Решение №АМ/5668/22 Решение по делу №086/06/18.1-954/2022 ж.№7077-ЭП/22 от 11.07... от 21 июля 2022 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ №086/06/18.1-954/2022

 

Резолютивная часть решения оглашена 19.07.2022г. г. Ханты-Мансийск

Решение изготовлено в полном объеме 21.07.2022г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее – Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), действующая на основании Приказа №41/22 от 12.05.2020 в составе:

Председатель комиссии:

– 

Члены комиссии:

– 

– 

– 

в отсутствии на заседании комиссии заявителя Администрации Карачаевского городского округа, надлежащим образом уведомленной о месте и времени рассмотрения жалобы,

в присутствии на заседании комиссии представителя организатора торгов Конкурсного управляющего -.,

рассмотрев жалобу Администрации Карачаевского городского округа (вх.№7077-ЭП/22 от 11.07.2022),

 

установила:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции поступила жалоба Администрации Карачаевского городского округа вх.№7077-ЭП/22 от 11.07.2022 (далее — Заявитель) на действия организатора торгов – ---(далее — Организатор торгов) при проведении торгов посредством публичного предложения по продаже имущества должника, дебиторская задолженность (номер торгов 86204-ОТПП-1).

Как следует из содержания жалобы, обращение Заявителя в антимонопольный орган обусловлено тем, что Организатором торгов не размещена информация о проведении торгов, а именно размещено сообщение №9047805 от 21.06.2022 о том, что торги не состоялись, однако, 23.06.2022 сообщением №9064364, было извещено о заключении 16.06.2022 договора купли-продажи с ИП ---.

В соответствии с уведомлением о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу №АМ/5412/22 от 12.07.2022, рассмотрение жалобы назначено на 19.07.2022.

В уведомлении о поступлении жалобы указан перечень документов, которые Организатор торгов обязан предоставить Комиссии на рассмотрение жалобы в силу части 15 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Кроме того, указанным уведомлением запрошен перечень документов у электронной торговой площадки ООО «МЭТС».

13.07.2022 в адрес Ханты-Мансийского УФАС России от электронной торговой площадки ООО «МЭТС» поступили запрошенные документы (вх.№7206-ЭП/22).

15.07.2022 в адрес Ханты-Мансийского УФАС России от Организатора торгов поступили запрошенные документы, а также письменные объяснения по жалобе (вх.№7318-ЭП/22), согласно которым Организатор торгов считает свои действия законными, а жалобу необоснованной.

Изучив имеющиеся материалы дела, представленные доказательства, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России пришла к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает, в том числе жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого, могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Отношения, связанные с несостоятельностью (банкротством) граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, регулируются Федеральным законом от 26.10.2002 №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве).

В соответствии с пунктом 4 статьи 20.3 Закона о банкротстве при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве при проведении процедур, применимых в деле о банкротстве, арбитражный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества.

В силу пункта 4 статьи 110 Закона о банкротстве реализация имущества должника осуществляется исключительно путем проведения торгов.

В соответствии с абзацем 2 пункта 10 статьи 110 Закона о банкротстве в сообщении о продаже предприятия должны быть указаны сведения о предприятии, его составе, характеристиках, описание предприятия, порядок ознакомления с предприятием.

По смыслу данной нормы описание предмета торгов должно включать в себя все существенные характеристики реализуемого имущества, которые могут повлиять на цену покупки.

Абзацем 3 пункта 9 статьи 110 Закона о банкротстве определена обязанность организатора торгов по обеспечению возможности ознакомления с подлежащим продаже на торгах имуществом должника и имеющимися в отношении этого имущества правоустанавливающими документами, в том числе путем осмотра, фотографирования указанного имущества и копирования указанных правоустанавливающих документов, то целью указанной выше публикации является такое первичное описание объекта, которое позволит потенциальному покупателю определенно установить реализуемое имущество.

Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Карачаево-Черкесской республики от 01.03.2018 по делу №А25-2460/2017 в отношении ОАО «Карачаевск-Теплоэнерго» введена процедура банкротства — конкурсное производство. Конкурсным управляющим назначена ---.

Пунктом 8 статьи 110 Закона о банкротстве установлено, что в качестве организатора торгов выступает внешний управляющий или привлекаемая с согласия собрания кредиторов или комитета кредиторов для этих целей специализированная организация, оплата услуг которой осуществляется за счет предприятия должника, одной из функций которого является опубликование и размещение сообщения о продаже предприятия и сообщение о результатах проведения торгов.

