Решение б/н решение по жалобе № 7556-эп/22 на действия Заказчика МАДОУ Д... от 28 июля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

№ 086/07/3-1056/2022

по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика

при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом

от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

 

Резолютивная часть решения оглашена 28.07.2022                                                   г. Ханты-Мансийск

Решение в полном объеме изготовлено 28.07.2022

       

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее - Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), в составе:

Председатель комиссии:

«_________» — «_________»;

Члены комиссии:

«_________» — «_________»;

«_________» — «_________»;

в присутствии представителя Заявителя посредством видеоконференцсвязи;

в отсутствии представителя Заказчика, уведомленного о рассмотрении Жалобы надлежащим образом;

рассмотрев Жалобу «_________» (вх. от 21.07.2022 № 7556-эп/22) (далее — Жалоба) на действия Заказчика МАДОУ Детский сад «Снежинка» при проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на поставку молочной продукции, извещение № 32211478104, в соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу — Югре (далее – Ханты-Мансийское УФАС России), в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, поступила жалоба (вх. от 21.07.2022 № 7556-эп/22) «_________» (далее – Заявитель) на действия МАДОУ Детский сад «Снежинка» (далее – Заказчик) при проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на поставку молочной продукции, извещение № 32211478104

Заявитель обжалует действия Заказчика в части необоснованного признания победителя закупки уклонившимся от заключения договора по итогам закупки.

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках, Закон № 223) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.

В силу части 10 статьи 3 Закона о закупках участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

3) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

4) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

5) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Указанная норма Закона о закупках носит императивный характер и приведенный в ней перечень оснований для обжалования действий (бездействия) заказчика в антимонопольный орган является исчерпывающим, соответственно положения статьи 18.1 Закона о защите конкуренции должны применяться с учетом данной нормы.

С учетом, доводов, содержащихся в Жалобе, Комиссия полномочна рассматривать данную жалобу.

В соответствии с частью 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Ханты-Мансийским УФАС России в адрес Заявителя и Заказчика направлено Уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу. Рассмотрение жалобы назначено на 28.07.2022. В назначенную дату состоялось рассмотрение жалобы посредством видео-конференц-связи.

Изучив имеющиеся материалы, заслушав представителя Заявителя, изучив письменные объяснения и документы Заказчика, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России установила следующее.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд МАДОУ детский сад «Снежинка» (далее – Положение о закупках). Положение о закупках утверждено Решением Наблюдательного совета МАДОУ детский сад «Снежинка», протокол от 11.03.2022 № 2.

17.06.2022 в Единой информационной системе в сфере закупок (далее – ЕИС) на официальном сайте www.zakupki.gov.ru Заказчиком опубликовано извещение о проведении закупки № 32211478104.

Согласно извещению срок подачи заявок с 17.06.2022 до 24.06.2022 10:00 (мск+2). Подведение итогов – 27.06.2022.

Как следует из протокола подведения итогов от 27.06.2022 на участие в закупке поступила одна заявка. Заявитель как единственный участник признан победителем закупки. Комиссия Заказчика решила заключить договор с «_________» по цене 345040 рублей с НДС.

Итоговый протокол опубликован в ЕИС 01.07.2022.

18.07.2022 Заказчик опубликовал в ЕИС протокол признания участника уклонившимся от заключения договора.

Согласно данному Протоколу: Дата размещение проекта договора: 08.07.2022; Дата подписание победителя: до 13.07.2022 23:59 (МСК); Участником не был подписан договор.

С данным решением аукционной комиссии Заказчика Участник не согласен, считает его необоснованным по следующим основаниям.

 В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

Согласно п. 1.1 Положения о закупках уклонением от заключения договора считаются действия (бездействие) участника закупок, с которым заключается договор, направленные на не заключение договора, в том числе непредставление (непредставление в установленный документацией срок) подписанного им договора; представление договора в иной редакции, чем предусмотрено документацией о закупках; непредставление (непредставление в установленный документацией срок) обеспечения исполнения договора; непредставление (непредставление в установленный документацией срок) иных документов, требуемых при заключении договора в соответствии с документацией о закупках.

Порядок заключения договора по результатам конкурентной закупки, осуществляемой в электронной форме регламентируется пунктом 4.7.17 Положения о закупках:

- Договор заключается Заказчиком в порядке, установленном настоящим Положением, с учетом норм законодательства РФ.

- Договор по результатам проведения конкурентной закупки в электронной форме Заказчик заключает не ранее чем через 10 дней и не позднее чем через 20 дней с даты размещения в ЕИС итогового протокола, составленного по ее результатам, с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки в следующем порядке.

- В проект договора, который прилагается к извещению о проведении закупки и (или) документации, включаются реквизиты победителя (единственного участника) и условия исполнения договора, предложенные победителем (единственным участником) в заявке на участие в закупке или в ходе проведения аукциона, переторжки (если она проводилась).

- В течение пяти дней со дня размещения в ЕИС итогового протокола закупки Заказчик размещает в ЕИС и на электронной площадке без своей подписи проект договора, включающий указанные выше сведения.

