Решение №ВТ/7283/23 РЕШЕНИЕ №086/07/3-1531/2023 по результатам рассмотрения жало... от 13 октября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Резолютивная часть решения оглашена 10.10.2023 г. Ханты-Мансийск

Решение в полном объеме изготовлено 13.10.2023

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее - Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), в составе:

Председатель комиссии:

«…» – «…»;

Члены комиссии:

«…» – «…»;

«…» – «…»;

в отсутствии на заседании комиссии представителя Заявителя «…», уведомленного надлежащим образом о месте и времени проведения рассмотрения жалобы;

в присутствии на заседании комиссии посредством онлайн-видеоконференции представителя заказчика АО «Россети Тюмень» «…»,

рассмотрев посредством онлайн-видеоконференции жалобу «…» (далее Заявитель) (вх.9412-ЭП/23 от 28.09.2023) (далее – Жалоба) на действия Заказчика АО «Россети Тюмень» (далее – Заказчик) при проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на поставку силовых трансформаторов 6-10 кВ для филиала АО «Россети Тюмень» Тюменские электрические сети (реестровый номер извещения 32312670568), в соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее Ханты-Мансийское УФАС России, Управление) поступила жалоба «…» (вх.9412-ЭП/23 от 28.09.2023) на действия Заказчика АО «Россети Тюмень» при проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на поставку силовых трансформаторов 6-10 кВ для филиала АО «Россети Тюмень» Тюменские электрические сети (реестровый номер извещения 32312670568).

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах.

В случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В соответствии с частью 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, с учетом особенностей, установленных названной статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе, в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

В силу части 11 статьи 3 Закона о закупках в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

Согласно материалам дела дата и время окончания срока подачи заявок (по местному времени заказчика) 06.09.2023 15:00, дата подведения итогов 20.09.2023, жалоба Заявителя поступила в Ханты-Мансийское УФАС России 28.09.2023, жалоба зарегистрирована вх. №9412-ЭП/23 от 28.09.2023.

В соответствии с частью 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Ханты- Мансийским УФАС России в адрес Заявителя и Заказчика направлено Уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу от 29.09.2023 № ВТ/6887/23. Рассмотрение жалобы было назначено на 10.10.2023.

Так, Заявитель в своей Жалобе указывает на следующее.

«….» подало заявку на участие в конкурсе в электронной форме с номером закупки 32312670568 на поставку трансформатора силовых трансформаторов 6-10 кВ для филиала АО «Россети Тюмень» Тюменские электрические сети, заказчиком является АО «Россети Тюмень».

15.09.2023 заказчиком размещен протокол № 32312670568/2023.0599-1 о результатах рассмотрения заявок, согласно которому были допущены к участию в переторжке 3 участника из 5: «….» , «….» , «….» .

19.09.2023 в ходе проведения переторжки «….» была предложена цена 4 637 420,15 руб. с учетом НДС, участником «….» была предложена цена 4 641 239,82 руб. с учетом НДС.

20.09.2023 заказчиком размещен итоговый протокол № 32312670568/2023.0599-2, согласно приложению к итоговому протоколу заказчик провел оценку по 3 критериям: Цена, Наличие аттестованного оборудования, технологий, материалов и систем в ПАО «Россети», Деловая репутация.

Деловая репутация - информация о наличии или отсутствии у Участника вступивших в силу судебных решений не в пользу участника за последние 24 месяца до даты размещения извещения о закупке, соответствие критерию проверяется заказчиком с использованием картотеки арбитражных дел Высшего арбитражного суда Российской Федерации http://kad.arbitr.ru.

У Заявителя отсутствуют вступившие в силу судебные решения за последние 24 месяца до даты размещения извещения о закупке, по договорам заключенным в рамках Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 №44-ФЗ.

Решение по гражданскому делу №А45-12655/2022 от 12.05.2022 по иску «….» было вынесено не в пользу «….» , однако рассматриваемое дело не может быть принято в качестве негативного опыта, поскольку договор между «….» и «….» был заключен в рамках Гражданского кодекса Российской Федерации, его исполнение и заключение не регламентируется законодательством о закупочной деятельности Российской Федерации, а значит не может приниматься во внимание.