В соответствии с пунктом 3 статьи 111 Закона о банкротстве продаже на торгах, проводимых в электронной форме, подлежат: недвижимое имущество; ценные бумаги; имущественные права; заложенное имущество; предметы, имеющие историческую или художественную ценность; вещь, рыночная стоимость которой превышает пятьсот тысяч рублей, в том числе неделимая вещь, сложная вещь, главная вещь и вещь, связанная с ней общим назначением (принадлежность). Регулирующим органом могут быть определены иные виды имущества (в том числе имущественных прав), подлежащие обязательной продаже на торгах, проводимых в электронной форме.

Порядок проведения открытых торгов в электронной форме посредством публичного предложения по продаже имущества должника регулируется Законом о банкротстве, а также Приказом Минэкономразвития России от 23.07.2015 № 495 «Об утверждении Порядка проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, Требований к операторам электронных площадок, к электронным площадкам, в том числе технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам, необходимым для проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, внесении изменений в приказ Минэкономразвития России от 5 апреля 2013 № 178 и признании утратившими силу некоторых приказов Минэкономразвития России» (далее – Порядок №495 от 23.07.2015).

Как следует из представленных Организатором торгов пояснений, 05.03.2018 в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве размещено объявление о введении процедуры наблюдения №2513370, объявление о судебном акте опубликовано в газете «Коммерсантъ» №45 от 17.03.2018.

В процессе ведения процедуры, по окончанию реализации комплекса имущества предприятия естественной монополии (тепловые и электрические сети) у потребителей перед должником - ОАО «Карачаевск-Теплоэнерго» образовалась задолженность за потребленные энергоресурсы. В целях экономии средств на проведение процедуры задолженность скомплектована в два лота:

1. Дебиторская задолженность физических лиц, в том числе: с истекшим сроком давности (частично взысканную по судебным актам). Настоящий лот по основаниям в ст.ст. 155 и 162 ЖК РФ и ст. 1 Федерального закона от 03.07.2016 № 230-ФЗ «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» предложено реализовывать на торгах с закрытым составом участников.

2. Дебиторская задолженность юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, а так же физических лиц (прим: не является задолженностью по оплате за жилые помещения.). В составе задолженности включена задолженность заявителя жалобы на сумму 54 092 514,14 рублей. Настоящий лот предложено реализовывать на открытых торгах.

Кредиторами на собрании утверждена начальная стоимость реализации дебиторской задолженности, но не достигнуто соглашении относительно формы проведения торгов, а так же целесообразности проведения первых и вторых торгов, при условии реализации дебиторской задолженности по её номинальной стоимости.

В связи с чем, 14.04.2021 конкурсный управляющий должника обратился в Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики с ходатайством о разрешении разногласий – утверждении двух положений о реализации дебиторской задолженности.

Определением от 03.06.2021 арбитражным судом Карачаево-Черкесской республики ходатайство удовлетворено. Суд определил утвердить Положения о порядке реализации дебиторской задолженности открытого акционерного общества «Карачаевск-Теплоэнерго» в редакции, представленной конкурсным управляющим должника, установив первый этап снижения цены предложения 25 (двадцать пять) календарных дней.

Постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.08.2021 по делу № А25-2460/2017 определение арбитражного суда КЧР оставлено без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения.

Конкурсным управляющим проведены торги по реализации дебиторской задолженности. По результатам проведенных торгов заявок на участие не поступило.

В соответствии с пунктом 7.5 утвержденных положений - если в соответствии с установленным Порядком открытые торги признаны несостоявшимся, конкурсный управляющий созывает собрание кредиторов для определения дальнейшей судьбы активов, не проданных на открытых торгах.

По результатам проведенного собрания кредиторов 10.12.2021 собрание кредиторов одобрило проведение дополнительного этапа снижения.

По итогам торгов не поступило ни одной заявки.

Конкурсным управляющим инициировано собрание кредиторов, которое 19.01.2022 не состоялось в связи с отсутствием кворума.

18.02.2022 конкурсный управляющий должника обратился с заявлением о разрешении разногласий с конкурсными кредиторами и утверждении дополнения №2 к Положениям о порядке реализации дебиторской задолженности ОАО «Карачаевск-Теплоэнерго» в редакции представленной конкурсным управляющим последнему собранию кредиторов, назначенному на 19.01.2022.

Определением от 04.04.2022 Арбитражным судом Карачаево-Черкесской республики утверждены Дополнения №2 к Положениям о порядке реализации дебиторской задолженности открытого акционерного общества «Карачаевск-Теплоэнерго» в редакции, представленной конкурсным управляющим должника. 06.05.2022 на сайте ЕФРСБ размещены сообщения о начале торгов, в соответствии с утвержденным Арбитражным судом Карачаево-Черкесской республики по делу №А25-2460/2017.

Как установлено Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России, а также подтверждается собранными в материалы дела документами (информацией), сообщением №8641494 опубликованы условия проведения открытых торгов, сообщением №8677065 опубликованы условия проведения торгов с закрытым составом участников.

07.05.2022 в газете Коммерсантъ за №26010022603 опубликовано объявление о торгах.

На официальном сайте https://www.m-ets.ru размещены сообщения о проведении торгов №86204-ОТПП (открытые торги), а так же №86202-ЗТПП (торги с зарытым составом участников).

По всем торгам определены следующие этапы снижения цены:

с 00:00 11.05.2022 до 05:59 15.05.2022

с 06:00 15.05.2022 до 05:59 19.05.2022

с 06:00 19.05.2022 до 05:59 23.05.2022

с 06:00 23.05.2022 до 05:59 27.05.2022

с 06:00 27.05.2022 до 05:59 31.05.2022

с 06:00 31.05.2022 до 05:59 04.06.2022

с 06:00 04.06.2022 до 05:59 08.06.2022

с 06:00 08.06.2022 до 05:59 12.06.2022

с 06:00 12.06.2022 до 05:59 16.06.2022

с 06:00 16.06.2022 до 05:59 20.06.2022

За весь период проведения торгов №86204-ОТПП поступило два запроса на ознакомление — 07.06.2022 и 10.06.2022.

На восьмом этапе снижения цены, 12.06.2022 в 05:58:39.937 за 20 секунд до окончания приема заявок поступила единственная заявка от ---.

16.06.2022 Организатором торгов подписан протокол определения участников и победителя торгов.

17.06.2022 на сайте ЕФРСБ размещено сообщение о результатах торгов №9029398.

Как следует из размещенного сообщения Организатор торгов сообщил о результатах торгов, данные победителя торгов, сумму, которую предложил участник торгов, а так же характер его заинтересованности по отношению к должнику, СРО и конкурсному управляющему.

В соответствии с пунктом 16 статьи 110 Закона о банкротстве в течение двух рабочих дней с даты подписания протокола о результатах проведения торгов организатор торгов направляет победителю торгов и внешнему управляющему копии этого протокола. В течение пяти дней с даты подписания этого протокола внешний управляющий направляет победителю торгов предложение заключить договор купли-продажи предприятия с приложением проекта данного договора в соответствии с представленным победителем торгов предложением о цене предприятия.

Согласно пункту 7.2 Порядка №495 от 23.07.2015 не позднее тридцати минут после размещения на электронной площадке указанных протокола или решения организатор торгов посредством программно-аппаратных средств сайта направляет такие протокол или решение в форме электронного сообщения всем участникам торгов, в том числе на адрес электронной почты, указанный в заявке на участие в торгах.

Почтовым отправлением в адрес победителя торгов направлен договор купли-продажи от 16.06.2022 (почтовое отправление №62830663709541).

23.06.2022 --- получен договор, подписан, оплачен и отправлен письмом (почтовое отправление №80111472739506), о чем на сайте ЕФРСБ размещено сообщение о заключении договора купли-продажи.

01.07.2022 между Организатором торгов и победителем подписан акт передачи.

Таким образом, Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России установлено, что информация о проведении торгов, а также об итогах проведенных торгов Организатором торгов размещена на официальном сайте в установленные законом сроки.

Из вышеуказанного следует, что доводы Заявителя о неразмещении Организатором торгов информации о проведении торгов, не обоснованы.

Изучив доводы сторон по делу №086/06/18.1-954/2022, представленные документы, Ханты-Мансийское УФАС России принимает решение по жалобе с учетом правовой позиции, изложенной в определении от 26.04.2022 309-ЭС21-27706 Верховного Суда Российской Федерации.

В определении от 26.04.2022 №309-ЭС21-27706 Верховный Суд Российской Федерации указал на отсутствие у антимонопольного органа полномочий по контролю за проведением торгов по продаже имущества должника в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве и регламентированных положениями статей 110, 139 Закона о несостоятельности (банкротстве).

Данная позиция Суда основана на пункте 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 04.03.2021 №2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства», где указано, что антимонопольный контроль допускается в отношении процедур, обязательность проведения которых прямо предусмотрена законом и введена в целях предупреждения и пресечения монополистической деятельности, формирования конкурентного товарного рынка, создания условий его эффективного функционирования.

В определении от 26.04.2022 №309-ЭС21-27706 Верховный Суд Российской Федерации указано, что осуществление антимонопольного контроля за торгами, проводимыми в рамках дел о банкротстве, не является безусловным и в каждом случае требует обоснования со стороны антимонопольного органа с точки зрения реализации целей Закона о защите конкуренции. Вывод о наличии оснований для антимонопольного контроля за торгами в конкретных случаях также может быть сделан по результатам проведенного антимонопольным органом анализа состояния конкуренции, если они свидетельствуют о значимости исхода торгов с точки зрения предупреждения и пресечения монополистической деятельности, формирования конкурентного товарного рынка, создания условий его эффективного функционирования.

В отличие от антимонопольного контроля, целью которого является защита публичного интереса (недопущение ограничения, устранения конкуренции на рынке, обеспечение и развитие конкуренции), контроль за торгами по продаже имущества в процедурах банкротства должника преследует цель защиты частного интереса: как интереса самого должника, так и интереса его конкурсных кредиторов. При этом при проведении торгов должен обеспечиваться баланс между интересами названных лиц. Проводимые в рамках процедур банкротства (конкурсное производство, процедура реализации имущества гражданина) торги не преследуют в качестве своей основной цели обеспечение и развитие конкуренции на тех или иных товарных рынках, а произвольное вмешательство антимонопольных органов в их проведение способно негативно повлиять на возможность своевременного и максимального удовлетворения интересов кредиторов от реализации имущества, при том, что за проведением названных торгов осуществляется судебный контроль в рамках дела о банкротстве.

В целях реализации Закона о защите конкуренции Приказом ФАС России от 28.04.2010 №220 утвержден порядок проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке (далее - Порядок).

Согласно подпункту «а» пункта 1.1 раздела I Порядка, анализ состояния конкуренции проводится при рассмотрении дел о нарушениях антимонопольного законодательства в целях установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта (хозяйствующих субъектов) и выявления иных случаев недопущения, ограничения или устранения конкуренции.

Проведение анализа состояния конкуренции на товарном рынке в рамках рассмотрения жалоб в порядке статьи 18.1 Законом о защите конкуренции и Порядком не предусмотрено.

Также проведение анализа состояния конкуренции при рассмотрении дел в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции какими-либо иными распорядительными документами ФАС России не установлено.

Материалы дела не содержат однозначных сведений о влиянии торгов на формирования конкурентного товарного рынка, создания условий его эффективного функционирования, а также на то, что стороны являются субъектами предпринимательской или иной экономической деятельности. Торги проводились в целях удовлетворения интересов кредиторов должника, заинтересованных в погашении своих имущественных требований.

В связи с вышеизложенным, у Ханты-Мансийского УФАС России отсутствуют полномочия по рассмотрению жалобы Администрации Карачаевского городского округа вх.№7077-ЭП/22 от 11.07.2022 на действия организатора торгов – --- при проведении торгов посредством публичного предложения по продаже имущества должника, дебиторская задолженность (номер торгов 86204-ОТПП-1).

Кроме того, торги, проведенные с нарушением требований статьи 110 Закона о банкротстве, могут быть оспорены заинтересованными лицами в порядке статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации.

На основании вышеизложенного, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России, руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

решила:

 

Рассмотрение жалобы Администрации Карачаевского городского округа вх.7077-ЭП/22 от 11.07.2022 на действия организатора торгов – --- при проведении торгов посредством публичного предложения по продаже имущества должника, дебиторская задолженность (номер торгов 86204-ОТПП-1) прекратить.

 

 

 

Председатель Комиссии -

Члены Комиссии: -

-

-

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны