Решение №ВТ/432/23 Решение по жалобе №94-эп/23 от 23 января 2023 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ № №086/07/3-26/2023
по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видам юридических лиц»
Резолютивная часть решения оглашена 18.01.2023 г. Ханты-Мансийск
Решение в полном объеме изготовлено 23.01.2023
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты- Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) в составе:
Председатель комиссии:
- <....> - <....>;
Члены комиссии:
- <....> — <....>;
- <....> — <....>,
в отсутствии на заседании комиссии заявителя ЧОО «Капкан», уведомленного о месте и времени проведения рассмотрения надлежащим образом,
в присутствии на заседании комиссии посредством видеоконференцсвязи представителя заказчика АО «Городские электрические сети» <....>,
рассмотрев посредством видеоконференцсвязи жалобу ЧОО «Капкан» (вх. №94-эп/23 от 10.01.2023)(далее – Жалоба) на действия АО «Городские электрические сети» при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на оказание охранных услуг (ГЭ165 для СМП)(реестровый номер извещения №32212005671),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Ханты-Мансийское УФАС России) в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции поступила Жалоба ЧОО «Капкан» (вх. №94-эп/23 от 10.01.2023) на действия АО «Городские электрические сети» при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на оказание охранных услуг (ГЭ165 для СМП)(реестровый номер извещения №32212005671).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах.
В случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
В соответствии с частью 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 №223- ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, с учетом особенностей, установленных названной статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе, в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
Согласно доводам жалобы, Заявитель указывает на нарушение принципа конкуренции и создание преимущественных условий для одного из участников закупки Заказчиком.
В силу части 11 статьи 3 Закона о закупках в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.
ФАС России в письме от 22.09.2022 №ДФ/87946/22 указала, что жалоба на положения документации о закупке может быть подана любым лицом в антимонопольный орган до окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
Согласно материалам дела срок окончания подачи заявок 09.01.2023, жалоба Заявителя поступила в Ханты-Мансийское УФАС России 10.01.2023.
В соответствии с частью 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Ханты- Мансийским УФАС России в адрес Заявителя и Заказчика направлено Уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу. Рассмотрение жалобы было назначено на 20.12.2022.
29 декабря 2022 на сайте Единой информационной системы в сфере закупок (zakupki.gov.ru) было опубликовано извещение о проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства №32212005671 на оказание охранных услуг (ГЭ165 А для СМП).
Закупочная деятельность заказчика на момент проведения аукциона регламентируется документацией о проведении аукциона в электронной форме №ГЭ165А для СМП на оказание охранных услуг (далее — положение о закупке).
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
1) информационная открытость закупки;
2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Так, Заявитель в своей Жалобе сообщает следующее.
Аукцион в электронной форме проводится в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», Гражданским кодексом РФ, Документации о проведении аукциона в электронной форме №ГЭ165 А для СМП (ОКАЗАНИЕ ОХРАННЫХ УСЛУГ) В пункте 15 «Информационной карты» устанавливает сроки подачи заявок на участие в аукционе: с 29.12.2022 года по 09.01.2023 года.
При этом, как указывает Заявитель, согласно Федерального закона от 18.07.2011г. №223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (п.п «а» п.2 ч.3 ст.3.4 ФЗ-223 «3. Заказчик при осуществлении конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства размещает в единой информационной системе извещение о проведении: 2) аукциона в электронной форме в следующие сроки: а) не менее чем за семь дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе в случае, если начальная (максимальная) цена договора не превышает тридцать миллионов рублей).»
Вместе с тем, Заявитель сообщает, что Заказчик разместил Извещение о проведении закупки 29.12.2022 года в предпоследний рабочий день, период с 31.12.2022 года по 09.01.2023 года (ст. 112 ТК РФ) и Постановление правительства РФ от 29 августа 2022 г. № 1505 «О переносе выходных дней в 2023 году»(«..В результате новогодние каникулы продлятся с 31 декабря 2022 г. по 8 января 2023 г.»).
Таким образом, Заявитель считает, что Заказчик действовал в нарушение Федерального закона от 18.07.2011г. №223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (п.п «а» п.2 ч.3 ст.3.4 ФЗ-223) и ограничил количество участников закупки.
Заказчик с доводом Жалобы не согласен в силу следующих возражений.
Определенный Заказчиком порядок подачи заявок соответствует требованиям Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее по тексту - Закона № 223-ФЗ) и Положению о порядке проведения закупок товаров, работ и услуг АО «Горэлектросеть» (далее по тексту - Положение о закупках).