Заявитель уточняет, что в качестве подтверждения деловой репутации «….» следует принимать во внимание, что исполнение по договорам, заключенным по итогам конкурентных процедур происходило без каких-либо нарушений, рекламации от заказчиков отсутствуют.

Таким образом, по мнению Заявителя, оценка по критерию Деловая репутация произведена с нарушениями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» проведена неправомерно.

Заказчик с доводами жалобы не согласился, представил в Управление материалы и письменные возражения (вх. № 9783-ЭП/23 от 06.10.2023).

В адрес АО «Россети Тюмень» поступило уведомление Ханты-Мансийского УФАС России № 086/07/3-1531/2022 о поступлении жалобы Заявителя на действия АО «Россети Тюмень» при проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на поставку силовых трансформаторов 6-10 кВ для филиала АО «Россети Тюмень» Тюменские электрические сети, извещение 32312670568 (далее по тексту конкурс, закупка).

14.08.2023 в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) на официальном сайте www.zakupki.gov.ru Заказчиком опубликовано извещение о проведении закупки № 32312670568. 28.08.2023 в Извещение внесены изменения.

В соответствии с извещением (с изменениями) установлены следующие сроки:

- срок подачи заявок – с 14.08.2023 по 06.09.2023;

- дата рассмотрения заявок - 15.09.2023;

- дата подведения итогов - 20.09.2023.

Согласно протоколу заочного заседания комиссии по подведению итогов закупки от 20.09.2023 № 32312670568/2023.0599-2 (далее итоговый протокол) победителем закупки стал участник – «….» , Заявителю присвоено второе место.

По мнению заявителя Заказчик при проведении оценки по критерию «Деловая репутация» неправомерно учел решение по делу №А45-12655/2022, поскольку данное решении вынесено судом по договору, заключенному не по результатам закупки.

Рассмотрев жалобу «….», АО «Россети Тюмень» находит данную жалобу необоснованной, по следующим основаниям.

I. Оценка по критерию «Деловая репутация» произведена Заказчиком без нарушения требований Закона о закупках, Единого стандарта закупок ПАО «Россети» и Документации о закупке.

При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, принятыми в соответствии с ними и утвержденными заказчиками правилами закупки и составляемой на их основе документации о закупке (ч. 1 ст. 2 Закона о закупках).

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора, определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в Законе о закупках, порядок и условия их применения.

Документом, регламентирующим закупочную деятельность заказчика, является Единый стандарт закупок ПАО «Россети» (далее - Стандарт), утвержденный протоколом заседания Совета директоров ПАО «Россети» № 334 от 17.12.2018 г (в редакции протокола № 604/6 от 30.12.2022 г.). Протоколом Совета директоров АО «Тюменьэнерго» от 28.12.2018 № 22/18 Заказчик присоединился к Стандарту (с последующими изменениями).

В соответствии с п. 7.4.4. Стандарта Документация о закупке должна содержать информацию, необходимую и достаточную для того, чтобы участники закупки могли принять решение об участии в закупке, подготовить и подать заявки таким образом, чтобы Закупочная комиссия могла оценить их по существу и выбрать наилучшую заявку.

В документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные Стандартом, в том числе:

р) критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке;

В соответствии с п. 3.1. Приложения № 2 («Типовые требования к участникам закупок, критерии и методики оценки заявок участников закупок» к Стандарту (далее по тексту – Типовые требования), с целью определения степени предпочтительности (итогового рейтинга) заявок участников, в документации о закупке могут устанавливаться критерии оценки, учитывающие как ценовые, так и неценовые параметры заявок участников.

Перечень критерий оценки (ценовые и неценовые) и порядок оценки заявок участников утверждаются закупочной комиссией в составе документации о закупке (п. 1.2. Типовых требований к Стандарту).

В соответствии с п. 23 части II «Информационная карта закупки» документации о закупке, критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, величины их значимости и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке определены в приложении № 3 документации о закупке.

Согласно раздела «Критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, величины их значимости и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке» приложения №3 к документации о закупке установлен, в том числе и критерий «Деловая репутация».

N п/п

Критерии (подкритерии) оценки заявки

Весовое значение критерия

Необходимые сведения и документы

Кем предоставляются сведения и документы

 

Направление экспертизы

3

Деловая репутация (Rdi)

(наличие или отсутствие у Участника вступивших в силу судебных решений не в пользу участника за последние 24 месяца до даты размещения извещения о закупке)

5%

Информация проверяется с использованием картотеки арбитражных дел Высшего арбитражного суда Российской Федерации http://kad.arbitr.ru

Документ не предоставляется

 

 

 

 

Благонадежность

  1. Расчет рейтинга по критерию «Деловая репутация» (Rdi)

Балл

Порядок оценки по критерию «Деловая репутация»

0

присваивается при наличии 5 (пяти) и более вступивших в силу судебных решений не в пользу участника за последние 24 месяца до даты размещения извещения о закупке

20

присваивается при наличии 4 (четырех) вступивших в силу судебных решений не в пользу участника за последние 24 месяца до даты размещения извещения о закупке

40

присваивается при наличии 3 (трех) вступивших в силу судебных решений не в пользу участника за последние 24 месяца до даты размещения извещения о закупке

60

присваивается при наличии 2 (двух) вступивших в силу судебных решений не в пользу участника за последние 24 месяца до даты размещения извещения о закупке

80

присваивается при наличии 1 (одного) вступившего в силу судебного решения не в пользу участника за последние 24 месяца до даты размещения извещения о закупке

100

присваивается при отсутствии вступивших в силу судебных решений не в пользу участника за последние 24 месяца до даты размещения извещения о закупке

Данный критерий установлен в соответствии с Законом о закупках и Типовыми требованиями к Стандарту.

Согласно п. 4.2. Типовых требований к Стандарту, для оценки заявок участников по неценовым параметрам в документации о закупке могут быть установлены критерии (подкритерии), учитывающие расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, в том числе учёт стоимости жизненного цикла продукции, применение результатов работ, качественные, функциональные и экологические характеристики предмета закупки, квалификацию участников закупки (в том числе наличие у них финансовых ресурсов, наличия на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом договора, деловой репутации, кадровых ресурсов определённого уровня квалификации).

Для сопоставления заявок участников по критерию оценки «Деловая репутация» Заказчик проверяет информацию с использованием картотеки арбитражных дел Высшего арбитражного суда Российской Федерации http://kad.arbitr.ru. Количество баллов присваивается в зависимости от наличия/отсутствия вступивших в силу судебных решений не в пользу участника за последние 24 месяца до даты размещения извещения о закупке.

Согласно итоговой экспертной оценке (приложение к итоговому протоколу) Заявителю по критерию «Деловая репутация» присвоено 80 баллов.

При проверке Заявителя при оценке по неценовому критерию «Деловая репутация» был выявлен один вступивший в законную силу судебный акт не в пользу Заявителя за последние 24 месяца до даты размещения извещения о закупке.

Документация была размещена 14.08.2023 в связи с чем оценка на предмет соответствия критерию «Деловая репутация» осуществлялась исходя из периода с 14.08.2021 по 14.08.2023.

В указанный период в отношении Заявителя вынесено решение Арбитражного суда Новосибирской области от 27.08.2022 № А45-12655/2022 (далее по тексту – решение по делу № А45-12655/2022) (о взыскании неустойки за просрочку исполнения договора поставки трансформаторов) (https://kad.arbitr.ru/Document/Pdf/64cc281b-afaa-469c-8bf2-395ae090a283/0a9dbb22-1085-4196-9fd4-f27ad6d164bb/A45-12655-2022_20220827_Reshenie.pdf?isAddStamp=True).

По мнению АО «Россети Тюмень», довод Заявителя, что Заказчик не должен принимать указанное решение во внимание при оценке его заявки, поскольку решение по делу № А45-12655/2022 вынесено по договору, заключенному не по результатам закупки в рамках Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» или Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ является несостоятельным и противоречит документации о закупке.

В соответствии с п. 5.3.3. документации о закупке не допускается осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные Заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Критерием оценки является отсутствие/наличие вступивших в силу судебных решений не в пользу участника за последние 24 месяца до даты размещения извещения о закупке, при независимо от того вынесено такое судебное решение по договору, который заключен по итогам закупочных процедур или нет.

Закупочной комиссией при сопоставлении заявок участников применен единый подход порядка оценки заявок участников, определенный в документации о закупке, а значит был реализован принцип равноправия участников закупки и недопустимости необоснованного ограничения конкуренции.

Основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения закупок, является выявление в результате закупки лица, исполнение договора которым, в наибольшей степени будет отвечать потребностям заказчика, обеспечению качества товара и надёжности поставщика и целям эффективного использования денежных средств, в условиях добросовестной конкуренции.

В целях выявления степени предпочтительности той или иной заявки АО «Россети Тюмень» установлен вышеуказанный оценочный критерий, который направлен на предоставление большей степени предпочтительности заявки добросовестного участника, оцениваемое отсутствием или наличием наименьшего количества вынесенных судебных решений не в пользу участника закупки, при этом независимо от того, заключен такой договор по результатам закупки или нет.

Указанный критерий даёт характеристику участнику с точки зрения надёжности, безопасности исполнения договора.

При этом ни Закон о закупках, ни Стандарт при установлении критерия «Деловая репутация» не ограничивает Заказчика в выборе параметров начисления баллов.

Более того, данный критерий является оценочным и не является основанием для отклонения заявки участника.

Заказчик обращает внимание, что решение Арбитражного суда Новосибирской области от 27.08.2022 № А45-12655/2022 вынесено по вопросу взыскания неустойки за просрочку исполнения договора поставки трансформаторов. АО «Россети Тюмень» объявлен открытый конкурс в электронной форме на право заключения договора на поставку силовых трансформаторов.

II. В действиях АО «Россети Тюмень» отсутствует нарушение процедуры торгов, а также отсутствуют основания для обжалования действия (бездействия) АО «Россети Тюмень», комиссии АО «Россети Тюмень» по осуществлению закупок товаров, работ, услуг.

Согласно пункту 4.2. части 1 статьи 23 закона о защите конкуренции, антимонопольные органы наделены полномочиями по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов.

Порядок рассмотрения указанных жалоб установлен статьёй 18.1 Закона о защите конкуренции, которая регламентирует лишь порядок действий антимонопольного органа (процедуру) при рассмотрении жалоб участников закупок, осуществляемых в силу Закона, но не определяет основания обращения в антимонопольный орган.

Эти основания установлены в части 10 статьи 3 Закона о закупках, согласно которой антимонопольные органы рассматривают жалобы участников закупки на действия (бездействие) заказчика в случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утверждённом и размещённом в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;

3) не размещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесённых в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключённых заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утверждённого и размещённого в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

6) не размещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объёме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Перечисленные в данной норме основания обжалования действий заказчика в административном порядке соотносятся с принципом прозрачности информации о закупках. Указанный перечень случаев является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию.

Иные же действия заказчиков подлежат обжалованию в судебном порядке, о чём указано в части 9 статьи 3 Закона о закупках.

По мнению Заказчика, в доводах жалобы не содержится указания на наличие хотя бы одного из вышеперечисленных признаков нарушений, содержащихся в положениях части 10 статьи 3 Закона о закупках.

На основании вышеизложенного, Заказчик просит признать жалобу Заявителя необоснованной в полном объёме.

В ходе рассмотрения Жалобы Комиссией Ханты-Мансийского УФАС России установлено.

В соответствии с извещением об осуществлении закупки (далее - Извещение):

1. Извещение размещено на сайте https://zakupki.gov.ru — 14.08.2023;

2. Начальная (максимальная) цена договора — 6 699 248,97 рублей;

3. Дата начала срока подачи заявок — 14.08.2023;

4. Дата и время окончания срока подачи заявок (по местному времени заказчика) - 06.09.2023 15:00;

4. Дата подведения итогов — 20.09.2023.

В соответствии с частью 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.

В соответствии подпунктами 1, 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Принцип информационной открытости закупки предполагает, что размещенная информация должна быть полной и достоверной; должна обеспечивать адекватное и четкое восприятие существа (предмета) закупки; не должна содержать противоречивой или непонятной информации и должна полностью информировать потенциальных участников закупки о требованиях, которым должны соответствовать подаваемые ими заявки.

В соответствии с пунктом 3 части 9 статьи 4 Закона о закупках в извещении об осуществлении конкурентной закупки должны быть указаны предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги, а также краткое описание предмета закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 настоящего Федерального закона (при необходимости).

Согласно пункту 15 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должно быть указано описание предмета такой закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 настоящего Федерального закона.

Согласно пункту 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке заказчик обязан указать требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика

Рассмотрев представленные материалы, проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее, выслушав пояснения представителя Заказчика, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России установила следующее.

Согласно части 13 статьи 3 Закона о закупках рассмотрение Жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования. Антимонопольный орган не вправе выходить за пределы доводов Жалобы и по собственной инициативе устанавливать иные нарушения в действиях (бездействии) Заказчика.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются установленными в Законе о закупках принципами, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

В силу части 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в Документации о конкурентной закупке в соответствии с Положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Доводы Заявителя о том, что Заказчиком неправомерно проведена оценка по критерию Деловая репутация с нарушениями Закона о закупке, не нашли подтверждения.

Согласно части 10 статьи 4 Закона о закупках в Документации о конкурентной закупке указываются критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке и иные сведения, определенные Положением о закупке.

В соответствии с п. 23 части II «Информационная карта закупки» документации о закупке АО «Россети Тюмень», критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, величины их значимости и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке определены в приложении № 3 документации о закупке.

Согласно раздела «Критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, величины их значимости и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке» приложения №3 к документации о закупке установлен, в том числе и критерий «Деловая репутация».

Критерии (подкритерии) оценки заявки — Деловая репутация (Rdi) (наличие или отсутствие у Участника вступивших в силу судебных решений не в пользу участника за последние 24 месяца до даты размещения извещения о закупке)/

Весовое значение критерия — 5%.

Необходимые сведения и документы — Информация проверяется с использованием картотеки арбитражных дел Высшего арбитражного суда Российской Федерации http://kad.arbitr.ru.

Кем предоставляются сведения и документы - Документ не предоставляется.

Направление экспертизы — Благонадежность.

Критерием оценки является отсутствие/наличие вступивших в силу судебных решений не в пользу участника за последние 24 месяца до даты размещения извещения о закупке, при независимо от того вынесено такое судебное решение по договору, который заключен по итогам закупочных процедур или нет.

В целях выявления степени предпочтительности той или иной заявки установлен оценочный критерий, который направлен на предоставление большей степени предпочтительности заявки добросовестного участника, оцениваемое отсутствием или наличием наименьшего количества вынесенных судебных решений не в пользу участника закупки, при этом независимо от того, заключен такой договор по результатам закупки или нет.

Вместе с тем, при проверке Заявителя при оценке по неценовому критерию «Деловая репутация» был выявлен один вступивший в законную силу судебный акт не в пользу Заявителя за последние 24 месяца до даты размещения извещения о закупке.

В указанный период в отношении Заявителя вынесено решение Арбитражного суда Новосибирской области от 27.08.2022 № А45-12655/2022 (о взыскании неустойки за просрочку исполнения договора поставки трансформаторов).

Согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 4 Обзоре судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018) использование заказчиком оценочных критериев выбора поставщика не является нарушением, если эти критерии носят измеряемый характер и соответствие участника закупки названным критериям может быть установлено объективно. Само по себе предъявление заказчиком указанных требований не приводит к необоснованному ограничению участников закупки и не влияет на развитие конкуренции.

В свою очередь Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России отмечает, что установление в документации о проведении закупки критериев оценки не ограничивает право хозяйствующих субъектов на участие в процедуре закупки, а преследует цель определения лучшего предложения в рамках проводимой Заказчиком процедуры закупки.

Кроме того, установленные Заказчиком критерии, по мнению Комиссии Ханты-Мансийского УФАС России являются объективными и понятными.

Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России также отмечает, что отсутствие у хозяйствующего субъекта необходимых условий для участия в Закупке не является доказательством, подтверждающим, что требования Заказчика привели к ограничению конкуренции. Каждый хозяйствующий субъект самостоятельно принимает решение об участии в закупочной процедуре, действия каждого из них влияют на результаты закупки, победителем которого определяется лучший из участников, то есть наиболее конкурентоспособный.

Вместе с тем Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России отмечает, что установленные критерии носят оценочный характер и не являются критериями допуска к закупочной процедуры.

Процедура оценки и сопоставления заявок на участие в Закупке направлена на выявление участника, заявка которого содержит лучшее предложение по исполнению договора, в том числе, исходя из опыта, имеющегося у участника Закупки, с точки зрения надёжности, безопасности исполнения договора, и никаким образом не может ограничить участников Закупки в их праве подать заявку на участие в такой Закупке и предложить условия исполнения договора, более выгодные, чем у других участников закупки.

При этом, как установлено на заседании Комиссии, на участие в обжалуемой Закупке по состоянию на дату окончания срока подачи заявок 06.09.2023 было подано 5 заявок.

Таким образом, учитывая количество поданных заявок, необходимо отметить, что данные критерии не сформированы таким образом, чтобы обеспечить победу конкретному хозяйствующему субъекту и формирование условий закупки не могут быть признаны не соответствующими целям и потребностям проводимой заказчиком процедуры.

Вместе с тем Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России принимает во внимание, что Заявителем не представлено доказательств, что установленные требования подходят только под конкретного исполнителя.

В связи с изложенным, Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России приходит к выводу, что указание Заказчиком в закупочной документации оспариваемых Заявителем требований не нарушают права участников и не ограничивают конкуренцию.

При этом принятие во внимание Заказчиком информации о наличии, вступившего в законную силу судебного акта № А45-12655/2022 (о взыскании неустойки за просрочку исполнения договора поставки трансформаторов) не в пользу Заявителя за последние 24 месяца до даты размещения извещения о закупке, при проведении оценки, не может свидетельствовать об ограничении конкуренции со стороны Заказчика.

Доказательств обратного Заявителем не представлено, а Комиссией не установлено.

С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России приходит к выводу о том, что установленные Заказчиком в закупочной документации требования и применение при проведении оценки, не могут рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки, Заказчиком не допущено нарушений Закона о закупках при установлении порядка оценки заявок, осуществлении оценки и сопоставлении заявок.

Заявитель как податель жалобы в антимонопольный орган, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства. Как следует из материалов дела, Заявителем такие документы приложены не были, обоснований и объективных доказательств наличия в действиях заказчика нарушений, помимо субъективной оценки таких действий, не представлено.

При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований.

Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (пункт 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (пункт 4 статьи 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (пункт 1 статьи 10 ГК РФ).

Таким образом, жалоба Заявителя является необоснованной.

На основании вышеизложенного Комиссия Ханты-Мансийского УФАС России, руководствуясь положениями статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

Признать жалобу «….» (вх.9412-ЭП/23 от 28.09.2023) (далее – Жалоба) на действия Заказчика АО «Россети Тюмень» (далее – Заказчик) при проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на поставку силовых трансформаторов 6-10 кВ для филиала АО «Россети Тюмень» Тюменские электрические сети (реестровый номер извещения 32312670568), необоснованной.

Связанные организации

Связанные организации не указаны