Решение №ВТ/5155/23 Решение по жалобе №6939-ЭП/23 от 24 июля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ №086/07/3-1074/2023

по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видам юридических лиц»

 

Резолютивная часть решения оглашена 20.07.2023 г. Ханты-Мансийск

Решение в полном объеме изготовлено 24.07.2023

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты- Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) в составе:

Председатель комиссии:

- <...> - <...>;

Члены комиссии:

- <...> - <...>;

- <...> - <...>;

в присутствии на заседании комиссии посредством онлайн-видеоконференции представителя Заявителя ООО «КамПром-сервис» <...>;

в присутствии на заседании комиссии посредством онлайн-видеоконференции представителей заказчика АО «ГК «Северавтодор», <...>, <...>,

рассмотрев посредством онлайн-видеоконференции жалобу ООО «КамПром-сервис» (вх. № 6597-ЭП/23 от 03.07.2023) (далее – Жалоба) на действия заказчика АО «ГК «Северавтодор» (далее – Заказчик) при проведении запроса предложений в электронной форме на поставку гусеничного экскаватора с мульчером для Филиала №9 АО «ГК «Северавтодор» (реестровый номер извещения 32312513226),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Ханты-Мансийское УФАС России) в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции поступила Жалоба ООО «КамПром-сервис» (вх. № 6597-ЭП/23 от 03.07.2023) на действия заказчика АО «ГК «Северавтодор» (далее – Заказчик) при проведении запроса предложений в электронной форме на поставку гусеничного экскаватора с мульчером для Филиала №9 АО «ГК «Северавтодор» (реестровый номер извещения 32312513226).

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках).

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах.

В случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В соответствии с частью 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, с учетом особенностей, установленных названной статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе, в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

В силу части 11 статьи 3 Закона о закупках в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.

Согласно материалам дела срок окончания подачи заявок 04.07.2023, жалоба Заявителя поступила в Ханты-Мансийское УФАС России 03.07.2023.

В соответствии с уведомлением о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу исх. №ВТ/4675/23 от 05.07.2023 рассмотрение Жалобы назначено на 11.07.2023. В назначенную дату, в ходе рассмотрения жалобы Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России установлено, что для рассмотрения жалобы по существу необходимо получение дополнительной информации, сведений.

Уведомлением о продлении срока принятия решения по жалобе исх. №ВТ/4872/23 от 12.07.2023 рассмотрение Жалобы было назначено на 14.07.2023.

14.07.2023 в ходе рассмотрения жалобы Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России установлено, что для рассмотрения жалобы по существу необходимо получение дополнительной информации, сведений.

Уведомлением о продлении срока принятия решения по жалобе исх. ВТ/4947/23 от 14.07.2023 рассмотрение жалобы было назначено на 20.07.2023. В назначенную дату рассмотрение жалобы состоялось.

Так, Заявитель в своей Жалобе указывает на следующее.

1. Из размещенной на сайте ЕИС www.zakupki.gov.ru закупочной документации усматривается, что в соответствии с Договором, Поставщик обязуется поставить Покупателю «Товар», а Покупатель оплатить и принять Товар в соответствии со спецификацией (Приложение №1 к Договору). Товар является комплектом, комплектность товара определяется Приложением №1 к Договору.

В соответствии с Приложением №1 к документации о закупке (Техническое задание) требуемый к поставке комплект:

Гусеничный экскаватор XCMG XE180DN или аналог не ниже классом с Лесным мульчером NIUBO KXM-F140 или аналог не ниже классом.

Совокупность установленных заказчиком значений характеристик товара, как указывает заявитель, делает возможной поставку только техники определённой модели и производителя (Гусеничного экскаватора XCMG XE180DN производства КНР и мульчера NIUBO KXM-F140).

Исходя их технических требований и характеристик товара (содержащихся в документации о закупке), в их совокупности, исключена возможность поставки любой иной техники.

Аналогичная практика: Решение УФАС по Самарской области (Самарское УФАС России) по жалобе №042-14983-22/4 от 13.01.2022 г., Решение Краснодарского УФАС России от 27.04.2016 №111-Т/2016.

