деятельности участника закупки в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на дату подачи заявки на участие в закупке;

5) отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период. Участник закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не принято;

7) отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;

7.1) участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;

8) обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма;

9) отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов, под которым понимаются случаи, при которых руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения или унитарного предприятия либо иными органами управления юридических лиц - участников закупки, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, - участниками закупки либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц. Под выгодоприобретателями для целей настоящей статьи понимаются физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном капитале хозяйственного общества;

10) участник закупки не является офшорной компанией.

Пунктом 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе установлено, что конкурсная документация должна содержать предусмотренные статьей 51 настоящего Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.

В соответствии с подпунктом "г" пункта 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе, заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, а именно:

г) документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса требованиям к участникам конкурса, установленным заказчиком в конкурсной документации в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, или копии таких документов, а также декларация о соответствии участника открытого конкурса требованиям, установленным в соответствии с пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.

В конкурсной документации Заказчиком установлено единое требование в недействующей редакции, действовавшей до 09.01.2017: отсутствие у участника закупки – физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера участника закупки – юридического лица судимости за преступления в сфере экономики (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, связанной с поставкой товаров, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации.

Требование, предусмотренное пунктом 7.1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, в конкурсной документации отсутствует.

На основании вышеизложенного, не установление заказчиком в документации об аукционе обязательных требований к участникам закупки, прямо установленных в Законе о контрактной системе является нарушением требований части 1 статьи 31, пункта 4 части 1 статьи 50, подпункта "г" пункта 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать информацию о возможности заказчика изменить условия контракта в соответствии с положениями настоящего Федерального закона.

В нарушение пункта 5 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе информация о возможности заказчика изменить условия контракта в конкурсной документации отсутствует.

В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать информацию о контрактной службе, контрактном управляющем, ответственных за заключение контракта, срок, в течение которого победитель открытого конкурса или иной его участник, с которым заключается контракт в соответствии с настоящим Федеральным законом, должен подписать контракт, условия признания победителя открытого конкурса или данного участника уклонившимися от заключения контракта.

В нарушение пункта 12 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе вышеуказанная информация в конкурсной документации отсутствует.

В соответствии с пунктом 18.3 информационной карты, части 3 конкурсной документации, сумма обеспечения исполнения контракта на участие в конкурсе составляет 20 % от начальной (максимальной) цены контракта: 67 950,00 (шестьдесят семь тысяч девятьсот пятьдесят) рублей 00 копеек.

Согласно пункту 3.3.1. раздела 3 проекта контракта, Заказчик перечисляет Аудитору оплату за оказанные услуги в Российских рублях путем перечисления денежных средств на расчетный счет Исполнителя в следующем порядке: 30% от стоимости услуг в течение 15 (пятнадцати) рабочих дней с момента подписания Контракта.

Представитель Заказчика на заседании комиссии подтвердил выплату аванса в размере 30% в течение 15 (пятнадцати) рабочих дней с момента подписания Контракта.

В соответствии с частью 6 статьи 96 Закона о контрактной системе, размер обеспечения исполнения контракта должен составлять от пяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки. В случае, если начальная (максимальная) цена контракта превышает пятьдесят миллионов рублей, заказчик обязан установить требование обеспечения исполнения контракта в размере от десяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса). В случае, если аванс превышает тридцать процентов начальной (максимальной) цены контракта, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается в размере аванса. В случае, если предложенная в заявке участника закупки цена снижена на двадцать пять и более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, предоставляет обеспечение исполнения контракта с учетом положений статьи 37 настоящего Федерального закона.

Вместе с тем, в ходе рассмотрения жалобы, Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России установлено, что установленный Заказчиком размер обеспечения контракта ниже аванса, предусмотренного условиями конкурсной документации и проектом контракта, что является нарушением части 6 статьи 96 Закона о контрактной системе.

Кроме того, Заказчиком в конкурсной документацией предусмотрено, что расходы заказчика на доставку конкурсной документации за услуги почтовой связи несет участник закупки.

Вместе с тем, действующим законодательством не предусмотрены условия, при которых участник закупки обязан возмещать расходы за доставку конкурсной документации или разъяснения конкурсной документации.

Таким образом, Заказчиком неправомерно включены в конкурсную документацию условия возмещения участниками конкурса расходов за доставку конкурсной документации или разъяснения конкурсной документации.

Кроме того, в соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе, в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

В соответствии с частью 5 статьи 34 Закона о контрактной системе, в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Вместе с тем, в ходе рассмотрения жалобы Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России установлено, что в проекте контракта отсутствуют обязательные условия об ответственности заказчика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, что является нарушением частей 4, 5 статьи 34 Закона о контрактной системе.

Кроме того, в соответствии с частью 1 статьи 23 Закона о контрактной системе, идентификационный код закупки указывается в плане закупок, плане-графике, извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), осуществляемом закрытым способом, документации о закупке, в контракте, а также в иных документах, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

В ходе рассмотрения жалобы, Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России установлено, что в проекте контракта, а также в конкурсной документации отсутствует предусмотренный частью 1 статьи 23 Закона о контрактной системе идентификационный код закупки.

Таким образом, в действиях Заказчика, выразившихся в не указании в проекте контракта и конкурсной документации идентификационного кода закупки, выявлено нарушение части 1 статьи 23 Закона о контрактной системе.

В соответствии с частью 7 статьи 50 Закона о контрактной системе, любой участник открытого конкурса вправе направить в письменной форме заказчику запрос о даче разъяснений положений конкурсной документации. В течение двух рабочих дней с даты поступления указанного запроса заказчик обязан направить в письменной форме или в форме электронного документа разъяснения положений конкурсной документации, если указанный запрос поступил к заказчику не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе.

Согласно части 8 статьи 50 Закона о контрактной системе, в течение одного рабочего дня с даты направления разъяснений положений конкурсной документации такие разъяснения должны быть размещены заказчиком в единой информационной системе с указанием предмета запроса, но без указания лица, от которого поступил запрос. Разъяснения положений конкурсной документации не должны изменять ее суть.

Таким образом, частью 8 статьи 50 Закона о контрактной системе установлено императивное требование об указании в разъяснениях положений документации предмета запроса.

На основании вышеизложенного, в силу требований статьи 50 Закона о контрактной системе при разъяснении положений документации открытого конкурса указание предмета запроса является обязательным.

Из информации, размещенной на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru), следует, что 13.10.2017 в адрес Заказчика поступил запрос разъяснений положений документации.

16.10.2017 Заказчик разместил разъяснения положений документации без указания предмета запроса разъяснений.

На основании вышеизложенного, в действиях Заказчика установлено нарушение части 8 статьи 50 Закона о контрактной системе.

На основании вышеизложенного, Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА

 

1. Признать жалобу ООО «САВИТУР-Аудит» на действия Заказчика АО «Югорский лесопромышленный холдинг» при проведении открытого конкурса на оказание услуг по проведению обязательной аудиторской проверки бухгалтерской (финансовой) отчетности АО «Югра-Плит» за 2017 год, извещение № 0487200000317000004, обоснованной в части доводов, изложенных в пунктах 1,2,3,4,5,7 жалобы.

2. Признать жалобу ООО «САВИТУР-Аудит» на действия Заказчика АО «Югорский лесопромышленный холдинг» при проведении открытого конкурса на оказание услуг по проведению обязательной аудиторской проверки бухгалтерской (финансовой) отчетности АО «Югра-Плит» за 2017 год, извещение № 0487200000317000004, необоснованной в части доводов, изложенных в пункте 6 жалобы.

3. Признать в действиях АО «Югорский лесопромышленный холдинг» нарушения:

- пункта 1 части 1 статьи 31 и пункта 2 части 3 статьи 49 Закона о контрактной системе;

- пункта 10 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе;

- части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе;

- пункта 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе;

- части 8 статьи 34 Закона о контрактной системе;

- части 8 статьи 50 Закона о контрактной системе;

- пункта 6 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе;

- пункта 4 части 1 статьи 50, подпункта "г" пункта 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе;

- пункта 5 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе;

- пункта 12 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе;

- части 6 статьи 96 Закона о контрактной системе;

- частей 4, 5 статьи 34 Закона о контрактной системе;

- части 1 статьи 23 Закона о контрактной системе;

- части 8 статьи 50 Закона о контрактной системе.

4. Выдать АО «Югорский лесопромышленный комплекс» обязательное для исполнения предписание.

 

Примечание: Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

об устранении нарушений законодательства

 

Резолютивная часть решения оглашена 30 октября 2017 года

Решение в полном объеме изготовлено 02 ноября 2017 года г. Ханты-Мансийск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее – Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок (размещения заказов) товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее - Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), действующая на основании Приказа от 24.10.2016 № 114 в составе:

Председатель комиссии:

<...> – <...>

Члены комиссии:

<...> – <...>

<...> – <...>

<...> – <...>

на основании своего решения от 30.10.2017 о рассмотрении жалобы ООО «САВИТУР-Аудит» (вх. от 19.10.2017 № 1634-ж) при проведении открытого конкурса на оказание услуг по проведению обязательной аудиторской проверки бухгалтерской (финансовой) отчетности АО «Югра-Плит» за 2017 год, извещение № 0487200000317000004, руководствуясь положениями Федерального закона от 05.04.2013 г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ,

услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), Комиссия Управления

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

В целях устранения нарушений законодательства о контрактной системе Заказчику – АО «Югорский лесопромышленный комплекс», конкурсной комиссии совершить следующие действия:

1. Отменить все протоколы, составленные в ходе проведения открытого конкурса на оказание услуг по проведению обязательной аудиторской проверки бухгалтерской (финансовой) отчетности АО «Югра-Плит» за 2017 год, извещение № 0487200000317000004.

2. Аннулировать открытый конкурс на оказание услуг по проведению обязательной аудиторской проверки бухгалтерской (финансовой) отчетности АО «Югра-Плит» за 2017 год, извещение № 0487200000317000004 путем отмены извещения и всей документации.

3. Вернуть заявки участникам.

4. Разместить информацию об отмене протоколов и аннулировании закупки в сети «Интернет» на официальном сайте www.zakupki.gov.ru.

5. В срок до 23.11.2017 исполнить п.1, 2 и п.3 данного предписания.

6. В срок до 24.11.2017 представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре информацию об исполнении предписания с приложением подтверждающих документов.

7. Официальному сайту www.zakupki.gov.ru обеспечить исполнение Заказчиком, конкурсной комиссией пунктов 1, 2, 4 настоящего предписания.

Связанные организации

Связанные организации не указаны