Решение №ВТ/2850/24 Решение УФАС по ХМАО-Югре по жалобе № 3906-ЭП/24 от 2 мая 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 086/07/3-531/2024

по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видам юридических лиц»

 

Резолютивная часть решения оглашена 26.04.2024 г. Ханты-Мансийск

Решение в полном объеме изготовлено 02.05.2024

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты- Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) в составе:

Председатель комиссии:

- ***;

Члены комиссии:

- ***;

- ***;

в присутствии на заседании комиссии посредством онлайн-видеоконференции представителя заявителя ООО ***;

в присутствии на заседании комиссии посредством онлайн-видеоконференции представителя заказчика МАУ ДО СОШР ***,

рассмотрев посредством онлайн-видеоконференции жалобу ООО *** (вх. № 3906-ЭП/24 от 18.04.2024) (далее – Жалоба),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее – Ханты-Мансийское УФАС России) в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции поступила Жалоба ООО *** (вх. № 3906-ЭП/24 от 18.04.2024) (далее – Заявитель) на действия МАУ ДО СОШР *** (далее – Заказчик) при проведении запроса котировок в электронной форме на поставку автоматизированного рабочего места во 2-м квартале 2024 года для МАУ ДО СШ «Олимп» (реестровый номер извещения 32413476307).

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах.

В случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В соответствии с частью 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, с учетом особенностей, установленных названной статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе, в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

В силу части 11 статьи 3 Закона о закупках в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.

В соответствии с частью 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Ханты- Мансийским УФАС России в адрес Заявителя и Заказчика направлено Уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу. Рассмотрение жалобы было назначено на 26.04.2024.

Заявитель в своей Жалобе сообщает следующее.

05.04.2024 Заказчик на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru (далее – ЕИС) было размещено извещение о проведении электронного запроса котировок в рамках Закона о закупках на «Поставка автоматизированного рабочего места во 2-ом квартале 2024 года для М АУ ДО СШ «Олимп».

В указанной закупке установлен приоритет российским товарам в силу Постановления Правительства РФ № 925 «О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами» (далее по тексту – Постановление 925).

По итогам проведения запроса котировок комиссией Заказчика опубликован протокол подведения итогов. Заявка Заявителя под номером заявки «829973» (ранг предложения «2»). Заявка победителя – «830081» (ранг предложения «1»).

Заявитель считает, что комиссией Заказчика нарушены требования Постановления 925, а именно пункт 2.1 указанного акта.

Заявитель отмечает, что в приведенной норме и в данном случае с закупкой № 32413476307 видно, что при проведении закупок радиоэлектронной продукции путем проведения конкурса или иным способом, при котором победителем закупки признается лицо, предложившее наиболее низкую цену договора, и при оценке заявок сопоставление по стоимостным критериям производится по указанным ценам, сниженной на 30 процентов, при этом договор заключается по цене договора, предложенной участником в заявке на участие в закупке.

Заявитель предложил к поставке следующее оборудование:

 

№ п/п

Наименование товара

Страна происхождения

Код по ОКСМ

Запись в едином реестре российской радиоэлектронной продукции (ПП РФ 878)

1

Автоматизированное рабочее место (АРМ) RDW Optimal 27GJ-06

Россия

643

Реестровый номер

№ 10487195

Исторический реестровый номер

№ 4797\8\2023

 

Вместе с тем, Заявитель сообщает, что согласно протоколу Постановление 925 применяется, при этом оценка по стоимостным критериям согласно пункту 2.1 постановления не проводилась.

Таким образом, по правилам Постановления 925 заявки должны быть оценены иным способом, не как указано в протоколе. Соответственно, нарушив нормы пункта 2.1. Постановления 925, комиссия Заказчика, по мнению Заявителя, ошибочно признала победителем ООО «КИТ».

Заказчик с доводами Жалобы не согласился, в связи с чем представил в Управление письменные возражения (вх. № 4076-ЭП/24 от 23.04.2024).

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России сообщает следующее.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупках товаров, работ, услуг для нужд МАУ ДО СШ *** (далее - Положение о закупке).

В соответствии с извещением об осуществлении закупки (далее - Извещение):

1. Извещение размещено на сайте https://zakupki.gov.ru — 05.04.2024;

2. Начальная (максимальная) цена договора — 500 000,00 рублей;

3. Дата окончания подачи заявок — 15.04.2024.

4. Количество поданных заявок на участие в запросе котировок в электронной форме — 2 заявки.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

На основании части 6.1 статьи 3 Закона о закупках при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;

2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;

3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова «(или эквивалент)», за исключением случаев:

а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;

г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.