Заявитель указывает, что аналога Гусеничному экскаватору XCMG XE180DN и мульчеру NIUBO KXM-F140 на рынке в настоящее время не существует. Указанная Заказчиком возможность поставить аналоги, по мнению Заявителя, не исполнима.

Более того, в соответствии со статьей 9, 65 АПК РФ, потенциальный участник закупки не обязан доказывать наличие отрицательного факта (на рынке отсутствует аналог указанного товара; нет возможности поставки иной техники, исходя из технических требований и характеристик в их совокупности).

Согласно Определению Верховного Суда РФ от 10.07.2017 №305-ЭС17-4211 по делу №А40-11314/2015, заявление об отрицательном факте, по общему правилу, перекладывает на другую сторону обязанность по опровержению утверждения заявителя.

Исходя из изложенного, Заявитель сообщает, что доказательства существования аналога (Объекта, идентичного или соответствующего данному по каким-либо параметрам) товару, поименованному в документации о закупке (в случае наличия такого аналога), - должен представить заказчик, разработавший документацию о закупке исходя из конкретных данных.

2. По информации из открытых источников (сайт производителя https://niubo.info/en/machine/kxm-f/), значения характеристик мульчера NIUBO KXM-F140, указанные в техническом задании не соответствуют значениям технических характеристик, указанных производителем.

Заявитель указывает, что ограничением конкуренции при закупках по Закону о закупках является установление:

- требований к товару, которые указывают на конкретного производителя, когда специфика использования товара отсутствует;

- невыполнимых условий участия в закупке.

Конкурсная документация в указанной части, по мнению Заявителя, противоречит поименованным нормам Закона о закупках и Закона о конкуренции. В документации о закупке имеются ограничительные условия, создающие неоправданные барьеры при реализации потенциальными участниками права на участие в конкурентных процедурах закупки.

3. В техническом задании на Гусеничный экскаватор XCMG с Лесным мульчером NIUBO KXM-F140 Заказчиком установлено требование к цвету Товара: «Экскаватор должен быть окрашен в соответствии с СТО 6.3.2-2006 (синий - RAL5010, зелёный - RAL6018)».

Данное условие, по мнению Заявителя, противоречит нормам Закона о закупках и Закона о конкуренции, приводит к необоснованному ограничению конкуренции, созданию неоправданных барьеров хозяйствующим субъектам при реализации ими права на участие в конкурентных процедурах закупки.

Включенное заказчиком в документацию о закупке требование - «Экскаватор должен быть окрашен в соответствии с СТО 6.3.2-2006 (синий - RAL5010, зелёный - RAL6018)» не относится к сведениям, подлежащим включению в документацию о закупке (не относится к требованиям к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара.

Указание конкретного «фирменного» цвета товара (трактора) в качестве обязательного условия, принимая во внимание специфику закупаемого товара и цели его приобретения, носит ограничительный характер.

Невозможность использования техники иного цвета для целей, установленных в документации о закупке, заказчиком не обоснована.

Производители Товаров окрашивают выпускаемую продукцию в цвета согласно ТУ изготовителей, отличающиеся от фирменного цвета АО «ГК «Северавтодор». Производитель экскаваторов XCMG XE180DN, окрашивает тракторы в стандартные цвета, отличные от синий - RAL5010, зелёный - RAL6018.

Цвет экскаватора указывается в ПСМ (паспортах самоходных машин), выдаваемых изготовителем. Изменение цвета экскаватора несет внесение изменений в данные, указанные в ПСМ.

Смена заводской окраски на какой-либо иной возможна в только при перекрашивании поставщиком, после получения экскаватора от завода изготовителя (дилера).

Фактически, как указывает Заявитель, данными требованиями Заказчик обязывает участников заключать договоры с третьими лицами до подачи заявки и до заключения договора.

Положения Закона о закупках (и Положение о закупках) не обязывают участника закупки иметь в наличии требуемый товар (более того, окрашенный в «фирменные цвета») в момент подачи заявки. В связи, с чем требования Заказчика о покраске товара в «фирменные цвета» имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.

