Решение б/н решение по жалобе № 1507-эп/22 на действия заказчика МУП "Те... от 5 марта 2022 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по жалобе № 086/07/3-219/2022
по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика
при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом
от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»
Резолютивная часть решения оглашена 02.03.2022 г. Ханты-Мансийск
Решение в полном объеме изготовлено 05.03.2022
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее - Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), в составе:
Председатель комиссии:
«_________» – «_________»;
Члены комиссии:
«_________» – «_________»;
«_________» – «_________»;
в отсутствии представителя Заявителя, уведомленного о рассмотрении Жалобы надлежащим образом;
в отсутствии представителя Заказчика, уведомленного о рассмотрении Жалобы надлежащим образом (не смог подключиться по техническим причинам;
рассмотрев жалобу «_________» (вх. от 16.02.2022 № 1507-эп/22) (далее — Жалоба) на действия Заказчика МУП «Тепловодоканал» при проведении открытого конкурса на охрану (военизированная) производственных объектов жизнеобеспечения МУП «ТВК», извещение № 32211092201, в соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу — Югре (далее – Ханты-Мансийское УФАС России, Управление), в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, поступила Жалоба (вх. от 16.02.2022 № 1507-эп/22) «_________» (далее - Заявитель) на действия МУП «Тепловодоканал» (далее – Заказчик) при проведении открытого конкурса на охрану (военизированная) производственных объектов жизнеобеспечения МУП «ТВК», извещение № 32211092201.
Заявитель обжалует положения закупочной документации в части установления в документации о закупке необоснованных, избыточных требований к участникам закупки.
Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках, Закон № 223-ФЗ) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.
В соответствии с частью 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Ханты-Мансийским УФАС России в адрес Заявителя и Заказчика направлено Уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу. Рассмотрение жалобы назначено на 21.02.2021. В назначенную дату состоялось рассмотрение жалобы посредством видео-конференц-связи.
В силу части 10 статьи 3 Закона о закупках участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в случаях:
1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;
2) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;
3) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;
4) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;
5) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.
Указанная норма Закона о закупках носит императивный характер и приведенный в ней перечень оснований для обжалования действий (бездействия) заказчика в антимонопольный орган является исчерпывающим, соответственно положения статьи 18.1 Закона о защите конкуренции должны применяться с учетом данной нормы.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд МУП «Тепловодоканал» в редакции №7 (далее – Положение о закупке), утвержденным директором МУП «Тепловодоканал» 13.12.2021.
02.02.2022 в Единой информационной системе в сфере закупок (далее – ЕИС) на официальном сайте www.zakupki.gov.ru Заказчиком опубликовано извещение о проведении закупки № 32211092201. 14.02.2022 в Извещение внесены изменения.
В соответствии с извещением срок подачи заявок установлен с 02.02.2022 до 21.02.2022 09:00 (мск+2). Подведение итогов назначено на 22.02.2022.
Жалоба поступила в Ханты-Мансийское УФАС России посредством электронной почты 16.02.2022, то есть до окончания срока подачи заявок.
Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах.
В случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
С учетом доводов, содержащихся в Жалобе, Комиссия полномочна рассматривать данную жалобу.
Заявитель считает, что Заказчик необоснованно установил в документации о закупке следующие требования:
1. Требование о необходимости использования охранниками конкретных видов и типов оружия.
2. Требование о наличии у победителя закупки дежурного подразделения в месте нахождения объекта заказчика.
3. Требование о начале оказания услуг с момента заключения контракта (договора).
4. Требование о наличии у охранников документа, подтверждающего обучение по программе пожарно-технического минимума.
Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Рассмотрев материалы Жалобы Комиссия Управления установила следующее.
21.02.2022 в ЕИС размещено извещение об отмене закупки на основании приказа директора МУП «Тепловодоканал» от 21.02.2022 № 34.
В соответствии с ч.5 ст. 3.2 Закона о закупках Заказчик вправе отменить конкурентную закупку по одному и более предмету закупки (лоту) до наступления даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в конкурентной закупке.
Заявитель не обжаловал действия Заказчика в части отмены закупки № 32211092201.
1. По доводу № 1 Комиссия Управления установила следующее.
Заявитель считает, что Заказчик незаконно установил в документации требования о необходимости использования охранниками победителя закупки при оказании охранных услуг конкретных видов и типов оружия.
Согласно пункту 1.3 Проекта Договора все охранные мероприятия проводятся силами сотрудников «Исполнителя» (далее – охранники), вооруженных боевым ручным стрелковым оружием (для ЧОП – служебным огнестрельным оружием).
Заказчик пояснил, что требование к оружию не было установлено в документации о закупке, так как в технической документации указано лишь на необходимость сертифицированного оружия, а также соответствия требования государственных стандартов Российской Федерации. Конкретного типа и марки оружия указано не было, в связи с чем данное требование не ограничивает участников закупки.
Данное требование не противоречит Перечню видов вооружения охранников, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.08.1992 № 587 «Вопросы частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности».
В соответствии с ч.6 ст.3 Закона о закупках требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Довод Заявителя №1 является необоснованным.
2. По доводу № 2 Комиссия Управления установила следующее.
Согласно п.7 Информационной карты документации о закупке одним из обязательных требований к участнику закупки является наличие круглосуточной дежурной части в пределах города Мегиона, оснащенную телефоном и радиосвязью (в связи с удаленностью некоторых объектов охраны) для осуществления оперативного руководства персоналом, а также для оперативного реагирования при возникновении внештатной ситуации.
Заявитель считает, что данное требование Заказчика является незаконным, необоснованно ограничивающим конкуренцию и предоставляющим преимущество частным охранным организациям, которые зарегистрированы в месте нахождения объектов Заказчика.
Согласно техническому заданию объектами охраны являются 7 объектов (в том числе объекты повышенной опасности), расположенных на территории г. Мегиона по разным адресам (котельные, фильтровальные станции, канализационно-очистные сооружения, водозабор, АГРС-150).
По мнению Заказчика выполнение данного требования позволит обеспечить оперативное взаимодействие Заказчика с нарядами охраны частного охранного предприятия, с подразделениями полиции города Нижневартовска, непрерывный круглосуточный прием и передачу сообщений, оперативный контроль за обстановкой на охраняемых объектах, возможность незамедлительно связаться с оперативным дежурным, осуществляющим руководство работой мобильной группы быстрого реагирования, а также позволит минимизировать риски неоказания услуг по охране в случае возникновения перебоев связи.
Вышеуказанные требования установлены согласно Национальному стандарту РФ «Охранная деятельность. Оказание охранных услуг, связанных с принятием соответствующих мер реагирования на сигнальную информацию технических средств охраны. Общие требования» ГОСТ Р 59044-2020, исходя из потребностей Заказчика с целью обеспечения своевременного и надежного исполнения участником обязательств, принятых по заключаемому договору.
Указанный ГОСТ устанавливает общие требования к организации охранных услуг, связанных с охраной объектов и/или имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны (ТСО), перечень видов которых устанавливает Правительство Российской Федерации, и/или с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию. Требования настоящего стандарта распространяются на объекты независимо от их ведомственной принадлежности и формы собственности. В пункте 3 Стандарта даны, в том числе, определения следующих терминов:
- дежурное подразделение охранной организации: Структурное подразделение частной охранной организации с круглосуточным режимом работы, выполняющее функции по организации и контролю за осуществлением охраны объектов, в том числе по контролю за работой мобильных групп охраны (групп быстрого реагирования);
- мобильная группа охраны (группа быстрого реагирования): Группа работников частной охранной организации в составе не менее двух охранников, выполняющая функции по охране имущества и объектов путем реагирования на сигнальную информацию технических средств охраны на охраняемых объектах;
- оперативный дежурный: работник частной охранной организации, выполняющий функции по организации и контролю за осуществлением охраны объектов, в том числе по руководству работой мобильных групп охраны (групп быстрого реагирования).
Кроме того, охранная деятельность регулируется Правилами приобретения, учета, хранения и ношения специальных средств, приобретения и обращения огнестрельного оружия и патронов к нему, применяемых в ходе осуществления частной охранной деятельности, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 14.08.1992 № 587 «Вопросы частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности».
Системный анализ норм указанных Правил в совокупности с положениями ГОСТ Р 59044-2020 от 01.10.2020, позволяет сделать вывод, что дежурное подразделение охранной организации это обособленное подразделение, располагающее помещением, в котором в отдельных сейфах установленным порядком хранятся спецсредства, оружие и патроны к нему, именно там оперативный дежурный осуществляет их выдачу охранникам под роспись перед заступлением на смену (пост/боевое дежурство) и именно там хранится и ведётся вся регламентированная внутренняя документация, именно там уполномоченное лицо проводит ежедневные инструктаже частных охранников о порядке действий при возникновении чрезвычайных ситуаций, нападений на охраняемый объект, проверку знаний требований действующего законодательства, в том числе правил применения огнестрельного оружия и специальных средств, наличия удостоверений, экипировки и форменной одежды.
Установление требований к Исполнителю о наличии у него в обязательном порядке собственной круглосуточно действующую дежурной части по месту нахождения объектов заказчика обусловлены потребностью Заказчика и согласуются с положениями действующего законодательства.
Наличие дежурной части в месте оказания услуг гарантирует замену сотрудника охраны, допустившего некачественное несение дежурства, а также усиление поста в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.
В соответствии с ч.6 ст.3 Закона о закупках требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
На основании изложенного, довод № 2 является необоснованным.
3. По доводу № 3 Комиссией Управления установлено следующее.
Как следует из доводов Жалобы, в документации Заказчик незаконно установил условие о начале оказания охранных услуг с момента заключения контракта (договора), не заложив время для подготовки сторонами контракта к началу оказания охранных услуг после заключения контракта (договора).
Заказчик считает данный довод необоснованным ввиду следующего. В рамках проведения закупочной процедуры по Закону о закупках, после объявления победителя открытого конкурса, договор заключается не ранее чем через 10 календарных дней не позже чем через 20 календарных дней. Установленный в законе срок для заключения договора является достаточным для подготовки к началу оказания конкретных услуг.
Довод заявителя №3 не нашел подтверждения.
4. По доводу № 4 Комиссией Управления установлено следующее.
Обучение пожарно-техническому минимуму является нормой пожарной безопасности, данные нормы закреплены Приказом МЧС РФ от 12.12.2007 № 645 «Об утверждении Норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций» (далее - Приказ МЧС № 645).
Согласно пункту 31 раздела 3 Приказа МЧС РФ от 12.12.2007 № 645 руководители, специалисты и работники организаций, ответственные за пожарную безопасность, обучаются пожарно-техническому минимуму в объеме знаний требований нормативных правовых актов, регламентирующих пожарную безопасность, в части противопожарного режима, пожарной опасности технологического процесса и производства организации, а также приемов и действий при возникновении пожара в организации, позволяющих выработать практические навыки по предупреждению пожара, спасению жизни, здоровья людей и имущества при пожаре.
Пунктом 40 раздела 3 Приказа МЧС № 645 установлено что обучение по специальным программам пожарно-технического минимума непосредственно в организации проводится руководителем организации или лицом, назначенным приказом (распоряжением) руководителя организации, ответственным за пожарную безопасность, имеющим соответствующую подготовку.
Пунктом 34 приказа МЧС № 645 установлено, что обязанности по организации обучения пожарно-техническому минимуму в организации возлагаются на ее руководителя.
Исходя из вышесказанного следует, что обучение работников пожарно-техническому минимуму, осуществляющих круглосуточную охрану организации, осуществляется непосредственно в организации, в данном случае в организации заказчика, и не возлагает на исполнителя (участника закупки) обязанности такого обучения перед подачей заявки на участие в конкурсе.
Иные нормы действующего законодательства, возлагающие на исполнителя (участника закупки) обязанность по обучению работников пожарно-техническому минимуму, а также обязанность о наличии у исполнителя удостоверения о пройденном обучении пожарно-техническому минимуму, отсутствуют.
Исходя из вышеуказанных пунктов следует, что обучение работников пожарно-техническому минимуму, осуществляющих круглосуточную охрану организации, осуществляется непосредственно в организации, в данном случае в организации заказчика, и не возлагает на исполнителя (участника закупки) такого обучения перед подачей заявки на участие в конкурсе.
Иные нормы действующего законодательства, возлагающие на исполнителя (участника закупки) обязанность по обучению работников пожарно-техническому минимуму, а также обязанность о наличии у исполнителя удостоверения о пройденном обучении пожарно-техническому минимуму, отсутствуют.
Следовательно, довод заявителя является обоснованным.
Согласно части 1 статьи 1 Закона о закупках целями регулирования закупок являются: обеспечение единства экономического пространства; создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц; указанных в части 2 статьи 1 названного Закона (заказчиков), в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности; эффективное использование денежных средств; расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия; развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки; предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг Заказчики обязаны руководствоваться основными принципами, а именно участнику закупки должны быть обеспечены равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Согласно ч.20 ст.18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.
Учитывая, что на дату рассмотрения Жалобы закупка № 32211092201 отменена Заказчиком, Комиссия Управления приходит к выводу об отсутствии необходимости в выдаче обязательного для исполнения предписания.
На основании вышеизложенного Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России, руководствуясь положениями статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу (вх. от 16.02.2022 № 1507-эп/22) на действия Заказчика МУП «Тепловодоканал» при проведении открытого конкурса на охрану (военизированная) производственных объектов жизнеобеспечения МУП «Тепловодоканал», извещение № 32211092201, обоснованной по доводу № 4, необоснованной по доводам №№ 1, 2, 3.
2. Не выдавать Заказчику обязательное для исполнения предписание.
Примечание: Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии «_________»
Члены Комиссии: «_________»
«_________»