Согласно части 6 статьи 3, пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки с учетом требований Закона о закупках, положения о закупке.

При этом в соответствии с пунктом 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны, в том числе требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.

Учитывая изложенное, заказчики самостоятельно устанавливают требования к участникам закупок, а также требования к содержанию, оформлению и форме документов в составе заявки с учетом положений Закона о закупках, положения о закупках, при этом такие требования не должны приводить к необоснованному ограничению количества участников закупки.

Так, Заказчиком в подпункте 11 пункта 4.1 Извещения и пунктом 1.8.19 Положения о закупках установлен приоритет, согласно постановлению Правительства РФ от 16.09.2016 г. № 925 «О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами» (далее – Постановления Правительства РФ № 925).

Пунктом 1 Постановления Правительства РФ № 925 установлен приоритет товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами.

Пунктом 2 Постановления Правительства РФ № 925 установлено, что при осуществлении закупок товаров, работ, услуг путем проведения конкурса или иным способом, при котором победитель закупки определяется на основе критериев оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, указанных в документации о закупке, или победителем в котором признается лицо, предложившее наиболее низкую цену договора, оценка и сопоставление заявок на участие в закупке, которые содержат предложения о поставке товаров российского происхождения, выполнении работ, оказании услуг российскими лицами, по стоимостным критериям оценки производятся по предложенной в указанных заявках цене договора, сниженной на 15 процентов, при этом договор заключается по цене договора, предложенной участником в заявке на участие в закупке.

Пунктом 2.1 Постановления Правительства РФ № 925 предусмотрено, что при осуществлении закупок радиоэлектронной продукции, а также интеллектуальных систем управления электросетевым хозяйством (систем удаленного мониторинга и диагностики, интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности), автоматизированных систем управления технологическими процессами подстанций, автоматизированных систем технологического управления центров управления сетями) и (или) программного обеспечения, используемого в качестве компонента указанных систем, путем проведения конкурса или иным способом, при котором победитель закупки определяется на основе критериев оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, указанных в документации о закупке, или победителем в котором признается лицо, предложившее наиболее низкую цену договора, оценка и сопоставление заявок на участие в закупке, которые содержат предложения о поставке радиоэлектронной продукции, включенной в единый реестр российской радиоэлектронной продукции, и (или) программного обеспечения, включенного в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, по стоимостным критериям оценки производятся по предложенной в указанных заявках цене договора, сниженной на 30 процентов, при этом договор заключается по цене договора, предложенной участником в заявке на участие в закупке.

При этом, пунктом 6 Постановления Правительства РФ № 925 определено, что приоритет не предоставляется в случаях, если:

а) закупка признана несостоявшейся и договор заключается с единственным участником закупки;

б) в заявке на участие в закупке не содержится предложений о поставке товаров российского происхождения, выполнении работ, оказании услуг российскими лицами;

в) в заявке на участие в закупке не содержится предложений о поставке товаров иностранного происхождения, выполнении работ, оказании услуг иностранными лицами;

г) в заявке на участие в закупке, представленной участником конкурса или иного способа закупки, при котором победитель закупки определяется на основе критериев оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, указанных в документации о закупке, или победителем которой признается лицо, предложившее наиболее низкую цену договора, содержится предложение о поставке товаров российского и иностранного происхождения, выполнении работ, оказании услуг российскими и иностранными лицами, при этом стоимость товаров российского происхождения, стоимость работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, составляет менее 50 процентов стоимости всех предложенных таким участником товаров, работ, услуг;

д) в заявке на участие в закупке, представленной участником аукциона или иного способа закупки, при котором определение победителя проводится путем снижения начальной (максимальной) цены договора, указанной в извещении о закупке, на «шаг», установленный в документации о закупке, содержится предложение о поставке товаров российского и иностранного происхождения, выполнении работ, оказании услуг российскими и иностранными лицами, при этом стоимость товаров российского происхождения, стоимость работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, составляет более 50 процентов стоимости всех предложенных таким участником товаров, работ, услуг.

На основании неустановленного, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России, проанализировав поданные заявки потенциальных участников запроса котировок, пришла к следующим выводам.

Участником запроса котировок в заявке № 830081 был предложен товар со следующим указанием страны его происхождения:

 

Наименование товара

Кол-во (шт.)

Цена за ед.

Общая ст-ть

Страна

Системный блок

5

80 000,00

400 000,00

Россия

Монитор, подключаемый к компьютеру:

5

15 000,00

75 000,00

Китай

Мышь компьютерная

5

1 000,00

5 000,00

Китай

Клавиатура компьютерная

5

500,00

2 500,00

Китай

 

Заявителем в заявке № 829973 был предложен товар со следующим указанием страны его происхождения:

 

пп.