Предъявление к товару такого требования напрямую противоречит требованиям Закона о закупках.

4. В документации о закупке отсутствует СТО 6.3.2-2006 и какое-либо Руководство по Окраске трактора в фирменный цвет АО «ГК «Северавтодор».

Таким образом, требования конкурсной документации в указанной части являются противоречивыми, неясными и не позволяют однозначно определить, каким требованиям должен соответствовать товар, «окрашенный в фирменный цвет АО «ГК «Северавтодор».

5. С целью устранения ограничения конкуренции, Участником 29.06.2023 г. был направлен запрос разъяснений положений документации о закупке:

« Здравствуйте!

В техническом задании указана совокупность характеристик, соответствующих конкретной модели экскаватора и мульчера, исключающая возможность предложения аналогов, что в сою очередь ограничивает конкуренцию.

Во избежание ограничения конкуренции и возможности предложения аналогов, прошу внести следующие изменения в отношении характеристик мульчера:

1. Диаметр ротора -не менее 3 70 мм;

2. Высота - не более 1100 мм;

3. Глубина - не более 1000 мм.

Также, в связи с тем, что изготовитель экскаватора XCMG находится в КНР и заводская окраска отличается от требуемой RAL 5010, RAL 6018, изменение окраски в требуемые цвета в заводских условиях невозможна. Прошу допустить к поставке экскаватор с заводской окраской и установкой наклеек в фирменном cmwie АО «ГК «Северавтодор» по согласованным размерам.

Допускается ли поставка экскаватора 2022 года выпуска, нового, без наработки?

В случае отсутствия ответа или получения ответа не по существу запроса разъяснений, вынуждены будем обратиться с жалобой в ФАС».

Ответа на указанный запрос от Заказчика не последовало.

Заказчик с доводами жалобы не согласился, представил в Управление материалы и письменные возражения (вх. №6861-ЭП/23 от 10.07.2023) согласно которым сообщает следующее.

Заявителем не указаны конкретные характеристики мульчера, указанные в описании объекта закупки, которые исключают поставку эквивалентной техники. Доводы в указанной части являются необоснованными и не подтверждёнными. Что касается довода о том, что техзадание не соответствует сайту производителя то:

Во-первых, Заявителем не доказано, что на данном сайте может быть достоверная информация и является актуальной. Заявителем не предоставлены доказательства направления производителю запросов о принадлежности ему указанного сайта и актуальности содержащейся информации.

Во-вторых, производитель имеет право изменять некоторые характеристики товаров без уведомления потребителя через веб-сайт.

В соответствии с пунктом 4.1. Положения о закупке, в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова «(или эквивалент)».

Заказчиком был проведён анализ предложений на рынке, на основании которого составлено техническое задание на поставку экскаватора XCMG XE180DN с лесным мульчером NIUBO KXM-F140 или аналог. Характеристики и их значения, указанные в техническом задании, не ограничивают конкуренцию.

Экскаватор в комплекте с мульчером предназначен для чистки полосы, отвода и удаления кустарника. Небольшие габаритные размеры экскаватора позволяют его эксплуатировать на узких участках дороги, в карьеробщего пользования так как данная модель в габарите и входит в весо-габаритные рамки, предусмотренные органами ГИБДД.

Экскаватор с большим (увеличенная ширина гусеницы) или меньшим (высота экскаватора) классом не подойдёт для работы в связи со спецификой выполнения работ.

Невозможность участия в торгах отдельных хозяйствующих субъектов, не отвечающих предъявленным заказчиком требованиям, не означает, что действия заказчика повлекли необоснованное ограничение конкуренции. Требования, установленные заказчиком для исключения риска неисполнения договора, в равной мере относятся ко всем потенциальным участникам.

Техническое задание предоставляет возможность поставить товар с лучшими, чем указанные в ней, характеристиками. Такое описание объекта заказа увеличивает вероятность того, что действия заказчика будут признаны добросовестными и направленными именно на наилучший результат, а не на ограничение круга участников торгов.

Утверждение Заявителя об отсутствии ответа на Запрос о разъяснениях не соответствует действительности.

Согласно подпункту 8.1. Документации, любой участник вправе направить Заказчику запрос о разъяснении документации. В течение 3 (трех) рабочих дней с даты поступления запроса Заказчик направляет в письменной форме или в форме электронного документа требуемые разъяснения. Заявителем направлен запрос 29.06.2023 г. Разъяснения в письменной форме Заказчик направил 03.07.2023 г., что подтверждается скрином экрана с официального сайта ЕИС.

В ответ на Запрос о разъяснениях Заказчиком было указано, что:

Данные размеры мульчера обусловлены типом и диаметром обрабатываемой растительности. Для достижения максимальной производительности при выполнении задач готовы рассмотреть мульчер со следующими характеристиками:

- Диаметр ротора - не менее 520 мм.

- Высота - не более 914 мм.

- Глубина - не более 750 мм, тем самым еще больше расширен круг возможных участников закупки с применимой формулировкой «не менее»...

В любом случае наличие требований к участнику закупки и значения характеристик товара не делает круг возможных участников безграничным.

Обращаем внимание, что согласно техническим характеристикам указанных в техническом задании подходят такие модели как: мульчер NIUBO KXM-F140, мульчер FERRI THFM/F 140.

В техническом задании не указано о том, что окраска должна производиться в заводских условиях, но в условиях установлено, что должен быть окрашен в соответствии с СТО 6.3.2-2006 (синий - RAL5010, зелёный - RAL6018). В техническом задании заказчик не обязывает участников закупки до момента подачи заявок владеть в наличии техникой и заключать договора с третьими лицами на покраску данной технике.

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России приходит к следующим выводам.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о порядке проведения закупок товаров, работ, услуг в акционерном обществе «Государственная компания «Северавтодор», утвержденного Решением Совета директоров АО «ГК «Северавтодор» (Протокол от «29» сентября 2022 года №9/2022) (далее - Положение о закупке).

В соответствии с извещением об осуществлении закупки (далее - Извещение):

1. Извещение размещено на сайте https://zakupki.gov.ru — 22.06.2023;

2. Начальная (максимальная) цена договора — 13 784 000,00 рублей;

3. Дата окончания срока подачи заявок на участие в закупке — 04.07.2023.

В соответствии с частью 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.

Жалоба Заявителя исх. №169 от 03.07.2023 поступила в Ханты-Мансийское УФАС России 03.07.2023 в 14:14:24, жалоба зарегистрирована 03.07.2023 №6597-ЭП/23.

Таким образом, Жалоба Заявителя поступила до окончания срока подачи заявок на участие в закупке, в установленные Законом о закупках сроки для обжалования условий документации.

В соответствии подпунктами 1, 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Принцип информационной открытости закупки предполагает, что размещенная информация должна быть полной и достоверной; должна обеспечивать адекватное и четкое восприятие существа (предмета) закупки; не должна содержать противоречивой или непонятной информации и должна полностью информировать потенциальных участников закупки о требованиях, которым должны соответствовать подаваемые ими заявки.

В соответствии с пунктом 3 части 9 статьи 4 Закона о закупках в извещении об осуществлении конкурентной закупки должны быть указаны предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги, а также краткое описание предмета закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 настоящего Федерального закона (при необходимости).

Согласно пункту 15 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должно быть указано описание предмета такой закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 настоящего Федерального закона.

Согласно пункту 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке заказчик обязан указать требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Касаясь доводов №1 и №2 Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России установила следующее.

Предметом закупки согласно документации о закупке является поставка гусеничного экскаватора XCMG XE180DN производства КНР и мульчера NIUBO KXM-F140 или аналога не ниже классом.

В Приложении №1 «Техническое задание» к документации о закупке Заказчиком определены наименование, требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам товара.

Согласно пункту 2 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках, при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами: в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки.

Согласно пункту 3 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках, при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова "(или эквивалент)».

Как пояснил в своих возражениях Заказчик (вх. №6861-ЭП/23 от 10.07.2023) им был проведён анализ предложений на рынке, на основании которого составлено техническое задание на поставку экскаватора XCMG XE180DN с лесным мульчером NIUBO KXM-F140 или аналог.

На основании чего Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России уведомлением исх. № ВТ/4872/23 от 12.07.2023 у Заказчика были запрошены:

1. Запросы коммерческих предложений, предусматривающих возможность предоставления поставки товара, эквивалентного гусеничному экскаватору XCMG XE180DN с мульчером NIUBO KXM-F140.

2. Коммерческие предложения о предоставлении поставки товара, эквивалентного гусеничному экскаватору XCMG XE180DN с мульчером NIUBO KXM-F140, поступившие в адрес Заказчика.

3. Аргументированные доказательства в табличной форме о существующих производителях, подпадающих под указанные требования Приложения №1 «Техническое задание» документации о закупке (реестровый номер извещения 32312513226).

В ответе на уведомление исх. №ВТ/4872/23 от 12.07.2023 Заказчиком были направлены дополнения к возражениям 11-исх.1146 от 13.07.2023 (вх. №6973-ЭП/23 от 13.07.2023,) в которых представлена таблица в качестве сравнительного анализа по аналогам гусеничного экскаватора и мульчера:

 

 

Тип машины

 

Гусеничный экскаватор XCMG XE180DN или аналог не ниже классом

 

JCB JS180LC

Hyundai R180NLC-9S

Hitachi ZX200 5G

 

 

Тип двигателя

Cummins QSF3.8 или альтернатива не ниже

классом (прямая инжекция, 4-тактный, водной охлаждение, турбонаддув, промежуточный охладитель воздух-воздух)

Cummins 6ВТ 5.9С

Mitsubishi S6S-DT,

дизельный, с водяным охлаждением, 4-х тактный

Isuzu AA-4BG1T

Мощность двигателя

Не менее 93/2200 kW/r/min

140

94

90.2

Максимальный крутящий момент/скорость

Не менее 500/1500 N.m/rpm

2200

1500

1800

Операционный вес

Не менее 18100. не более 20000 kg

18410

18510

18100

Объем ковша

Не менее 0.91 м3

0.93

0.89-1.05

0.91

Ходовая скорость (выс./низ.)

5.6/3.0 km/h

5.6/3.0

5.5/3.2

 

Гидравлический бак

Не менее 140 л

142

160

125

Преодоление подъема

Не менее 70° (<35)

 

30°

 

Давление на грунт

41 кРа

52

42

49

Усилие резания грунта ковшом

128 kN

 

123.6

 

Усилие копания рукояти

94 kN

 

91

 

Номинальный поток главного насоса

Не менее 2x150 L/min

2x220

2x160

 

Длина стрелы

5150 mm

5150

5100

 

Длина рукоятки

2635 mm

2635

2600

2710

Тип мульчера

Лесной мульчер NIUBO KXM-F140 или аналог не ниже классом

Ferri THFM/F 140

ECF MD/TS

XYLOR 1420РЕ

Рабочая ширина

Не более 1400 мм

1400

1400

1400

Требуемая масса экскаватора

Не менее 15 т. не более 20 т

12-21

15-20

14-20

Диаметр измельчения

Не менее 25 см

30

25

25

Вес мульчера

Не более 1086 кг

970

1050

1086

Требуемый поток гидравлики

135 л/мин

120-135

130-140

135-190

Максимальное давление

300 бар

240

300

250

Количество ремней привода

5 шт.

5

5

 

Количество фиксированных резцов

27 шт.

27

27

27

Диаметр ротора

520 мм

520

520

520

Ширина

Не более 1850 мм

 

1730

1850

Высота

Не более 914 мм

 

900

920

Глубина

Не более 750 мм

 

750

750

Также по Экскаваторам подходят, но не добавлены в таблицу JCB JS190, Volvo EC200D, Kobelco SK210LC-8.

 

Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России было установлено, что представленные Заказчиком аналоги имеют ряд несоответствий Приложению № 1 «Техническое задание» документации о закупке.

