Решение б/н Решение по делу № 02-02-039/2011, возбужденное Ханты-Мансийс... от 6 октября 2011 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена «18» апреля 2011 г.                   г.Ханты-Мансийск

Решение в полном объеме изготовлено «03» мая 2011 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председателя комиссии:

<...> – заместителя руководителя Управления;

 Членов комиссии:

- <...> – начальника отдела Управления;

- <...> – заместителя начальника отдела Управления;

- <...> – специалиста-эксперт отдела Управления;

                   

в присутствии представителей ответчика по делу ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр»:

-                    <...>, по доверенности №Д-561/11 от 13.04.2011 г.;

-                     <...>, по доверенности №д-267 от 01.01.2011 г.

 

рассмотрев дело № 02-02-039/2011, возбужденное Ханты-Мансийским УФАС России по признакам нарушения ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В ходе проведения проверки соблюдения ОАО «Авиакомпания «Ютэйр» требований антимонопольного законодательства при формировании и применении тарифов на пассажирские перевозки, инспекцией Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу — Югре установлены признаки нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», в части совершения действий занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта путем навязывания невыгодных условий договора, и установления срока возврата билета противоречащему законодательству.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 39 Закона о защите конкуренции, основанием для возбуждения дела является обнаружение антимонопольным органом признаков нарушения антимонопольного законодательства.

Так, приказом Ханты-Мансийского УФАС России №144 от 28.02.2011 г. в отношении ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр» (далее по тексту Общество «ЮТэйр», ответчик по делу) возбуждено дело № 02-02-039/2011 по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-Ф3 «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции).

Определением исх. № 02/ГБ- 801 от 25.02.2011 г. рассмотрение дела № 02-02-039/2011 о нарушении антимонопольного законодательства назначено на 18.04.2011 г.

Из представленных ответчиком по делу пояснений установлено следующее.

Общество «ЮТэйр» образовано в виде Открытого акционерного общества, в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Общество зарегистрировано и поставлено на учет в Межрайонной Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам №1 Ханты-Мансийского автономного округа 29.05.2002 г., с присвоением идентификационного номера налогоплательщика (ИНН) 7204002873, основного государственного регистрационного номера (ОГРН) 1028600508991.

Основные виды деятельности ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр» в соответствии с Уставом Общества (в редакции от 28.06.2008 г.) – воздушные перевозки пассажиров, багажа, грузов, почты.

В соответствии с пунктом 2 статьи 17 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр» выданы следующие лицензии: Лицензия №ПГ 0002 от 13.11.2007 г. на осуществление перевозки воздушным транспортом грузов; лицензия №ПП 0001 №13.11.2007 г. на осуществление перевозки воздушным транспортом пассажиров.

            По результатам проведенных анализов рынка воздушных пассажирских перевозок ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр» занимает доминирующее положение на рынке воздушных пассажирских авиаперевозок по маршрутам: Ханты-Мансийск — Москва — Ханты-Мансийск (доля 83,3%), Ханты-Мансийск — Тюмень — Ханты-Мансийск (доля 100%), Игрим — Тюмень — Игрим (доля 100%), Березово — Игрим — Тюмень (доля 100 %), Березово — Игрим (доля 100%), Нижневартовск — Екатеринбург — Нижневартовск (доля 94,5%), Нижневартовск — Тюмень — Нижневартовск (доля 77,13%), Нижневартовск — Ханты-Мансийск — Нижневартовск (доля 54%).

В соответствии со статьей 5 Закона «О защите конкуренции» доминирующим  признается положение хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта доля, которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов.

Таким образом, в соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», положение ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр» признается доминирующим на рынке пассажирских авиаперевозок по маршрутам Ханты-Мансийск — Москва — Ханты-Мансийск, Ханты-Мансийск — Тюмень — Ханты-Мансийск, Игрим — Тюмень — Игрим, Березово — Игрим — Тюмень, Березово — Игрим, Нижневартовск — Екатеринбург — Нижневартовск, Нижневартовск — Тюмень — Нижневартовск, Нижневартовск — Ханты-Мансийск — Нижневартовск.

Правила формирования тарифов на воздушные перевозки, условия применения тарифов определяются требованиями воздушного законодательства Российской Федерации.

            Общество имеет свою тарифную политику, различные виды тарифов. Различия в стоимости определяются набором  услуг,  условиями применения каждого из видов тарифов которая применяется по всем внутренним маршрутам.

Приказом от 26.06.2007 г. №1830 «О введение в действие документа «Положение по тарифам ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр» (с изм. От 19.11.2008 г., 20.10.2009 г., 24.02.2010 г.,) утверждена тарифная система ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр» - «Положение по тарифам» (далее по тексту — положение по тарифам).