- Победитель закупки (или иное лицо, с которым заключается договор) в течение пяти дней со дня размещения Заказчиком проекта договора подписывает его усиленной электронной подписью, размещает на электронной площадке подписанный проект договора и документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения договора (если такое требование установлено в извещении и (или) документации о закупке).

При этом, п.7.3 Документации о закупке установлено, что договор по результатам конкурентной закупки в соответствии с Законом 223-ФЗ заключается на условиях, которые предусмотрены проектом договора, документацией о закупке, извещением о закупке и заявкой участника закупки, с которым заключается договор. Заказчик не вправе отказаться от заключения договора по результатам конкурентной закупки, закрытой конкурентной закупки, закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии Закона 223-ФЗ за исключением случаев, установленных Правительством Российской Федерации. Порядок отказа заказчика от заключения договора по результатам конкурентной закупки, закрытой конкурентной закупки, закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с Закона 223-ФЗ, а также последствия принятия такого решения устанавливаются Правительством Российской Федерации положением заказчика.

В соответствии с п. 7.1 Документации о закупке Победитель/участник, с которым

заключается договор, считается уклонившимся от заключения договора, если:

  1. не предоставил обеспечение исполнения обязательств, связанных с исполнением договора в сроки, установленные документацией;
  2. договор не подписан таким лицом в сроки и порядке, установленном документацией;
  3. не предоставлены документы, необходимые для заключения договора;
  4. нарушены иные условия документации в части порядка и условий заключения договора.

           Согласно п. 7.7 Документации о закупке договор по результатам конкурентной закупки заключается не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в единой информационной системе итогового протокола, составленного по результатам конкурентной закупки. В случае необходимости одобрения органом управления заказчика в соответствии с законодательством Российской Федерации заключения договора или  в случае обжалования в антимонопольном органе действий (бездействия) заказчика, комиссии по осуществлению конкурентной закупки, оператора электронной площадки договор должен быть заключен не позднее чем через пять дней с даты указанного одобрения или с даты вынесения решения антимонопольного органа по результатам обжалования действий (бездействия) заказчика, комиссии по осуществлению конкурентной закупки, оператора электронной площадки.

При этом, сроки заключения договора и порядок его заключения не должны противоречить требованиям, установленным Гражданским кодексом Российской Федерации.

Таким образом, Комиссией установлено, что в документации о закупке не содержится специальных условий о сроках подписания проекта договора участником, признанным победителем конкурентной закупки.

Согласно ч.15 ст.3.2 Закона о закупках договор по результатам конкурентной закупки заключается не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в единой информационной системе итогового протокола, составленного по результатам конкурентной закупки.

Следовательно, срок заключения договора не ранее 11.07.2022 и не позднее 21.07.2022.

Протокол о признании Заявителя уклонившимся от заключения договора опубликован в ЕИС 18.07.2022.

Заказчик посчитал «_________»  уклонившимся от заключения договора по следующим основаниям.

В соответствии с протоколом подведения итогов от 27.06.2022 победителем признан «_________». 08.07.2022 Заказчиком в адрес Участника направлен проект договора на поставку молочной продукции. Срок подписания участником 13.07.2022. Подписанный проект договора не направлен Участником Заказчику в установленный срок.

Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России установлено, что итоговый протокол опубликован в ЕИС 01.07.2022. Документов, сведений, подтверждающих уклонение «_________» от заключения договора, Заказчиком не представлено.

В письменных пояснениях на Жалобу Заказчик сообщил, что преждевременно признал победителя закупки уклонившимся от заключения договора.

При этом, признание участника закупки уклонившимся от заключения договора влечет для него негативные последствия, поскольку в соответствии с ч.2 ст.5 Закона о закупках сведения об участнике закупки, уклонившемся от заключения договора, включаются в реестр недобросовестных поставщиков.

Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о том, что Закупочная комиссия Заказчика приняла необоснованное решение о признании Заявителя уклонившимся от заключения договора по итогам Закупки.

Исходя из изложенного, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России усматривает в действиях Закупочной комиссии Заказчика, выразившихся в необоснованном признании Заявителя уклонившимся от заключения договора по итогам Закупки, нарушение п.2 ч.1 ст.3 Закона № 223-ФЗ в части несоблюдения принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, допущенное при проведении процедуры Закупки.

Согласно ч.20 ст.18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

На основании вышеизложенного Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России, руководствуясь положениями статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

 

         1. Признать жалобу «_________» (вх. от 21.07.2022 № 7556-эп/22) на действия Заказчика МАДОУ Детский сад «Снежинка» при проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на поставку молочной продукции, извещение № 32211478104, обоснованной.

         2. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание.

         3. Передать материалы жалобы уполномоченному должностному лицу Ханты-Мансийского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении. 

 

Примечание: Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

Председатель Комиссии                                                           «_________»

 

Члены Комиссии:                                                                       «_________»

 

                                                                                                      «_________»

Связанные организации

Связанные организации не указаны