Так, Заказчик указывает, что в соответствии с подп. «а» п.2 ч.3 ст.3.4. Закона № 223-ФЗ и подп. 2 п. 15.4. Положения о закупках в случае, если начальная (максимальная) цена договора не превышает тридцать миллионов рублей Заказчик при осуществлении аукциона в электронной форме с участием субъектов малого и среднего предпринимательства размещает в ЕИС извещение не менее чем за семь дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России в дополнение отмечает, что начальная (максимальная) цена договора, установленная Заказчиком, согласно размещенному извещению о закупке, составляет 4 204 800 руб 00 коп. (четыре миллиона двести четыре тысячи восемьсот) рублей, 00 копеек.
Заказчик указывает, что в отличии от иных определённых Законом № 223-ФЗ правил исчисления сроков, в которых они исчисляются в рабочих днях (например, подп.3 п.3 ст.3.4., подп.4 п.3 ч.3.4.), в рассматриваемом случае закон не ограничивает исчисление срока для подачи заявки на участие в аукционе исключительно рабочими днями, в связи с чем в указанный срок могут включаться и нерабочие дни.
В рассматриваемой ситуации срок подачи заявок был определен периодом с 29.12.2022 г. по 09.01.2023 г. Установленный Законом № 223-Ф3 минимальный срок подачи заявок (7 дней) Заказчиком не сокращался. Последний день подачи заявок (09.01.2023 г.) является рабочим. С 1 по 8 января 2023 года включительно все системы электронной площадки РТС-тендер работали в автоматическом режиме (https://www.rts-tender.ru/about/news/27122022), что обеспечивало возможность подачи запросов и заявок. По состоянию на 09.01.2023 г. заявок и обращений от ООО ЧОО «Капкан» в рамках рассматриваемой процедуры закупки не поступало.
Также, Заказчик обращает внимание, что на дату и время окончания срока подачи заявок заявилось два участника:
1) Общество с ограниченной ответственностью Охранное предприятие «Берг».
2) Общество с ограниченной ответственностью «Частная охранная организация «Периметр».
Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России, ознакомившись с доводом Жалобы Заявителя, письменными и устными возражениями Заказчика, сообщает следующее.
Согласно Федеральному закону от 18.07.2011г. №223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» п.п «а» п.2 ч.3 ст.3.4:
«3. Заказчик при осуществлении конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства размещает в единой информационной системе извещение о проведении:
2) аукциона в электронной форме в следующие сроки:
а) не менее чем за семь дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе в случае, если начальная (максимальная) цена договора не превышает тридцать миллионов рублей).»
На основании вышеуказанного Комиссия обращает внимание, что в приведенной выдержке Закона о закупках №223-ФЗ нет обозначения «рабочих дней», в силу чего Заказчик, устанавливая в извещении о закупке срок подачи заявок с 29.12.2022 по 09.01.2023 (7 дней), не нарушил Федеральный закона от 18.07.2011г. №223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (п.п «а» п.2 ч.3 ст.3.4 ФЗ-223).
Исходя из приведенных возражений Заказчика с 1 по 8 января 2023 года включительно все системы электронной площадки РТС-тендер работали в автоматическом режиме, что подтверждается размещенной информацией о графике работы площадки РТС-тендер и ЕИС в предпраздничные и праздничные дни во вкладке «Новости» ((https://www.rts-tender.ru/about/news/27122022) на официальном сайте РТС-тендер (https://www.rts-tender.ru/). Вместе с тем данная информация подтверждает факт о возможности подачи заявок для участия в аукционе в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на оказание охранных услуг (ГЭ165 для СМП)(реестровый номер извещения №32212005671).
При этом Комиссия обращает внимание, что на дату и время окончания срока подачи заявок заявилось два участника:
1) Общество с ограниченной ответственностью Охранное предприятие «Берг».
2) Общество с ограниченной ответственностью «Частная охранная организация «Периметр».
Что подтверждает не только возможность подачи заявок на аукцион Заказчика, но и доказывает то, что Заказчик таким образом не ограничил конкуренцию.
В дополнение Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России указывает на то, что Заявителем представленный довод Жалобы о невозможности подачи заявок не был документально подтвержден. Заявку на аукцион Заявитель также не подавал.
На основании вышеизложенного Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России, руководствуясь положениями статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,
РЕШИЛА:
Признать Жалобу ЧОО «Капкан» (вх. №94-эп/23 от 10.01.2023) на действия АО «Городские электрические сети» при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на оказание охранных услуг (ГЭ165 для СМП)(реестровый номер извещения №32212005671), необоснованной