Так, гусеничный экскаватор JCB JS180LC с мульчером Ferri THFM/F 140 имеет следующие отклонения:

- преодоление подъема, усилие резания грунта ковшом, усилие копания рукояти, ширина, высота, глубина - значения данных показателей отсутствуют в технических характеристиках;

- давление на грунт - составляет 52 kPa, что превышает значение 41 kPa, установленное Приложением № 1 «Техническое задание» документации о закупке;

- требуемая масса экскаватора - составляет 12-21, что не входит в указанный Приложением № 1 «Техническое задание» документации о закупке диапазон не менее 15 т, не более 20 т;

- максимальное давление - значение данного показателя составляет 240 бар, что не соответствует указанному значению в Приложении № 1 «Техническое задание» документации о закупке 300 бар.

Гусеничный экскаватор Hyundai R180NLC-9S с мульчером ECF MD/TS имеет следующие отклонения:

- давление на грунт - составляет 42 kPa, что превышает значение 41 kPa, установленное Приложением № 1 «Техническое задание» документации о закупке;

- усиление резания грунта ковшом - составляет 123,6 kN, ниже значения 128 kN, установленного Приложением № 1 «Техническое задание» документации о закупке;

- усилие копания рукояти - составляет 91 kN, ниже значения 94 kN, установленного Приложением № 1 «Техническое задание» документации о закупке;

- длина стрелы - составляет 5100 mm, ниже значения 5150 mm, установленного Приложением № 1 «Техническое задание» документации о закупке;

- длина рукояти - оставляет 2600 mm, ниже значения 2635 mm, установленного Приложением № 1 «Техническое задание» документации о закупке.

Гусеничный экскаватор Hitachi ZX200 5G с мульчером XYLOR 1420РЕ имеет следующие отклонения:

- ходовая скорость (выс./низ.), преодоление подъема, усиление резания грунтом ковшом, усиление копания рукояти, номинальный поток главного насоса, длина стрелы, количество ремней привода - значения данных показателей отсутствуют в технических характеристиках;

- мощность двигателя - составляет 90,2 kW/r/min, ниже значения 93/2200 kW/r/min, установленного Приложением № 1 «Техническое задание» документации о закупке;

- давление на грунт - составляет 49 kPa, что превышает значение 41 kPa, установленное Приложением № 1 «Техническое задание» документации о закупке;

- длина рукояти - составляет 2710 mm, что превышает значение 2635 mm, установленное Приложением № 1 «Техническое задание» документации о закупке;

- требуемая масса экскаватора составляет 14-20, что не входит в указанный Приложением № 1 «Техническое задание» документации о закупке диапазон не менее 15 т, не более 20 т;

- максимальное давление - значение данного показателя составляет 250 бар, что не соответствует указанному значению в Приложении № 1 «Техническое задание» документации о закупке 300 бар;

- высота - составляет 920 мм, что превышает значение не более 914 мм, установленное Приложением № 1 «Техническое задание» документации о закупке.

Вместе с тем Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России установила, что указанные Заказчиком технические характеристики мульчера NIUBO KXM-F140 в Приложении № 1 «Технические характеристики» были составлены в соответствии с перечнем технических характеристик лесного мульчера NIUBO для экскаваторов 15-20 тонн KXM – F 140 на официальном сайте ООО «Торговый дом Сельхозагрегат» (https://selhozagregat.ru/product/lesnoj-mulcher-niubo-dlya-ekskavatorov-15-20-tonn-kxm-f-140):

 

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ KXM – F 140

Рабочая ширина

1400 мм

Требуемая масса экскаватора

15 – 20 тонн

Диаметр измельчения

25 см

Вес мульчера

1086 кг

Требуемый поток гидравлики

135л/мин

Максимальное давление

300 бар

Количество ремней привода

5

Количество фиксированных резцов

27 штуки

Диаметр ротора

520 мм

 

Ширина (А)

1850 мм

Высота (В)

914 мм

Глубина (С)

750 мм

 

СТАНДАРТНАЯ КОМПЛЕКТАЦИЯ

Переходная плита

Ротор с фиксированными резцами

Резцы с двумя вставками карбида вольфрама

Система контроля гидравлических агрегатов HBC

модификации D (защита от избыточного давления и потока до 240 л/мин)

Аксиально поршневой гидромотор с дренажом.

Два ряда контрножей U - формы

Защитный кожух гидравлического мотора.

Привод ротора клиновыми ремнями типа B.

Гидравлические рукава длиной 1,5 метра.

Салазки со сменными износостойкими накладками.

Задняя защита цепями.

 

Вместе с тем, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России отмечает, что в ответе Заказчик (вх. №6861-ЭП/23 от 10.07.2023) не представил:

1. Запросы коммерческих предложений, предусматривающих возможность предоставления поставки товара, эквивалентного гусеничному экскаватору XCMG XE180DN с мульчером NIUBO KXM-F140.

2. Коммерческие предложения о предоставлении поставки товара, эквивалентного гусеничному экскаватору XCMG XE180DN с мульчером NIUBO KXM-F140, поступившие в адрес Заказчика.

Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России также было установлено, что Заказчиком не был установлен диапазон значений (не более/ не менее или +/-), указанных в Приложении №1 «Техническое задание» следующих показателей, допускаемых при предоставлении аналога гусеничного экскаватора с мульчером: ходовая скорость, давление на грунт, усилие резания грунта ковшом, усилие копания рукояти, максимальное тяговое усилие, давление главного клапана безопасности, давление в ходовой части, давление поворота платформы, давление пилотной системы, длина стрелы, длина рукоятки, требуемый поток гидравлики, максимальное давление, количество ремней привода, количество фиксированных резцов, диаметр ротора, а также определен перечень минимальной комплектации.

На заседании Комиссии Ханты-Мансийского УФАС России представитель Заказчика сообщил, что на участие в запросе предложений в электронной форме на поставку гусеничного экскаватора с мульчером для Филиала №9 АО «ГК «Северавтодор» (реестровый номер извещения 32312513226) была подана одна заявка, однако не представил ее в Управление. Уведомлением исх. № ВТ/4947/23 от 19.07.2023 был направлен запрос о предоставлении всех поступивших заявок на участие в запросе предложений в электронной форме. В ответе вх. № 7130-ЭП/23 от 18.07.2023 Заказчиком в Управление была представлена единственная поступившая на участие в запросе предложений в электронной форме заявка участника ООО «Сильные машины Запад».

Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России установила, что участник ООО «Сильные машины Запад» в заявке предложил гусеничный экскаватор XCMG XE180DN с мульчером NIUBO KXM-F140.

Таким образом, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России отмечает, что доводы Заказчика о том, что на рынке гусеничных экскаваторов и мульчеров имеются аналоги точно соответствующие Приложению №1 «Техническое задание» документации о закупке, не нашли своего подтверждения.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики обязаны руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлял к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Пунктом 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в Национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требовали к связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

При этом в соответствии с пунктом 15 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должно быть указано описание предмета такой закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 Закона о закупках.

Согласно пункту 2 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках, при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами: в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

На основании выше установленного, доводы Жалобы Заявителя №1 и №2 о том, что исходя их технических требований и характеристик товара Приложения №1 «Техническое задание» документации о закупке, в их совокупности, исключена возможность поставки аналога эквивалентного гусеничному экскаватору XCMG XE180DN с мульчером NIUBO KXM-F140, а также о том, что указанные технические характеристики мульчера не соответствуют информации, размещенной на официальном сайте производителя, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России признает обоснованными, в силу нарушений Заказчиком пункта 2 части 1, пункта 2 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках.

Касаясь доводов №3 и №4 Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России было установлено следующее.

В Приложении №1 «Техническое задание» документации о закупке Заказчик установил следующее требование:

«Экскаватор должен быть окрашен в соответствии с СТО 6.3.2-2006 (синий - RAL5010, зелёный - RAL6018).»

Однако, Заказчик пояснил, что исполнение данного требования подразумевается на этапе исполнения заключенного договора по итогам проведения запроса предложений в электронной форме на поставку гусеничного экскаватора с мульчером для Филиала №9 АО «ГК «Северавтодор» (реестровый номер извещения 32312513226).

Между тем, Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России было установлено отсутствие руководства, рекомендаций, схемы по покраске техники в соответствии с СТО 6.3.2-2006 в составе закупочной документации.

Заявитель в ходе рассмотрения жалобы также пояснил, что из закупочной документации не следует, каким образом должна быть окрашена техника, ссылаясь также на то, что после покраски техники в регистрационные документы необходимо будет вносить соответствующие изменения, что также потребует значительного времени. Данное требование как отмечает Заявитель приводит к невозможности участия в данной закупке.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики обязаны руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора (часть 6 статьи 3 Закона о закупках).

В соответствии с пунктом 1, 9, 10 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны:

- требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика;

- требования к участникам такой закупки;

- требования к участникам такой закупки и привлекаемым ими субподрядчикам, соисполнителям и (или) изготовителям товара, являющегося предметом закупки, и перечень документов, представляемых участниками такой закупки для подтверждения их соответствия указанным требованиям, в случае закупки работ по проектированию, строительству, модернизации и ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства и закупки товаров, работ, услуг, связанных с использованием атомной энергии.

Таким образом, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России отмечает, что требование, установленное Заказчиком в Приложении №1 «Техническое задание» документации о закупке в части покраски Экскаватора в соответствии с СТО 6.3.2-2006 (синий - RAL5010, зелёный - RAL6018) без приложения указания каких-либо руководств, рекомендаций, схем (эскизов), изображающих то, как именно заказчику необходимо покрасить поставляемую технику, ограничивает возможность для потенциальных участников подать заявку на участие в запросе предложений в электронной форме в соответствии с требованиями документации о закупке, в силу отсутствия возможности его исполнения потенциальными участниками закупки, а именно приложения руководства, рекомендаций, схемы по покраске техники в соответствии с СТО 6.3.2-2006.

При этом Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России не может принять во внимание довод Заказчика о том, что согласование по покраске техники осуществляется на этапе исполнения договора между Заказчиком и исполнителем работ, в связи с чем это обстоятельство не может свидетельствовать об ограничении конкуренции, поскольку из пунктов 1, 9, 10 части 10 статьи 4 Закона о закупках следует прямая обязанность заказчика указывать в извещении и закупочной документации все необходимые условия выполнения договора участником закупки, к которым в том числе относится потребительские свойства товара, работы, услуги, а также результат работы.

Не указание же в закупочной документации необходимых характеристик, свойств поставляемого товара, которые нужны заказчику и, которые должен будет проставить участник закупки, однозначно свидетельствует об отсутствии прозрачности закупки (часть 1 статьи 1 Закона о закупках) и ограничении конкуренции (пункт 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках).

На основании чего Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России признает доводы №3 и №4 обоснованными, на основании противоречия установленного требования Заказчиком в Приложении №1 «Техническое задание» документации о закупке пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушают требования пункта 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

ФАС России в письме от 23.04.2014 № АЦ/16109/14 разъяснила, что в части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции признание жалобы обоснованной в какой-либо части (или частично обоснованной) не предусмотрено.

Таким образом, в случае, если при рассмотрении жалобы антимонопольным органом часть доводов, изложенных в жалобе, подтвердилась, а часть не подтвердилась, то такую жалобу необходимо признавать обоснованной.

Согласно части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

С учетом изложенных обстоятельств, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России пришла к выводу о необходимости выдачи предписания Заказчику.

На основании вышеизложенного Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России, руководствуясь положениями статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «КамПром-сервис» (вх. № 6597-ЭП/23 от 03.07.2023) на действия заказчика АО «ГК «Северавтодор» при проведении запроса предложений в электронной форме на поставку гусеничного экскаватора с мульчером для Филиала №9 АО «ГК «Северавтодор» (реестровый номер извещения 32312513226), обоснованной.

2. Признать в действиях заказчика АО «ГК «Северавтодор» нарушение пункта 2 части 1, пункта 2 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках.

3. Выдать АО «ГК «Северавтодор» обязательное для исполнения предписание.

Связанные организации

Связанные организации не указаны