Наименование товаров (работ, услуг)

Ед. изм.

Кол-во

Цена за ед. в руб. с НДС

Сумма в руб. с НДС

Наименование страны происхождения товара

 

Автоматизированное рабочее место (АРМ) RDW Optimal 27GJ-06 в составе: системный блок, монитор, подключаемый к компьютеру, мышь компьютерная, клавиатура компьютерная.

Комп.

5

99 800,00

499 000,00

Россия (643, Российская Федерация, RU, RUS)

1.

Системный блок

Шт.

5

 

 

Россия (643, Российская Федерация, RU, RUS)

2

Монитор, подключаемый к компьютеру:

Шт.

5

 

 

Россия (643, Российская Федерация, RU, RUS)

3

Мышь компьютерная

Шт.

5

 

 

Россия (643, Российская Федерация, RU, RUS)

4

Клавиатура компьютерная

Шт.

5

 

 

Россия (643, Российская Федерация, RU, RUS)

 

Таким образом, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России установила, что участником в заявке № 830081 к поставке были предложены все товары Российского происхождения, в то время как участником в заявке № 829973 такие товары, как: монитор, подключаемый к компьютеру; мышь компьютерная; клавиатура компьютерная, были предложены с указанием страны происхождения — Китай.

Вышеизложенное означает, что, исходя из положений подпункта 11 пункта 4.1 Извещения, пункта 1.8.19 Положения о закупках, пункта 2.1 Постановления Правительства РФ № 925, у Заказчика возникла обязанность применения приоритета к товару Российского происхождения, предложенного в своей заявке на участие в запросе котировок Заявителем.

Вместе с тем, Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России, исходя из представленных письменных возражений (вх. № 4076-ЭП/24 от 23.04.2024) Заказчика, были установлены следующие обстоятельства.

15.04.2024 закупочной комиссией Заказчика были подведены итоги проведения запроса котировок в электронной форме. Протокол № 32413476307-01 от 15.04.2024, размещенный в ЕИС в 10:30, согласно которому значение ценового предложения, используемое для оценки с учетом Постановления Правительства РФ № 925: было применено с помощью автоматического функционала электронной площадки.

16.04.2024 в 10:20 закупочной комиссией Заказчика был размещен итоговый протокол без учета применения приоритета по отношению к ценовому предложению участников закупки, на основании подпункта «в» пункта 6 Постановления Правительства РФ № 925, поскольку, как пояснил Заказчик, к поставке предложены товары Российского происхождения.

Как пояснил Заказчик, в заявках на участие в закупке на поставку автоматизированного рабочего места во 2-м квартале 2024 года для МАУ ДО СШ «Олимп» (извещение № 32413476307) не содержалось предложений о поставке товаров иностранного происхождения, ввиду чего Заказчиком на основании подпункта «в» пункта 6 Постановления Правительства № 925 не были применены положения Постановления Правительства № 925 о предоставлении приоритета товарам российского происхождения.

Однако, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России не может согласиться с выводами Заказчика и признает действия Заказчика нарушающими подпункт 11 пункта 4.1 Извещения, пункт 1.8.19 Положения о закупках, пункт 2.1 Постановления Правительства РФ № 925, в связи с тем, что участником запроса котировок в заявке № 830081, в отличии от предложения Заявителя, к поставке были предложены товары иностранного происхождения, что позволяло применить закупочной комиссии Заказчика приоритет товару Российского происхождения Заявителя.

При таких обстоятельствах Комиссия Ханты-Мансийского УФАС усматривает в действиях Заказчика нарушения пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, а именно принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Согласно части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

С учетом изложенных обстоятельств, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России пришла к выводу о необходимости выдачи предписания Заказчику.

На основании вышеизложенного Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России, руководствуясь положениями статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО *** (вх. № 3906-ЭП/24 от 18.04.2024) на действия МАУ ДО СОШР «Олимп» при проведении запроса котировок в электронной форме на поставку автоматизированного рабочего места во 2-м квартале 2024 года для МАУ ДО СШ *** (реестровый номер извещения 32413476307) обоснованной.

2. Признать в действиях заказчика МАУ ДО СОШР *** нарушение подпункта 11 пункта 4.1 Извещения, пункта 1.8.19 Положения о закупках, пункта 2.1 Постановления Правительства РФ № 925, пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

3. Выдать заказчику МАУ ДО СОШР *** обязательное для исполнения предписание об устранении допущенного нарушения.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны