Решение б/н решение по жалобе № 1507-эп/22 на действия заказчика МУП "Те... от 5 марта 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе № 086/07/3-219/2022

по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика

при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом

от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

 

Резолютивная часть решения оглашена 02.03.2022                                                   г. Ханты-Мансийск

Решение в полном объеме изготовлено 05.03.2022

       

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее - Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), в составе:

Председатель комиссии:

«_________» «_________»;

Члены комиссии:

«_________» «_________»;

«_________» «_________»;

в отсутствии представителя Заявителя, уведомленного о рассмотрении Жалобы надлежащим образом;

в отсутствии представителя Заказчика, уведомленного о рассмотрении Жалобы надлежащим образом (не смог подключиться по техническим причинам;

рассмотрев жалобу «_________» (вх. от 16.02.2022 № 1507-эп/22) (далее — Жалоба) на действия Заказчика МУП «Тепловодоканал» при проведении открытого конкурса на охрану (военизированная) производственных объектов жизнеобеспечения МУП «ТВК», извещение № 32211092201, в соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу — Югре (далее – Ханты-Мансийское УФАС России, Управление), в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, поступила Жалоба (вх. от 16.02.2022 № 1507-эп/22) «_________» (далее - Заявитель) на действия МУП «Тепловодоканал» (далее – Заказчик) при проведении открытого конкурса на охрану (военизированная) производственных объектов жизнеобеспечения МУП «ТВК», извещение № 32211092201

Заявитель обжалует положения закупочной документации в части установления в документации о закупке необоснованных, избыточных требований к участникам закупки.

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках, Закон № 223-ФЗ) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.

В соответствии с частью 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Ханты-Мансийским УФАС России в адрес Заявителя и Заказчика направлено Уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу. Рассмотрение жалобы назначено на 21.02.2021. В назначенную дату состоялось рассмотрение жалобы посредством видео-конференц-связи.

В силу части 10 статьи 3 Закона о закупках участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

3) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

4) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

5) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Указанная норма Закона о закупках носит императивный характер и приведенный в ней перечень оснований для обжалования действий (бездействия) заказчика в антимонопольный орган является исчерпывающим, соответственно положения статьи 18.1 Закона о защите конкуренции должны применяться с учетом данной нормы.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд МУП «Тепловодоканал» в редакции №7 (далее – Положение о закупке), утвержденным директором МУП «Тепловодоканал» 13.12.2021.

02.02.2022 в Единой информационной системе в сфере закупок (далее – ЕИС) на официальном сайте www.zakupki.gov.ru Заказчиком опубликовано извещение о проведении закупки 32211092201. 14.02.2022 в Извещение внесены изменения.

В соответствии с извещением срок подачи заявок установлен с 02.02.2022 до 21.02.2022 09:00 (мск+2). Подведение итогов назначено на 22.02.2022.

Жалоба поступила в Ханты-Мансийское УФАС России посредством электронной почты 16.02.2022, то есть до окончания срока подачи заявок.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах.

В случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

С учетом доводов, содержащихся в Жалобе, Комиссия полномочна рассматривать данную жалобу.

Заявитель считает, что Заказчик необоснованно установил в документации о закупке следующие требования:

1. Требование о необходимости использования охранниками конкретных видов и типов оружия. 

2. Требование о наличии у победителя закупки дежурного подразделения в месте нахождения объекта заказчика.

3. Требование о начале оказания услуг с момента заключения контракта (договора).

4. Требование о наличии у охранников документа, подтверждающего обучение по программе пожарно-технического минимума.

Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Рассмотрев материалы Жалобы Комиссия Управления установила следующее.

21.02.2022 в ЕИС размещено извещение об отмене закупки на основании приказа директора МУП «Тепловодоканал» от 21.02.2022 № 34.

В соответствии с ч.5 ст. 3.2 Закона о закупках Заказчик вправе отменить конкурентную закупку по одному и более предмету закупки (лоту) до наступления даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в конкурентной закупке.

Заявитель не обжаловал действия Заказчика в части отмены закупки № 32211092201.

1. По доводу № 1 Комиссия Управления установила следующее.

Заявитель считает, что Заказчик незаконно установил в документации требования о необходимости использования охранниками победителя закупки при оказании охранных услуг конкретных видов и типов оружия.

Согласно пункту 1.3 Проекта Договора все охранные мероприятия проводятся силами сотрудников «Исполнителя» (далее – охранники), вооруженных боевым ручным стрелковым оружием (для ЧОП – служебным огнестрельным оружием).

Заказчик пояснил, что требование к оружию не было установлено в документации о закупке, так как в технической документации указано лишь на необходимость сертифицированного оружия, а также соответствия требования государственных стандартов Российской Федерации. Конкретного типа и марки оружия указано не было, в связи с чем данное требование не ограничивает участников закупки.

Данное требование не противоречит Перечню видов вооружения охранников, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.08.1992 № 587 «Вопросы частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности».

В соответствии с ч.6 ст.3 Закона о закупках требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Довод Заявителя №1 является необоснованным.

 2. По доводу № 2 Комиссия Управления установила следующее.

Согласно п.7 Информационной карты документации о закупке одним из обязательных требований к участнику закупки является наличие круглосуточной дежурной части в пределах города Мегиона, оснащенную телефоном и радиосвязью (в связи с удаленностью некоторых объектов охраны) для осуществления оперативного руководства персоналом, а также для оперативного реагирования при возникновении внештатной ситуации.  

Заявитель считает, что данное требование Заказчика является незаконным, необоснованно ограничивающим конкуренцию и предоставляющим преимущество частным охранным организациям, которые зарегистрированы в месте нахождения объектов Заказчика.

Согласно техническому заданию объектами охраны являются 7 объектов (в том числе объекты повышенной опасности), расположенных на территории г. Мегиона по разным адресам (котельные, фильтровальные станции, канализационно-очистные сооружения, водозабор, АГРС-150). 

По мнению Заказчика выполнение данного требования позволит обеспечить оперативное взаимодействие Заказчика с нарядами охраны частного охранного предприятия, с подразделениями полиции города Нижневартовска, непрерывный круглосуточный прием и передачу сообщений, оперативный контроль за обстановкой на охраняемых объектах, возможность незамедлительно связаться с оперативным дежурным, осуществляющим руководство работой мобильной группы быстрого реагирования, а также позволит минимизировать риски неоказания услуг по охране в случае возникновения перебоев связи.

Вышеуказанные требования установлены согласно Национальному стандарту РФ «Охранная деятельность. Оказание охранных услуг, связанных с принятием соответствующих мер реагирования на сигнальную информацию технических средств охраны. Общие требования» ГОСТ Р 59044-2020, исходя из потребностей Заказчика с целью обеспечения своевременного и надежного исполнения участником обязательств, принятых по заключаемому договору.

Указанный ГОСТ устанавливает общие требования к организации охранных услуг, связанных с охраной объектов и/или имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны (ТСО), перечень видов которых устанавливает Правительство Российской Федерации, и/или с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию. Требования настоящего стандарта распространяются на объекты независимо от их ведомственной принадлежности и формы собственности. В пункте 3 Стандарта даны, в том числе, определения следующих терминов:

- дежурное подразделение охранной организации: Структурное подразделение частной охранной организации с круглосуточным режимом работы, выполняющее функции по организации и контролю за осуществлением охраны объектов, в том числе по контролю за работой мобильных групп охраны (групп быстрого реагирования);

- мобильная группа охраны (группа быстрого реагирования): Группа работников частной охранной организации в составе не менее двух охранников, выполняющая функции по охране имущества и объектов путем реагирования на сигнальную информацию технических средств охраны на охраняемых объектах;

- оперативный дежурный: работник частной охранной организации, выполняющий функции по организации и контролю за осуществлением охраны объектов, в том числе по руководству работой мобильных групп охраны (групп быстрого реагирования).

Кроме того, охранная деятельность регулируется Правилами приобретения, учета, хранения и ношения специальных средств, приобретения и обращения огнестрельного оружия и патронов к нему, применяемых в ходе осуществления частной охранной деятельности, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 14.08.1992 № 587 «Вопросы частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности».

Системный анализ норм указанных Правил в совокупности с положениями ГОСТ Р 59044-2020 от 01.10.2020, позволяет сделать вывод, что дежурное подразделение охранной организации это обособленное подразделение, располагающее помещением, в котором в отдельных сейфах установленным порядком хранятся спецсредства, оружие и патроны к нему, именно там оперативный дежурный осуществляет их выдачу охранникам под роспись перед заступлением на смену (пост/боевое дежурство) и именно там хранится и ведётся вся регламентированная внутренняя документация, именно там уполномоченное лицо проводит ежедневные инструктаже частных охранников о порядке действий при возникновении чрезвычайных ситуаций, нападений на охраняемый объект, проверку знаний требований действующего законодательства, в том числе правил применения огнестрельного оружия и специальных средств, наличия удостоверений, экипировки и форменной одежды.

Установление требований к Исполнителю о наличии у него в обязательном порядке собственной круглосуточно действующую дежурной части по месту нахождения объектов заказчика обусловлены потребностью Заказчика и согласуются с положениями действующего законодательства.

Наличие дежурной части в месте оказания услуг гарантирует замену сотрудника охраны, допустившего некачественное несение дежурства, а также усиление поста в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.

В соответствии с ч.6 ст.3 Закона о закупках требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

На основании изложенного, довод № 2 является необоснованным.

3. По доводу № 3 Комиссией Управления установлено следующее.

Как следует из доводов Жалобы, в документации Заказчик незаконно установил условие о начале оказания охранных услуг с момента заключения контракта (договора), не заложив время для подготовки сторонами контракта к началу оказания охранных услуг после заключения контракта (договора).

Заказчик считает данный довод необоснованным ввиду следующего. В рамках проведения закупочной процедуры по Закону о закупках, после объявления победителя открытого конкурса, договор заключается не ранее чем через 10 календарных дней не позже чем через 20 календарных дней. Установленный в законе срок для заключения договора является достаточным для подготовки к началу оказания конкретных услуг.

Довод заявителя №3 не нашел подтверждения.

4. По доводу № 4 Комиссией Управления установлено следующее.

Обучение пожарно-техническому минимуму является нормой пожарной безопасности, данные нормы закреплены Приказом МЧС РФ от 12.12.2007 № 645 «Об утверждении Норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций» (далее - Приказ МЧС № 645).

Согласно пункту 31 раздела 3 Приказа МЧС РФ от 12.12.2007 № 645 руководители, специалисты и работники организаций, ответственные за пожарную безопасность, обучаются пожарно-техническому минимуму в объеме знаний требований нормативных правовых актов, регламентирующих пожарную безопасность, в части противопожарного режима, пожарной опасности технологического процесса и производства организации, а также приемов и действий при возникновении пожара в организации, позволяющих выработать практические навыки по предупреждению пожара, спасению жизни, здоровья людей и имущества при пожаре.

Пунктом 40 раздела 3 Приказа МЧС № 645 установлено что обучение по специальным программам пожарно-технического минимума непосредственно в организации проводится руководителем организации или лицом, назначенным приказом (распоряжением) руководителя организации, ответственным за пожарную безопасность, имеющим соответствующую подготовку.

Пунктом 34 приказа МЧС № 645 установлено, что обязанности по организации обучения пожарно-техническому минимуму в организации возлагаются на ее руководителя.

Исходя из вышесказанного следует, что обучение работников пожарно-техническому минимуму, осуществляющих круглосуточную охрану организации, осуществляется непосредственно в организации, в данном случае в организации заказчика, и не возлагает на исполнителя (участника закупки) обязанности такого обучения перед подачей заявки на участие в конкурсе.

Иные нормы действующего законодательства, возлагающие на исполнителя (участника закупки) обязанность по обучению работников пожарно-техническому минимуму, а также обязанность о наличии у исполнителя удостоверения о пройденном обучении пожарно-техническому минимуму, отсутствуют.

Исходя из вышеуказанных пунктов следует, что обучение работников пожарно-техническому минимуму, осуществляющих круглосуточную охрану организации, осуществляется непосредственно в организации, в данном случае в организации заказчика, и не возлагает на исполнителя (участника закупки) такого обучения перед подачей заявки на участие в конкурсе. 

Иные нормы действующего законодательства, возлагающие на исполнителя (участника закупки) обязанность по обучению работников пожарно-техническому минимуму, а также обязанность о наличии у исполнителя удостоверения о пройденном обучении пожарно-техническому минимуму, отсутствуют. 

Следовательно, довод заявителя является обоснованным.

Согласно части 1 статьи 1 Закона о закупках целями регулирования закупок являются: обеспечение единства экономического пространства; создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц; указанных в части 2 статьи 1 названного Закона (заказчиков), в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности; эффективное использование денежных средств; расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия; развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки; предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг Заказчики обязаны руководствоваться основными принципами, а именно участнику закупки должны быть обеспечены равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Согласно ч.20 ст.18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

Учитывая, что на дату рассмотрения Жалобы закупка № 32211092201 отменена Заказчиком, Комиссия Управления приходит к выводу об отсутствии необходимости в выдаче обязательного для исполнения предписания.

На основании вышеизложенного Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России, руководствуясь положениями статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу (вх. от 16.02.2022 № 1507-эп/22) на действия Заказчика МУП «Тепловодоканал» при проведении открытого конкурса на охрану (военизированная) производственных объектов жизнеобеспечения МУП «Тепловодоканал», извещение № 32211092201, обоснованной по доводу № 4, необоснованной по доводам №№ 1, 2, 3.

2. Не выдавать Заказчику обязательное для исполнения предписание.

 

Примечание: Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

Председатель Комиссии                                                          «_________»

 

Члены Комиссии:                                                                      «_________»

                                                                                                          

                                                                                                      «_________»

Связанные организации

Связанные организации не указаны