            В положении по тарифам закреплено оперативное управление тарифами, согласно которого, анализируя загрузку рейсов, пассажирский спрос по направлениям, динамику тарифных систем авиакомпаний — партнеров и конкурирующих перевозчиков, Центр управления тарифами и загрузкой Управления регулярных перевозок Транспортно — коммерческого комплекса формирует специальные тарифы по классам обслуживания, конфиденциальные тарифы, оперативно управляет этими тарифами, изменяет уровни действующих тарифов, определяет квоту мест для каждой категории льготных тарифов, преследуя главную цель: ИЗВЛЕЧЬ КАК МОЖНО БОЛЬШЕГО ДОХОДА И ПРИБЫЛИ.

Система формирования тарифов предполагает множественность тарифов и условий их применения, сложную структуру (тариф + сборы), к тому же описывается в специальных терминах и подлежит кодировке, вследствие  чего полная информация для потребителя является довольно сложной для понимания.

            Способы донесения информации до потребителя, передача агентом по продаже и размещение тарифной информации на сайте авиакомпании и агентств по продаже перевозок.           Согласно ст. 102 Воздушного кодекса РФ перевозчики (перевозчиком является эксплуатант, имеющий лицензию на осуществление воздушной авиаперевозки) при выполнении воздушных перевозок обязаны соблюдать общие правила воздушных перевозок. Перевозчики вправе устанавливать и свои правила, которые не должны противоречить общим правилам воздушных перевозок.

Как следует из ст. 64 Воздушного кодекса РФ, перевозчик вправе устанавливать плату за воздушные перевозки, однако правила формирования и применения тарифов, взимания сборов в гражданской авиации, а также правила продажи билетов устанавливаются специально уполномоченным органом, но перевозчики устанавливают разнообразные тарифы и собственные правила возврата авиабилетов и штрафов, взимаемых при отказе пассажира от полета.

При продаже билета перевозчик обязан ознакомить пассажира с правилами, по которым пассажир может сдать билет (право на информацию закреплено ст. 10 Закона РФ "О защите прав потребителей").

           Тарифная информация должна доводится до потребителя в доступной форме, позволяющей определить основные параметры тарифа и условий его применения.

           Инспекция Ханты - Мансийского УФАС России, проанализировав положение ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр» по тарифам, отмечает его несоответствие статье 108 Воздушного кодекса Российской Федерации, а именно, установление максимального срока для возврата билета в случае отказа пассажира от перевозки в 1 год.

            Транспортное законодательство не исключает возможности отказа пассажира от договора при отсутствии нарушений со стороны контрагента. Пассажир может отказаться как до начала оказания услуги, так и в период ее оказания. В первом случае он должен возвратить перевозчику проездной документ. В качестве основного критерия, влияющего на возвращаемую сумму, можно выделить срок сдачи билета. Однако, ограничение срока возврата билета Воздушным кодексом не закреплено, что означает безусловное право пассажира на возврат балета и получения оплаченных средств за минусом штрафных санкций перевозчика.

Аналогичное, закреплено статьей 32 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 г. №2300-1 «О защите прав потребителей», согласно которой, потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работ, оказания услуг в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору.

Согласно статье 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, гражданское законодательства основывается на свободе договора. Граждане и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.

Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере,в  какой это необходимо в целях защите основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Статьей 196 Гражданского кодекса Российской Федерации установлен общий срок исковой давности, который составляет три года.

Таким образом, навязывание потребителям условия договора (договора перевозки), а именно установления срока возврата билета (расторжения договора перевозки) не более 1 года, ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр» допускает нарушение гражданских прав потребителей.

 В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействия) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также, согласия заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования.

В соответствии с пунктом 4 Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации №30 от 30.06.2008г., исходя из системного толкования положений статьи 10 ГК РФ и статьей 3 и 10 Закона о защите конкуренции, для квалификации действий (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.

На основании изложенного и руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 ст. 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Положением о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного Приказом Федеральной антимонопольной службы от 15.12.2006г. (зарегистрированного в Минюсте РФ за №8842 от 24.01.2007г.), Комиссия

Р Е Ш И Л А :

 

1. Признать ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр» нарушившим пункт 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», в части злоупотребления доминирующим положением путем навязывания контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также, согласия заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования, что приводит к ущемлению прав потребителей.

2. Выдать обязательное для исполнение предписание;

3. Возбудить в отношении ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр» дело об административном правонарушении по статье 14.31 Кодекса Российское Федерации об административных правонарушениях, за нарушение антимонопольного законодательства;

4. Назначить <...> – заместителя начальника отдела Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре ответственным по контролю за исполнением данного решения.

 

            Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны